Развитие ребенка в этом возрасте напрямую зависит от тех усилий и того внимания, которое родители уделяют данному вопросу. Наблюдения за многими детьми показывают, что дети, с которыми интенсивно занимаются (мама, папа, педагоги в детских клубах) имеют более развитые физические, когнитивные и речевые навыки.
Так же более развитыми оказываются дети, у которых есть старшие братья или сестры (есть с кого брать пример).
Давайте подробно разберем все навыки которыми должен овладеть малыш в 2 года.
Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»
Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:
- Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
- Стоять на одной ноге непродолжительное время;
- Прыгать;
- Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
- Открывать двери;
- Откручивать и закручивать крышки;
- Нанизывать на шнурок крупные бусины;
- Строить башни из кубиков;
- Бросать и катать мяч;
- Называть животных;
- Называть части тела;
- Сортировать по цвету, размеру и форме;
- Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
- Петь песенки;
- Говорить короткими фразами;
- Играть со сверстниками;
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.
Признаки задержки развития речи
После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:
- ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
- активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
- дети с трудом строят даже короткую фразу: «Девочка мяч упали или девочка мяч» (У девочки упал мяч);
- распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, Мишка косолапый вышел из леса;
- в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
- при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
- он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
- у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Развитие мелкой моторики в 2 года
Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео:
Содержание:
- Физическое развитие Физические навыки и движение
- Мелкая моторика
- Вес и рост
- Что делать, если ребёнок так и не начал говорить в 2 года?
- Когнитивное развитие
- Питание
- Игры
Развитие восприятия у двухлетних детей
Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
- Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
- Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
- Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
- Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.
Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.
Как помочь ребёнку заговорить
Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.
По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.
Читать книги и петь песни.
Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.
Развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.
Мамам и папам на заметку:
ФрутоНяня выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики
Развивать словарный запас.
Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.
Отказаться от языка жестов и коверканья слов.
Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.
Навыки личной гигиены
Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:
- Умываться;
- Мыть руки;
- Чистить зубы;
- Ходить на горшок.
Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 — 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.
Самостоятельная диагностика задержки
Проведение диагностических мероприятий лучше запланировать ближе к концу третьего года жизни. Для начала нужно внимательно понаблюдать за ребёнком когда он играет, в обычных ситуациях, при общении со сверстниками и взрослыми. Обращается внимание на словарный запас малыша, на умение строить фразу, на количество слов в предложениях. Важно отметить, быстро или медленно говорит ребёнок, так как быстрый темп речи – предпосылка для возникновения заикания.
Для проверки звукопроизношения детям предлагают назвать предметы, изображённые на картинках, а не повторить слова за взрослым. Иначе он даст необъективную картину, так как ребёнок, подражая старшим, произносит звуки лучше, чем обычно. Проверяется наличие таких звуков:
- свистящие – с, з, ц;
- шипящие – ш, ж, ч ,щ;
- звонкие – в, б, г, д;
- сонорные – л, р.
Одновременно определяют, не переставляет ли малыш слоги, не пропускает ли звуки в словах, не укорачивает ли сами слова. Чтобы узнать, как ребёнок строит фразу, ему предлагают картинки с изображёнными на них действиями знакомых персонажей: детей, домашних животных. Можно для этих целей использовать иллюстрации в детских книжках. Достаточно, чтобы во фразах составленных ребёнком было 2–3 слова.
Эмоции и социальные навыки
Эмоциональное развитие на этом этапе развития играет большую роль. Малыш испытывает множество эмоций, которые стремительно меняются, учится владеть ими. Вместе с тем кроха узнаёт и о чувствах других людей. Родителям необходимо помочь ему различать свои чувства и правильно их выражать.
Например, вспышки гнева, смущение, разочарование – это нормально. Зачастую дети не знают, как выражать такие яркие эмоции. Этому ребёнок учится у родителей, даже если они не заостряют на этом внимание. Малыш в этом возрасте умело считывает со взрослых всю необходимую ему информацию.
