Картотека артикуляционных поз при постановке звуков

При артикуляции звука [ г ]

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

При артикуляции звука [ к ]

  1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
  5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

Правильное положение языка – почему это важно?

Для правильного формирования прикуса и слаженной речи важна корректная работа всех элементов зубочелюстной системы. Немаловажную роль также играет и положение языка. В нормальных условиях язык должен оказывать небольшое давление на верхний зубной ряд, что способствует формированию правильного прикуса в детском возрасте.
Физиологическая позиция языка оказывает следующее положительное действие:

  • Стимулируется развитие верхней челюсти, как в длину, так и в ширину.
  • Улучшается микроциркуляция крови в области носоглотки. Это способствует укреплению местного иммунитета, что важно, в частности, для защиты от респираторных инфекций.
  • Улучшается равновесие, что является предпосылкой формирования правильной осанки.
  • Поддерживается нормальный тонус мышц лица в спокойном состоянии.

Положение языка – на что это влияет?

Правильное положение языка – залог физиологического прикуса, а также отсутствия проблем с глотанием, жеванием и речью. Рассмотрим основные отрицательные последствия, возникающие при неправильном положении языка.

Если язык смещен назад:

  • Нарушение глотания – расстройство синхронизации между глотанием и дыханием.
  • Оттягивание нижней челюсти назад.
  • Нарушение функций слуховой трубки.
  • Нарушение образования голоса.

Если язык смещен вперед:

  • Нарушение глотания.
  • Нижняя челюсть оттягивается вперед.
  • Нарушение образования голоса.
  • Искривление зубов, особенно передних.
  • Выпячивание языка вперед.
  • Снижение тонуса губ (вплоть до полной потери).
  • Чрезмерное напряжение, передающееся на некоторые мышцы и сочленения зубочелюстной системы.

К симптомам, возникающим на фоне неправильного положения языка, можно отнести:

  • нарушение носового дыхания;
  • нарушение глотания;
  • дефекты речи;
  • нарушение нервно-двигательного развития;
  • симптомы со стороны лор-органов;
  • нарушение прикуса и другие проблемы с зубами;
  • нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава (ВНС);
  • эмоциональные нарушения.

Почему язык расположен неправильно

Выделяют несколько причин, оказывающих прямое влияние на положение языка в ротовой полости:

  • Нарушение носового дыхания. Это приводит к тому, что языка смещается вниз. Такие изменения необходимы для облегчения ротового дыхания. Напомним, что ротовое дыхание в свою очередь способствует и формированию неправильного прикуса. Поэтому родителям нужно внимательно следить за состоянием органов дыхания у детей.
  • Укороченная уздечка. В данном случае язык оказывается «зажатым» короткой уздечкой в опущенном положении. Физически язык не способен полностью прижаться к небу (физиологически правильно положение языка).
  • Искривление в шейном отделе. Нарушение функций шейного отдела позвоночника оказывает непосредственное влияние на положение языка.
  • Нарушения работы мышц и нервов. Дисфункция некоторых нервов и мышц челюстно-лицевой области может стать причиной неправильного положения языка. Например, это касается работы языкоглоточного и подъязычного нервов, а также шиловидно-язычной и небно-язычной мышцы. Расстройство функций этих нервов и/или мышц приводят не только к неправильному положению языка, но и нарушению глотания и дыхания.

На положение языка также оказывают влияние некоторые факторы, а именно:

  • Факторы внутриутробного развития – многоплодие, аномалии матки, гипертонус матки и другие.
  • Наследственные факторы.
  • Травмы плода во время родов.
  • Недоношенность.
  • Искусственное кормление. Если ребенок вынужден находиться на искусственном кормлении, то нужно тщательно следить за развитием прикуса и зубочелюстной системы.
  • Несвоевременное внесение твердой пищи (когда ребенок долго находится на жидком рационе).
  • Вредные привычки – сосание пальца, предметов, покусывание щеки, длительное сосание пустышек.
  • Преждевременная утрата молочных зубов.
  • Частые заболевания органов дыхания (в частности, хронические синуситы, увеличенные аденоиды и другие заболевания).

Следы зубов на языке — один из признаков неправильного положения языка

Виды неправильного положения языка

Различают 7 вариантов положения языка. Первый является правильным, а все остальные – варианты неправильного расположения органа. Рассмотрим их подробнее.

Вариант 1 – физиологически правильное положение языка

Небное положение языка считается правильным1. Язык в покое прижат к небу и располагается за верхними резцами. При таком расположении органа изначально формируется физиологически правильный прикус (если, конечно, нет других причин и факторов для развития патологической окклюзии). В данном случае, для формирования правильного прикуса, также важен общий мышечный тонус лица, работа височно-нижнечелюстного сустава и других элементов зубочелюстной системы.

