Коррекционные задачи в логопедической работестатья на тему


Цель и задачи воспитательной работы в логопедической группе

Воспитательная работа в логопедической группе отличается от воспитательной работы в обычной группе ДОУ, тем, что она находится во взаимосвязи с коррекционными мероприятиями, которые организуются с детьми, имеющими различные речевые отклонения. Кроме того, дети логогруппы довольно часто, кроме речевых отклонений имеют и незначительные отклонения в развитии. Исходя из этих особенностей, и должна строиться воспитательная работа.
Замечание 1

Цель воспитательной работы в логопедической группе: всестороннее и полноценное развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей.

Задачи воспитательной работы:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  1. Усвоение детьми общепринятых правил и норм поведения.
  2. Достижение стабильных результатов в усвоении общеобразовательной программы.
  3. Формирование нравственных и эстетических качеств личности.
  4. Воспитание навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья, потребности в ЗОЖ.
  5. Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими.
  6. Организация эффективной предметно-развивающей среды, способствующей общему развитию и становлению личности детей дошкольного возраста, а также полноценному развитию речи.

Достижение поставленной цели и задач воспитательной работы в логогруппе осуществляется через профессиональную деятельность педагога. Именно поэтому важно, чтобы все педагоги, работающие с детьми, постоянно совершенствовали свои знания и умения посредством изучения педагогической и методической литературы, посещения курсов повышения квалификации и ознакомления с практическим опытом своих коллег.

Технологии воспитательной работы

Технологии воспитательной работы в логопедической группе:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Воспитательная работа в логопедических группах 420 ₽ Реферат Воспитательная работа в логопедических группах 250 ₽ Контрольная работа Воспитательная работа в логопедических группах 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Игровые технологии – направлены на развитие у детей воображения, памяти, внимания, речи. В процессе игры дети имеют возможность «принять» на себя различные роли, тем самым они учатся выстраивать взаимоотношения с другими детьми, взаимодействовать в коллективе. Игровые технологии являются одними из наиболее эффективных воспитательных средств, так как игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности.
  2. Технология интегрированных занятий – представляют собой комплекс различных занятий, объединенных в одно на равных правах. Интегрированные занятия воспитательного характера способствуют развитию у детей нравственных качеств, эстетических чувств, духовно-нравственной сферы, творческого потенциала и т.д. То есть, занятия данного плана позволяют педагогу значительно сэкономить время и при этом получить высокие воспитательные результаты.
  3. Компьютерные технологии – являются одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации воспитательного процесса. При использовании компьютерных технологий в воспитательной работе, педагогу предоставляется уникальная возможность для создания интересного и познавательного занятия, благоприятного эмоционального фона и всестороннего развития детей. Занятия с использованием ИКТ всегда интересны и захватывающе, в связи с чем, и результативность воспитательного воздействия на детей значительно выше.

В воспитательную работу в логопедической группе прочно входят коррекционные занятия по развитию речи. Это связано с тем, что развитие речи в такой группе является ведущим направлением, которое «пронизывает» всю воспитательно-образовательную деятельность. Исходя из этого, воспитательная работа осуществляется не только в «чистом виде», но и в процессе реализации коррекционных занятий по развитию речи, а также в режимные моменты.

Организация воспитательной работы в логопедической группе осуществляется в следующих формах:

  1. Групповая – работа с несколькими детьми, имеющая конкретную цель, поставленную исходя из имеющихся воспитательных проблем у данных детей.
  2. Индивидуальная – направлена на работу с конкретным ребенком, исходя из его возрастных особенностей и потребностей в воспитательном воздействии.
  3. Коллективная – работа со всей группой, с учетом особенностей данной категории детей.

Методы и приемы воспитательной работы в логогруппе:

  • репродуктивный метод: упражнения, демонстрация, объяснения;
  • словесные методы: беседы, загадки, чтение, стихи и т.д.;
  • частично-поисковые методы: наблюдение, обследование, экспериментирование, исследование и т.п.;
  • проектный метод: работа над проектами (краткосрочными, долгосрочными);
  • разнообразные приемы, направленные на создание ситуаций успеха.

