Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.
На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет.
Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»
Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
- Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
- Стоять на одной ноге непродолжительное время;
- Прыгать;
- Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
- Открывать двери;
- Откручивать и закручивать крышки;
- Нанизывать на шнурок крупные бусины;
- Строить башни из кубиков;
- Бросать и катать мяч;
- Называть животных;
- Называть части тела;
- Сортировать по цвету, размеру и форме;
- Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
- Петь песенки;
- Говорить короткими фразами;
- Играть со сверстниками;
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
2. Методика оценки результатов диагностического обследования
Для оценки полученных в процессе диагностики речевого развития результатов мы используем следующую методику: ребёнок получает пять однотипных заданий, составленных на основе программных требований по различным направлениям речевого развития. Результаты выполнения каждого из диагностических заданий по формированию словаря и грамматическому строю речи оцениваем по четырёх бальной шкале:
- 3 балла – высокий уровень (5 выполненных заданий из 5);
- 2 балла – средний уровень (3-4 из 5);
- 1 балл – низкий уровень (1-2 из 5);
- 0 баллов – по данному направлению не аттестован (0 выполненных заданий из 5).
Полученные данные заносятся в специально составленные диагностические таблицы с целью последующего анализа.
Данное диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года на одном и том же дидактическом материале для объективной оценки динамики речевого развития детей.
При диагностике звуковой культуры речи система баллов не используется. В диагностической таблице для каждого ребёнка делаются отметки по проблемным (или непроизносимым) звукам.
При диагностическом обследовании связной речи использовалась четырёхбальная шкала, аналогичная приведённой выше. При этом для оценки умения ребёнка отвечать на вопросы использовалась те же критерии оценок. Способность детей связно рассказывать (о предмете, картинке, событии из личного опыта) оценивалась следующим образом:
- 3 балла – высокий уровень (Ребёнок использовал в рассказе как простые, так и сложные предложения. Инициативен и активен в общении, для связного рассказа требуется минимальная помощь взрослого.);
- 2 балла – (Ребёнок использовал в рассказе преимущественно простые предложения или отдельные слова. Рассказ фрагментарен, для его поддержания требовались наводящие вопросы. Общение несколько затруднено недостаточной развитостью речевых форм.);
- 1 балл – (Ребёнок затруднялся в оформлении предложений, помогал себе жестами, словами-заменителями. Связный пересказ отсутствует. В общение по своей инициативе не вступает.);
- 0 баллов – по данному направлению не аттестован (отказался выполнять задание).
Развитие мелкой моторики в 2 года
Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео:
Занятия на развитие речи дома
Чтобы развить речь ребенка, дома с ним нужно проводить ежедневные занятия, которые этому способствуют.
- Пальчиковые игры.
Психологи утверждают, что речь ребенка находится на его пальчиках. То есть, развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие головного мозга и, естественно, речи.
- Артикуляционная гимнастика.
Только хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит ребенку четко выговаривать звуки.
- Развитие слуха.
- Заучивание стихов.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика – это движение пальцами и кистями рук, которые могут быть как активными, так и пассивными. Она включает в себя пальчиковые игры и массаж. Пальчиковая гимнастика обладает следующими преимуществами:
- Развитием речи
. За развитие речи отвечает та же область головного мозга, что и за развитие работы пальчиков. Чем совершеннее мелкие движения, тем совершеннее речь.
- Развитием осязания.
В работе пальчиками малыш учится осознавать поверхности, таким образом развивая тактильные ощущения.
- Развитие моторики.
Чем чаще малыш работает пальчиками, тем совершеннее у него координация и тонкие движения.
- Развитие памяти.
Если пальчиковые игры произносить с потешками, стишками, сочетать с чувством ритма, то происходит активное развитие памяти.
Мы предлагаем следующие виды пальчиковой гимнастики:
- «Замок»
. Ребенок сцепляет руки в «замок», как бы переплетая между собой пальчики. Взрослый произносит незамысловатый стишок и раскачивает «замок» в сторону. «На двери висит замок, кто его открыть бы мог? Постучали, здесь нужно ладошками ребенка постучать, не расцепляя пальчики друг от друга, покрутили, не расцепляя пальчиков ребенок как бы крутит кистью, потянули, на этом слове ручки легонько тянутся в разные стороны. И открыли, ручки отодвигаются широко в стороны.
- Кисточка.
