История риторики от Средневековья до эпохи Ренессанса


Риторика в средние века

Главной особенностью средневековой эпохи является ее глубокая взаимосвязь с религией.

Основным видом ораторского искусства на этот период становится духовное красноречие.

Служители церкви пересказывают священные догматы и библейские легенды.

Главным методом воздействия на слушателя становится внушение, а не убеждение.

Происходит активное развитие гомилетики: вспомогательная наука богословия объясняет церковную теорию и знакомит с проповеднической литературой.

Следует обратить внимание на работы испанского архиепископа Исидора Севильского и англосаксонского летописца и монаха Достопочтенного.

В их трудах доступно объяснена риторическая терминология, а материал систематизирован. Церковь в этот период считается самым крупным феодальным землевладельцем. Все подчинялось богословию: социальные институты, философия, искусство, образование.

С появлением высших учебных заведений появляется университетское красноречие. Оно также тесно связано с церковью и основано на схоластики. Данная философия полностью опирается на религиозные авторитеты и пренебрегает житейским опытом.

Одним из крупнейших писателей того времени считается Иоанн Златоуст: в нем отлично сочетаются античный ритор и христианский богослов.

Его считали защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством — учителей и юристов.

Красноречие в храме и на научной кафедре

В Средние века сложилась парадоксальная ситуация: античный мир и его достижения объявлялись церковью «греховными», «языческими», но при этом многие достижения древнегреческих и древнеримских мыслителей активно использовались европейскими богословами. Так, явно с оглядкой на труды Аристотеля и Цицерона составлены многие сочинения Фомы Аквинского, Августина Блаженного и других «отцов церкви». Необходимость «нести слово божье», излагать для неграмотных церковные догматы порождала талантливых проповедников, подчас обладавших большим влиянием на паству, чем правящие короли и императоры, — в качестве примера можно привести уже упоминавшегося Савонаролу. Важную роль играла риторика и в годы конфликтов между разными религиозными направлениями.


Иоанн Златоуст — знаменитый богослов, проповеди которого считаются одной из вершин церковного красноречия

В эпоху Возрождения и Нового времени, когда человек провозглашался главной ценностью, а наука и разум — основными инструментами познания мира, риторика в основном служит для популяризации науки, для разъяснения того, что еще несколько десятилетий назад считалось «чудом». Кроме того, риторика играет важную роль в литературе: так, в трудах кардинала Пьетро Бембо и писателя Бальдассаре Кастильоне, ярких представителей эпохи Возрождения, содержится множество рассуждений о стилистике речи, структуре народного языка, о роли образности и остроумия в изложении.

«Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление» (Максим Горький)

В конце XVII — в XVIII столетии риторика становится более «узкоспециальной», в ней более четко прослеживаются отдельные области, такие как риторика политическая, богословская, научная, судебная, литературная и даже светская, ведь, например, всевозможные самоучители по этикету и искусству «легкой беседы в обществе» тоже имели отношение к красноречию! Французский писатель и богослов Франсуа Фенелон в своей работе «Рассуждение о красноречии» превозносит такие достоинства оратора, как ясность мысли, четкость изложения, «поэтичность без излишеств».


Огюст Кудер. Открытие Генеральных штатов 5 мая 1789 года. 1839. Это заседание, созванное королем Людовиком XVI для решения финансовых проблем государства, и прозвучавшие на нем речи отчасти стали одной из причин Великой французской революции

Знаменитые религиозные проповедники средневековья:

  • Августин Блаженный
  • Иоанн Златоуст
  • Василий Великий
  • Беда Достопочтенный
  • Исидор Севильский

Пособия по риторике эпохи возрождения и нового времени:

  • «Риторика», Филипп Меланхтон
  • «Искусство поэзии», Николя Буало
  • «Источники французского красноречия», Шабанель
  • «Сад красноречия», Генри Пичем

Риторика в эпоху Возрождения

В эпоху Ренессанса риторика получает новый виток развития. Появляются деловое и парламентское красноречия; судебное — возрождается. В период Возрождения упор делается на человеческую индивидуальность.

