Сложности речи – расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.
Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.
Почему появляется у взрослых?
Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:
- Нарушения работы головного мозга.
- Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
- Травмы головы.
- Опухоли головного мозга.
- Дегенеративные заболевания.
- Безмерное употребление алкоголя.
- Слабость мышц лица.
- Слабое или тугое закрепление зубных протезов.
Причины и факторы риска
Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.
Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.
Возможно одновременное влияние внешних и внутренних причин, в таком случае картина нарушений становится многослойной и проявляется большим количеством симптомов.
Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.
Разновидности нарушений
Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:
- Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
- Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
- Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
- Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.
- Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
- Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
- Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.
Симптомы
К симптомам относятся:
- непривычная вибрация голосовых складок, в результате которой в голосе появляется хрипота, он становится сдавленным;
- невозможность быстро сформулировать свои мысли;
- проблемы с восприятием речи окружающих;
- нарушение темпа: он может быть ускоренным или замедленным;
- нарушение тембра голоса;
- проглатывание звуков, заторможенность речи;
- нарушение синтаксической стороны;
- чрезмерная речевая активность, не свойственная нормальному состоянию;
- частое повторение одних и тех же слов;
- заикание, гнусавость.
Структурно-семантическое оформление речи
По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.
При алалии проявляется невнятная речь. Этот дефект считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.
Какие еще упражнения для улучшения дикции и артикуляции можно выполнять:
1. Потренировать произношение конечных согласных – произносить их четко и активно: БО-БО-БО-БОПП!, БА-БА-БА-БАПП! Таким образом почередовать все парные согласные (т-д, б-п, г-к), чтобы в конце был слышен взрыв.
2. Отработать взрывные согласные – звуки, появляющиеся при преодолении барьера воздушной струей: т-д, б-п, г-к. Произносить глухие согласные без голоса, но со взрывом: К! КЬ! П! ПЬ!, потом дополнить гласными: ТУ! КО! ПО!, присоединить звонкие согласные: БО! РО! БУ!
3. Правильно произносить гласные перед зеркалом: О нужно выговаривать губами, образовавшими кольцо, выдыхая воздух широким потоком; У произносят губами, сложенными трубочкой, выдыхая через нее воздух резко. Можно потренировать произношение разных пар гласных: ИО, АИ, АО, ОУ, ЭА, ЭО, УИ, УЭ И Т.Д.
4. Проговаривать трудные сочетания звуков: МФЕ, РЧА, ЛРО, ФМО, ЛРЮ, РЛИ, ДРЛИ, ЛРДА. Можно попробовать и такое: в сложных звукосочетаниях с Р менять ее на любую другую согласную по такому типу: ЛРДА-ЛМДА.
Особенности диагностики
Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.
Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.
Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.
Принципы лечения
Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:
- Опухоли удаляются хирургическим методом.
- Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
- Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
- Нормализация давления.
- Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.
Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.
Как мы придем к нормальному темпу:
1. Это дыхательная гимнастика.
У людей с быстрым темпом — поверхностное ключичное дыхание (им хватает дыхания на 1-2 слова, а 3-е слово вынуждены «съесть» или проглотить окончание). Необходимо раскрыть диафрагмальное дыхание, чтобы Вам хватило дыхание на полное предложение из 5-6 слов!
2. Упражнения на подвижность речевого аппарата.
И
это НЕ произношение скороговорок!!!
Типичная ошибка многих — не повторяйте ее!
3. Логопедические упражнения на дикционную точность!
4. Ритмизация речи
(это комплекс упражнений с доборами воздуха и ритмом речи)
Правила исправления речи
Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.
Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:
- Личностное ориентирование.
- Создание эмоционально благоприятной обстановки.
- Взаимодействие с родителями.
- Положительная мотивация.
Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие переключение внимания с одной деятельности на другую.
Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь
Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.
Дыхание и разминка
База хорошей речи — это правильное дыхание, так что понаблюдайте, как вы дышите, в следующий раз, как только проснетесь. Обычно, когда человек расслаблен, когда он еще не вскочил с кровати и не побежал делать дела, у него работают те мышцы, которые нам и нужны. Так вот, постарайтесь их ощутить — какие мышцы у вас работают, когда вы лежите в расслабленном состоянии? Нет ли у вас каких-то зажимов в спине? Чем вы дышите? Я лично еще не встречала людей, которые в расслабленном лежачем положении дышали бы чем-то другим, кроме как животом — то есть так, как и нужно дышать. Когда мы дышим расслаблено, стонем, кашляем, смеемся, у нас работают природные механизмы — все это мы делаем именно мышцами живота.