Цель, задачи, значение логопедии.

Н.Н. Баль, 2012 г.

Материалы к лекции по теме: « Логопедия как наука »

План:

1. Логопедия как наука: предмет, объект, краткий очерк становления. Структура логопедии.

2. Цель, задачи, значение логопедии.

3. Принципы и методы логопедии как науки.

4. Личность учителя-логопеда. Понятие деонтологии в логопедии.

5. Актуальные проблемы современной логопедии.

6. Связь логопедии с другими науками.

7. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

Логопедия как наука: предмет, объект, краткий очерк становления. Структура логопедии.

Термин «логопедия»: « logos » – «слово, речь, понятие, учение, наука», « paidi е a » – «воспитываю, обучаю».

«Логопе′дия» и «логопеди’я» (в проф. речи)[1].

Логопедия – педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания[2].

Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания[3].

Логопедия – отрасль научных знаний:

· в широком понимании: о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных коррекционных психолого-педагогических приемов;

· в более узком понимании: о нарушениях речи и методах их преодоления[4].

Логопедия– отрасль коррекционной (специальной) педагогики, изучающая нарушения речи и разрабатывающая методы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания[5].

Лица с речевыми нарушениями называются логопатами

и являются
объектом логопедии. Логопед
– коррекционный (специальный) педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Предметом логопедии являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Рассматриваемые в логопедии нарушения речи следует отличать от:

· отклонения от общепринятых вариантов употребления языка (диалектов, незнания языка, безграмотной речи и т.д.)

· возрастных особенностей формирования речи. Они наблюдаются у детей определенного возраста, представляют закономерное явление, сопровождающее нормальное овладение речевой функцией, выражаются в некоторых фонетических несовершенствах, несформированности словарного запаса и грамматического строя речи[6].

Логопедия изучает патологические нарушения речи – стойкие отклонения от речи нормально говорящего человека, которые

— не соответствуют возрасту говорящего;

— самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

— для преодоления требуют специального коррекционного воздействия;

— часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие.

В самостоятельную дисциплину логопедия выделилась в конце 19 – начале 20 вв. (хотя первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления содержаться в работах античных ученых – Гиппократа, Галена, Плутарха). У истоков логопедии стояли медицина (физиология, невропатология, отоларингология, психиатрия) и сурдопедагогика.

Основные этапы развития логопедии :

I этап (с античных времен до XVIII в.).

В.И. Селиверстов[7] проанализировал сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления в:

· источниках древнеегипетской культуры (надписи на саркофагах, пирамидах, папирусы),

· медицинских трактатах древних индусов и китайцев («Аюрведы», «Нань-цзин»),

· религиозной литературе Древнего Востока («Ветхий завет» «Талмуд», «Коран»)

· трудах философов, медиков и риторов Древней Греции (Демокрит, Платон, Геродот, Гиппократ, Аристотель, Демосфен), Древнего Рима (Корнелий Цельс, Клавдий Гален, Квинтилиан), Византии и Арабских халифатов (Ибн – Сина – Авиценна).

· летописях, словарях, пословицах и поговорках Древней Руси

Выводы из данного фактического материала:

1. С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Делались попытки отделить речевые расстройства от других аномалий.

2. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются в работах медиков древности начиная с 5 в. до н.э. (Гиппократ, Цельс, Гален, Авиценна). С развитием медицины постепенно накапливался и совершенствовался первоначально примитивный опыт изучения речевых расстройств, расширялись представления о них и их лечении.

3. В педагогической литературе Древнего мира упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Исключение составляют лишь указания Плутарха и Квинтилиана о необходимости при воспитании детей следить за тем, чтобы их кормилицы и сами говорили чисто. Ни анализа речевых нарушений, ни методов их устранения при этом не обнаруживается.

II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.).

