От чего зависит развитие речи
На это влияют многие факторы, а именно:
- Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое. Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя любимым и защищенным. А сели воспитание жесткое, построенное на множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и малообщительным.
Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок, научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо, рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения своих родителей.
Логопеды и педиатры оценивают этот фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например, игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в коробочку, поиграться с узелками на веревке, перекатывать орешек ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень полезно или теста, играться с кубиками. Практика показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее ребенок заговорит.
План-конспект по составлению рассказа для детей старшей группы
Тема:
Составление рассказа по картине «Ежи»
Возраст:
старшая группа (5-6 лет)
Содействовать формированию умений внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);
Рассуждать над ее содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определенного пункта плана;
Создавать условия для организации и проведения упражнения в подборе слов, близких по значению, в отгадывании описательных загадок на заданную тему;
Способствовать развитию внимания, памяти.
Умения внимательно выслушивать товарища, не перебивая его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя:
картина «Ежи», аудиозапись «Звуки природы», речевая схема (план-рассказа по картине).
Для детей:
элементы картины, листы желтой бумаги.
Предварительная работа к занятию:
беседы по осеннему времени года («Изменения в мире растений», «Как готовятся лесные звери к холодам», «Изменения в неживой природе».); составление с детьми загадок-описаний про лесных животных.
Связная речь: отвечают на вопросы развернутой фразой, используя предложения сложной конструкции.
Обогащение словаря: ежиха, ежата, ежиная семья.
Активизация словаря: прилагательные (голодные, жадные, прожорливые, трусливый, боязливый, пугливый, слабый), глаголы (испугался, спрятался).
Наглядный метод: рассматривание картины.
Словесный метод: составление рассказа по картине.
Практический метод: пересказ рассказов по картине.
– словесный прием: речевой образец, повторное проговаривание, указание, оценка детской речи, вопрос.
– наглядный прием: показ картинок.
– игровой прием: использование загадок.
Средства обучения:
общение взрослых и детей, литературная речь воспитателя, обучение родному языку на занятиях, художественная литература.
Форма организации детей на занятии:
групповая.
– Сегодня будем учиться составлять рассказ по картине. Но сначала проведем разминку на тему «Осень». Я буду задавать вопрос; кто дает ответ, проходит и садится на стульчик. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной.)
3. Непроглядный, серый, густой… (туман).
4. Жидкая, черная, липкая… (грязь).
5. Серое, хмурое, облачное… (небо).
6. Ненастная, пасмурная, дождливая… (погода).
7. Сухие, желтые, шуршащие… (листья).
1. Рассматривание картины. Беседа по содержанию картины.
После выполнения задания воспитатель предлагает отгадать загадку.
Что за елочка такая?
В серенькой одежке,
Ходит по дорожке. (Еж.)
– Как вы догадались, что это еж? (Ответы детей.)
Воспитатель демонстрирует картину «Ежи» (звучит аудиозапись «Звуки природы»)
– Посмотрите на картину. Кто изображен на картине? (Ежиха и ежата.)
– Как их можно назвать? (Ежиная семья.)
– Где находится ежиная семья? (В лесу.)
– Какое время года изображено на картине? (Осень.)
– Что делает ежиха? (Внимательно наблюдает за ежатами.)
– Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Учит добывать пищу, охотится.)
– Если она учит своих ежат охотится, то как про нее можно сказать? (Умная, заботливая, внимательная.)
– Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (Голодные, жадные, прожорливые.)
– Как вы думаете, почему он это сделал? (Испугался жука, спрятался от него.)
– Как еще можно сказать, какой ежик? (Трусливый, боязливый, пугливый, слабый.)
2. Составление рассказа по картине.
– Мы внимательно рассмотрели картину и теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем «по цепочке»: начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвертый ребенок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:
1. Какое время года изображено на картине?
2. Кто изображен? Где происходит действие?
3. Что произошло со всеми ежами? Почему?
4. Чем все закончилось?
– Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана. (Воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них.)
– Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины, и рассказать так, чтобы нечего не было добавить.
Дети рассказывают, воспитатель и другие дети оценивают, у какой «цепочки» рассказ был интереснее, аргументируя свой выбор.
III
. Заключительная часть
1. Творческая работа.
– Теперь я предлагаю вам подойти к столам, разделиться поровну.
Еще раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить все, что изображено на ней. (1–2 минуты.)
На столах перед вами большие листы бумаги желтого цвета. Представьте, что это осенний лес. На каждом столе лежат отдельные элементы картины, которую вы сейчас рассматривали и по которой составляли рассказы. Я предлагаю вам составить картину, точно расположив все ее элементы.
Источник
Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам
(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).
Цель:
Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»
- Размер.
- Форма.
- Цвет.
- Из чего сделана игрушка.
- Составные части (детали) игрушки.
- Как в неё играют.
Пример ответа:
Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.
Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»
- Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
- Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
- Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
- Что перевозит этот транспорт.
Самолет — пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.
Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»
- Вид птицы (зимующая или перелетная).
- Размер.
- Окрас перьев, внешний вид.
- Как передвигается, особенности поведения.
- Где живет.
- Чем питается.
Скворец — перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.
Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»
- Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
- Размер животного.
- Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
- Чем питается животное.
- Где живет (место обитания).
- Способы передвижения, поведение.
- Опасно или неопасно для человека.
- Польза для человека (только для домашних животных).
Лиса — дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса — хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.
Схема рассказа-описания по теме «Семья»
- Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
- Домашний адрес.
- С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
- Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
- Сколько всего человек.
- Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).
Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.
Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»
- Цвет.
- Форма.
- Величина.
- Вкус.
- Место произрастания (где растет).
- Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).
Яблоко — это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.
Схема рассказа-описания по теме «Времена года»
- Состояния неба и солнца в данное время года.
- Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
- Как одеваются люди в данное время года.
- Поведение птиц в данное время года.
- Поведение животных в данное время года.
- Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду — шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.
Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.
Комплект наглядных пособий по развитию речи «Опорные схемы для составления описательных рассказов»
Публикации по теме:
«Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников». Мастер-класс для педагогов Использование наглядных пособий в развитии познавательной активности дошкольников (Мастер-класс для педагогов района). Уважаемые коллеги.
«Использование опорных рисунков для составления рассказов» (из опыта работы) Метод использования опорных рисунков для составления рассказов особенно эффективен для индивидуальной работы с детьми с речевой патологией.
Консультация «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов» Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа.
Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам» Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам». Цели: закреплять знания детей об осени, ее приметах. Расширение.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Осени». Составление описательных рассказов об овощах Конспект НОД по развитию речи в старшей группе составление описательных рассказов об овощах «В гостях у Осени» Цель: учить детей составлять.
Конспект открытой НОД по развитию речи средняя «Б» группа Тема «Составление описательных рассказов по игрушке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» комбинированного вида КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ.
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».
Методика по развитию связной речи в старшей группе. Составление описательных рассказов по картине «Зимние развлечения» Программное содержание: 1. Учить детей составлять небольшие рассказы по сюжетной картине. Формировать умение связно, последовательно описывать.
Опорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области «речевое развитие» (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.
Занятие по составлению описательных рассказов «Волшебный мир сказок» Конспект занятия в логопедической группе «Волшебный мир сказок» Тема: Составление описательных рассказов Цели: — развитие связной монологической.