ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ
Любое нарушение речи имеют свои причины. В зависимости от возраста выделяют несколько групп причин.
Причины нарушения у взрослых:
- сильный стресс;
- повреждение речевого аппарата;
- травма психологического или физического характера;
- контузии;
- хирургическое вмешательство;
- инфекционные болезни;
- глухота.
У детей дефект речи возникает по следующим причинам:
- сильный испуг либо стресс;
- травма;
- неврологические расстройства;
- нарушение функционирования ЦНС или ДЦП;
- болезни инфекционного характера;
- неправильное формирование либо повреждение речевого аппарата ;
- наследственность;
- глухота.
Условно все причины делятся на две группы: физиологические (связаны с повреждением артикуляционного аппарата) и неврологические (характеризуются повреждением участков мозга, которые отвечают за речь, и расстройством нервной системы).
Логопедические нарушения речи
Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.
Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.
ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.
Логопедические дефекты речи у ребенка подлежат исправлению при помощи занятий со специалистом
ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ
Существует несколько видов нарушения речи. Некоторые из них встречаются чаще, а некоторые — в единичных случаях, поэтому работа над ними будет сложнее и продолжительнее.
Дислалия
Одна из самых распространенных проблем с речью. Человек с таким дефектом характеризуется большим словарным запасом, способностью строить и согласовывать даже сложные длинные предложения, но при этом может ошибаться в произношении отдельных звуков.
Дефект относится к фонетической группе (нарушено произношение). У людей с подобным недугом проблем со слухом не наблюдается.
Дизартрия
Болезнь характеризуется ошибками в произношении практически всех звуковых групп. Причина данной проблемы кроется в нарушении работы нервов, связывающих речевой аппарат и нервную системы. При данном диагнозе работа таких нервов недостаточна.
Дизартрия характеризуется следующими особенностями речи человека:
- неправильная интонация, ритм и темп речи;
- невнятная речь;
- проблемы с голосообразованием.
Ринолалия
Проблема проявляется в нарушении тембра голоса человека. Вспомните, как в детстве все пытались пародировать слона (говорить «в нос»). Так вот у людей с ринолалией это происходит непроизвольно.
Носовое звучание возникает вследствие анатомических нарушений речевого аппарата.
Заикание
Характеризуется нарушением ритма, плавности и темпа речи. Заикание происходит из-за судорог мышц лица, обычно возникает с двухлетнего возраста. Болезнь имеет следующие особенности:
- резкая остановка во время разговора;
- повторение слогов или отдельных звуков;
- добавление в слова ненужных звуков.
Поскольку проблема заикания возникает все чаще, важно знать о правилах профилактики этого недуга. Причем соблюдать рекомендации нужно постоянно, а не только в то время, когда малыш начнет говорить. То есть уже в то время, когда ребенку исполнится полгода, необходимо четко следить за собственной речью и манерой говорения. Все, кто окружает ребенка, должны говорить четко, внятно и понятно, спешить, глотая звуки и слова, ни в коем случае нельзя. Также следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Избегать по возможности контактов с людьми, которые заикаются.
- При ребенке не стоит скандалить и разговаривать на повышенных тонах, а уж тем более кричать.
- Избегать травм, особенно головы. Важно следить, чтобы ребенок не получал и психологические травмы.
- Не перегружать ребенка большим количеством информации и эмоций, даже положительных.
- Не стараться сделать из малыша вундеркинда, не перегружать его занятиями.
- Избегать того, что может напугать ребенка (фильмы или страшные истории).
- Не бить ребенка и не выбирать в качестве наказания нахождение одному в темной комнате.
Алалия
Под алалией понимают отсутствие речи у детей от 3 до 5 лет. Отсутствие бывает частичное и полное. Недуг вызван повреждением либо недоразвитием области левого полушария, отвечающей за развитие. Нарушение развития или повреждение может произойти еще в утробе матери либо в первые месяцы после рождения.
Существует два вида алалии. При моторной алалии ребенок все понимает, но самостоятельно сказать ничего не может. А при сенсорной наблюдается непонимание речи другого. Зачастую при таком диагнозе ребенок хаотично повторяет звуки или целые слова взрослого. Исправление дефекта сложное и занимает много времени.
Мутизм
Этот недуг чаще всего развивается вследствие получения сильной травмы психологического характера. У детей с таким диагнозом останавливается речевое развитие, они полностью перестают говорить.
Есть общий мутизм, при котором ребенок полностью перестает разговаривать, и избирательный, проявляющийся в виде протеста на определенные обстоятельства или действия окружающих.
Детский аутизм
Заболевание характеризуется не только прекращением речи ребенка, но и его погружением в переживания, отстранением от всего происходящего вокруг и окружающих людей.