В.И. Селиверствов и Ю.Г. Гаубих[8] проанализировали вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников педагогики (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и др.):

· значение языка и речи для развития человеческого общества и каждого человека,

· роль речи в развитии ребенка, его познавательных способностей,

· последовательность формирования детской речи,

· условия образования правильной речи,

· правильность речи детей и возможные ее недостатки.

Большой вклад в становлении логопедии внесла медицина:

· Изучение механизмов и лечение ряда речевых расстройств, например, заикания: На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини, Вутцер, Эрве-де-Шегуан и др.). 1838 г. – книга врача Х. Лагузен «О заикании».

Изучение симптоматики речевых нарушений и дальнейшая систематизация речевых расстройств: введены термины «дислалия» (1827 г., И. Франк) и «афазия» (60 гг. 19 в., Труссо), выделение алалии в отдельное речевое нарушение (1830 г. Р. Шультесс); доказана связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга (1861 г. – П. Брока, 1874 г. – Вернике).

Вклад сурдопедагогики в развитие логопедии. Развитию логопедии способствовала сформировавшаяся в XIX веке методика обучения глухонемых устной речи. Видными представителями этого передового направления были директора Петербургского училища глухонемых Г.А. Гуров (1778-1858) и В.И. Флери (1800-1856) и др. Они были сторонниками одновременного использования в процессе обучения и воспитания глухих детей различных форм словесной речи (устной, дактильной, письменной). Из сурдопедагогики в логопедию пришли приемы коррекции нарушений звукопроизношения: оптико-тактильный метод).

III этап (с 3-й четверти XIX в. до 50-х гг. XX века).

В самостоятельную дисциплину логопедия выделилась в конце 19 – начале 20 вв. Разработана первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля (1877), которая была модифицирована в работах зарубежных и отечественных исследователей первой четверти XX в. В. Олтушевского, Г. Гутцмана, Э. Фрешельса, С. М. Доброгаева и др. Создание клинико-педагогической классификации нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, а в дальнейшем О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский).

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии становятся: учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия).

В логопедии формируется системный подход к изучению расстройств речи – на основе данных лингвистики (В.В. Виноградов: учение о системной организации языка) и психологии (учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания).

С конца 19 в. наблюдается медицинская направленность в логопедии – активно изучается структура речевого нарушения, рекомендуется лечение. В 1 половину 20 в. основным направлением развития логопедии была коррекция недостатков устной речи (разработаны приемы исправления дефектов звукопроизношения, речевого дыхания, голоса). Значительный вклад в развитие советской логопедии внесли работы Ф. А. Рау и его семьи.

В 30 гг. вышли: первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов (автор – М.Е.Хватцев, который возглавлял кафедру логопедии в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена); практическое пособие по преодолению недостатков звукопроизношения (В. И. Городилова-Рождественская). В 40 – 50 гг. – работы по проблемам алалии (Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская).

Период до 50 гг. 20 в. характеризуется поиском и становлением педагогических основ логопедии. В работах Ф.Ф. Рау отмечалось, что логопедия – не медицинская наука, а педагогическая. Значительное число речевых дефектов происходит от социальных причин в период формирования речи, эти недостатки могут быть устранены лишь путем перевоспитания личности логопата, а не посредством медицинских процедур, хотя знание медицинских основ нужно логопеду для понимания причин нарушений речи и согласованных действий с врачом. В этот период начато изучение закономерностей обучения и воспитания детей с нарушением речевой деятельности.

В начале XX столетия правительственные учреждения, в которых оказывалась помощь аномальным детям, были организованы лишь для глухонемых и слепых в виде училищ и домов призрения. В 1900 г. в Москве известный сурдопедагог Н.А. Рау организовал детский сад для глухих детей дошкольного возраста. Это было первое такое учреждение в Европе. Руководя этим детским садом и готовя в нем кадры сурдопедагогов по дошкольному воспитанию, Н.А. Рау оказывал помощь детям с дислалией.

В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям с расстройствами речи. Такая помощь оказывалась в 2-х вспомогательных школах под руководством сурдопедагога Ф.А. Рау. В 1915 г. Ф.А. Рау (директор Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых) организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов и набрал детей в первые группы для исправления речи в 2-х вспомогательных школах Москвы. В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы.