Оратор-философ Цицерон становится образцом для подражания. И хоть он и не являлся оригинальным мыслителем или создателем собственной философской системы, писатель стремился ввести людей в курс последних событий и дать материал для осмысленного чтения и самообразования. Риторика тесно сплетается с литературой.

Личность человека и его свобода как никогда ярко стали проявляться в речи. Люди пытались разглядеть в родном языке риторические возможности, опираясь на внушительный опыт античных авторов.

Художественная литература того времени стремится повышать речевую культуру, усиливает словесную чуткость, пытается показать выразительные возможности языка и прививает эстетический вкус к слову.

Классическим примером ораторского мастерства эпохи Возрождения можно назвать монологи Гамлета, Джульетты и других героев Шекспира.

В церковной среде становятся популярными бунтарские проповеди. Итальянский монах Савонарола активно критикует Ватикан и роскошь католической церкви. А Ян Гус, занимая должность ректора Пражского университета, свои проповеди произносит на простом народном языке и умеет мастерски изменять форму изложения мыслей в зависимости от целевой аудитории.

Священник считался национальным героем Чехии. В его словах люди находили справедливость и честность. Гус провел реформу чешского правописания, после которой книги стали доступны и простым сословиям.

Риторика — неотъемлемая часть культуры любого народа. Благодаря этой дисциплине, утверждаются идеи и представления для конкретного исторического общества.

Одновременно с этим реализуется еще одна важная функция: риторика является посредником между людьми и налаживает взаимопонимание между ними.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Риторика — традиционная и современная Современная риторика — истоки ораторского искусства. Риторы времен Рамуса и…
  3. Древнегреческая риторика Причины возникновения искусства риторики в Древней Греции. Ее основоположники. Влияние…
  4. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…

Введение

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

В античные времена риторика рассматривалась как наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. Позже риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована не только как устойчивая система научных понятий, но и как учебный предмет.

B ХVІІ–ХІХ вв. риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. Постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.

Во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.

Современная неориторика несет в себе возврат к наследию христианской культуры с учетом современного научного знания.

В основании всей европейской риторики лежит античная риторика. Труды Аристотеля, Цицерона и других авторов античного мира оказали огромное влияние на тех, кто создал риторики в других странах, в том числе и в России.

Современная риторика

Конечно, по сравнению с античными Грецией и Римом, с Россией времен Ломоносова условия, в которых существует риторика, несколько изменились. Другой стала социальная структура общества, много раз сменился государственный строй, претерпели изменения и языки, на которых когда-то говорили «отцы красноречия». Появились профессии и сферы деятельности, которые еще 30-50 лет назад попросту не существовали…

Соответственно, и риторика как наука также обогатилась различными направлениями и связями со смежными областями человеческой деятельности. Современная риторика — понятие гораздо более широкое, нежели античное «ораторское искусство». Но основные правила, задачи и принципы остались прежними.


Гравюра Э. Фессара и К. Вортмана. М. В. Ломоносов. 1757. Ломоносов был создателем популярного русского учебника риторики, в течение многих лет использовавшегося и учеными, и адвокатами, и политиками

Какие определения риторики и какое видение ее задач представляют нам современные специалисты?

В большинстве пособий по искусству красноречия представлена идея о том, что основная задача современной риторики адекватное и уверенное пользование всеми видами слова, куда относятся устное выступление, письменная работа, отчет, телефонная или интернет-коммуникация. Также риторику называют наукой о мастерстве эффективной речи.

Эффективная речь — это в первую очередь та, которая соответствует цели говорящего, то есть является целесообразной. Например, если вы хотите привлечь к своему предприятию новых торговых партнеров, вряд ли вы будете на презентации делать акцент на возможных недостатках продукции, которую выпускаете.

«Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна» (Лев Толстой)

Эффективная речь должна воздействовать на слушателя. Например, руководителю нужно сподвигнуть сотрудников на сверхурочную работу. Конечно же, он будет искать особые вдохновляющие, мотивирующие слова.