При аутизме наблюдается также отсутствие бытовых навыков. Особенностями недуга являются:
- повышенная возбудимость (в некоторых случаях даже проявление агрессии);
- зацикленность на чем-то одном (малыш кушает, пьет и играет только с чем-то одним, причем критерием выбора является чаще всего внешний вид предмета);
- нежелание контактировать со сверстниками и взрослыми, даже родителями;
- сильно развито чувство страха (причем темноты ребенок может не бояться, а вот звук будильника, к примеру, приводит его в ужас).
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Обычно такой диагноз ставится в том случае, когда какую-то конкретную проблему диагностировать нет возможности. Под общим недоразвитием речи специалисты подразумевают речевые расстройства, которые качаются грамматики, фонетики и лексики.
ОНР характеризуется малым словарным запасом ребенка, его неспособностью выстраивать предложения согласно возрастным нормам, а также нарушением произношения.
Также ОНР диагностируют, если малыш начинает поздно говорить (в возрасте от 3 до 5 лет), не может склонять слова и различать звуки.
Таблица нормы речевых навыков по возрастам
Возраст | Речевые навыки, словарный запас |
1 год | 5-10 простейших слов, обозначающих близкого человека, предмет или действие: мама, баба, би-би, дай, бах и т.д. |
2 года | 300-400 слов, короткие предложения, использование глаголов, прилагательных. |
3 года | Около 1500 слов, использование местоимения “Я”, употребление предложений из 3-4 слов с основными частями речи (глаголы, прилагательные, наречия и т.д.) |
4 года | 1500-2000 слов, употребление предлогов и союзов, временных и пространственных понятий. Исчезает смягченное произношение согласных звуков. Ребенок умеет произносить шипящие (Ш, Щ и т.д.) и свистящие (С) звуки. |
5 лет | 2500-3000 слов. Употребление слов верное, без перестановки слогов и звуков. Использование обобщающих слов (юбка и кофта — это одежда и т.п.) |
6-7 лет | 3500 слов. Используются образные слова и выражения (например, «ни свет ни заря»), устоявшиеся фразы и поговорки. Ребенок может объяснить значение несложного слова и рассуждать о его происхождении. |
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ВЗРОСЛЫХ
У взрослых проблемы с речью возникают по двум причинам:
- физиологические (перенесенная болезнь, травма или контузия);
- психологические (испуг, сильное волнение или стресс).
Если причины физиологические, то обращаться нужно за медицинской помощью (понадобится хирургическое вмешательство или услуги отоларинголога).
При психологических проблемах обратиться нужно к психиатру или психотерапевту. Однако не стоит забывать о консультации у логопеда или дефектолога.
Нарушение письменной речи
Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.
Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:
- замене слогов или отдельных букв
- нарушении порядка букв в словах
- разрыве отдельных слов при их написании
Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.
Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму
РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ У ДЕТЕЙ
Считается, что пик активности речевого развития ребенка приходится на 2,5-5 лет. Нормально развитый ребенок в возрасте трех лет уже должен выражаться связными предложениями. В год малыш должен говорить как минимум 5-10 слов, в 4 года словарный запас должен быть на уровне 1000 слов.
До 3 лет картавость и шепелявость не считаются дефектом речи и объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата (язык чаще всего при разговоре находится между зубов). Чтобы эти явления устранить, родителям рекомендуется аккуратно, ненавязчиво исправлять ошибки в произношении, регулярно проговаривать слова с ошибками или работать над отдельными звуками. Если до трех лет так и не заговорил, его стоит срочно показать специалисту. Причем, скорее всего, понадобится помощь не только дефектолога, но и невролога.
Мы уже говорили, что для правильного развития речи взрослые должны говорить с ребенком четко и внятно. Каверканье слов не стоит поощрять, поскольку со временем такое неправильное произношение войдет в привычку.
Когда пора бить тревогу
К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.
В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.
В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».
Стоит проконсультироваться с логопедом, если кроха до сих пор говорит односложными предложениями. Также надо обратиться к специалисту, если малыш неверно произносит звуки. Еще один повод для беспокойства — отсутствие в речи глаголов, местоимения «Я» и неверный порядок и форм слов в предложениях.
В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)
Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.
В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.
При малейших сомнениях в развитии речи стоит обращаться к логопеду. Чем раньше начать действовать, тем быстрее получится исправить дефект.
Обучение детей с нарушениями речи
Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.
Обязательные коррекционные мероприятия:
- устранение нарушений устной и письменной речи
- устранение особенностей психического развития
- профессионально-трудовая подготовка.
ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.
Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.
Обучение детей с нарушениями речи
Тяжелые нарушения речи
Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.
Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.
Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:
- заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
- недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители
Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:
- нарушений памяти
- неустойчивого внимания
- отклонений в проявлении эмоций
Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители
Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.
Нарушения речи дошкольников
Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и заикание.
ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.
Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.
Нарушение речи у дошкольников требует немедленной коррекции
Игры для детей с нарушением речи
Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.
«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо — дети садятся на стульчики, когда громко — бегают по классу.
«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.
Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».
ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.
Игры для детей с нарушениями речи