Дислексия представляет собой обобщенное название группы заболеваний, которые вызывают проблемы с чтением и пониманием печатной информации. Возникает отклонение на фоне нормального умственного, неврологического и психологического состояния человека. Данное заболевание проявляется в нескольких формах, одной из которых является семантическая дислексия.
Определение и виды дислексии
Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе. Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:
- смешивание и замена звуков;
- побуквенное чтение;
- переиначивание слогов;
- трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
- неправильное понимание смысла прочитанного.
Дислексию называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино
Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.
Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:
- правильное проговаривание звуков;
- построение предложений;
- развитие связной речи.
По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.
Виды дислексии
По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:
- Дислексия — навык чтения нарушается частично.
- Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.
Если не провести своевременную коррекцию дислексии у детей может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние
Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.
По внешним признакам различают такие виды дислексии:
- Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
- Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.
Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:
- Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
- Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
- Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
- Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
- Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
- Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.
Примеры:
- пила — липа;
- ясная день,
- сидю;
- ком — том — дом;
- красивый ваза;
- корова — ковер.
Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.
В чем заключается семантическая дислексия?
Данный вид нарушений в усвоении навыков чтения состоит в непонимании прочитанных слов, словосочетаний и в целом информации в печатном виде. Такой тип патологии еще называют механическим чтением, так как технически ребенок озвучивает информацию совершенно правильно, но вот суть прочитанного передать или пересказать не может.
В основу семантической дислексии положены:
- сложности звукового и слогового анализа, то есть, неспособность ребенка мысленно соединять сочетания звуков в их комплексы (слова, словосочетания) и, соответственно, воспринимать их значение;
- непонимание синтаксических связей – каждое слово в ходе прочтения информации воспринимается как отдельная единица, никоим образом не связанная с другими членами предложения.
Причины и симптомы дислексии
Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.
Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:
- деформация головного мозга во время родов;
- порок сердца и анемия матери при беременности;
- врожденный порок сердца новорожденного;
- плацентарная недостаточность;
- нарушенное развитие пуповины;
- раннее отслоение плаценты;
- тяжелые роды;
- удушье новорожденного, обвитого пуповиной.
В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:
- инфекционные заболевания ЦНС;
- травма головы;
- детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- истощающие инфекции.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.
Главные социальные причины дислексии:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- запущенность со стороны учителей и воспитателей;
- негативная среда для общения;
- двуязычие (билингвизм);
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.
Симптомы
Опишем симптомы по видам дислекции:
- Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
- Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
- Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
- Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
- Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Механизм проявления нарушения
Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.
Этапы чтения:
- Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
- Соотношение букв с фонемами.
- Сложение фонем в слоги.
- Соединение слогов в целое слово.
- Группирование слов в предложение.
- Осмысление прочитанного материала.
Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.
Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.
Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.
Причины развития нарушения
Причины появления дислексии разнообразны, они связаны с органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за овладение навыками чтения и письма. Появление этой дисфункции может быть обусловлено следующими причинами:
- тяжелое течение беременности;
- родовые, послеродовые травмы;
- повреждение центральной нервной системы;
- генетическая предрасположенность;
- травмы головы, сотрясение мозга;
- неправильная речевая среда, в которой растет и воспитывается ребенок;
- недостаточное функционирование определенных отделов головного мозга.
Дислексия может появиться в результате ОНР (общего недоразвития речи), других речевых нарушений (дизартрии, алалии).
Диагностика дислексии
При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления.
Начальный этап работы логопеда — сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку.
Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты.
Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:
- переписать часть текста;
- написать текст под диктовку;
- составить индивидуальное письмо.
Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты.
При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве.
При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проводит офтальмологические исследования.
Классификация
Дислексия − это трудности в овладении чтением, обусловленные недостаточной сформированностью высших психических функций. Она проявляется в специфических ошибках, имеющих стойкий характер. В зависимости от того, работа каких отделов головного мозга нарушена, различают несколько форм дислексии.
- Фонематическая связана с нарушением работы фонематического слуха. Причина ее появления − несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
- При семантической форме нарушается понимание прочитанного, при этом техническая сторона чтения идеальная.
- Если недостаточно сформирован грамматический строй, то может появиться аграмматическая дислексия. При этой форме у детей наблюдаются затруднения в усвоении грамматических категорий.
- Мнестическая форма связана с трудностями в запоминании новых букв и прочитанного.
- Оптическая дислексия характеризуется сложностью в усвоении графического образа буквы или цифры. При такой форме нарушения чтения может быть зеркальное письмо.
