Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.
Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.
Физическое развитие ребенка 4 лет
К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:
- Уверенно прыгать с места и с разбега;
- Бегать, быстро меняя направление;
- Стоять на одной ноге;
- Взбираться по веревочной лестнице;
- Преодолевать препятствия;
- Ходить и стоять на цыпочках;
- Кувыркаться вперед;
- Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.
Окружающий мир
Дети 4 лет активно познают окружающий мир. Задача родителей – всячески помогать им в этом, пополняя копилку знаний. Ребенок в 4 года должен знать следующее:
- названия и назначения основных бытовых предметов (посуда, холодильник, телевизор);
- несколько названий деревьев и цветов;
- названия всех частей тела человека и животных и понимание отличий строения человеческого тела от тела животного (руки-лапы, ногти-когти);
- понимать, что у людей и животных, помимо внешних органов, есть и внутренние, знать названия некоторых из них (сердце, мозг);
- уметь назвать и элементарно описать несколько профессий (водитель, врач), знать, кем работают родители;
- различать разные виды транспорта;
- знать названия продуктов питания, уметь описать их вкус (сладкий, соленый);
- различать материалы, из которых сделаны предметы (дерево, металл, бумага);
- уметь называть отдельные детали предмета (ручка чашки, ножка стола);
- знать свой возраст, город и страну проживания;
- понимать основные родственные связи в семье (бабушка – это мама мамы и т.д.).
Это минимальный набор знаний, которые должен иметь четырехлетний ребенок. Дети этого возраста могут знать намного больше. В детском саду они изучают погодные явления, деятельность, свойственную для разных времен года (осень – уборка урожая и т.д.), повадки животных и птиц, сезонные праздники.
Четырехлетние дети уже четко понимают свои гендерные роли. Мальчики знают, что они – будущие мужчины, а девочки – женщины. Соответственно, первые начинают интересоваться мужскими занятиями, а вторые – женскими.
Развитие речи у детей 4 лет
В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.
Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.
Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.
Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.
Логическое мышление
В четырехлетнем возрасте наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным. Малыш познает свойства предметов не только взаимодействуя с ними, он уже может размышлять о них и делать соответствующие выводы.
В четыре годика дети должны уметь:
- находить лишний предмет в группе подобных;
- отыскивать отличия на похожих картинках;
- понимать, каких элементов не хватает на рисунке;
- придумывать логический конец заданной сюжетной линии;
- находить выход из нарисованного лабиринта;
- угадывать предмет или животное по словесному описанию.
У детей логическое мышление развивается само собой, от взаимодействия с окружающим миром. Но его можно улучшить, если заниматься с малышом, играть в логические игры – настольные и словесные.
Выводы
Итак, 4 года — это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.
Математика
Многие дети четырехлетнего возраста уже считают и знают цифры. В норме малыш должен уметь:
- считать, как минимум до пяти;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
- уметь сосчитать количество предметов на картинке в пределах пяти;
- сравнивать группы предметов, используя понятия «один», «много», «мало»;
- знать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).
В этом возрасте малыши могут считать не только до пяти, но и до десяти и даже писать некоторые цифры.
Нормы словарного запаса для разных возрастов
Каждый ребенок развивается индивидуально, но существуют усредненные показатели, по которым можно ориентироваться родителям:
- годовалый ребенок – до 10 слов;
- 1,5 года – от 20 до 40 слов;
- 2 года – от 50 до 200 слов;
- 3 года – до 1000 слов;
- 4 года – 1500-1900;
- 5 лет – около 1100-1200;
- 6 лет – 3200-3500 слов.
Когда малыш начинает активно разговаривать, его словарный запас резко пополняется новыми словами. С каждым годом он увеличивается, и к 6-7 годам лексикон может составлять более 3000 слов.
Навыки самообслуживания
Основы навыков самообслуживания закладываются еще в трехлетнем возрасте. К четырем годам малыши уже могут самостоятельно, без помощи взрослых, выполнять элементарные бытовые действия.
Ребенок должен уметь:
- чистить зубы, полоскать рот;
- умываться, мыть руки, вытираться полотенцем;
- принимать душ;
- самостоятельно ходить в туалет;
- сморкаться в носовой платок и вытирать нос и рот;
- пользоваться расческой;
- застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки;
- надевать и снимать одежду, обувь;
- пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, кружкой);
- знать, где лежат разные вещи (туалетные принадлежности, посуда, одежда);
- понимать, какие вещи можно брать, а какие нельзя;
- убирать игрушки, складывать одежду.
