Главная / Блог / Дикторам на заметку: Как развить речевое дыхание и стать best of the best
#Озвучивание рекламы #Автоответчик #Сценарий #Перевод #Аудио #Видео #Размещение #Дикторство #О нас #DIY #Как у них
Готовы познать секреты речевого дыхания? Тогда начнем.
Вы никогда не задумывались о том, что наша речь — это озвученный выдох? И дикторам особенно важно дышать правильно, чтобы их голос звучал четко, понятно и, если хотите, вкусно.
Мы подготовили для вас подборку упражнений, которые помогут вам развивать речевое дыхание, избавиться от каких-то изъянов в голосе, а также поддерживать свою речь и свое настроение на высоте. Ведь если вы заряжены энергией, правильно дышите, то и голос будет звучать на все 100%!
Рабочее место профессионального диктора всегда рядом с микрофоном, который предательски выдает любой, даже не слышимый при обыденной речи, звук. Отсюда следует вывод, что важно уметь контролировать свое дыхание, его частотность, его слышимость. Вы должны уметь набирать достаточное количество воздуха за короткий период времени, чтобы спокойно произнести речь на одном дыхании, при этом не задыхаясь.
Как правильно дышать?
Большинство людей привыкли дышать грудной клеткой, но такое дыхание не является правильным, и с ним вы не добьетесь нужных результатов, так как при дыхании грудью вы ограничиваете свой организм в поступлении кислорода.
Какое же дыхание является правильным?
Дыхание животом, а если точнее, диафрагмой, считается правильным и более полезным. При вдохе диафрагма напрягается и опускается, позволяя легким полностью расправиться. При выдохе она расслабляется, купол диафрагмы поднимается, сжимая легкие и выталкивая из них воздух.
Диафрагменное дыхание считается правильным дыханием.
Как же научиться правильно дышать?
- Первым делом лягте на спину, закройте глаза и расслабьтесь. Приятное начало?
- Теперь положите одну руку себе на живот, вторую руку — на грудь. Вдохните и проследите, какая рука у вас осталась неподвижной, а какая поднялась. Важно добиться того, чтобы при вдохе поднималась та рука, которая лежит у вас на животе.
- После того, как вы научитесь дышать животом лежа, встаньте на ноги и повторите свое мастерство уже стоя.
- Вуаля! Правильную технику дыхания вы уже освоили! Но на этом останавливаться никак нельзя.
Что дает навык техники речи?
- Выносливость голоса
- Уверенное звучание голоса, вызывающее чувство надежности и доверия
- Управление дистанцией со слушателями
- Влияние голосом (словесное воздействие)
- Четкое и ясное произношение сокращает время восприятия информации слушателями, а значит экономит время и увеличивает эффективность речевого действия
Речь – это инструмент, с помощью которого мы можем воздействовать на других людей. Тренинг (курс) «Техника речи» — это качественная настройка звучания своей речи.
Упражнения для речевого дыхания
«Разминка»
Для начала нужно настроиться на упражнения и просто напросто немного подышать. Даже если вы профессионал своего дела, разминка — очень важная составляющая любых упражнений. Поэтому пренебрегать ей ни в коем случае нельзя.
Сделайте короткий, но глубокий вдох носом, задержите на пару секунд, затем сделайте плавный выдох через рот.
Не забывайте следить за правильностью своего дыхания! Дышим только животом, никак не грудной клеткой. Для того, чтобы вам было легче, во время упражнений не убирайте рук с живота и груди, так будет проще следить за техникой своего дыхания.
Озвучиваем выдох
Сделайте вдох, затем выдох. Но в любимых играть не нужно, а только сделать снова вдох и на выдохе произнесите следующие звуки:
- Иииииии
- Ээээээээ
- Аааааааа
- Ооооооо
- Ууууууу
Важно! Произносить звуки именно в такой последовательности.
Звук «и» способствует интенсивному кровообращению. Звук «э» активизирует работу горла (приложите руку к шее и почувствуете вибрацию). «А» включает в работу область грудной клетки, «о» усиливает кровоснабжение сердца и, наконец, «у» положительно влияет на нижнюю часть живота.
А теперь предлагаем вам немного пофантазировать!
«Тарзан»
Сначала представьте себя в роли знаменитого Тарзана. Встаньте прямо, руки сожмите в кулачки, сделайте глубокий вдох, затем громко произнесите звук «иии» и одновременно бейте себя кулаками по груди, подражая известному герою. Повторите данный алгори, «ааа», «ооо», «ууу».
Данное упражнение эффективно влияет не только на постановку дыхания и голоса, но также оберегает вас от простудных заболеваний. После упражнения ваши бронхи очищаются от слизи, что делает ваше дыхание более свободным.
«Цветы»
Теперь представьте, что в данный момент вы находитесь на цветочном поле или в цветочном магазине и вдыхаете ароматы цветов. Положите одну руку на живот, вторую — на ребра. При вдохе живот должен выдвинуться вперед, ребра расшириться. Вдох должен быть коротким. После делайте плавный, медленный выдох, произнося «пффффф». Ваш живот должен постепенно втянуться, а ребра опуститься. Рекомендуем повторять упражнение 2-3 раза.
