Техника речи, упражнения. Речевое дыхание — ДИКТОРЫ.com


Упражнения, направленные на развитие правильного речевого дыхания присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Причина этому — в большой значимости умения контролировать процесс вдоха и выдоха во время речи.
Еще из школьного курса мы помним о том, что звуки ни что иное, как результат движения воздушной струи, выдыхаемой легкими. От того, насколько правильно и рационально производится вдох и выдох, напрямую зависит и качество речи.

Нарушения функции речевого дыхания приводит к неправильному произнесению фраз, отсутствию плавности речи, интонационным ошибкам. Нечеткость фраз, возникновение вынужденных пауз в высказываниях — следствие неразвитости дыхательной системы.

Помимо прочего, дыхательная гимнастика является также важным «оружием» в борьбе за крепкое здоровье. Известные комплексы Стрельникова, Бутейко помогают справиться со многими заболеваниями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

Правила проведения дыхательных упражнений

Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома. Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:

  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
  • Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
  • Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.

Как проводить дыхательную гимнастику?

Гимнастика по постановке правильного дыхания не займет много времени. Устройте между занятиями или чтением сказок перерыв минут на 10 и предложите ребенку новую игру. Комната, где вы будете выполнять упражнения, должна быть чистой и хорошо проветренной: нежелательно, чтобы малыш полной грудью вдыхал пыльный застоявшийся воздух. Прекрасно, если вы проведете занятие во время прогулки в парке, но только не в зимние морозы.

Основной принцип формирования правильного дыхания: быстрый глубокий вдох через нос, чтобы легкие заполнились воздухом до упора. Затем следует медленный плавный выдох через рот. Поток должен быть не слишком сильным, чтобы воздух расходовался равномерно и экономно.

При занятиях нужно следить, не делает ли ребенок ошибок. Выдох должен проходить по следующим правилам:

  • сложенные трубочкой губы расслаблены, щеки не надуваются;
  • весь поток идет через рот, через нос воздух выходить не должен;
  • выдох полный, пока не закончится воздух;
  • если малыш напевает или проговаривает звуки, нельзя делать паузы для короткого добора воздуха.

Совет

При выполнении любого упражнения следите, чтобы весь поток воздуха шел через рот. Если у малыша не получается, осторожно зажмите его ноздри пальцами или используйте специальное приспособление для ныряния.

Детям могут так понравится игры, что они не захотят прекращать их. Не давайте ребенку переутомиться: задания только кажутся простыми, а на самом деле могут вызвать усталость и головокружение. Начинать занятия можно с детьми 2 лет, продолжительность первых тренировок не должна превышать 3 минут. После каждого подхода сделайте паузу, дайте малышу отдышаться. Чередуйте дыхательные упражнения для детей с другими занятиями. Не делайте дыхательную гимнастику сразу после обеда на полный желудок, подождите2-3 часа.

Правильное речевое дыхание — как должно быть:

  1. Активный вдох производится исключительно через нос.
  2. Выдох должен происходить через рот, длительный, равномерный, без толчков и пауз.

Иногда дети выдыхают воздух через нос. Попробуйте просто закрыть носовые ходы пальцами, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Объясните, что губы при выдохе не должны быть сжаты или напряжены. Их нужно вытянуть «трубочкой».

Для самоконтроля во время занятий попросите ребенка положить ладошку между ребрами и животом (диафрагмы). Во время вдоха передняя стенка живота и грудная клетка немного поднимаются, как бы «уходят» из-под ладони, на выдохе — опускаются, возвращаясь на прежнее место.

Первые упражнения для правильного выдоха

В первую очередь нужно добиться, чтобы ребенок научился делать плавный длительный выдох через рот. Не забывайте, что после каждого глубокого выдоха малыш должен сделать паузу для отдыха. Вы можете проводить занятие с одним учеником, но намного интереснее, если у него будет хотя бы один партнер, с которым можно соревноваться.

Для первых занятий подойдут следующие игры.

  1. «Порхающие бабочки». Повесьте на тонких нитках на уровне лица малыша несколько ярких бумажных бабочек. Покажите ребенку, как они порхают, если подуть в правильном направлении. Время упражнения не больше 10 секунд.
  2. «Дерево на ветру». Прикрепите к деревянному стержню несколько раскрашенных полосок папиросной бумаги или елочную мишуру, чтобы она свисала вниз во все стороны. Скажите, что это дерево, если на него подует ветер, листочки будут качаться и шелестеть.
  3. «Осенний листопад». Наберите осенью или вырежьте из цветной бумаги разноцветные листочки. Положите их горкой на столе, и предложите подуть, чтобы листья полетели. Потом их нужно собрать в коробку или корзинку, и игру можно повторить.
  4. «Метель» выполняется как предыдущее упражнение, только на стол кладутся бумажные снежинки или комочки ваты.
  5. «Петушок или курочка». Летом сорвите одуванчик и предложите подуть на него один раз. Если останутся пушинки, получился петушок с гребешком, если улетят все, значит, курочка. Объясните, что в птичнике петушков бывает очень мало, пусть малыш стремится сделать как можно больше курочек.

Постарайтесь, чтобы ребенку не надоело. Придумывайте новые сюжеты, соревнования. Если нет возможности пригласить других детей, пусть в состязания вступают предметы. Загадайте, какой листик первый упадет, какая бабочка отлетит дальше остальных.

Когда ребенок научится выдыхать правильно и станет без труда сдувать легкие бумажные фигурки, упражнения можно усложнить.