Некоторые дети в этом возрасте с удовольствием осваивают более сложные бытовые навыки – подметание пола, протирание пыли, мытье посуды. Чем больше взрослые поощряют такую деятельность (естественно, контролируя ее исполнение), тем быстрее малыш развивается в бытовом плане.
Есть ли обязательный стандарт?
Все дети разные и развиваются они неодинаково. Поэтому единого стандарта, регламентирующего навыки и умения ребенка раннего возраста не существует.
ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основные направления развития ребенка 4 лет. Они включают элементарные бытовые навыки, физическую активность, умение ориентироваться в окружающем мире, владение речью, понимание своей гендерной роли.
За развитием малыша с самого рождения следит врач-невролог. Поэтому родителям необходимо периодически показывать ребенка этому специалисту. Основная функция невролога – наблюдать, правильно ли развивается ребенок, чтобы вовремя выявить возможные отклонения.
Все описанные выше умения и навыки не являются строго обязательными для четырехлетних детей. Каждый ребенок развивается со своей скоростью и может знать и уметь больше или меньше, чем указано в требованиях.
Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то все новые знания и умения им проще осваивать именно в игровой форме. Задача родителей – найти или придумать полезные игры для малыша.
Английский язык
В дошкольном возрасте уже можно начинать учить иностранный язык. Малыши легко запоминают слова и не имеют психологического барьера, затрудняющего произношение звуков незнакомой речи. Поэтому многие родители водят своих детей на курсы английского для дошкольников.
Основная трудность, с которой сталкиваются учителя иностранных языков для малышей – сложность произношения. Далеко не все дети правильно произносят даже русские слова, не говоря уже об английских. Еще одна проблема – малыши часто путают слова родного и иностранного языка.
Дети в возрасте четырех лет, изучающие английский язык, знают названия разных бытовых предметов, животных, основных цветов. Также им знакомы слова «мама», «папа», «дедушка», «бабушка, «брат», «сестра».
Изобразительная деятельность
Эстетическое развитие ребенка так же важно, как и интеллектуальное. У четырехлетних детей активно развивается восприятие, воображение, наблюдательность. Поэтому они могут и должны уметь переносить свои впечатления на бумагу в виде рисунка.
В детском саду изобразительная деятельность является неотъемлемой частью обучения детей. Она имеет три направления: предметное (изображение отдельных предметов), декоративное (узоры, орнаменты) и сюжетное рисование (предметы, объединенные общей сюжетной линией).
В 4 года ребенок должен уметь:
- рисовать карандашами, фломастерами, красками;
- раскрашивать раскраски;
- уметь передавать на рисунке основные детали (на лице – нос, рот, глаза, уши);
- уметь нарисовать человека, животное, дерево.
Изобразительная деятельность положительно влияет на развитие когнитивных процессов, поэтому стремление ребенка к творчеству нужно поощрять.
Какие факторы влияют на затруднение речи
Перечислим основные:
1. Органические нарушения. Они связанные с патологиями работы коры головного мозга. Причины: • внутриутробные патологии (сильный токсикоз, отслоение плаценты, недостаток кислорода у плода, угроза преждевременных родов и другие); • перенесенные болезни матерью во время беременности (краснуха, герпес); • конфликт резусов матери и плода; • недоношенность; • курение во время вынашивания ребенка; • употребление алкогольных напитков; • прием лекарств, запрещенных для женщин в положении; • стресс; • депрессия; • затяжные роды; • наследственность (неправильный прикус).
2. Плохие социальные условия. Основные причины: • слабая иммунная система. Ребенок часто и долго болеет; • незаинтересованность родителей в развитии речи у ребенка. • двуязычие. Чаще всего возникает, если родители иностранцы; • испуг; • неправильное произношение близкими слов и словосочетаний.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Речь – это психологический процесс. Правильное ее развитие зависит от множества факторов. Чтобы преодолеть все препятствия и помочь ребенку научиться говорить необходимо постоянно с ним контактировать.
Мелкая моторика
Развитие навыков мелкой моторики напрямую связано с когнитивными функциями – памятью, вниманием, мышлением, речью. Поэтому очень полезно организовывать игры и занятия, развивающие мелкую моторику рук – рисование, лепку, собирание мозаики, конструктора.
В четыре года ребенок должен уметь:
- нанизывать бусины на нитку;
- уверенно держать в руке ложку, карандаш, кисточку;
- раскрашивать рисунок, не вылезая на контурную линию;
- вырезать ножницами фигуру по контуру;
- обводить карандашом, ручкой или фломастером трафарет;
- лепить из глины и пластилина, соединять слепленные элементы в единую фигуру;
- продевать шнурок через отверстия.
Для развития мелкой моторики хорошо подходят пальчиковые игры, игры с песком и формочками, различные творческие занятия.