В первые годы Советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием: в Петербурге при Институте дошкольного воспитания в 1920 г. организуется факультет детской дефективности (руководитель – профессор Д.В. Фельдберг), в 1924 г. на педагогическом факультете 2-го МГУ организуется дефектологическое отделение (первый декан – профессор Д.И. Азбукин, зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии – профессор Ф.А. Рау). Курс логопедии вводится как самостоятельный предмет.

В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве при Государственном институте нервно-психиатрической профилактики специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у подростков и взрослых, а затем там же был открыт и стационар для лечения лиц с афазией и заиканием (Ю.А. Флоренская).

В 1929 г. Мосгорздрав открывает специальную поликлинику для лиц с расстройствами слуха и речи. В 1926 г. Мосгороно открыл специальную 7-летнюю школу для заикающихся, где впервые в состав персонала школы была введена должность врача психоневролога – заместителя директора школы.

Большое значение для совместной работы педагогов и психологов по всем вопросам дефектологии, в том числе и логопедии, имел организованный в 1929 г. Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ), преобразованный в 1944 г. в НИИД Академии педагогических наук. К участию в организации этого учреждения были привлечены видные ученые Л.С. Выготский, Н.А. Рау и Ф.А. Рау, В.П. Кащенко, Д.И. Азбукин, Р.М. Боскис, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина. Позже в институте были организованы сектор логопедии и школа-интернат для детей с нарушением слуха (слабослышащих) и речи.

В 1931 г. Наркомпрос издает приказ «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков». Этот приказ был историческим по линии организации логопедических учреждений в Наркомпросе и Наркомздраве. Стали организовываться учреждения в двух ведомствах – просвещения и здравоохранения, увеличилось число логопедических кабинетов в детских поликлиниках Москвы, Ленинграда, Харькова и др. городах. Открываются школы для детей расстройствами речи.

В 1930 г. Москорздрав по инициативе психиатра В.А. Гиляровского организовал учреждение для лечения заикания. Это было учреждение нового профиля. В нем впервые в мировой практике было начато лечение заикания у детей дошкольного возраста в условиях детского коллектива. Учреждение называлось детской психоортопедической площадкой. Здесь Н.А. Власова разработала комплексный подход к устранению заикания. Впервые стали проводиться логоритмические занятия.

В 1932 г. Наркомздрав (по предложению педиатра профессора С.А. Щелованова и логопеда Е.Ф. Рау) открывает в доме ребенка специальные слухо-речевые ясли для детей с различными расстройствами слуха и речи.

В 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция. В ней принимали участие логопеды, педагоги, врачи и психологи всех учреждений, где проводилась логопедическая работа, Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и др. городов.

Логопедическая помощь взрослым в те годы осуществлялась главным образом в учреждениях здравоохранения: в Центральном институте невропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в логопедическом стационаре для заикающихся и афазиков (зав. Ю.А. Флоренская) и в поликлинике слуха и речи под руководством Н.П. Тяпугина, в Ленинграде в Отоларингологическом институте.

Логопедическая помощь в Беларуси начала развиваться с конца 20-х гг. по линии здравоохранения[9]. В 1927 г. в Минске психоневрологический кабинет при клинике нервных болезней был преобразован в диспансер, в котором в 1029 г. был создан логопедический кабинет. В 1930 г. Наркомпрос БССР установил должности инструкторов по исправлению речи у детей во вспомогательных школах. Затем в Мстиславском институте глухонемых были созданы классы для детей с нарушениями речи. В 1939 г. институт был переименован в школу слуха и речи (300 детей).

Большая заслуга в организации логопедической помощи детям и взрослым в БССР принадлежит логопеду Минского психоневрологического диспансера Е.И. Фридман и логопеду Витебского института умственно отсталых детей М.И. Крупицкой, которые прибыли по заявке Наркомпроса БССР в 1928 г. из Ленинграда.

