Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия
Вид занятия: открытие нового знания. Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР – 3р.ур.Возраст детей: 6-7 лет – подготовительная группа Тема: Звуки Ль — РьПриоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Цель: Дифференциация звуков Ль — Рь в слогах, словах и словосочетаниях.
Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков Л-Ль»
Дифференциация звуков [л] – [л’]
Коррекционно-образовательная цель:
- Закреплять навыки различения на слух звуков [Л] – [Л’] и правильного употребления их в речи.
- Закрепить умение пользоваться моделями при анализе артикуляционного уклада, совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова вилка.
- Формировать практические навыки образования относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, количественные числительные с существительными.
- Расширять и активизировать словарный запас по темам “Фрукты”, “Ягоды”, “Посуда”.
- Формировать практические навыки составления предложений, договаривание предложений с опорой на наглядность.
Коррекционно-развивающая цель:
- Развивать общую и мелкую моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, внимание.
Коррекционно-воспитательная цель:
- Формировать культуру поведения за столом, воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.
Оборудование:
картинный материал (лягушонок, стол, миска с салатом, фрукты, ягоды); раздаточный картинный материал (яблоко, банан, апельсин, смородина, клубника, лимон, малина, груша, модели ложек и вилок), карточки для анализа артикуляции звуков [Л] – [Л’].
Организационный момент.
Формирование культуры поведения за столом, создание положительного настроя на учение.
Логопед.
Ребята, лягушонок Бил пригласил нас в гости.
Вспомним, как нужно вести себя за столом.
В день рожденья у лягушки Собрались ее подружки. Порезвились, поиграли, А потом обедать стали. Только об одном забыли: Руки гости не помыли. Угощенье за столами Брали грязными руками. Г.Шалаева
Ребята, назовите первое правило поведения за столом.
Дети.
Мойте руки перед едой.
Ребенок, назвавший правило, проходит за свой стол.
Логопед.
А теперь послушайте, что приключилось с моим знакомым аистом.
Аист за столом грустил: Вилкой суп поесть решил, Но никак не удавалось – Ничего не получалось! Г.Шалаева
Сформулируйте второе правило поведения за столом.
Дети.
Правильно пользуйся столовыми приборами.
Логопед.
Медвежонок хлеб жевал – Крошки хлебные ронял. Говорил с набитым ртом- Что? Не мог понять никто, После взялся за компот- Стол облил и свой живот! Г.Шалаева
– Назовите третье правило.
Дети.
Ешьте не спеша и аккуратно, не балуйтесь за столом.
Логопед.
И последнее важное правило: после обеда поблагодари хозяев.
Сообщение темы занятия.
Выделение звуков [Л] – [Л’] из ряда слов.
Логопед.
Послушайте слова, какой звук встречается в каждом слове.
Стол, стул, ложка, вилка, тарелка.
Дети.
Звук [Л].
Логопед.
Столик, стульчик, ели, пили, кастрюля.
Дети
. Звук [Л’].
Логопед.
Сегодня мы будем играть с этими звуками.
Развитие речевого выдоха, развитие слухового внимания.
Игра “Пароход – капелька”.
Логопед.
Если я произнесу слово пароход, вы начинаете долго гудеть, как пароход: вдох, на выдохе – [ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ]. Если я произнесу слово
капелька
, то вы произнесете звук [Л’] коротко, словно капает водичка из крана: вдох, на выдохе – [Л’ – Л’ – Л’ – Л’].
Актуализация имеющихся у детей знаний.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед.
Что делают наши зубы, язык, губы, когда мы произносим звук [Л], звук [Л’]?
Дети проводят анализ артикуляции по карточкам – моделям.
Логопед.
Что еще мы можем сказать про эти звуки?
Дети.
Эти звуки согласные, звонкие, но звук [Л] – твердый, а звук [Л’] – мягкий.
Развитие фонематического восприятия, совершенствование общей моторики.
Игра “Подними – хлопни”.
Логопед.
Ребята, встаньте, пожалуйста, и послушайте. Если я произнесу слово со звуком [Л] – хлопните в ладоши, если я произнесу слово со звуком [Л’] – поднимите руки.
Кастрюля, ложка, тарелка, масленка, молочник, салатник, вилка, блюдце, бокал, хлебница.
Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика “Моем руки”.
Логопед.
Ребята, вы сказали, что перед едой нужно мыть руки. Приготовьте ваши руки.
Наша Мила руки мыла. (“Намыливаем” руки.)
Не жалела Мила мыла. Каждый пальчик Мила мыла. Наша Мила – молодчина!
(Большим пальцем круговыми движениями “моем” каждый пальчик).
Согласование количественных числительных с существительными, развитие слухо -речевой памяти, фонематического восприятия, произношение звуков [Л] – [Л’] в слогах.