Многие люди, которые преподают речь, пытаются поставить своим ученикам вокальное дыхание, чего делать не нужно, потому что речевое и вокальное — разные вещи. Да, у них один и тот же принцип, но есть несколько нюансов, которые важны для звуковоспроизведения. Вокальный голос отличается от голоса речевого хотя бы тем, что он более обработанный. Если бы мы все разговаривали вокальным голосом, мы бы звучали как карикатурная оперная певица. Чтобы нам было в удовольствие разговаривать, чтобы голос как бы сам лился из нашего организма, нужно учитывать техники дыхания животом.
Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу»
со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких
«фууу»
делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не куда-то там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.
После того, как вы поняли, что дышите правильно и у вас нет никаких препятствий между животом и передними зубам, пробуем по той же траектории, ничего не меняя в мышцах, выдохнуть на звук «м»
, чтобы задребезжали зубы, верхняя губа, крылья носа. Это называется резонатор — всего их четыре, но так как мы самостоятельно тренируем только базовые вещи, этим упражнением мы разминаем основной. Следующий шаг — совместить мычание с разминкой шейного и плечевого отдела тела, то есть, когда вы дышите на
«м»
, делайте несколько мягких кругов головой в одну сторону, затем в другую, вверх-вниз и вправо-влево. Потом переключаемся на плечи: звучим в резонатор и делаем круговые движения в одну сторону на одном выдохе, добираем воздух — и в другую сторону на следующем вдохе. Почему мы разминаем плечи и шею? Потому что если в них есть какие-то зажимы, это тоже мешает качественно говорить. Например, если плечи приподняты, голос не звучит ровно, а как бы придавлено.
Артикуляция
После того, как мы размяли тело, шею и плечи, тренируем простую фразу: «Мам, мам, меду нам»
, по-прежнему говоря как бы от живота. Этой фразой мы учимся соединять правильный согласный звук с гласными — это нужно научиться делать так, чтобы между
«м»
и
«а»
не было разрывов, — и дальше, наконец, переходим к разминке артикуляционного аппарата, делаем артикуляционную гимнастику, разминаем губы, язык и челюсть.
Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):
— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр»
из живота в губы, чтобы затрепетали губы.
— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.
— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.
— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.
— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж»
. Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.
Вообще, в случае с гимнастикой артикуляционного аппарата неправильных упражнений быть не может — выполняйте любые, которые вы найдете. Единственный момент: следите за тем, чтобы когда вы начнете пользоваться своим размятым речевым аппаратом, ваши губы не активничали и не «плясали» по всему лицу, это выглядит некрасиво, артикуляция не должна раздражать вашего слушателя. Посмотрите внимательно на то, как говорят качественные телеведущие: у них нет излишней артикуляции, зато у них хорошо открывается челюсть на ударных гласных звуках. Нет ни одного, наверное, ведущего, который разговаривает с закрытым ртом и сомкнутой челюстью, а вот в обычной жизни таких людей — масса.
Дикция
Дикцию можно качественно проработать всего за 3–5 дней занятий, если уделять артикуляционным упражнениям и чистоговоркам хотя бы 2 минуты своего времени ежедневно. Чистоговорки — это специальные словосочетания и фразы, то же, что и скороговорки, но мы их используем не для того, чтобы говорить быстро, а для того, чтобы говорить чисто.
Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком»
. Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.
И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.
Тренировка речи не относится к категории процессов, которыми обязательно нужно заниматься в детстве. Если в детстве говорить правильно не научили, это не значит, что на хорошей речи нужно ставить крест, потому что у человека есть возможность работать с голосом в любом возрасте.
Правила формирования речи
Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.
Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:
- Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
- Следует показывать простые упражнения.
- Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
- Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
- Родителям нужно следить и за своей речью.
Что такое спонтанная речь и почему так важно ее развивать
Спонтанная речь является одной из наиболее трудных форм общения, ведь она создается практически параллельно с мышлением. В отличие от речи письменной, в спонтанной у нас нет возможности обдумать мысль, найти нужные слова, откорректировать предложение, исправить ошибки, что-то изменить, убрать или добавить.
Мысли практически мгновенно оформляются в речевые конструкции, времени на тщательное обдумывание каждой фразы нет. Для людей с плохо развитой спонтанной речью ситуации, в которых нужно срочно собраться и что-то сказать, всегда становятся стрессом.
Если постараться объяснить, что такое спонтанная речь простыми словами, то это речь неподготовленная, формируемая параллельно мыслям, в текущем моменте и в постоянно меняющихся коммуникативных условиях. Именно спонтанную речь принято считать реальным показателем уровня владения языком говорящего.
