Альбом звукоподражаний и слов для работы с безречевыми детьмиучебно-методический материал на тему
Альбом
звукоподражаний
и слов
I СТРАНИЦА — ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- — Покажи маму (папу).
- Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
- Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
- — Кто это?
- Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
- Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
- Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).
II СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. — Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
— Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
2. — Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
- Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
3. — Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
- Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- Положи малышу игрушку. Как он просит ?
- -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
- — Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
— Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
УА | Наш малыш кричит с утра: Уа — уа, уа — уа! | Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!» |
АУ | Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау! Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау — ау — ау! | Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась. Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау — ау — ау! В ответ — тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!» И вдруг слышит — зовут ее подружки: «Ау-ау!» Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса. |
III СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
- Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
2. — Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
— Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
— Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- — Кто позвал» (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- — Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5. — «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
МУ | Му — му! | Ой, бычок, ты бычок, | |
Молока кому? | Золотистый бочок. | ||
Не бодайся, не мычи: | |||
Ты иди, не топочи, | |||
Му — му! | |||
МЯУ | Мяу — мяу! — кот пищит, | Сидит на окошке | |
У меня живот болит. | Маленькая кошка: | ||
Мяу — мяу! |
IV СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
- Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
- Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
- Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
- Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
- Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.
V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. — Покажи, где собачка кушает?
— Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний — «ам»)
- -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»). Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).
- — Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).
4. — «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5. — Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
- Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.
VI СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.
Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:
Картинки рассматриваются парами.
- Где чашка?
- Покажи арбуз.
- Что можно скушать?
VII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- — Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).
- — Что гудит: «Би-би»?
— Что звучит: «Бом-бом»?
3. — Спрячь барабан. Как гудит машина?
- Спрячь машину. Как звучит барабан?
- Что спрятала?
— Куда пошла куколка9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- — Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине — два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
- — На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).
— На чем куколка поиграет ?
- — Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
- — Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
- — Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:
бом — бом | попеременные движения раскрытой ладонью по столу |
би — би | сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание |
10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
С барабаном мы идем, | Би-би-би! — гудит машина, | ||
Громко песенки поем; | Не поеду без бензина. | ||
Бом — бом, бом — бом! |
VIII СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.
- Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».
Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее: «Барабан».
3. — Найди барабан? Сколько? (Один).
— Покажи барабаны? Сколько? (Много).
Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.
4. — Где один барабан?
— Покажи много барабанов.
5. — Спрячь барабан (барабаны).
Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:
- Ты видишь барабан? (Нет).
- Ты видишь барабаны? (Да).
Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.
IX СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. — Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).
— Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).
2. — Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?
— Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).
3. — Положи одну (две)мозаику около больного малыша.
(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).
4. — Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.
— Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
бай — бай | движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху |
бо — бо | движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту |
6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:
Миша, Мишенька, | Мальчик плачет и кричит: |
Бай-бай! | Ручка у меня болит: |
Спи скорее, засыпай | Бо-бо, бо-бо |
X СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Где мышка?
- Найди пистолет.
- Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).
2. — Спрячь мышку (мячик, пистолет).
— Кого (что) спрятала?
3. — Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).
- Найди, кто пищит. Как?
- Покажи, что прыгает. Как?
- — Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
- — Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).
— Найди животное. Как пищит?
6. — Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).
— Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).
7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп» -движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» — руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.
8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию:
Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»
XI СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- — Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
- — Где мячик?
— Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).
3. — Спрячь мячик. Спрячь мячики.
- Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
- — Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.
XII СТРАНИЦА — СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:
- Это папа.
- Это дочка. Ее зовут Поля.
- Это сынок. Его зовут Паша.
(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного произнесения звуков).
2. — Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).
— Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).
3. — Дай Поле одну конфетку, Паше — две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы: «Поля, на!»)
— Положи папе две мозаики, Поле — две мозаики, Паше — две мозаики.
(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).
4. — Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше). (Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- Позови Полю: «Поля, иди».
- Позови Пашу: «Паша, иди».
- Позови папу: «Папа, иди».
- — Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).
XIII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
- — Покажи дудочку (домик, дедушку).
- Спрячь домик (дедушку, дудочку).
— Что (кого) спрятала?
4. — На чем поиграем: «Ду — ду!»
- Покажи старенького человека.
- Что имеет окна, крышу, двери (предварительно — в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?
5. — Позови дедушку.
- Поиграй на дудочке.
- Какую картинку не назвали.
6. — Положи рядом с дудочкой одну мозаику.
Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.
7. — Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- — Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).
- Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:
Ду-ду-ду-ду! | ||
Потерял Ваня дуду. | ||
А я дудочку нашла, | ||
ДУ-ДУ | И Ванюше отдала: | |
Ду — ду — ду — ду! | ||
Ай, ду-ду! Ай, ду-ду! | ||
Сидит ворон на дубу |
XIV СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».
Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.
Закрой дом. Закрой домик.
Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку — домик:
Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).
Проводи матрешку в дом, а куколку — в домик.
Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку — в домик.
XV СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
- Спрячь поезд (молоток, часы).
- Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).
- Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).
3. — Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).
— Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
4. — На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту — ту»).
- Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук — тук»).