«Свеча»
Для этого упражнения вам понадобится узкая бумага (шириной 2 см., длинной – 8-10 см.). Представьте, что эта бумага – это пламя свечи. Затем начните задувать свечу. Но помните, вы сейчас не загадываете желание, пытаясь задуть, а то и сдуть сразу все свечи! Сейчас вы добиваетесь ровного дыхания, чтобы наше бумажное пламя не потухло, а лишь немного наклонилось. Если бумага находится в одном положение на протяжении всего выдоха, значит вы добились ровности вашего дыхания. Если же бумага дрожит, отклоняется то назад, то вперед, значит над ровностью вам необходимо еще поработать.
«Счет»
Сделайте вздох и поднимите руки вверх. Затем опустите их, делая выдох и одновременно считая вслух (раз, два, три…). Старайтесь добиться такого результата, чтобы при выдохе вы смогли досчитать до как можно большего числа. Затем повторите это упражнение, считая в обратном направлении.
«Добор воздуха»
Теперь мы с вами мысленно оказываемся на лыжне, и, кажется, нам повезло попасть на соревнования! Но необходимо поставить ноги вместе и начать отталкиваться воображаемыми палками то одной, то второй рукой, постепенно ускоряясь, при этом слегка приседая, затем приседания должны быть глубже и глубже. Теперь начинаем считать вслух. Важно не следить за дыханием, а набирать воздух «на автомате». Здесь вы должны наслаждаться звучанием своего голоса, научившись по необходимости незаметно вдыхать.
Если вам сложно делать это упражнение с цифрами, произносите протяжный звук «м» в сочетании с разными гласными (мма, ммэ, ммо и т.д.). Это поможет снять напряжение голоса и потребует меньшего выброса вашей энергии.
Ко всему прочему звук «м» помогает активизировать работу груди и живота. Не открывая рта, произнесите звук «м» сначала тихо, затем чуть громче и в третий раз настолько громко, насколько только сможете, чтобы ваши голосовые связки напряглись. Держа руку на животе, вы сразу же ощутите вибрацию.
Стихи, романы, пьесы и т.д.
Выберете свой любимый отрывок из романа, повести, стихотворения и постарайтесь прочитать его на одном дыхании. Со временем старайтесь прибавлять по строчке или предложению, не забывая и о манере подачи информации (старайтесь не только произнести все на одном дыхании, но при этом еще и обыграть голосом то, о чем вы рассказываете).
При выполнении упражнений, важно чувствовать себя максимально комфортно.
Скороговорки
Отличным помощником в развитии речевого дыхания являются всеми любимые скороговорки, пословицы и поговорки. Постарайтесь прочитать скороговорку, поговорку или же пословицу на одном дыхании, также обращая внимание не только на дыхание, но и на четкость речи.
Кому нужна постановка голоса?
Постановка голоса нужна всем, чья профессия связана с коммуникациями и прочими способами использования голосового аппарата. И это не только публичные люди и представители творческих профессий!
Профессии, требующие обязательного владения голосом:
- Артисты театра и кино.
- Актеры дубляжа и озвучивания.
- Теле- и радиоведущие.
- Дикторы новостей.
- Певцы и вокалисты.
- Ди-джеи и ведущие мероприятий.
- Ведущие семинаров, тренингов и онлайн-стримов.
- Политики.
- Ораторы и трибуны.
- Преподаватели школ и вузов.
- Спикеры конференций.
- Ученые.
- Директора и топ-менеджеры.
- Менеджеры по продажам.
- Операторы колл-центров.
Если вы мыслите себя в какой-либо из перечисленных профессий, вам стоит заняться постановкой голоса и научиться говорить красиво. И при этом не уставать и не подвергать свои голосовые связки перегрузкам.
Советы напоследок
- Чтобы добиться нужного результата, важно систематически упражняться. Это главное правило в любом деле.
- Даже если вы профессионал с многолетним стажем, забывать об упражнениях для речевого дыхания ни в коем случае нельзя, чтобы поддерживать свое дыхание и свой голос всегда в тонусе.
- Лучше всего упражнения делать утром, так вы на целый день зарядите себя позитивом, а дыхание и голос будут разогреты с самого утра.
- Делая все упражнения, важно, чтобы вам было комфортно и легко. Ни в коем случае нельзя зажиматься, стесняться, закрываться и т.д. Вы должны быть максимально расслаблены, раскрепощены и готовы на любые подвиги. Иначе успеха не достичь!
- Также советуем вам записывать на диктофон свой голос, так вы будете следить за его изменением, слышать свои ошибки и знать, над чем еще нужно поработать.
Мы искренне верим, что вы сможете добиться невероятных вершин в своем деле. В свою очередь мы будем стараться вам в этом помогать, публикуя полезные советы. Кто знает, может в будущем мы вместе с вами создадим шедевры?
Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru
Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.