Также в этом возрасте ребёнок «нащупывает» точки дозволенного: наблюдает, как его поведение влияет на маму с папой.
Для двухлетнего ребёнка норма, если он:
- копирует других, особенно взрослых и детей старшего возраста;
- эмоционально перевозбуждается во время игр с другими детьми, а также от большого количества подарков и анимационных развлечений на праздниках;
- показывает всё больше и больше независимости;
- демонстрирует вызывающее поведение (делает то, что ему запретили);
- привлекает в свои игры других детей, особенно при игре в догонялки.
Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе
Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).
Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.
Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic
Физическое развитие
Родители могут волноваться, если ребёнок слишком худой или, наоборот, имеет лишний вес, однако, главное, чтобы он продолжал расти стабильными темпами.
В 2 года помимо роста, вы заметите ещё и явные изменения во внешности малыша. Пропорции тела начинают меняться. Мышцы у детей становятся окрепшими и, если раньше у крохи был округлый пухлый животик и короткие ручки, то теперь по строению тела он больше становится похож на дошкольника, чем на младенца.
Физические навыки и движение
В этом возрасте дети умеют бегать и уже заметно меньше падают.
В 2 года ребёнок может:
- прыгать на месте;
- кататься на трёхколёсном велосипеде;
- распознавать предметы и называть их (если ещё не говорит, то показывать ручкой);
- подниматься и спускаться по лестнице почти самостоятельно, используя иногда для равновесия руку взрослого или лестничные перила;
- пинать и ловить мяч;
- стоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
- стоять на цыпочках;
- бегать;
- самостоятельно забираться на мебель и спускаться;
- тянуть игрушки за сбой на верёвочке во время прогулки.
Будьте рядом, пока ваш кроха исследует мир. Это позволит ребёнку чувствовать себя в безопасности. Благодаря вашей поддержке сейчас, в будущем он сможет с уверенностью начинать что-то новое.
Безопасность
Когда ваш малыш настолько активен, неплохо подумать об его безопасности в доме. Проверьте о всех ли пунктах вы позаботились:
- Все опасные предметы, включая лекарства и стиральные порошки, хранятся высоко под замком.
- Мебель и телевизоры надёжно закреплены к стене. Даже если высокий шкаф или комод кажется вам очень тяжёлым и неподъёмным, ребёнок запросто может опрокинуть его.
- Установите температуру горячей воды в кране не более 50°С, если есть такая возможность.
- Всегда следите за детьми возле воды.
- Установите замки на окна и не оставляйте ребёнка в комнате с открытым балконом или окном.
Для безопасности самых маленьких непосед можно использовать GPS-часы. Подключив их к приложению «Где мои дети», вы всегда будете спокойны за своего ребёнка. Наличие гео-трекера и функция Звук вокруг подскажут вам, как дела у крохи, если вы ненадолго оставили его с няней или если малыш начал ходить в ясли.
Мелкая моторика
Двухлетки уже с удовольствием играют с мелкими предметами. Это помогает развитию мелкой моторики.
Ребёнок умеет:
- нанизывать бусины на шнурок;
- собирать мелкие предметы в ёмкости;
- перелистывать страницы у книг;
- собирать пирамидку;
- расстёгивать липучки и молнии;
- держать ложку, вилку, расчёску.
Во время игр и занятий с мелкими предметами не оставляйте малыша одного – он может проглотить их или засунуть в ноздрю или ухо.
Вес и рост
На втором году жизни рост и набор веса заметно замедляются. Причём мальчики в среднем на 0,8-1 кг тяжелее девочек и незначительно выше.
Сравнивая показатели своего ребёнка с общепринятыми, важно помнить: все дети разные. Как правило, при небольшом отклонении от нормы паниковать не стоит. Тем более, что во время визитов к педиатру, доктор по-прежнему продолжает каждый раз измерять вес и рост крохи.
