Альбом звукоподражаний и слов для работы с безречевыми детьмиучебно-методический материал на тему


Альбом звукоподражаний и слов для работы с безречевыми детьмиучебно-методический материал на тему

Альбом

звукоподражаний

и слов

I СТРАНИЦА — ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. — Покажи маму (папу).
  • Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
  • Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
  1. — Кто это?
  • Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
  • Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
  • Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).

-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).

II СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. — Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»

— Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)

2. — Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).

  • Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
  • Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).

3. — Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).

  • Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
  • Положи малышу игрушку. Как он просит ?
  1. -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
  2. — Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.

— Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.

УА Наш малыш кричит с утра: Уа — уа, уа — уа! Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»
АУ Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!

Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау — ау — ау!

Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.

Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау — ау — ау!

В ответ — тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»

И вдруг слышит — зовут ее подружки: «Ау-ау!»

Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.

III СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).

  • Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
  • Кто кричит: «Му» («Мяу»)?

2. — Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)

— Видишь корову (кошку)?

(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).

— Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

  1. — Кто позвал» (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  2. — Подари:

а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),

б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.

  • Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
  • У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?

(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).

5. — «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).

  • Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
  • Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).

6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

МУ Му — му! Ой, бычок, ты бычок,
Молока кому? Золотистый бочок.
Не бодайся, не мычи:
Ты иди, не топочи,
Му — му!
МЯУ Мяу — мяу! — кот пищит, Сидит на окошке
У меня живот болит. Маленькая кошка:
Мяу — мяу!

IV СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  • Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
  • Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
  • Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
  • Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
  • Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
  • Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.

Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.

V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. — Покажи, где собачка кушает?

— Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний — «ам»)

  1. -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»). Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).
  1. — Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?

(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).

4. — «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?

(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).

5. — Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).

(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).

  1. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.

VI СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.

Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:

Картинки рассматриваются парами.

  • Где чашка?
  • Покажи арбуз.
  • Что можно скушать?

VII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. — Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).
  2. — Что гудит: «Би-би»?

— Что звучит: «Бом-бом»?

3. — Спрячь барабан. Как гудит машина?

  • Спрячь машину. Как звучит барабан?
  • Что спрятала?

— Куда пошла куколка9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).

  1. — Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине — два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
  2. — На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).

— На чем куколка поиграет ?

  1. — Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
  2. — Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
  3. — Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
  4. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:
бом — бом попеременные движения раскрытой ладонью по столу
би — би сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание

10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию

С барабаном мы идем, Би-би-би! — гудит машина,
Громко песенки поем; Не поеду без бензина.
Бом — бом, бом — бом!

VIII СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.
  2. Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».

Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее: «Барабан».

3. — Найди барабан? Сколько? (Один).

— Покажи барабаны? Сколько? (Много).

Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.

4. — Где один барабан?

— Покажи много барабанов.

5. — Спрячь барабан (барабаны).

Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:

  • Ты видишь барабан? (Нет).
  • Ты видишь барабаны? (Да).

Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.

IX СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. — Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).

— Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).

2. — Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?

— Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).

3. — Положи одну (две)мозаику около больного малыша.

(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).

4. — Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.

— Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).

5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

бай — бай движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху
бо — бо движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту

6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:

Миша, Мишенька, Мальчик плачет и кричит:
Бай-бай! Ручка у меня болит:
Спи скорее, засыпай Бо-бо, бо-бо

X СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.

  • Где мышка?
  • Найди пистолет.
  • Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).

2. — Спрячь мышку (мячик, пистолет).

— Кого (что) спрятала?

3. — Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).

  • Найди, кто пищит. Как?
  • Покажи, что прыгает. Как?
  1. — Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
  1. — Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).

— Найди животное. Как пищит?

6. — Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).

— Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).

7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:

«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп» -движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» — руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.

8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию:

Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»

XI СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. — Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
  2. — Где мячик?

— Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).

3. — Спрячь мячик. Спрячь мячики.

  • Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
  • Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
  1. — Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.

XII СТРАНИЦА — СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:

  • Это папа.
  • Это дочка. Ее зовут Поля.
  • Это сынок. Его зовут Паша.

(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного произнесения звуков).

2. — Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).

— Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).

3. — Дай Поле одну конфетку, Паше — две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы: «Поля, на!»)

— Положи папе две мозаики, Поле — две мозаики, Паше — две мозаики.

(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).

4. — Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше). (Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

  • Позови Полю: «Поля, иди».
  • Позови Пашу: «Паша, иди».
  • Позови папу: «Папа, иди».
  1. — Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).

XIII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
  1. — Покажи дудочку (домик, дедушку).
  2. Спрячь домик (дедушку, дудочку).

— Что (кого) спрятала?

4. — На чем поиграем: «Ду — ду!»

  • Покажи старенького человека.
  • Что имеет окна, крышу, двери (предварительно — в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?

5. — Позови дедушку.

  • Поиграй на дудочке.
  • Какую картинку не назвали.

6. — Положи рядом с дудочкой одну мозаику.

Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.

7. — Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).

(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).

  1. — Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).
  1. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:
Ду-ду-ду-ду!
Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
ДУ-ДУ И Ванюше отдала:
Ду — ду — ду — ду!
Ай, ду-ду! Ай, ду-ду!
Сидит ворон на дубу

XIV СТРАНИЦА — ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».

Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.

Закрой дом. Закрой домик.

Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку — домик:

Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).

Проводи матрешку в дом, а куколку — в домик.

Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку — в домик.

XV СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
  2. Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
  • Спрячь поезд (молоток, часы).
  • Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).
  • Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).

3. — Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).

— Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).

4. — На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту — ту»).

  • Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук — тук»).
  • Что тикает? Как? («Тик-так»).

5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к аналогичным действиям:

тук — тук движения кулаком сверху вниз
ту — ту руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед — назад
тик — так руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и

левому плечу

6. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:

ТУ-ТУ Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту — ту , ту — ту, ту — ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту — ту, ту — ту, ту — ту!
ТУК-ТУК Строим, строим новый дом: Тук — тук молотком.
ТИК-ТАК Наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

XVI СТРАНИЦА — РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ, ТОМА ЛЕЖИТ.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.

  • Это Тата. Тата идет.
  • Это Толя. Толя сидит.
  • Это Тома. Тома лежит.

2. — Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?

  • Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?
  • Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?
  • Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?

3. — Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).

  • Дай Толе печенье.
  • Дай Тате яблочко.
  1. — Кто ушел? (Одна — две картинки закрываются листом бумаги).
  2. — Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).
  3. — Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).

— Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).

XVII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.
  2. — Спрячь гулю (гуся, лошадь).

— Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

3. — Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?

— У кого есть хвост и грива?

— У кого есть клюв и крылья?

  • Кто летает?
  • Кто бежит?
  1. Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).
  2. — Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.

(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).

6. — Угости лошадь печеньем, а голубя — хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)

— Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю — желтую. (Предлагаемая фраза: «Га — га, на! Гуля, на!»)

7. — Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»

— Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!

8. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:

ГА-ГА Гуси — гуси! Га — га — га. Есть хотите? Да, да, да. Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: Га — га — га!

ГУЛЯ-ГУЛЯ Прилетели гули, гули — голубочки:

Гуля — гуля — гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля — гуля — гуля.

ГОП-ГОП Гоп — гоп ! Конь живой

И с хвостом, и с гривой…

Он качает головой,

Вот какой красивый! Гоп — гоп — гоп!

XVIII СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

  1. Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.
  2. — Спрячь курочку (кукушку, ворону).

— Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).

Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.

3. — Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).

— Как кричит ворона (кукушка, курочка)?

  1. — Угадай, кто позвал: «Кар — кар!» (ку — ку, ко — ко).
  2. — Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке — две, кукушке — три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).
  1. — Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.
  2. — Построй дорожку (в заданном направлении).
  3. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
кар — кар движения туловищем вперед с наклонами головы
ку-ку пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз
ко — ко пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим

9. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:

КУ-КУ Считать кукушка научилась.

На том ученье прекратилось.

Ку — ку, ку — ку.

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опутдке,

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку — ку, ку — ку!»

КО-КО Куры крыльями махали:

Ко — ко, ко — ко!

Куры клювами стучали:

Ко — ко, ко- ко!

Курочка прыг на крыльцо,

Она снесла тебе яйцо:

Ко — ко — ко, ко-ко — ко!

XIX СТРАНИЦА — ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».

Предлагаемые инструкции и вопросы:

1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.

  • Это сова. Она кричит: «Ух — ух — ух!»
  • Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха — ха — ха!»
  • Девочка увидела сову и испугалась: «Ох — ох — ох!»

Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).

2. — Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).

— Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).

3. Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).

— Угости Тату На, Тата….

4. — Как смеется Ляля?

  • Как плачет Тата?
  • Как кричит сова?
  1. — Построй дорожку (в заданном направлении).

Сводная таблица звукоподражаний

Звук Звукоподражания голосам животных и подзывы Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам Эмоциональные восклицания Слова
М МУ — корова

АМ — собачка

МЯУ — кошка

МЕ — коза

АМ — ребенок ест Мама, Маша, мой, Мила, мыло
П ПИ — цыплята, мышка, птичка

ПУХ — ружье, хлопушка

ОП, ПРЫГ — мячик прыгает Папа, Поля, Паша, пила
Б БЕ — овечка БОМ — барабан

БИ-БИ — гудит машина

БУЛЬ — чайник

БАЙ — пора спать

БО-БО — у ребенка болит ушко, ручка, носик

БУХ — упал

Баба
Д ДУ-ДУ — дудочка

ДИНЬ — колокольчик, ложка в стакане

ДА — выражение согласия Дай, деда, домик (дом)
Т ТУ — поезд, пароход

ТУК — молоток

ТЮК — топор

ТИК-ТАК — часы

ТОП — малыш топает Тата, Толя, Тома, тетя
Н НО — лошадка НА Ната
К КУ — кукушка

КО — курочка

КАР — ворона

КРЯ — уточка

КУ-КУ — малыш спрятался

КАЧ — на качелях

КАП — вода из крана

Катя, Котя, киса (котик), Коля
Г ГА-ГА — гусь

ГУЛЯ — позови голубя

ИГО-ГО — лошадь

ГОП — едем на лошадке Галя
X УХ — сова АХ — упал

ОХ — болит

УХ — прыгают

Л ЛЯ-ЛЯ — песня Ляля, Оля, Лёля

Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом — дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, — таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.

Необходимый иллюстративный материал собран в «Приложении к занятиям». Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами «Альбом звукоподражаний и слов» также состоит из предметных, сюжетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. Поэтому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда — дефектолога. Его задача — помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, понятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включенным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.

Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного, мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь, сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием. Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]