Подготовка кадров осуществлялась в вузах Москвы и Ленинграда. В 1928 г. В Мстиславском педтехникуме из числа студентов 4 курса была создана группа сурдистов. Осенью 1932 г. был объявлен набор на дефектологическое отделение, созданное на педфаке БГУ. Но это отделение не открылось из-за отсутствия специалистов по дисциплинам дефектологического профиля. Многие работники спецшкол заочно обучались на дефектологических отделениях и факультетах во 2-м МГУ, ЛГПИ им. А.И. Герцена, в Московском дефектологическом институте.

IV этап (50-х гг. XX в. до настоящего времени).

В 1950 г. распоряжением Минздрава СССР должности врачей-логопедов упразднены. С 50 – 60 гг. на первое место выходит педагогическое содержание логопедии. В этот период была разработана психолого-педагогическая классификация (Р.Е. Левина),котораявозникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Со временем создается гибкая и многообразная система дошкольной коррекции речевых нарушений: детские сады-интернаты, детские сады с 5-дневным пребыванием детей, специальные группы при массовых детских садах. В 60-ые годы во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты, организуются специализированные республиканские и областные санатории для детей с различными нарушениями речи. Уделяется большое внимание организации специальных учреждений для детей с церебральным параличом. Создается широкая сеть школ для детей с нарушениями речи (II отделения): 1-ое – с ТНР, 2-ое – для заикающихся.

Развивается мультидисциплинарный подход в исследовании речевых расстройств, в их предупреждении и устранении. Е. Ф. Соботович (1985), анализируя недоразвитие речи с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств (работы Л. Б. Литвака, 1959 и Е. Н. Винарской, 1973). Е. Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрии при очаговых поражениях мозга у взрослых больных. Проводится нейропсихологическое изучение афазии (работы А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой).

На русском языка изданы работы по логопедии зарубежных авторов: М. Зеемана (Чехословакия), П. Беккера, М.Совака «Логопедия» (Германия) и др.

В Беларуси в 50-е гг. 20 в. значительно расширилась логопедическая помощь населению по линии Министерства просвещения и здравоохранения. Первые логопедические пункты были открыты в 1050 г. в Минске и Витебске. В 1950 г. Совет министров БССР обязал Минпрос БССР открыть по 1 школьному логопедическому пункту (Барановичи, Брест, Гомель, Гродно, Могилев, Мозырь, Молодечно, Пинск, Полоцк) и укомплектовать их логопедами с высшим дефектологическим образованием. К концу 50-х гг. логопедические кабинеты функционировали при психоневрологических и слухоречевых диспансерах и детских поликлиниках в Минске, Могилеве, Гомеле, Бресте.

В 60-е гг. работу по дальнейшему развитию логопедической помощи начал координировать созданный первым в СССР сурдологопедический диспансер (главврач Г.З. Кругер), созданный на базе сурдологопедического кабинета. К середине 60-х гг. в БССР работало свыше 50 логопедических пунктов и кабинетов при школах и поликлиниках областных и районных центров, логопедические стационары для заикающихся школьников в Мстиславле и Кобрине, областные сурдологопедические диспансеры, речевые классы при ряде школ в Минске, Витебске и др. В 1969/1970 уч.г. в БССР было 5 школ для детей с ТНР, 1979/1980 – 7 школ, 1985/1986 – 7.

С 1960 гг. интенсивно начала развиваться сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В 1972 г. на основании приказа Минпроса СССР № 125 была утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений, в том числе для детей с нарушениями речи: группы для детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, для заикающихся детей

Особенно острой для нашей республики была кадровая проблема. К концу великой Отечественной войны в БССР не оказалось ни одного специалиста с дефектологическим образованием. Министерство образования БССР широко практиковало направление руководителей, учителей и воспитателей школ глухонемых на совещания, семинары и курсы по сурдопедагогике (в Российскую Федерацию, Украину). К концу 50-х гг. в учреждениях для аномальных детей республики работало около 30 выпускников дефектологических факультетов Москвы, Ленинграда, Киева, среди которых были К.Г. Ермилова, Т.Л. Лещинская, И.М. Бобла и др.