Проанализируйте рост и вес своего малыша:
Показатели девочек в 2 года | Показатели мальчиков в 2 года | ||||||
Вес (кг) | Рост (см) | Вес (кг) | Рост (см) | ||||
Нижняя граница и верхняя | Норма | Нижняя граница и верхняя | Норма | Нижняя граница и верхняя | Норма | Нижняя граница и верхняя | Норма |
8,1-13 | 11,5 | 76,7-89,6 | 86,4 | 8,6-15,3 | 12,2 | 78,3-93,6 | 87,5 |
⠀ Хотя мальчики, как правило, крупнее девочек, такие важные параметры, как окружность груди и головы пока ещё не сильно отличаются. В среднем в 2 года у мальчика окружность головы должна быть около 47,5 см, а обхват грудной клетки – 48,5 см. У девочек норма окружности головы 46,5 см, груди – 48,5 см.
Органы чувств
В 2 года малыш обращает внимание на всё вокруг. Ребёнка интересуют яркие цвета и различные текстуры. Он уже умеет различать предметы по форме, размеру и цвету. Органы чувств помогают ему познавать мир.
Зрение
На данном этапе развития главную информацию дети получают через зрение. В 2 года они различают основные цвета, а с 2 до 3 лет начинают видеть бледные и пастельные оттенки. При этом им ещё трудно координировать зрительную систему. Например, упустив из виду маму в толпе, ребёнок не сможет быстро её найти.
Развивайте наблюдательность у своего ребёнка — это улучшит его фантазию и воображение. И не забудьте о плановом посещении детского офтальмолога в 2 года.
Осязание
Тактильное восприятие сейчас очень важно для малыша. Осязание помогает ему различать мягкие и твёрдые предметы, горячее и холодное, а также разнообразные текстуры (шероховатые, ребристые, мягкие, бархатные и пр.)
Слух
Дети в 2 года уже прекрасно понимают интонацию, с которой говорит взрослый. Также малыши сразу воспринимают на слух знакомые песенки или стишки.
Громкие звуки малышу неприятны. Старайтесь не перегружать ими психику ребёнка. Если такое случилось, дайте ему отдохнуть в тишине.
Обоняние и вкус
По-прежнему в 2 года дети часто исследуют предметы, помещая их в рот. При этом ребёнок уже способен различать сладкое от солёного, кислое от горького. Также кроха успешно запоминает характерный вкус того или иного продукта, память о котором сохранится на долгое время. Это окажет влияние на формирование в будущем вкусовых предпочтений малыша.
Старайтесь кормить ребёнка разнообразно. Чем раньше он научится распознавать вкусы, тем лучше для развития его сенсорной системы.
Тревожные признаки для родителей
Каждый ребёнок развивается в своём темпе и точно сказать, когда он овладеет тем или иным навыком, невозможно. Конечно, есть основные этапы развития, и если по мере взросления малыш их не достиг, стоит обсудить это со своим педиатром. Обратитесь к специалисту, если вы заметили у крохи в два года следующие проблемы, которые свидетельствуют о задержке развития:
- не ходит к 1,5 годам (в 2 года вы уже должны были выяснить причину этого у врачей) или не ходит устойчиво;
- ходит исключительно на цыпочках;
- не произносит минимум 15 слов или вообще не разговаривает;
- не знает функции обычных предметов домашнего обихода (зубная щётка, телефон, чайник, ложка и др.);
- не копирует действия или слова;
- не следует простым инструкциям;
- не может толкать игрушку на колесах;
- даже не пытается рисовать;
- не обращает внимания и не играет со сверстниками;
- не может держать мелкие предметы в руке (например, мелок);
- теряет навыки, которые у него когда-то были.
Что бы ни случилось, никогда не трясите малыша. Это может вызвать кровотечение внутри мозга и, вероятно, необратимые последствия.