Ребенок соединяет подушечки пальчиков руки и движениями запястья и пальцев раскачивает кисть влево и вправо. Влево – подушечки пальчиков соединяются, вправо – раздвигаются. При этом взрослый произносит слова: «Мягкой кисточкой покрашу стол и стульчик, кошку Машу».
- Месим тесто
. Тесто мнем, мнем, ребенок показывает движение, имитирующее процесс замешивания теста, тесто жмем, жмем, энергично сжимает и разжимает пальчики, пироги мы испечем, «лепит» руками снежок.
Перед пальчиковой гимнастикой лучше сделать массаж. Сначала разминаются руки ребенка, потом каждый пальчик в отдельности.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика обеспечивает правильность произношения звуков. Она позволяет укрепить мышцы речевого аппарата, делая их более подвижными. Артикуляционную гимнастику нужно проводить, сидя за столом, перед большим зеркалом. Каждое упражнение родитель показывает сам, задача ребенка-четко повторить за ним. Занятия должны быть ежедневными, продолжительностью не более 15 минут. Дома с родителями можно использовать следующие упражнения:
- «Котенок»
. Ребенок широко открывает рот, его язык широкий и вялый, имитирует движения кошки, как она лакает молочко.
- «Лопата»
. Рот малыша широко открыт, спокойный мягкий язычок лежит на нижней губе. После чего язычок прячется в «домик».
- «Хоботок».
Губы вытягиваются вперед, как можно длинней, имитируя хобот слона.
- «Хомячок»
. Рот малыша закрыт, щеки надуты. Такое положение держится 5 секунд. После чего воздух выдыхается.
- «Лягушка»
. Ребенок растягивает губы максимально в улыбке, показывая, как улыбается лягушка.
Развиваем слух
Формирование произношения зависит от того, насколько хорошо слышит ребенок. Развитие фонематического слуха позволит малышу различать звуки, сравнивать свою речь с речью окружающих. К 3-х летнему возрасту дети уже неплохо различают гласные звуки, звонкие, твердые согласные. Чтобы их слух развивался, мы предлагаем выполнять задания на различие громкости звука, узнавание предмета, который издает этот звук.
- Включаем ребенку звуки простых животных, собаки, кошки, ежа, коровы. Просим его угадать, кто «говорил». Затем задание усложняем, подключаем звук молотка, стиральной машины, чайника и т.д.
- Предлагаем ребенку найти какой-либо звук в словах. Произносим слова, в которых звук находится в начале слова, в середине, в конце. Задача ребенка – отгадать, в какой части слова находится заданный звук.
- Придумываем с заданным звуком слова.
- Топни, хлопни, если услышишь заданный звук.
Чтение, заучивание стихов
Благодаря чтению, заучиванию несложных в плане произношения стихов, ребенок расширяет свой кругозор, у него увеличивается активный запас слов, развивается память, повышается общий культурный уровень. Чтобы занятия принесли пользу малышу, нужно вспомнить несложные правила, которые следует соблюдать родителям:
- Дайте ребенку возможность выбрать книгу.
- Не читайте на ночь «страшные» книги.
- Перед началом чтения, познакомьтесь сами с произведением, оцените, понравится оно ребенку или нет.
- Читайте с выражением, а не механически.
- Читайте регулярно.
Полезно с детьми рассматривать книги с яркими картинками. Пусть малыш назовет, кто нарисован на картинке. Для этой цели лучше использовать книги про животных. Спросите, как разговаривает животное. Изучение их «языка» помогает в отработке многих звуков. Большее внимание уделяйте тем животным, которых можно встретить на улице. Можно поиграть в домашний зоопарк, расставив игрушки и произнося те звуки, которые издает животное.
Любые занятия с ребенком должны выглядеть в форме игры, в те моменты, когда он хорошо себя чувствует, готов к сотрудничеству со взрослым. Если оказывать на детей давление, то они замкнутся, пользы от таких занятий точно не будет. При систематических занятиях с ребенком очень быстро будет заметен успех.
Развитие восприятия у двухлетних детей
Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
- Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
- Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
- Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
- Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.
Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.
Улучшение речевого развития
Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»). Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться. Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает. Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у»: во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у». При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами. Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи. Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего – ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.
Навыки личной гигиены
Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:
- Умываться;
- Мыть руки;
- Чистить зубы;
- Ходить на горшок.
Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 — 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.