Однако положение с кадрами дефектологов было неудовлетворительным. В 1960 г. в Минском государственном педагогическом институте имени А.М. Горького открыто дефектологическое отделение. Большая заслуга в этом – кандидата медицинских наук А.Г. Трояновой, инспектора специальных школ Минпросса БССР Т.Л. Лещинской, главрача сурдологопедического диспансера Г.З. Кругер, логопеда диспансера К.Г. Ермиловой. Первая группа студентов-дефектологов завершили свою 5-летнюю подготовку по специальности математиков-сурдопедагогов при физико-математическом факультете. С 1961 г. подготовка осуществлялась уже при факультете педагогике и методики начального обучения по специализации «олигофренопедагогика и логопедия», а также «сурдопедагогика» (выпуск 1968 г.).

С 1968 г. расширился прием на дневное отделение и открылось заочное отделение дефектологии, была образована самостоятельная кафедра дефектологии (до этого преподаватели входили в состав кафедры педагогики и методики начального обучения). Приказом Минпроса БССР от 24 апреля 1976 г. дефектологическое отделение преобразовано в дефектологический факультет. 10 лет деканом его был Г.Г. Турик. На факультете были созданы 2 кафедры: специальной педагогики (зав. Лещинская Т.Л.); психопатологии и логопедии (зав. 1976 – 1979 Шило Н.Ф., 1979 – 1984 – Григорьева Т.А.). Затем было создано 3 кафедры: олигофренопедагогики и психопатологии (Турик Г.Г.), сурдопедагогики и логопедии (Григорьева Т.А.), специальных методик (Гриханов В.П.)

С 1 сентября 1994 г. на факультете работают 5 кафедр, в том числе – кафедра логопедии. Особый вклад в формировании научно-педагогической школы кафедры логопедии, сочетающей поиск путей совершенствования практической логопедической работы с развитием вузовской работы по подготовке учителей-логопедов, внесли кандидат психологических наук, доцент К.Г. Ермилова и кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Зайцева, которая в 1994–2002 гг. возглавляла кафедру логопедии. Под их руководством сложилась система интенсивной подготовки научных кадров по логопедии. С 1997 г. успешно защищено 7 кандидатских диссертаций, выполненных на кафедре: Е.А. Харитоновой («Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи»), С.П. Хабаровой («Формирование готовности к овладению чтением дошкольниками с общим недоразвитием речи»), О.А. Науменко («Формирование основ знаково-символической деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи»), Н.В. Дроздовой («Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях»), Н.Н. Баль («Дифференцированный подход к преодолению аграмматизма у учащихся с тяжелыми нарушениями речи»), И.В. Филипович («Консультативно-коррекционная технология как средство педагогической помощи детям раннего возраста с фактором риска в речевом развитии»), И.С. Зайцева («Методика педагогической профилактики социальной дезадаптации старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи») и около 30 магистерских диссертаций.

По данным О.С. Орловой[10], в странах Европы используются различные термины для обозначения дисциплины, изучающей особенности патологии и развития речи в норме и патологии: логопедия, речевая и языковая терапия, ортофония.

Речевой и языковой терапевт или логопед занимается в широком смысле проблемами коммуникации и коррекцией всех нарушений речи и голоса, устной и письменной речи независимо от этиологии у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Основными задачами являются научное изучение коммуникации и связи с различными болезнями, предупреждение, устранение речевых расстройств импрессивной и экспрессивной устной и письменной речи, а также невербальных средств общения.

С 1988 г. при Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) создан Постоянно действующий комитет речевых терапевтов и логопедов (LCSTL). Это официально признанная ЕЭС, неправительственная организация объединяет ассоциации ортофонистов и логопедов всех стран Европейского Союза. Основная задача этого комитета – представление профессиональных интересов логопедов и речевых терапевтов в ЕЭС, координация научных исследований в области патологии речи, содействие внедрению современных научных и практических достижений, разработка единых образовательных программ и профессиональных стандартов.