Вариант 2 – неплотное прилегание к небу

В данном случае язык примерно на 0,5 см упирается над лингвальными бугорками. Также язык может опускаться вниз примерно на 0,5-0,8 см. При таких обстоятельствах орган не плотно прижимается к небу.

При глотании в таком случае язык будет упираться в верхние или нижние резцы. Это приводит к напряжению мышц нижней губы, которая в свою очередь наклоняет и скучивает нижние зубы.

Вариант 3 – язык проходит между молярами

При таком расположении язык покрывает лингвальные бугры. Тонус нижней губы нарушается, что приводит к формированию глубокого прикуса. При этом часто нижние зубы скучиваются из-за нехватки пространства.

Примечательно, что со временем выраженность глубокого прикуса может возрастать, а нижняя челюсть – смещаться в заднее положение. В таком случае человек жалуется на ограниченность подвижности нижней челюсти (в частности, при открывании рта).

Вариант 4 – язык покрывает щечные и лингвальные бугры

Если язык покрывает щечные и лингвальные бугры нижних моляров и/или премоляров, то в детском возрасте это приводит к проблемам с прорезыванием зубов. Язык оказывает давление на зачатки молочных зубов, не давая последним прорезаться. В будущем это может привести к нарушению формирования корней постоянных зубов. Существует даже риск рассасывания корня зуба, что ведет к адентии (потере зуба).

При 4-ом варианте положения языка снижается мышечный тонус губ. В такой ситуации на височно-нижнечелюстной сустав оказывается неадекватная нагрузка, что приводит к нарушению его работы.

Вариант 5 – низкое положение языка

При низком расположении языка отмечается его тугоподвижность. Часто кончик и средняя часть языка имеют повышенный тонус. По этой причине визуально кажется, что такой язык чрезмерно большой. Однако это не так. Язык нормальных размеров, но объемный эффект создает тонус.

Низкое положение языка оказывает значительное воздействие на зубочелюстную систему, в частности, нижнюю челюсть. По этой причине возможно чрезмерное развитие нижней челюсти (макрогнатия) с формированием мезиального прикуса. Также существует и опасность недоразвития верхней челюсти, что также формирует мезиальный прикус.

При выдвижении челюсти вперед также нарушается работа челюстных суставов. Это приводит к характерным щелчкам и боли при попытке открыть рот.

Вариант 6 – язык между верхними и нижними резцами

Часто при такой позиции языка ослаблены круговые мышцы рта и снижен жевательный тонус мышц. Это еще один вариант «низкого» расположения органа. Чаще всего при 6-ой позиции язык недостаточно активен, что приводит к развитию дефектов речи. Особенно заметно искажение свистящих звуков.

Если при таком расположении также нарушается тонус жевательной мускулатуры, то возможно удлинение лица, а также дискомфорт и боль в челюстных суставах. Связано это с нарушением распределения нагрузок на мышцы лица.

Вариант 7 – боковое положение

Чаще всего причиной такой позиции языка выступают вредные привычки (сосать палец, грызть ногти, ручки и так далее). Нарушение иннервации – еще одна причина бокового смещения языка.

При боковом положении языка отмечается нарушение глотания. Язык будет оказывать давление на ту сторону зубочелюстной системы, куда он отклоняется. Это приводит к неравномерному развитию челюстей.

Артикуляция. Основные понятия

Категория: Фонетика Нет времени прочитать статью сейчас? Прочитай ее в свободное время в любимой соцсети — кликай на кнопки ниже!
В данной статье мы рассмотрим основные понятия, связанные с артикуляцией (совместной работой речевых органов, необходимых для произнесения звуков речи).

Дорсальным называется уклад, при котором кончик языка находится у основания нижних зубов. Спинка языка выгнута аркой. Место артикуляции при этом находится на кончике языка и нижних зубах.

Апикальным называется уклад, при котором кончик языка находится на самой выпуклой части альвеол. Место артикуляции – на кончике языка и выпуклой части альвеол.

Место артикуляции находится там, где происходит смычка и рождается звук.

Произношение – процесс четкого и правильного звукового и интонационного оформления высказывания.

Артикуляция – положение и движения речевых органов, которые в своем взаимодействии произносят звуки языка.

Произношение включает в себя такие понятия, как:

  • Интонация (ударение, ритм, тембр, паузация, темп)
  • Артикуляция (органы речи)

— подвижные (язык, губы, мягкое нёбо)

— неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо)

Тренировка для улучшения ситуации

Исправить положение языка можно и нужно. Для этого разработана миофункциональная терапия. Применяется она, как в лечебных, так и профилактических целях. Преимущества такого лечения в том, что его можно проводить в любом возрасте и на любом этапе ортодонтического лечения. Кроме того, мьюинг не требует наличия специальных навыков и опыта. Специалисты по миофункциональной ортодонтии просто покажут упражнения, которых нужно регулярно выполнять. Задача пациента – выполнять комплекс в строгом соответствии с рекомендациями врача.