Игра “Посчитай предметы”.
Логопед.
Лягушонок Бил принес вам столовые приборы (модели ложек и вилок), но вот считать он пока не умеет. Посчитайте, сколько на вашем столе столовых приборов.
Дети.
Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок.
Логопед.
Сколько перед вами моделей, столько раз произнесите слог ЛА, ЛЯ, ОЛ, ОЛЬ, ПЛА, ПЛЯ.
Дети.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ. ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ. ПЛА-ПЛА-ПЛА-ПЛА-ПЛА. ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛЯ.
Звуковой, слоговой анализ.
Логопед.
Определите количество слогов в слове вилка.
Дети.
Два.
Логопед.
Назовите первый слог (вил), второй слог (ка). Сколько звуков в первом слоге? Три. Перечислите их. Дайте характеристику этим звукам. ([В’], [И],[Л]). ([В’] – согласный, звонкий, мягкий; [И] – гласный; [Л] – согласный, звонкий, твердый; сколько звуков во втором слоге? Два. ([К], [А]). ([К] – согласный, глухой, твердый; [А] – гласный).
Один из детей проводит полный звуковой анализ слова.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, уточнение и расширение словаря по теме “Посуда”, произношение звуков [Л] – [Л’] в словах.
Игра с мячом “ Накрой стол”.
Логопед.
Дети, давайте поможем лягушонку Билу накрыть на стол, он решил взять только те предметы, в названии которых есть звуки [Л] и [Л’]. Я бросаю вам мяч и называю слово, если в нем есть звуки [Л] – [Л’], вы говорите: “Слышу”. Если в слове нет звуков, с которыми мы сегодня играем, отвечаете: “ Не слышу”.
Чашка, стакан, ложка, сковорода, салатник, вилка, кувшин, блюдце, сахарница, бокал, графин, масленка, сливочник.
Дети.
Возьмем салатник, ложку, вилку, блюдце, бокал, масленку, сливочник.
Уточнение и расширение словаря по теме “Фрукты”, “Ягоды”, образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод, согласование прилагательных с существительными.
Игра “ Приготовь салат”.
Логопед.
Лягушонок Бил решил приготовить фруктово-ягодный салат, поможем ему. Отберите только те картинки, в названии которых есть звуки [Л], [Л’].
Каждому ребенку раздаются картинки с изображением фруктов и ягод.
Дети.
Приготовим салат из ягод клубники и малины, апельсинов, яблок, лимонов.
Логопед.
Ребята, а если из этих фруктов и ягод приготовить сок? Какой сок получится из яблок?
Дети.
Сок из яблок – яблочный. Сок из клубники – клубничный. Сок из малины – малиновый. Сок из апельсинов – апельсиновый. Сок из лимонов – лимонный.
Произношение звуков [Л] – [Л’] в предложении. Договаривание предложений с опорой на предъявляемую картинку, проговаривание получившихся предложений.
Игра “Закончи предложение”.
Логопед.
Сегодня ребят в гости пригласил (показывает картинку с изображением лягушонка)…
Дети.
Лягушонок Бил. Сегодня ребят в гости пригласил лягушонок Бил.
Логопед.
Ребята вымыли руки и сели за … (картинка – стол).
Дети.
Стол. Ребята вымыли руки и сели за стол.
Логопед.
Лягушонок Бил угощал детей фруктовым… (картинка – салатник с салатом).
Дети.
Салатом. Лягушонок Бил угощал детей фруктовым салатом.
Логопед.
Салат он приготовил из …(картинки – ягоды, фрукты).
Дети.
Клубники, апельсинов, малины, яблок, лимонов. Салат он приготовил из клубники, малины, апельсинов, яблок, лимонов.
Логопед.
Уходя, ребята поблагодарили … (картинка – лягушонок).
Дети.
Лягушонка Била. Уходя, дети поблагодарили лягушонка Била.
Итог занятия.
Логопед.
Ребята, мы сегодня с вами побывали в гостях у лягушонка. Вспомнили, как нужно себя вести за столом, играли со звуками [Л] и [Л’]. Вы очень хорошо работали, а кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков л-л. Старший дошкольный возраст».
Подготовила: Вотрина Вера ЛП-41
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать умение различать звуки Ль — Рь по акустическим признакам;
- Формировать умение различать звуки Ль — Рь по артикуляционным признакам;
- закрепить произношение звука Ль — Рь – в слогах, словах и словосочетаниях.
- формирование навыка звукового анализа слова со звуком Ль, Рь
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение кодировать и декодировать информацию,
- продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов;
- развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику.
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.