- Тактильная форма свойственна слепым детям, проявляется в трудностях усвоения шрифта Брайля.
В зависимости от формы дислексии специалист будет составлять план коррекционной работы и подбирать методики лечения.
Коррекция и лечение дислексии
Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.
Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.
Коррекция по видам дислексии:
- Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
- Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
- Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
- Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
- Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
- Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.
Рональд Д. Дейвис утверждает, что дислексия возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего
Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.
Лечение
В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.
Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.
Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.
Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется
Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Наши преимущества
Дифференциальная диагностика
Для определения вида дислексии и составления верного коррекционного маршрута мы проводим обследование устной речи, письменной речи, нейропсихологическую диагностику, пробы на пространственную ориентацию, состояние слуховой и зрительной памяти, уровень интеллекта и д.р.
Нейропсихологический подход
Мы активно применяем сенсомоторную коррекцию при устранении дислексии, что на ряду с другими методиками дает эффективную динамику.
Домашние задания
Специалисты нашего центра всегда предлагают разнообразные домашние задания. Выполнение их способствует более успешному усвоению материала.
Нужна помощь или консультация? Не откладывайте с решением! +7 +7 (915) 286-99-14
- Мы поможем ребенку при дислексии
- Причины дислексии
- Классификация
- Симптомы дислексии
- Диагностика
- Коррекция дислексии
- Прогноз и профилактика
Особенности коррекционной работы при данной форме дислексии
Во время обучения нужно научить ребенка объединять слоги в одно слово, чтобы потом он смог устанавливать связи с другими словами в предложении, понимать смысл прочитанного. Для каждой формы дислексии имеются специфичные задания, направленные на устранение причин их появления:
- Взрослый называет слово по отдельным звукам, делая паузы между ними. Задача ребенка − назвать это слово.
- Теперь взрослый произносит слово по слогам, делая паузы между их произнесением больше. Задача ребенка − соединить их вместе.
- Дополнить слово недостающими слогами.
- Предложить поменять первый слог так, чтобы образовалось новое слово.
- Составить из двух слов одно.
- Детям дают карточки со слогами, расположенными в хаотичном порядке, предлагают составить из них слово.
Эти упражнения направлены на формирование навыков звуко-буквенного анализа и умения соединять слоги. Кроме этих заданий, предлагайте детям соотносить наименования с показываемыми картинками. Специалист должен сформировать синтаксические связи между словами и основы грамматики.
Поэтому, чтобы ребенок научился читать, понимать прочитанное, включите упражнения, связанные с прочтением предложений и выполнением заданий на соотнесение с подходящими изображениями, поиск соответствующего по смыслу предложения. Нужно попросить рассказать о том, что ребенок прочитал, ответить на вопрос, заданный в тексте.
Важное направление − работа с деформированным текстом. Детям предлагают неправильно составленные предложения. Нужно распределить предложения так, чтобы получился единый рассказ. Это задание формирует навык умения работать не только с небольшими синтаксическими единицами, но и с целыми предложениями.
Эти упражнения помогут школьнику преодолеть трудности слогового чтения и научиться объединять части слов в единое целое, соотносить с предметом или действием. Но какая-то определенная форма дислексии встречается редко, чаще всего имеются симптомы нескольких разновидностей. В коррекционную работу нужно включать задания на устранение этих недостатков.
Симптоматика
Диагностику данного нарушения проводят в начальной школе, когда симптоматика проявляется наиболее ярко. В дошкольном возрасте можно определить лишь предпосылки для появления дислексии. Когда дети только начинают осваивать чтение и письмо наличие ошибок − естественно, поэтому специалисту трудно определить, носят ли они физиологический характер.
Главный признак − это ошибки в чтении.
Малыш не запоминает буквы, неправильно их произносит, переставляет местами, заменяет на другие, не понимает смысла прочитанного. У него наблюдаются трудности с переводом звуков в буквы, а распознавание знакомых слов происходит медленнее, чем у других детей, наблюдаются трудности в овладении навыком письма.
Кроме речевой симптоматики, у детей с дислексией наблюдаются следующие признаки нарушения:
- пространственная дезориентация (путает где верх и низ, право и лево);
- нарушения в координации;
- нарушена моторная сфера;
- недостаточно развита память;
- при высоком уровне интеллекта ребенок с трудом осваивает чтение;
- нарушения темпо-ритмической стороны речи.
Если вы заметили, что у ребенка имеется большинство перечисленных симптомов или у него в дошкольный период было сложное речевое нарушение, тогда вам стоит обратиться за консультацией к логопеду.