Нарушение звукопроизношения (дислалия и дизартрия)

Нарушение звукопроизношения является самым распространенным дефектом речи. Оно может проявляться следующим образом:

● звук отсутствует в речи, ● звук произносится искаженно, ● звук заменяется на другой, ● смешение двух звуков.

Эти нарушения могут быть самостоятельным дефектом, а могут быть частью сложного речевого нарушения (фонетико-фонематического нарушения речи, общего недоразвития речи, задержки речевого и психо-речевого развития)

Нарушение звукопроизношения бывает 2 видов. Не смотря на их внешнее сходство важно отличать дислалию от более сложного нарушения – дизартрии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата.

Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевых мышц.

Причины дислалии:

  • Особенности строения органов речевого аппарата, самые распространенные из которых, это неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка, высокое или низкое нёбо.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляции, неточность движений или трудности переключения с одного положения на другое. В таком случае звуки искажаются. Например, вместо правильного звука «р» ребёнок произносит «горловой», на французский манер, вместо звука «л»- звук «уэ».
  • Несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия (способность распознавать и различать звуки речи — фонемы). Ребенок путает схожие звуки. При этом у него возникает смешение или замены звуков. Например, «жук» — «щук», «шуба» — «суба», «магазин» — «паказин», «лапа» — «ляпа».
  • Подражание неправильной речи взрослых или детей, чрезмерное «сюсюканье», билингвизм.

Дизартрия, ОНР – в чем разница?

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;

Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);

Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе.

Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Причины дизартрии:

Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).

У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:

  • речь нечеткая неразборчивая
  • отсутствие выразительности речи, монотонность;
  • нарушение тембра голоса, речь «в нос»;
  • нарушение речевого дыхания, слабый голос;
  • темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;
  • паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;
  • спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;
  • отклонение языка в сторону, тремор;
  • гиперсаливация (усиленное слюноотделение);
  • парезы и параличи мышц конечностей и туловища;
  • неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностические значимые отличия.

Так, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук.

Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции.

Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.

Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

Сопоставление дислалии и стертой дизартрии:

При сложной функциональной дислалии:При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:
  • страдает артикуляция только согласных звуков;
  • четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;
  • закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений;
  • не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи;
  • изменения дыхания не типичны;
  • фонационные расстройства не отмечаются;
  • дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует.
  • возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком;
  • изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;
  • процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи;
  • характерен ускоренный или замедленный темп речи;
  • дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох;
  • страдает координация указанных процессов.

Симптомы

В зависимости от тяжести расстройств речи выделяют четыре степени:

1 степень тяжести – выраженный дефект произношения отсутствует, отклонения от нормы могут быть выявлены при осмотре у логопеда;

2 степень тяжести – понятность речи сохранена, однако некоторые расстройства уже становятся заметны;

3 степень тяжести – речь больного человека понятна не только близким людям, но и некоторым посторонним;

4 степень тяжести – речь больного абсолютно не понятна.

Клиническая картина дизартрии характеризуется общими симптомами:

  • искажением звуков, слов, слогов;
  • напряжение лицевой мускулатуры;
  • ограничение подвижности артикуляционного аппарата (губ, языка);
  • слюнотечение;
  • слабость голоса;
  • укорочение выдоха.

ФН

ФФН

ОНР

Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии.

п/п Клинико-педагогическая классификация определения Этиология Характер повреждений речевого аппарата Механизмы Формы. Подформы. Степень проявления дефекта
Биологические факторы Социально-психологические факторы
1. Дислалия

Снижение слуха

Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушения дифференциации по признаку ротовой – носовой, глухой – звонкий, переднеязычный — заднеязычный) ФН

ФФН

ОНР

3. Дизартрия Первично:
  • недоразвитие фонетической стороны речи (чаще пропуски, искажения)
  • недоразвитие физиологического и фонационного дыхания
  • нарушение голоса (тембра, силы, высоты)
  • нарушение просодической стороны речи

Вторично

  • недоразвитие фонематического слуха
  • лексико-грамматическое недоразвитие
  • нарушения письменной речи
Неврологическая симптоматика (нарушение мышечного тонуса, гиперсаливация) Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушение дифференциации по артикуляторным признакам: место, способ образования звука)

Дислалия: определение, причины, план работы. «Ребенок картавит, не говорит звук Р, Л, С, Ш…»

В самом начале работы врач составляет план решения следующих задач:

— Логопед должен наладить с пациентом дружескую связь, расположить к себе и адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям; — Формирование осознанности ребенка к занятиям; — Развить память и внимание; — Обучить распознаванию фонем; — Сформировать двигательные речевые навыки.