  1. «Ленточка-лидер». Повесьте близко друг к другу несколько бумажных ленточек и предложите подуть, чтобы выбранная полоска взлетела выше других.
  2. «Гонки карандашей». Положите на стол два карандаша. Малыш должен одним выдохом переместить каждый из них на максимальное расстояние.
  3. «Не урони шарик». Подбросьте в воздух надутый шарик и попросите ребенка дуть на него снизу, не давая опуститься на пол.

Игр можно придумать очень много. Следите за успехами малыша и постепенно усложняйте задачи. Первый раз ребенок будет дуть на бумажные фигурки с расстояния около 30 см, с каждым разом отодвигайте их немного дальше. Предупредите, что учитываются результаты только одного выдоха – если посередине был хотя бы небольшой вдох, ни одна снежинка не будет засчитана. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, а неудачам найдите утешительное объяснение: слишком тяжелая бумага, фигурка прилипла к столу.

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания

Работа над формированием правильного выдоха

На первых порах необходимо научить ребенка собственно правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы. Для этих целей подойдут следующие игры:

  • «Нюхаем цветы». Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.
  • «Задуваем свечи». Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-) Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог. Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.
  • «Одуванчики». На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе. Вспомните старую игру «Дед или бабка» — если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это — «бабка» со скромной прической.
  • «Кораблики». Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило — один «тайм» игры это один выдох.

Подобных игр на самом деле довольно много. Родители и сами быстро вспомнят их или придумают свои. Можно набрать сухих осенних листьев и, разложив на столе, устраивать настоящий листопад, сильно дуя на них. Можно играть в футбол, пытаясь струей воздуха при выдохе загонять шарик от пинг-понга в обозначенные ворота. Можно катать по столу карандаши «силой дыхания». Главное — следить за правильностью вдоха и выдоха и не давать ребенку переутомляться!

Тренировка дыхания с применением речевого материала

  1. Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
      укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»;
  2. воет волк — «Ууу-ууу»;
  3. дождик капает — «кап-кап-кап» и т. д.
  4. Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями:
      «дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
  5. «часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
  6. «шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
  7. «Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой». Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов. Важно: следите, чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
  8. Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
  9. Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха. Обязательно обратите внимание ребенка на правильный равномерный выдох.

Речевое дыхание у дошкольников — в чём его особенности?

Ребёнок сразу не обладает правильным речевым дыханием, оно формируется по мере его развития.

  • Дыхательный аппарат развит слабо. Речь может быть тихой, часто дети недоговаривают окончания слов либо фразы.
  • Нерациональное распределение воздуха на выдохе (это можно заметить при рассказывании стихотворений, ребёнок как будто «глотает» воздух после пары слов. Также может наблюдаться ускоренный темп речи, ребёнок хочет произнести фразу как можно быстрее, пока есть воздух)
  • Неравномерный выдох. Речь звучит то тихо, то громко.
  • Слабый выдох и неверно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.
  • Узкие носовые проходы. Следите за гигиеной дыхательных путей.

Дети в 2 года произносят около 2-3 слов на выдохе, в 3-4 года приблизительно 3-5 слов, в 4-5 лет 4-6 слов, в старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 слов.

На диагностике логопед обязательно обращает внимание на речевого дыхание обследуемого. Это является одним из основополагающих факторов коррекционной работы.

Зачем нужно правильное дыхание?

Артисту и оперному певцу необходимо рассчитывать объем воздуха в легких, чтобы в самый кульминационный момент напряженного монолога не потребовалась незапланированная пауза на вдох. Возможно, будущая профессия вашего малыша не потребует от него таких способностей, но умение правильно говорить необходимо любому человеку. Мало кто прислушается к мнению собеседника, если он говорит неразборчиво, проглатывает окончания слов, останавливается для вдоха в самой середине фразы.

При хорошо поставленной речи человек может говорить долго, и этот процесс его не утомит. Если вдохи и выдохи происходят беспорядочно, на произнесение слов и фраз затрачивается много энергии, мышцы, участвующие в речи, быстро устают. Не надейтесь, что со временем все наладится. Любому из нас приходилось беседовать с людьми, которые то быстро тараторят, то вдыхают посередине длинного слова. Вы хотите, чтобы ваш малыш говорил так всю жизнь? Если нет, начинайте тренировать правильное дыхание в 2-3 года.

Педагоги и медики заметили, что у подвижных детей, которые постоянно бегают, прыгают, танцуют, дыхательная система развита лучше, чем у любителей мультиков и рисования. Плохо влияют на дыхание и заболевания носоглотки, легких, бронхов. Подходите к развитию речевого дыхания комплексно: следите за здоровьем ребенка, не давайте ему долго сидеть неподвижно, выводите на спортивную площадку. Во время зарядки или подвижных игр наблюдайте, как дышит ребенок, объясните, что при правильном вдохе и выдохе он будет бегать быстрее, а прыгать выше.

Мало кого не раздражают неуместные паузы в речи собеседника. Это не только некрасиво, но и может привести к искажению смысла сказанного. Вспомните исторический пример с фразой: «Казнить нельзя помиловать». Представьте, что это было не написано на бумаге, а сказано вслух. После первого слова у говорящего закончился воздух, он вдохнул и быстро проговорил конец предложения. Чтобы подобные казусы никогда не произошли с вашим ребенком, учите его говорить красиво и правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]