И, наконец, к условиям эффективной речи относят гармонизацию оратора и аудитории, то есть риторика предназначена еще и для того, чтобы сгладить возможное негативное восприятие (например, во время той же речи о сверхурочных), наладить взаимопонимание.


Государственная дума России. Выступает председатель Совета министров В. Н. Коковцов. Декабрь 1912 г. От «политического красноречия» в те годы зависело очень многое…

От понятия «эффективность» неотделимо искусство убеждать. Поэтому изучение риторики невозможно без многочисленных упражнений и тренингов, нацеленных на высокий уровень взаимодействия выступающего со слушателями. Более того, именно «искусством убеждения» называют риторику некоторые современные исследователи, особенно те, кто специализируется в основном на тренингах и презентациях, на деловом общении. Но все же такое определение представляется узковатым.

«Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно» (Александр Герцен)

Очень важно и изучение культуры речи — без опоры на языковые нормы, без умения использовать выразительные средства языка хороший оратор немыслим.

Формирование каких основных умений ставится на первое место при изучении риторики в наше время?

  • Быстрое восприятие речи и любой другой информации.
  • Вычленение сути данной информации.
  • Оперативное облечение мысли в речь и действие.
  • Умение формировать монолог.
  • Умение апеллировать к чувствам, эмоциям, логике.
  • Умение вести диалог и управлять им.
  • Умение не поддаваться на «речевые провокации».
  • Умение сделать свою речь эффективной (требования к «эффективности речи» рассматривались выше).

Речь, вошедшая в историю

Одной из лучших речей в истории риторики признается выступление Мартина Лютера Кинга, лидера движения за гражданские права чернокожего населения, «I have a dream» («У меня есть мечта»). Он произнес ее в 1963 году со ступеней Мемориала Линкольна, во время мирной акции протеста «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу».

«Словесные узоры» в России

Свои особенности имела русская риторика. Уважение к образной, яркой, «текучей» речи на Руси бытовало всегда—достаточно напомнить, что почетным гостем на пирах обычно был сказитель… О высоком мастерстве письменного слова свидетельствуют русские летописи, жития святых, «поучения», составленные князьями для своих наследников. Дошли до наших дней и любопытные образцы эпистолярного жанра, такие как переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским — оппоненты явно владели искусством красноречия и умели его применять!

Русские практические руководства по риторике были предназначены в первую очередь для летописцев и, конечно же, богословов. Использовались и иностранные труды (у нас были известны, к примеру, как произведения Аристотеля, так и труды французского иезуита XVII столетия Ноэля Шабанеля), и руководства, составленные соотечественниками. Так, были широко известны работы епископа вологодского Макария, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича.

«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить» (Михаил Ломоносов)

К числу известнейших книг, посвященных риторике и изданных в России, следует отнести написанное Михаилом Васильевичем Ломоносовым «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Это издание вышло в свет в 1748 году и надолго стало одним из самых популярных.

В XIX столетии развитие риторики в России продолжало в основном общеевропейские тенденции. Преподавание риторики в учебных заведениях было прекращено. В наши дни постепенно приходит осознание того, что искусство красноречия относится к той области знания, которая, даже не получая практического применения, играет огромную роль в повышении общей культуры человека, в формировании его жизненной позиции. Как знать, может быть, через несколько лет эта дисциплина станет обязательной в школах, лицеях, колледжах и университетах?

Классика риторики

В XIX веке в России вышли в свет два учебных пособия, составленных профессором Царскосельского лицея Николаем Федоровичем Кошанским: «Общая риторика» (1818) и «Частная риторика» (1832). Они переиздавались много раз и были популярны вплоть до начала XX столетия.

Таинственное «сказание»

В XVII веке в России приобрело популярность произведение «Сказание о седми свободных мудростех», посвященное грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии. Автор и точное время создания неизвестны, есть версии, что это перевод с латинского языка; многие исследователи считают, что это творчество русского автора. «Сказание» много раз публиковалось как целиком, так и по частям, например в составе учебных пособий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]