Антоанета Георгиева (сотрудник кафедры специальной педагогики, Софийский университет, Болгария)[11] анализирует 2 подхода в определении характера логопедии как науки и соответственно – статуса профессии:

1. В России, Болгарии и других странах Восточной Европы логопедия рассматривается как раздел специальной педагогики, а логопедические учреждения являются частью системы учебно-воспитательных заведений; со взрослыми работают в отдельных кабинетах в системе здравоохранения; используемая терминология: «коррекционно-воспитательная работа», «методика коррекции», «коррекционный процесс».

2. В странах Западной Европы — несмотря на отказ от медицинской модели нарушений развития речи как исторически пройденного этапа в научном развитии, логопедия не является педагогической наукой, а логопеды – педагогами. Они в то же время и не медики. Соответствующая профессия – параклиническая, парамедицинская, логопед является специалистом, в чьи профессиональные обязанности входит диагностика и терапия всех видов нарушений общения (Professional Profil оf Speech Therapist, 1992). Используемая терминология – «терапия речи», «языковая терапия», «терапевтическая программа». Логопедические кабинеты включены в систему здравоохранения и медицинского страхования, имеются логопедические кабинеты и в обычных школах, детских садах, а также в учреждениях для умственно отсталых детей, детей с нарушениями зрения и двигательными нарушениями. В некоторых странах (напр., Англия) помимо специальных заведений для детей с речевыми нарушениями (специфическим расстройством речи – алалия) имеются специальные школы для детей с коммуникативными проблемами, в которых обучаются дети с речевыми нарушениями при интеллектуальной недостаточности, нарушенном слухе, аутизме вместе с детьми со специфическими речевыми нарушениями.

Структуру современной логопедии составляют:

– дошкольная логопедия

– школьная логопедия

– логопедия подростков и взрослых

Отдельным разделом логопедии является фонопедия – раздел, рассматривающий формирование навыка правильного голосообразования с помощью специальных педагогических приемов.

Цель, задачи, значение логопедии.

Цель – разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания, перевоспитания лиц с нарушениями речи, профилактика речевых расстройств.

Задачи логопедии:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи.

3. Определение спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, а также характера влияния речевого расстройства на формирование личности, психическое развитие, осуществление различных видов деятельности.

4. Изучение особенностей формирования речи и нарушений речи у детей с различными аномалиями развития – с ОПФР (у детей с нарушениями слуха, зрения, олигофренией, ДЦП, ЗПР).

5. Выявление этиологии, механизма, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, методов, приемов, средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенство методов профилактики речевых расстройств и ранней коррекционно-развивающей работы.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Для решения задач необходимо:

– установление межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов;

– поддержание тесной связи теории и практики;

– осуществление принципа раннего выявления лиц с нарушениями;

– активная пропаганда логопедические знания среди населения для эффективной профилактики.

Логопедия имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка и речи, тесной связью речи и мышления. Достаточный уровень речевого развития способствует осознанию, планированию своей деятельности, регуляции поведения, создает условия для социальных контактов. «Качественная» речь является основным моментом для общественной и деловой карьеры, ведет к деловому успеху.

Нарушения речи в той или иной степени влияют на психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, а тяжелые речевые нарушения ограничивают мыслительную деятельность. Нарушения речи приводят к ограниченности социальных контактов, вызывают нарушения эмоционально-волевой сферы и способствуют формированию патохарактерологических черт характера, влияют на овладение грамотой, выбором профессии.

Согласно статистическим данным Министерства образования Республики Беларусь самой многочисленной группой из числа детей с особенностями психофизического развития являются дети с нарушениями речи. Так, если на 01.01.2003 г. число детей с нарушениями речи составляло 56,6 % от общего количества детей с ОПФР, то в 2004 г. этот показатель увеличился до 62,33 %, в 2005 г. – до 67, 54 %, в 2006 г. – до 70, 91 %, в 2007 г. – до 74,52%, в 2008 г. – до 81, 93 %, в 2010 г. – до 87 %, в 2011 г. – до 90 %[12].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]