Ведь письменную речь можно корректировать и редактировать, для публичных выступлений готовить тезисы или тексты полностью, а вот выразить свои мысли устно в моменте красиво и связно, логично и доступно могут лишь те, кто действительно хорошо владеет языком.
Именно спонтанная речь доминирует в реальной речевой коммуникации большинства людей. И чаще всего она требует развития и совершенствования. Кто из нас не начинает сильно волноваться, когда неожиданно поступает предложение выступить публично (произнести тост, провести собрание, сказать речь, рассказать о чем-то большому числу незнакомых людей и т.д.)?
Даже те, кто неплохо владеет языком в обычных условиях, из-за стресса начинает терять мысль, делать ошибки, произносить множество ненужных слов, повторять одно и то же или пропускать какие-то части в логической цепочке повествования, заикаться, «нукать», делать паузы и т.д. Что уж говорить о людях, которые не очень хорошо владеют навыком речевой коммуникации.
«В быту недосказанность, слова-паразиты, оговорки, нелогичность повествования считаются ПРОСТИТЕЛЬНЫМИ
»
В отличие от публичной речи, когда слова имеют большее значение и влияют на результат, когда времени минимум, а сказать нужно максимум. Хотя, на мой взгляд, и в быту важно уметь говорить правильно, связно, красиво, понятно и логично.
Часто спонтанная речь становится экзаменом на грамотность. Говоря без подготовки, в стрессе, параллельно с мыслительным процессом, человек демонстрирует все умения и способности, знания и навыки. С другой же стороны, не всегда спонтанная речь отражает реальный уровень развития речевых навыков, так как на полное раскрытие мастерства владения языком также влияют эмоции.
Грамотная речь предполагает умение стилистически верно строить предложения, наличие большого словарного запаса и уместное его использование, правильные ударения в словах, связность и последовательность, логичность и точность в выражении мыслей. Над этим можно и нужно работать.
О чем стоит помнить: даже самые идеальные предложения и речи можно испортить тихим голосом, некрасивым тембром, неуверенностью в себе, странными жестами, выражением лица, мимикой, низкой/высокой скоростью, неуместными паузами и т.д. То есть, мало уметь красиво и правильно формировать предложения, нужно еще и уметь подать себя.
Факторы, определяющие красоту спонтанной речи:
1.
Чистота и плавность повествования
– отсутствие слов-паразитов, придыханий, междометий, пауз, ненужных вставок и т.д.
2.
Звучание
– приятный тембр, гибкость интонации, сила звука, чеканность произношения, темп и т.д.
3.
Богатство речи
– формируется из разнообразия используемых слов, оборотов, речевых конструкций и т.д. Напрямую зависит от эрудиции и лексического запаса говорящего.
4.
Логика и структура
– без этих условий повествование лишается акцентов, четкости и ясности посыла, превращается в нагромождение мыслей и фактов, воспринимать которые сложно и скучно.
На мой взгляд, работать нужно, в первую очередь, над спонтанной речью. Будет понимание того, что навыки на высоте, появится и уверенность в своих силах. А где есть уверенность в себе, есть и способность себя подать, завладеть вниманием публики, справиться с сильными эмоциями. Здесь все взаимосвязано, поэтому рассматривать знания отдельно от эмоций я бы не стала.
Прогноз и профилактика
Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.
При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.
Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.
Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.
Как избавиться от изменений речи?
Лечение проявившихся изменений речи проводится в зависимости от того заболевания, которое спровоцировало проявление этого симптома. Следовательно, изначально важно провести тщательную диагностику и определить природу таких нарушений. В современной медицине практикуются фармакологические, логопедические, хирургические, физиотерапевтические методы лечения таких патологий. В большинстве случаев практикуется комплексная терапия.
Людям, у которых диагностирован мутизм, необходим очень тщательный уход. Важно постоянно стараться «разговорить» человека, избавить его от немоты и глухоты. С этой целью можно пробовать применять самые разные жесты, мимику, писать слова или рисовать. Что делать в конкретном случае, подскажет врач. Врач может назначить лечение мутизма с применением медикаментов по определенной схеме.
Лечение детей, у которых наблюдаются изменения речи, проводят соответствующие специалисты, в зависимости от причин проблемы с речью. При задержке развития речи следует обращаться к детскому психологу. Однако часто проблемы с речью позволяет исправить лечение у специалиста-логопеда. Продолжительное лечение необходимо тем детям, у которых отмечаются изменения речи, связанные с неврологическими проблемами. Иногда нарушения исчезают с возрастом. Но при любых нарушениях речи у ребенка родители обязательно должны обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистом безотлагательно.