Cредства художественной выразительности — виды и примеры в литературе


Лексические средства: тропы

Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом.Гипербола — Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение.Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетанияЛитота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходствеМетонимия — Класс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятийОкказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором.Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых.Перифраз — Лев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.Сравнение —Молвит слово — соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.Синекдоха — Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку.Эпитет — «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.Синонимы — 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекстаАнтонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значенияАрхаизм — очи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи

Тест по теме

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Какие средства выразительности используются в нашей речи?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление.Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов.Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза.Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текстаСинтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк.Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекстаЭпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.

Средства выразительности в музыке

Главными средствами выразительности музыкальных композиторов являются:

  • лад (обычно мажор или минор);
  • динамика (громкость);
  • метр, ритм, темп (ритмическая мера);
  • регистры (диапазон музыкального инструмента);
  • тембр (окраска или характер звука);
  • штрихи (раздельные или связные: staccato, legato, non legato);
  • мелодия (главная музыкальная идея композитора);
  • гармония (изучение аккордов);
  • фактура (оформление многоголосия).

Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышейПовтор согласных, создающий образ.Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.Повтор гласных, создающий образ.Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Сравнение

Использование сравнения дает автору возможность описать некое явление с помощью сравнения его с другим явлением, имеющим схожие характеристики. Сравнение может быть выражено следующими средствами:

  • Союзами (словно, как будто и др.)
  • Творительным падежом
  • С помощью слов похожий, подобный
  • Отрицанием
  • Сравнительная степень прилагательного или наречия

При разборе литературного произведения для наглядности можно заполнить таблицу, выписав, что с чем сравнивается.

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.

Среди стилистических фигур речи можно выделить*:

  • Лексические повторы (намеренные повторы слов) Анафора
  • Эпифора
  • Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)
      Параллелизм
  • Антитеза
  • Фразовые повторы (средство организации текста)
      Бессоюзие
  • Многосоюзие
  • Парцелляция
  • Риторические фигуры
      Риторический вопрос
  • Риторическое восклицание
  • Риторическое обращение
  • Градация
  • Инверсия
  • * — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.

    Оглавлениение

    Инверсия

    Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке : подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).

    Примеры:
    «… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…», «Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей», «Дай бог лже­цам за­мкнуть уста, глас божий слыша в дет­ском крике…», «…зву­чал мне долго голос нежный…», «Какое при­ва­ли­ло счастье Глупцу, шуту, бог весть кому», «Здравствуй, волшебник лес, Я полюбил давно Сосен веселый плеск, Ягод твоих вино».

    Анафора

    Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.

    Примеры:
    «Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!…. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!…» «Или на вас тя­го­тит преступление? Или дру­зей клевета ядовитая?» «И если я волей себе покоряю людей, И если слетает ко мне по ночам вдохновенье, И если я ведаю тайны — поэт, чародей, Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..» «Много дум я в ти­ши­не продумал, Много песен про себя сложил»

    Эпифора

    Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).

    Примеры:
    «Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» «Самое лучшее и дорогое — Родина. Горе твое — это наше горе, Родина«

    Антитеза

    Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).

    Примеры:
    «Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да.», «Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять» «Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна», «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже И радость таится в тоске«

    Градация

    Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.

    Примеры:
    «Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть и жизнь при встрече с ней…» «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи огней»

    Оксюморон

    Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).

    Риторический вопрос

    Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.

    Примеры:
    «Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?» «А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?«

    Риторическое обращение

    Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

    Примеры:
    «Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик»

    Риторическое восклицание

    Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.

    Примеры:
    «О, я при­вык к этим ризам Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены!» «Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы!«

    Параллелизм

    Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.

    Примеры:
    «Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.», «верю в тихое: «Что вы творите?», верю в горькое: «Что мы творим?»», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. В нем насупился замкнуто каждый предмет.», ««Есть божий суд…» — метель ревела в окна. «Есть божий суд…» — весной стонала Волга»

    Парцелляция

    Парцелляция — намеренное членение предложение на части.

    Примеры:
    «Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.», «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. И синий выем виден мне.», «Так люби. И целуй. И молчи.», «Ветер. Ветер. Ветер тополиный Золотую песню расплескал…».

    Антитеза

    Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.

    Примеры:
    «Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да.», «Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять» «Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна», «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже И радость таится в тоске«

    Градация

    Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.

    Примеры:
    «Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«, «Не жалею, не зову, не плачу«, «Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет» «И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?», «Все уныло, пусто, мертво, Все, куда ни кинем взгляд», «Что мне законы Бытия? Здесь философия простая: а что для них, по сути, я — так, — строчка, буква, запятая».

    Эллипсис

    Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.

    Примеры:
    Мои все радости в стакане, Мой гардероб лежит в ряду, Богатство в часовом кармане, А сад в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов находятся/лежат), «Богатство в часовом кармане, А сад в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов есть/ располагается)

    Бесссоюзие

    Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.

    Примеры:
    «Год был ягодный, Год грибной, С яркой радугой За спиной.», «Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока.», «Молись, молись! туман пройдет, Туман пройдет, звезда блеснет, Звезда блеснет приветнее, Приветнее, прилучнее!»

    Многосоюзие

    Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.

    Примеры:
    «Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы», «Вошла, как Психея, томна и стыдлива, Как юная пери, стройна и красива,- И шепот восторга бежит по устам, И крестятся ведьмы, и тошно чертям!», «Машина и пашет, и жнет, и молотит на славу.»

    Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?

    • В заданиях 10 — 11. Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?
    • В задании 13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]