Урок: «Чтение предложений и текстов с буквами Х, х».


Попробуйте показать ребенку букву И телом?


Попросите его повторить? Так, через язык тела лучше проходит запоминание. Еще можно сложить пальцы рук в форме буквы И, например так:


А ты сможешь это повторить? А вот мама достает что-то со шкафа или ты держишь палочку между ладошек:


Какая из картинок запомнилась лучше всего?

Слоговые таблицы по методике Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой, предполагает поэтапное изучение алфавита. Методика подразумевает комбинирование звукового подхода с логопедическим. Чтение осуществляется не единой буквой, а слогом. Этот же принцип преследуется в букваре Н.С. Жуковой.

Алгоритм следующий:

  • Ребенок учит несколько букв сразу и их же складывает в слоги. Изначально изучаются гласные – А, О, У. Обучение слиянию звуков следующее – первая буква тянется, вторая воспроизводится коротко. В букваре Жуковой даже есть наглядное изображение, где между слогом АУ нарисована дорожка, по которой двигается человек.


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

  • После закрепления гласных А, У, О, применяется слоговая таблица, с согласными М, С,Х, Р,Ш. Ребенок будет пробовать читать разные вариации слогов – МА, ОМ, ХА, УХ, ША, УШ, РО, АР.
  • Затем в таблицу добавляется гласная буква Ы и согласные Л, Н, К, Т. Ребенок учится соединять гласную Ы и ранее выученные согласные.
  • Далее, изучают букву И, в таблице ее соединяют с согласными – М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т.
  • Слоговая таблица для дошкольников также ориентирована на изучение согласных П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, их соединяют с гласными А,У, О, Ы, И.
  • После, ребенку предлагают выучить буквы Е, Ё, Я, Ю, Е. Таблица имеет стандартный формат: по горизонтали – четыре гласные, по вертикали – изученные согласные: М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т, П, З, Г, В, Д, Б.
  • Согласные Ч, Ц, Ф, Щ также выделены в отдельной таблице, они соединяются с гласными: А, У, О, Ы ,И, Е, Ё, Ю, Я. При этом ,пустыми будут ячейки с неправильными сочетаниями звуков ФЯ, ЧЮ, ЦИ.
  • В итоговой таблице соединены все слоги с буквами алфавита.

Существуют отдельные пособия, по букварю Жуковой, предполагающие соединение слогов из 3 и более букв. Принцип основывается также на сочетании слогов с гласными А, О, У; например: СМА, СМО, СМУ. Затем, идут таблицы с буквами И, Ы (СМЫ, СЛИ). В такой последовательности можно изучать любые слоги, потом можно приступать к чтению слов.

Виды слоговых таблиц

Слоговые таблицы служат средствам обучения для дошкольников и помогают детям привыкнуть к визуальному восприятию букв и открытых слогов. Формирование навыков чтения осуществляется от простого – к более сложному, поэтому существуют отдельные пособия для дошкольников и учеников начальных классов.

Для дошкольников

Это наиболее простой вид таблиц, который закрепляет навык формирования простых слогов, одновременно с этим происходит изучение букв. На этом этапе, ребенок учится соединять буквы – на пересечении горизонтали и вертикали. Понимание звукобуквенной структуры, помогает воспринимать и читать слоги как единое целое.


Слоговая таблица для дошкольников

Далее ребенок уже учится быстро соединять буквы, затем он может находить слоги, которые читает взрослый. Дошкольники тратят очень много сил на чтение и воспроизведение двух букв, поэтому изучать сложные слова на этом этапе нецелесообразно. Слоги подбирают максимально простые – КА-ША, ВО-ДА.

Для учеников начальных классов

В школе, детей также учат буквам, но количество часов ограничено и этого ребенку может быть недостаточно. Изначально, детям демонстрируют простые слоговые таблицы. С целью закрепления навыка, сразу предлагаются задачи, например, на каждый слог нужно придумать слово.

Школьников учат использовать буквы, как в начале слов, так и в окончании.


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы

Затем, переходят к изучению закрытых слогов, для этого так же существуют специализированные таблицы. Затруднения вызывают сочетания букв с мягким и твердым знаком. Еще сложнее освоить переходы от коротких слогов к длинным, поэтому рекомендуют применять методику Жуковой и Зайцева.

Слоговые таблицы Зайцева

Методика Зайцева основана на чтении по складам. Материал предоставляется в виде набора кубиков разных размеров, на которые нанесены различные буквы и слоги, в комплект также входит 4 таблицы, они имеют достаточно крупный шрифт.

Считается, что данная методика подходит даже самым маленьким, так как малыши имеют наглядное пособие. Кубики имеют специальные наполнители, ребенку так проще понять, где твердый, мягкий или звонкий звук. Слоги написаны разными цветами.


Слоговые таблицы Зайцева


Слоговые таблицы Зайцева

Дошкольник формирует образ склада на основе ощущений, не отделяя буквы от слов. Логическое мышление формируется и за счет зрительного закрепления информации в табличном виде. Занятия ведутся в игровой форме, но одновременно закрепляются навыки беглого чтения.

Однако, школьники, которых учили, используя этот метод, испытывают трудности в заданиях, где необходимо выделять слоги, так как склады с ними не совпадают. Например, в слове РУЧКА, имеется 2 слога – РУ-ЧКА, но оно состоит из 3 складов – РУ-Ч-КА.

Виды упражнений со слоговыми таблицами

Сейчас у всех есть компьютера, поэтому распечатать таблицу и карточки не представляет особой сложности. В крайнем случае, можно начертить пособие вручную. Изучение требуется проводить поэтапно, более наглядно в таблице ниже.

Вид упражненийПримерМетодика
Изучение простых открытых слоговБА, КУ, МИ, ТООдин столбик требуется читать несколько дней, до полного закрепления материала. Можно читать как слева-направо, так и справа-налево.
Изучение закрытых слоговМОЛ, ВОЛ, ПОЛНужно составить несколько подобных таблиц, с разными согласными и периодически их менять.
Изучение слов с сочетанием гласных и согласных, состоящих из 4 буквМРАК, СЛАН, БРАК, СТОЛРебенок тренируется соединять разные сочетания букв, можно использовать несуществующие сочетания.
Изучение трудночитаемых сочетаний буквАРКАН, БРОМК, ВРОКС, ТРИБСРебенок закрепляет навык скорочтения.
Изучение слогов с Ь, Ъ, ЙСЪЕ, ЛЬЯ, ЙОДЗакрепляется навык звукопроизношения для трудных сочетаний букв.

Малышам сложно сразу включаться в учебу и изучать понятия – открытый и закрытый слог. Для начала можно закрепить навык в игровой форме.

Существуют такие виды игр:

  • Разбивка слова. Для этого используется, как слоговая таблица, так и карточки. К примеру, слово нужно составить слово КО-РА, ребенок должен найти эти слоги.
  • Закрепление навыка изучения слога. К примеру, на букве К, ребенку нужно придумать слово с сочетанием КА, КО – КОШКА, КОРОВА.
  • Тренировка слуховой памяти. Для обучения уже нужны карточки, взрослый составляет перед ребенком слово и добавляет лишний слог, например – МА-СО-ША, дошкольник должен определить, где ошибка.

Если ребенок затрудняется назвать букву, можно помогать, но называть ее нужно не отдельно, а прочитать весь слог. Таким образом, не будет пауз при чтении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]