Главная / Блог / Дикторам на заметку: Как развить речевое дыхание и стать best of the best
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще прийти к нужному результату – красивому голосу и внятной речи – мы разработали поэтапную систему овладения всеми необходимыми для этого знаниями. Именно поэтому мы рекомендуем проходить уроки последовательно, не перескакивая с одного на другой. Если тема покажется вам хорошо знакомой, на всякий случай все равно прочитайте материал, чтобы убедиться, что вы ничего не пропустили, когда обращались к данной тематике при других обстоятельствах. А теперь подробнее о самих уроках.
Урок 1. Как работает звук и голос: физика и анатомия
Цель данного урока – разобраться, что такое звук, голос и речь с точки зрения физики и анатомии. Чтобы добиться положительного результата, нужно понимать оба аспекта. Знание анатомии поможет научиться управлять голосом, а понимание физических основ звука – визуализировать результат занятий и контролировать правильное звукоизвлечение.
Урок 2. Характеристики и свойства голоса. Как на них можно влиять с помощью постановки голоса
Цель данного урока – изучить основные характеристики и свойства голоса и узнать, как можно влиять на его характеристики таким образом, чтобы он звучал красиво. В данном уроке мы разберем основные шаги в постановке голоса с целью развития красивого звучания, а именно работу над дыханием, дикцией, артикуляцией и резонаторами.
Урок 3. Дикция и артикуляция
Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Урок 4. Интонация
Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей. Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике с помощью специальных упражнений.
Урок 5. Тембр и высота голоса
Цель урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом. В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра и поймем, как можно пользоваться этим на практике.
Урок 6. Громкость и сила голоса
Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите. В этом уроке мы разберемся, как делать голос громким и сильным, как делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться в повседневной речи и публичных выступлениях.
Урок 7. Пение и вокальное искусство
Цель урока – получить представление о вокале, вокальных техниках, вокальных приемах и вокальных украшениях, познакомиться с основными способами отработки приемов пения. На этом уроке мы рассмотрим виды вокала, техники и приемы вокала, вокальные украшения, а также попробуем освоить те из них, которые будут доступны вам с учетом вашего уровня подготовки и тех знаний, что вы получите на уроках №№1-6.
Урок 8. Проблемы с голосом и речью
Цель урока – изучить наиболее частые проблемы с голосом и речью и выработать комплекс мер, позволяющий, по возможности, избежать их либо исправить. В этом уроке мы рассмотрим наиболее известные нарушения и патологии голосового аппарата, органов речи, познакомим вас с советами профессионалов, что делать в том или ином случае.
А теперь немного подробнее о том, как проходить этот курс.
Для чего нужна хорошая дикция
Учитель, воспитатель, телеведущий, актер, певец, оратор – лишь малая часть профессий, где наличие совершенной дикции играет большую роль. А вообще, хорошая дикция нужна любому человеку в обычной жизни. Людям с идеальной дикцией проще:
- найти работу, друзей;
- донести свои мысли до слушателей;
- произвести приятное впечатление во время выступления;
- привлечь внимание аудитории.
Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. К тому же, присутствие в речи дефектов рождает комплексы, которые сопровождают человека всю жизнь.
Как улучшить речь ребенка
Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь.
Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.
Компоненты дикции
Дикция имеет свои компоненты, и даже взрослый человек может и должен с ними работать, тем самым в процессе улучшая свою речь.
Компоненты дикции следующие:
- Правильная артикуляция – расположение органов артикуляции в необходимом для правильного произношения звуков положении.
- Отчетливая артикуляция – точное произношение звуков, слогов в составе слова. Отчетливость артикуляции определяет разборчивость речи. Четкое произношение звуков и слогов напрямую зависит от натренированности артикуляционного аппарата.
- Манера произношения – способ произношения тех или иных слов, присущий отдельному человеку. Особенность растягивать или «проглатывать» некоторые слоги, делать паузы в начале или конце слова, добавлять посторонние звуки между словами, слова-паразиты, темп произношения – все это является манерой произношения.
Причины плохой дикции
Плохая дикция встречается как у детей, так и у взрослых. Логопедия называет несколько причин нарушения дикции:
- Физиологические. Например, врожденные аномалии (недоразвитость уздечки языка, патология костных тканей, неправильный прикус).
- Биологические, когда нарушения речи связаны с неблагоприятными факторами, возникшими в детском возрасте (серьезные инфекции, травмы), или с генетической предрасположенностью.
- Социальные. Расстройство произношения возникает из-за неуверенности в себе, личных комплексов, стеснительности, проблем в общении с окружающими. Такой человек говорит тихо и неразборчиво, глотает звуки.
Дополнительные материалы
Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по развитию голоса и речи:
- С. Риггс, «Как стать звездой»
- К. Станиславский, «Работа актера над собой»
- Е. Царегородцева, «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение»
- Е. Шестакова, «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи»
- Е. Боярчук и др., «Анатомия, физиология и патология органа речи»
- А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, «Логопедический атлас»
- В. Емельянов, «Развитие голоса. Координация и тренинг»
- Е. Брызгунова, «Звуки и интонация русской речи»
- O’Connor, G. Arnold, Intonation of colloquial English
И напоследок немного мотивации, чтобы вам было проще приступить к изучению курса.