Подготовительный этап разделяют на следующие направления:

— Формирование фонематических процессов; — Формирование артикуляционной моторики; — Формирование мелкой моторики рук; — Закрепить опорные звуки.

Развитие фонематических процессов. Прежде чем приступить к развитию фонематических процессов, необходимо сформировать у пациента представление о звуке, который ему необходимо поставить. Нужно обучить ребенка различать конкретные звуки от похожих за звучанием.

Особенностями данной задачи выделяют: 1. Сначала нужно сформировать осознанную вовлеченность ребенка в процесс лечения; 2. Развитие восприятия фонем следует проводить в начале на материале слов. 3. Помочь пациенту отличать услышанные звуки в речи

Учитывая, что изначально артикуляционный уклад определенного звука не сформирован, невозможно работать над его различием. Однако, этот вид лечения на подготовительном этапе необходим, поэтому проводить его стоит на примере сохранных пар звуков в словах. Чтобы научить различать определенный звук от его субститута, необходимо произносить его в восприятии. Стоит запретить воспроизведение речевого материала с дефектным звуком, пока фонема не поставлена. Для этого необходимо изучение звукового состава слов. С этой целью пациентам дают задания на определение места звука в слове. Важно учитывать, что подобные здания должны проводиться только на материале гласных и простых согласных.

Из этого исходит что развитие фонематических процессов на подготовительном этапе проводится в следующих направлениях: 1. Восприятие – различение и восприятие звуков на слух; 2. Произношение – отработка речи на материале сохранных звуков.

Развитие артикуляционной моторики

Так как, при любой форме дислалии нарушено произношение звуков, необходимо поставить корректный артикуляционный уклад либо сформировать недостающие артикуляционные движения. Грубые моторные нарушения отсутствуют, а значит тонус мышц в порядке. Однако у пациента не сформированы только отдельные произвольные артикуляционные движения. В таком случае развитие моторики должно быть произвольным, осознанным и направленным на развитие новых речевых укладов. С этой целью, логопед формирует недостающие артикуляционные уклады согласно зрительному подражанию. Перед зеркалом ребенку демонстрируют необходимую позу органов артикуляции. Если возникают трудности, логопед помогает пациенту, с помощью пальцев или шпателя. Если же ребенок при этом все ровно не может физически подражать врачу, то проводится артикуляционная гимнастика.

Целями артикуляционной гимнастики выделяют: 1. Формирование кинестетических ощущений от движений речевого аппарата; 2. Создание артикуляционной позы.

Артикуляционная гимнастика развивает и формирует подвижность артикуляционных органов. Для этого логопеды применяют в своей практике: упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба и так далее. Логопедическая артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические занятия формируют умение создать и удержать нужную артикуляционную позицию. А динамические тренировки развивают оперативную переключаемость, динамичность и плавность движений.

В работе с языком используется упражнение «Иголочка», для него необходимо следовать инструкции: — Приоткрыть рот — Высунуть язык вперед — Удерживать, считая про себя до 10

Еще одним динамическим упражнением является упражнение «Часики»: язык должен попеременно касаться левого и правого уголка рта, под счет раз – два. Вышеописанные занятия должны выполнятся по команде, чтобы они были осознанными.

Во время работы с гимнастикой, логопед обязан выработать следующие качества: 1. Четкость выполнения упражнений. Качество определяется месторасположением формы речевого органа. 2. Структурированность и плавность движений. Упражнение должно выполнятся без лишних движений и толчков 3. Сохранять темп. Изначально задание нужно выполнять медленно, а затем быстрее. Пациент обязан научится самостоятельно менять темп артикуляционных движений 4. Закрепление результата. Артикуляционная поза должна удерживаться до 15 секунд 5. Переключаемость. Смена движений должна происходить плавно, но быстро 6. Движения органов симметрично к правой и левой стороне

