Лексические средства: тропы
Тест по теме
- /10
Вопрос 1 из 10Какие средства выразительности используются в нашей речи?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Екатерина Плотникова
7/10
- Михаил Забуга
8/10
- Сергей Ефремов
8/10
Синтаксические средства
Средства выразительности в музыке
Главными средствами выразительности музыкальных композиторов являются:
- лад (обычно мажор или минор);
- динамика (громкость);
- метр, ритм, темп (ритмическая мера);
- регистры (диапазон музыкального инструмента);
- тембр (окраска или характер звука);
- штрихи (раздельные или связные: staccato, legato, non legato);
- мелодия (главная музыкальная идея композитора);
- гармония (изучение аккордов);
- фактура (оформление многоголосия).
Фонетические средства: звукопись
Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Сравнение
Использование сравнения дает автору возможность описать некое явление с помощью сравнения его с другим явлением, имеющим схожие характеристики. Сравнение может быть выражено следующими средствами:
- Союзами (словно, как будто и др.)
- Творительным падежом
- С помощью слов похожий, подобный
- Отрицанием
- Сравнительная степень прилагательного или наречия
При разборе литературного произведения для наглядности можно заполнить таблицу, выписав, что с чем сравнивается.
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
- Лексические повторы (намеренные повторы слов) Анафора
- Эпифора
- Параллелизм
- Бессоюзие
- Риторический вопрос
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Оглавлениение
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке : подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
Примеры: |
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…», «Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей», «Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике…», «…звучал мне долго голос нежный…», «Какое привалило счастье Глупцу, шуту, бог весть кому», «Здравствуй, волшебник лес, Я полюбил давно Сосен веселый плеск, Ягод твоих вино». |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!…. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!…» «Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?» «И если я волей себе покоряю людей, И если слетает ко мне по ночам вдохновенье, И если я ведаю тайны — поэт, чародей, Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..» «Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил» |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» «Самое лучшее и дорогое — Родина. Горе твое — это наше горе, Родина« |
Антитеза
Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).
Примеры: |
«Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да.», «Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять» «Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна», «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже И радость таится в тоске« |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть и жизнь при встрече с ней…» «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи огней» |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?» «А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?« |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
«Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик» |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!» «Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы!« |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.», «верю в тихое: «Что вы творите?», верю в горькое: «Что мы творим?»», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. В нем насупился замкнуто каждый предмет.», ««Есть божий суд…» — метель ревела в окна. «Есть божий суд…» — весной стонала Волга» |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.», «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. И синий выем виден мне.», «Так люби. И целуй. И молчи.», «Ветер. Ветер. Ветер тополиный Золотую песню расплескал…». |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
Примеры: |
«Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да.», «Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять» «Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна», «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже И радость таится в тоске« |
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
Примеры: |
«Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«, «Не жалею, не зову, не плачу«, «Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет» «И где ж Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?», «Все уныло, пусто, мертво, Все, куда ни кинем взгляд», «Что мне законы Бытия? Здесь философия простая: а что для них, по сути, я — так, — строчка, буква, запятая». |
Эллипсис
Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.
Примеры: |
Мои все радости — в стакане, Мой гардероб лежит в ряду, Богатство — в часовом кармане, А сад — в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов находятся/лежат), «Богатство — в часовом кармане, А сад — в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов есть/ располагается) |
Бесссоюзие
Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
Примеры: |
«Год был ягодный, Год грибной, С яркой радугой За спиной.», «Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока.», «Молись, молись! туман пройдет, Туман пройдет, звезда блеснет, Звезда блеснет приветнее, Приветнее, прилучнее!» |
Многосоюзие
Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
Примеры: |
«Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы», «Вошла, как Психея, томна и стыдлива, Как юная пери, стройна и красива,- И шепот восторга бежит по устам, И крестятся ведьмы, и тошно чертям!», «Машина и пашет, и жнет, и молотит на славу.» |
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?
- В заданиях 10 — 11. Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?
- В задании 13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)