- Особенности работы
- Где учиться
- Кто такой логопед-дефектолог
- Как получить образование дистанционно
- Трудоустройство
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессии логопеда. Основная причина – непрерывный рост числа детей с серьёзными речевыми нарушениями, осложненными различными неврологическими отклонениями. Подобные проблемы требуют длительного комплексного лечения и высокого уровня компетентности специалиста.
К логопеду стали чаще обращаться и взрослые. Например, люди перенесшие инсульт и потому испытывающие трудности в общении. Услуги логопеда нужны также тем, для кого русский язык является неродным, с целью обучения правильному произношению.
Особенности работы логопеда
Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?
Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека. Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей. Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным. Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.
Обязанности на работе
Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:
- обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
- планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
- повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
- комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
- консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
- проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
- заполнение речевой карты и другой документации.
Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:
- познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
- провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
- определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
- проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
- разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
- оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.
Где учат на логопеда
Учиться на логопеда можно в педагогическом вузе на факультете коррекционной педагоги. Чтобы поступить на логопеда, необходимо иметь среднее (полное) образование и успешно сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим дисциплинам: русский язык, обществознание, биология.
Другой вариант: получить профессию логопеда на основе высшего педагогического или дефектологического образования. В этом случае можно заочно поступить по направлению «Логопедия» в учреждение дополнительного профессионального образования.
Программы профессиональной переподготовки по логопедии будут подходящим вариантом для работающих педагогов. Например, если в детском саду или школе, в которой педагог работает, освободилась вакансия логопеда и он желает её получить.
Какие предметы изучаются
Логопедия объединяет сразу несколько аспектов личности. Вы частично ознакомились с характеристиками, необходимыми для того, чтобы овладеть профессией, в блоке «Какие качества необходимы». Но дефектологический факультет предполагает обширную программу, позволяющую развить эти навыки, чтобы успешно овладеть этой профессией.
Будущие логопеды знакомятся со следующими дисциплинами:
- основы педагогического образования – потому что логопед обязан уметь контактировать с детьми;
- основы психологии, причем не только детской, но и взрослой;
- анатомия и медицина.
Более точную программу подготовки можно прочитать на сайте конкретного ВУЗа. Некоторые предметы могут меняться.
Кто такой логопед-дефектолог
Это профессия коррекционного педагога, который занимается исправлением речи детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (с патологиями речевого аппарата, органов слуха и центральной нервной системы). Логопед -дефектолог владеет особыми методиками общения и обучения. Они позволяют выявить причину нарушения речи у людей разного возраста и оказать необходимую помощь в адаптации и речевом развитии.
Заочно учиться на логопеда-дефектолога следует тем, кто желают заниматься речевыми нарушениями с сопутствующими патологиями органов слуха, речевого аппарата или центральной нервной системы. Получить диплом с такой узкой специализацией можно по программам профпереподготовки «Дефектология», «Олигофренопедагогика».
Преимущества профессиональной переподготовки для специалиста в области коррекционной педагогики:
- можно поступить без вступительных испытаний;
- небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);
- доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);
- практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).
- диплом установленного образца с присвоением квалификации
Требований к опыту работы логопеда в едином квалификационном справочнике не указано, поэтому достаточно иметь соответствующее образование, чтобы устроиться на работу.
Какие качества необходимы
Логопед – достаточно интересная работа, требующая усидчивости. Процесс корректировки речи – длительный, невозможно добиться значительных успехов за короткий срок. К тому же, представители этой профессии часто работают с совсем маленькими детьми, которых нужно уметь занять.
Хороший логопед одновременно должен сочетать несколько профессиональных характеристик. Он должен быть:
- отличным психологом – к каждому ученику нужен свой подход;
- терпеливым учителем – ни у одного человека не получится идеально выговорить проблемный звук в первые несколько занятий;
- опытным врачом – чтобы решить проблему, нужно распознать, что именно требует корректировки или лечения.
Помимо этого, профессия обязывает вести документацию. У хорошего специалиста всегда много клиентов и к каждому применяется своя методика, прогресс которой нужно внимательно отслеживать и записывать – поэтому такой человек должен иметь хотя бы базовые сведения о самоорганизации.
Как получить образование логопеда дистанционно
Получить специальность логопеда можно заочно с использованием дистанционных технологий. Это просто, удобно и не требует прерывания трудовой деятельности. На сегодняшний день такая форма обучения доступна во многих вузах и учреждениях ДПО.
В Академии реализуется несколько программ дистанционного обучения по логопедии.
Программа профессиональной переподготовки «Логопедия» предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений.
Срок обучения – 260 / 510 ак.ч ( от 2 до 4 месяцев).
Основные темы обучения
- Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Медико-биологические основы дефектологии;
- Организация логопедической̆ работы;
- Основы специальной педагогики и психологии;
- Виды речевых нарушений и методика логопедического воздействия.
Обучение по программе позволит эффективно управлять процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Программа повышения квалификации «Логопедия» предназначена для практикующих специалистов, желающих расширить и актуализировать свои знания.
Срок обучения – 180 ак.ч. (1 месяц).
Программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Известные представители профессии
Левина Роза Евгеньевна
Советский педагог, психолог
Самым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.
Подробнее
Ляпидевский Сергей Семенович
Русский учёный в области логопедии.
Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии.