При проведении артикуляционной гимнастики, необходимо соблюдать следующие требования: 1. Проводить занятия со статическими и динамическими упражнениями 2. Занятия с сочетанием языка и губ 3. Длительность занятий должна быть небольшой, чтобы не переутомить ребенка 4. Нужно развить самоанализ кинестетических ощущений со звучанием 5. Гимнастика должна проводиться в игровой форме 6. Задания выполняются в положении сидя, чтобы руки и мышцы были расслаблены 7. Постепенно усложняют артикуляционные занятия 8. Занятия проводятся перед зеркалом

Для определения содержание артикуляционных упражнений необходимо: 1. Разобрать обобщенный звук на движения 2. Определить неправильное произношение 3. Сформировать нужный уклад, посредством артикуляционных упражнений 4. Поработать с определенными частями уклада, с помощью дифференцированной артикуляционной гимнастики. Как только отдельные движения отработаны – их необходимо соединить. Далее к упражнениям подключается воздушная струя и проработка голосовых складок.

С целью устранения губно-зубного произношения, используют следующие упражнения, для языка: 1. Придерживать язык на нижней губе и удерживать его на протяжении 5 секунд 2. Обнять языком верхнюю губу и удерживать эту позицию 3. Обнять языком верхнюю губу и закрыть языком рот в виде «ложечки» — рот закрыть после этого

Упражнения для губ: 1. Обнажить нижнюю челюсть, опустив нижнюю губу и удерживать на протяжении 5 секунд 2. Удерживать губы трубочкой на протяжении 5 секунд 3. Сделать губы трубочкой, а затем улыбнутся. Повторять попеременно меняя позицию губ под счет раз-два.

Как только упражнения должны выполнятся четко и грамотно, логопед предлагает ребёнку сделать одновременно две артикуляционные позиции и подышать или подуть, чтобы услышать звук «ш». Если звук звучит все еще не четко, работа по его уточнению продолжается с помощью дополнительных артикуляционных позиций.

Далее важно сформировать воздушную струю, для этого следуют инструкции: 1. Надуть щеки и удерживать в них воздух 2. Попеременно переносить воздух с одной щеки в другую 3. Втянуть щеки

Развитие мелкой моторики кистей рук Обычно, при дислалии нарушены движения кистей рук. Для развития функций кистей рук, в практике используют мозаики, шнурование, застёгивание пуговиц, рисование, работа с ножницами, пластилином, действия с мелкими предметами и так далее.

Отработка опорных звуков При дислалии сохраняются гласные и согласные звуки. Если артикуляция согласных и гласных некорректная, то проводится постановка нужных звуков, а затем их использование с укладами сложных звуков. К слову, звуки «ф», «в» — опорные для свистящих и шипящих фонем. По форме образования они щелевые, для их воспроизведения необходима длительная, определенно направленная, воздушная струя. Звуки «ф», «в» являются одними из самых легких в произношении. Если пациент овладевает губно-зубными звуками, то автоматически развивается правильное произношение свистящих и шипящих звуков. Если эти фонемы неточные, то причина этому слабые артикуляционные мышцы губ. В данном случае, нужно формирование воздушной струи, которая необходима и для воспроизведения щелевых звуков. Если ребёнок не может придержать кончик языка за верхними зубами и произносит их между зубами, то при произнесении фонем «р», «л» или шипящих звуков – язык точно также будет между зубами. Если кончик языка пациента не может удерживаться между зубами, то будут страдать свистящие звуки. Работая над артикуляцией звука «т», формируется правильный уклад звука «с». А если при этом соединить переднюю часть спинки языка с верхними резцами, то получиться звук «ц». При работе со звуком «с», врач добивается целенаправленной воздушной струи, которая продвигается по середине языка. Соответственно, при отработке опорных звуков развивается двигательная и слуховая часть речи. Благодаря этому формируется анализ и синтез словосочетаний для быстрой автоматизации нарушенного звука.

Неречевые симптомы

1. Дислалия Первично:

— недоразвитие фонематической стороны речи, недоразвитие речевого дыхания (короткий выдох, слабая воздушная струя).

Вторично:

— нарушения письменной речи.

Не выражены Нарушается произношение согласных звуков позднего онтогенеза ФН

ФФН

2. Ринолалия Первично:
  • недоразвитие фонетической стороны речи (пропуски, искажение, замена, смешение звуков)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]