Коррекционно-воспитательные:
- продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
- формировать умение бережного отношения к природе.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и делать анализ слова, на слух дифференцировать звуки, развита крупная и мелкая моторика, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Конспект логопеда — Дифференциация звуков Л — Ль
Тема: «Дифференциация звуков Л — Ль»
Цель: — научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Задачи:
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции;
- продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
- учить выделять из текста слова с заданными звуками;
- закрепить умение подбирать родственные слова;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
Оборудование: раздаточный материал, картинки, игра «Поезд», «солнышко».
Ход занятия
1. Огр. момент.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Игра «Ответь на вопросы».
Брат сестру зовет домой. Кто дома? (брат). Лена слушала Мишу. Кто говорил? (Миша). Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним?(Петя). Лес позади дома. Что впереди? (Дом). Автобус едет впереди грузовика. Что позади? (Грузовик) Кошка больше собаки. Кто меньше? (собака) Мальчик выше девочки. Кто ниже? (Девочка) Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка) Дуб выше березы. Что ниже? (береза)
Игра «Поезд»
Определить количество слогов в слове. В первом вагоне картинки, в названии которых один слог. Во втором вагоне картинки, в названии которых два слога. В третьем вагоне картинки, в названии которых три слога. (аист, скворец, цапля, журавль, лилия, подснежник, василек, дуб, клен, ель). Например: Моя картинка поедет в первом вагоне потому, что в слове ель один слог. Как можно назвать одним словом «пассажиров» в первом вагоне? Что это? (деревья). Как можно назвать одним словом «пассажиров» во втором вагоне? Кто это? (птицы). Какие это птицы? (перелетные) Как можно назвать одним словом «пассажиров» в третьем вагоне? Что это? (цветы). На деревьях появляются молодые зеленые листочки. Прилетают перелетные птицы из теплых стран. Распускаются первые цветы. В какое время года это происходит? (весной) Вспомнить и назвать родственные слова к слову весна – весеннее, веснушки, веснянка,….
2. Введение в тему.
Появляется солнышко без лучиков. Какой третий звук слышится в слове — солнышко (Л) Сегодня вспомним звуки Л и Ль. Напомнить артикуляцию звука Л:
- губы в легкой улыбке;
- зубки видны, сближены;
- узкий кончик языка поднят за верхние зубки, прижат;
- горлышко «работает».
(произносим)
Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки) Характеристика звука. (согласный, твердый, звонкий). (дает ребенок) Символ звук. Обозначение. Артикуляция звука Ль:
- губы в легкой улыбке;
- зубки видны, сближены;
- кончик языка поднят за верхние зубки, прижат к бугоркам;
- горлышко «работает».
(произносим)
Что мешает воздушной струе выходить из ротика? (язык, зубки) Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий). Символ звук. Обозначение.
3. Игра «Наоборот»
Ла – ля Ло – ле Лу – лю Лы – ли | ал – аль ол – оль ул – уль ил – иль | лук – люк угол – уголь юла — Юля ел — ель | галка — галька полка — полька |
4. Игра «Поймай звук».
(одна команда «ловит» звук л, другая – звук ль) Ла, ля, ло, ле, ели, слу, шла, шли, лом, лед, калина, калитка, колос, полено,холод, полоса….
5. Игра «Закончи слово» (л или ль)
Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….
6. Игра «Угадай-ка».
ла- пи, ка- пол, ла- шко, дыш- лан, ло- мо-ток, па- ло- та, ла- кук, ка- лож, ка- бел, ба- клум, точ- лас- ка, шад- ка-ло.
7. Досказать словечко и выложить схему этого слова..
Динь- дон, динь-дон В переулке ходит (слон) |
Часто к озеру напиться Ходит рыжая (лисица) |
Елка, елка, елочка – Колкая (иголочка) |
Пусть крыша течет, и сломалась калитка Свой дом ни за что не покинет (улитка). |
Придумать предложение с одним из слов (улитка, слон, лисица). Сколько слов в предложении. Есть ли предлог.
8. Физкультминутка.
(вспомнить, где право, где лево) Дотронуться правой рукой до левого уха. Дотронуться левой рукой до левого колена. Подпрыгнуть на правой ножке три раза. Подпрыгнуть на левой ножке два раза.
Игра «Про что можно сказать» (белый, белая, белое, зеленый, зеленая, зеленое.)
9. Выделение звуков (Л, Ль) из рассказа.
«Лиса и гусята» Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.
Сосчитать сколько предложений в рассказе.(8)
10. Солнышко продолжает улыбаться, но чего не хватает солнышку. (лучиков)
Придумать слова звуком л (длинные лучики), со звуком ль (короткие лучики).
11. Итог занятия.
Какие звуки мы сравнивали? Дать характеристику звука л (ль). Что понравилось на занятии?
Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна
Также по теме:
Групповое занятие для детей, имеющих фонематическое недоразвитие речи