Подробнее
Почему учиться дистанционно – это просто?
Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.
Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.
Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.
Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.
Кому подходит профессия логопеда, описание профессии
Логопед помогает людям выстроить правильную речь, улучшить дикцию, избавиться от проблем с произношением. Такие специалисты избавляют от заикания, картавости, шепелявости. Профессия востребована, так как многие люди хотят исправить речь.
Чаще всего к такому специалисту обращаются родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но также он работает и со взрослыми людьми – помогает не только исправить врожденные особенности речевого развития, но и восстановить речь после болезни или травмы.
Среди плюсов этой профессии выделяют возможность помогать людям, заниматься творчеством, работать с пациентами любого возраста. Также в перспективе можно стать предпринимателем, выстраивать график самостоятельно и иметь неограниченный доход. Минусы — невысокая официальная зарплата, сильная эмоциональная вовлеченность, медленный прогресс у клиента (несколько недель или месяцев).
Работать в этой сфере следует идти людям, имеющим следующие личные качества:
- высокий уровень эмпатии;
- терпение, усидчивость;
- креативность;
- любовь к детям, умение работать с ними;
- тактичность.
Условия приема:
На базе 9 кл.:
¦ Дошкольное образование — русский язык, биология или результаты ГИА по новой форме ¦ Преподавание в начальных классах — русский язык, математика или результаты ГИА по новой форме ¦ Педагогика дополнительного образования — русский язык, литература или результаты ГИА по новой форме
На базе 11 кл.:
¦ Дошкольное образование — русский язык, биология — результаты ЕГЭ, тестирование для лиц, окончивших школу до 01.01.2009 г. ¦ Преподавание в начальных классах — русский язык, математика — результаты ЕГЭ, тестирование для лиц, окончивших школу до 01.01.2009 г
Подготовительные курсы
Колледж приглашает на платные подготовительные курсы по подготовке к вступительным экзаменам на базе 9 и 11 классов по предметам:
- русский язык,
- математика,
- информатика,
- английский язык,
- биология,
- литература.
Набираются группы на 3, 6, 8-месячные курсы. Открытие группы — при наборе не менее 15 человек.
Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от специальности и количества выбранных вами предметов).
Стоимость курсов зависит от сроков обучения и количества выбранных предметов.
Обучение ведут опытные педагоги, работающие в нашем колледже.
Справки по телефонам: 8 и 8.
Расписание занятий групп на базе 9 классов:
Русский язык — четверг в 16:00; Математика — среда в 16:45; Биология — понедельник в 16:00; Английский язык — пятница в 16:45.
Как начать работать молодому специалисту?
Студенту можно устроиться в школу или детский сад уже на третьем курсе, так что после окончания вуза или техникума у выпускника будет опыт и место работы. Тренироваться на живых людях все равно придется – это необходимый этап становления любого специалиста. Можно начать с соседских детей, и лучше браться за несложные речевые дефекты, например, постановку звуков. Нужно честно предупреждать родителей о том, что опыта пока мало, но именно в этой области вы уже компетентны. Нужно быть готовым работать на публику – отчитываться по видео своему начальству, уметь работать в присутствии членов семьи.
Частных детских речевых центров с каждым годом появляется все больше, и их владельцы делают упор на молодых специалистов, которых они готовы обучать и поддерживать, так как видят в них большой потенциал и разницу с советским подходом к работе.
Еще одним советом будет завести себе наставника или супервизора из более опытных специалистов, чтобы советоваться с ним по трудным вопросам.
Минусы
Как и в любой другой профессии, тут имеются свои положительные и отрицательные стороны. Если начинать с минусов, то в первую очередь это работа с «особенными» детьми. Это тяжело физически и эмоционально. Справиться с такой нагрузкой можно в случае, если вы действительно обладаете желанием помогать. Работа с такими пациентами будет идти долго и сложно, шаг за шагом, поэтому специалисту требуется колоссальное терпение.
Экологично, доходно: одежда из вторсырья как бизнес — достоинства и недостатки
«И без вас справляемся»: как не потерять работу после продолжительного отпуска
Не начинайте с диапазона оплаты: искусство вести переговоры о повышении зарплаты
Еще один минут — документооборот. Если работа ведется в бюджетной организации, то необходимо будет вести множество журналов обо всех этапах лечения и достижении прогресса. В частных клиниках или индивидуальной практике количество бумажной работы специалист определяет для себя сам. Но совсем отказаться от ведения документов не получится, существует элементарная отчетность.
Отсутствие карьерного роста также можно отнести к минусам профессии. Вы не станете руководителем отделения или директором школы. Ваша задача будет изо дня в день одна и та же: формирование чистоты речи. Единственный скачок, который можно сделать в профессии — открыть частную практику и брать почасовую оплату.
Что нужно сдавать дополнительно
Не стоит забывать и про такое дополнительное испытание, как собеседование с абитуриентом. Именно на нём поступающий может проявить себя и продемонстрировать своё желание учиться именно на этом направлении подготовки.
На личном собеседовании вопросы могут быть как профессионального характера, так и культурологического
Поскольку это очень ответственная профессия и она требует специальных навыков, на собеседовании могут задать вопросы. Вопросы могут быть как профессионального характера, так и культурологического плана. Поэтому будет совсем не лишним целенаправленно к нему подготовиться, читая профессиональную литературу.