- Что тикает? Как? («Тик-так»).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к аналогичным действиям:
тук — тук | движения кулаком сверху вниз |
ту — ту | руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед — назад |
тик — так | руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу |
6. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:
ТУ-ТУ | Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту — ту , ту — ту, ту — ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту — ту, ту — ту, ту — ту! |
ТУК-ТУК | Строим, строим новый дом: Тук — тук молотком. |
ТИК-ТАК | Наши часики стучат: Тик-так, тик-так. |
XVI СТРАНИЦА — РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ, ТОМА ЛЕЖИТ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.
- Это Тата. Тата идет.
- Это Толя. Толя сидит.
- Это Тома. Тома лежит.
2. — Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?
- Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?
- Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?
- Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?
3. — Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).
- Дай Толе печенье.
- Дай Тате яблочко.
- — Кто ушел? (Одна — две картинки закрываются листом бумаги).
- — Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).
- — Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).
— Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).
XVII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.
- — Спрячь гулю (гуся, лошадь).
— Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
3. — Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?
— У кого есть хвост и грива?
— У кого есть клюв и крылья?
- Кто летает?
- Кто бежит?
- Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).
- — Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.
(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).
6. — Угости лошадь печеньем, а голубя — хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)
— Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю — желтую. (Предлагаемая фраза: «Га — га, на! Гуля, на!»)
7. — Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»
— Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!
8. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:
ГА-ГА | Гуси — гуси! Га — га — га. Есть хотите? Да, да, да. | Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: Га — га — га! |
ГУЛЯ-ГУЛЯ | Прилетели гули, гули — голубочки: Гуля — гуля — гуля. | На головку сели моей дочке: Гуля — гуля — гуля. |
ГОП-ГОП | Гоп — гоп ! Конь живой И с хвостом, и с гривой… | Он качает головой, Вот какой красивый! Гоп — гоп — гоп! |
XVIII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.
- — Спрячь курочку (кукушку, ворону).
— Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.
3. — Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).
— Как кричит ворона (кукушка, курочка)?
- — Угадай, кто позвал: «Кар — кар!» (ку — ку, ко — ко).
- — Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке — две, кукушке — три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).
- — Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.
- — Построй дорожку (в заданном направлении).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
кар — кар | движения туловищем вперед с наклонами головы |
ку-ку | пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз |
ко — ко | пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим |
9. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:
КУ-КУ | Считать кукушка научилась. На том ученье прекратилось. Ку — ку, ку — ку. | Две кукушки, две болтушки Повстречались на опутдке, Сели рядом на суку И кричат: «Ку — ку, ку — ку!» |
КО-КО | Куры крыльями махали: Ко — ко, ко — ко! Куры клювами стучали: Ко — ко, ко- ко! | Курочка прыг на крыльцо, Она снесла тебе яйцо: Ко — ко — ко, ко-ко — ко! |
XIX СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.
- Это сова. Она кричит: «Ух — ух — ух!»
- Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха — ха — ха!»
- Девочка увидела сову и испугалась: «Ох — ох — ох!»
Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).
2. — Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).
— Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).
3. Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).
— Угости Тату На, Тата….
4. — Как смеется Ляля?
- Как плачет Тата?
- Как кричит сова?
- — Построй дорожку (в заданном направлении).
Сводная таблица звукоподражаний
Звук | Звукоподражания голосам животных и подзывы | Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам | Эмоциональные восклицания | Слова |
М | МУ — корова АМ — собачка МЯУ — кошка МЕ — коза | АМ — ребенок ест | Мама, Маша, мой, Мила, мыло | |
П | ПИ — цыплята, мышка, птичка ПУХ — ружье, хлопушка | ОП, ПРЫГ — мячик прыгает | Папа, Поля, Паша, пила | |
Б | БЕ — овечка | БОМ — барабан БИ-БИ — гудит машина БУЛЬ — чайник | БАЙ — пора спать БО-БО — у ребенка болит ушко, ручка, носик БУХ — упал | Баба |
Д | ДУ-ДУ — дудочка ДИНЬ — колокольчик, ложка в стакане | ДА — выражение согласия | Дай, деда, домик (дом) | |
Т | ТУ — поезд, пароход ТУК — молоток ТЮК — топор ТИК-ТАК — часы | ТОП — малыш топает | Тата, Толя, Тома, тетя | |
Н | НО — лошадка | НА | Ната | |
К | КУ — кукушка КО — курочка КАР — ворона КРЯ — уточка | КУ-КУ — малыш спрятался КАЧ — на качелях КАП — вода из крана | Катя, Котя, киса (котик), Коля | |
Г | ГА-ГА — гусь ГУЛЯ — позови голубя ИГО-ГО — лошадь | ГОП — едем на лошадке | Галя | |
X | УХ — сова | АХ — упал ОХ — болит УХ — прыгают | ||
Л | ЛЯ-ЛЯ — песня | Ляля, Оля, Лёля |
Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом — дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, — таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.
Необходимый иллюстративный материал собран в «Приложении к занятиям». Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами «Альбом звукоподражаний и слов» также состоит из предметных, сюжетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.
Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. Поэтому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда — дефектолога. Его задача — помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, понятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включенным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.
Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного, мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь, сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием. Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.