Приводим несколько распространенных упражнений, которые помогут скорректировать положение языка:

  • Заведите губы за нижние зубы, прижмите язык к небу и напрягите подбородок. В таком положении задержитесь на 5 секунд, потом расслабьте мышцы. Повторите 10 раз.
  • Заведите язык за верхние зубы, вытяните подбородок и напрягите нижнюю челюсть и задержитесь на 10 секунд. Повторите 10 раз.
  • Язык нужно поместить в небное углубление и напрячь. Задержитесь в таком положении на 10 секунд, после чего – расслабьтесь. Повторите 10 раз.
  • Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Теперь попробуйте глотнуть слюну без задействования мышц щек и губ. Работать должны только мышцы языка. Поначалу вам будет тяжело даваться это упражнение, но с каждым разом вы будете замечать прогресс. Повторите 10 раз.
  • Исходное положение такое же, как и предыдущем упражнении. Напрягите язык и улыбнитесь. Затем указательными пальцами надавливайте на уголки рта, стараясь сдержать улыбку. Через 10 секунд можно расслабиться. Повторите 10 раз.
  • Вытяните язык максимально вперед, стараясь достать до подбородка. Задержитесь на 5 секунд. Повторите 15 раз.
  • Вытяните язык, стараясь достать кончик носа. Задержитесь на 5 секунд. Повторите 15 раз.

Особенности построения речевого аппарата:

  • Силовой механизм: диафрагма, лёгкие, трахея, гортань, полость рта, носовая полость
  • Вибрационный механизм: голосовые связки
  • Резонатор: носовая полость, полость рта, глотка
  • Механизм, образующий препятствие при прохождении воздуха: язык (кончик, передняя, средняя, задняя часть языка), губы, зубы, мягкое нёбо и язычок, твёрдое нёбо и альвеолы.

Ритм – сочетание ударных и безударных слогов и относительная скорость их произношения.

Следует различать фразовое ударение и логическое:

Фразовое ударение – и в русском языке, и в английском языке ряд слов теряет свои ударения в предложении (в основном служебные слова, предлоги, союзы, местоимения).

Логическое ударение – в отличии от фразового ударения, часто основная смысловая нагрузка падает на одно слово (и даже на служебные слова). При изменении логического ударения предложение меняет цель, то есть отвечает на разные вопросы.

Ритм английской речи характеризуется тем, что ударные слоги следуют друг за другом с более или менее регулярным интервалом, независимо от количества безударных слогов между ними, поэтому, чем больше безударных слогов между двумя ударениями, тем быстрее произносится каждый из них.

В английском языке возможны два и более ударений внутри слова, а в русском только одно.

Статья оказалась полезной? Кликни на кнопку ниже и сохрани ее себе в соцсети ;)

Предыдущие статьи

Гласные звуки в разных вариантах английского языка

Правила чтения английских гласных

Различия британского и американского английского. Произношение

Часто задаваемые вопросы

Смогу ли я исправить неправильный прикус если положение языка останется неправильным?

Современная ортодонтия располагает широким арсеналом методов по исправлению прикуса. При этом коррекция прикуса должна быть комплексной. Обязательное условие – устранение всех причин и факторов, ведущих к формированию неправильного прикуса. Это касается и коррекции положения языка.

Поможет ли миогимнастика исправить ситуацию?

Да. Упражнения помогут исправить положение языка. Но иногда упражнений бывает недостаточно. Дополнительно требуется ортодонтическое лечение по исправлению прикуса. В некоторых случаях нужна хирургия.

Должен ли язык упираться в зубы?

Нет, он должен располагаться за зубами.

При артикуляции звука [ к’ ]

Губы немного растягиваются и открывают зубы.

Зубы разомкнуты до 5 мм.

Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена, средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука [ с ]

  1. Кончик языка

    упирается в нижние передние зубы.

  2. Губы

    растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

  3. Зубы

    сближены или сомкнуты

  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки

    разомкнуты.

  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Звук С

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки. Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторяем упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу. Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.

При артикуляции мягкого звука

[ с’ ]

  1. губы

    слегка растянуты в улыбку, зубы видны;

  2. зубы

    раскрыты на 1-2 мм;

  3. широкий кончик языка

    упирается в нижние резцы;

  4. передняя часть спинки языка

    образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;

  5. боковые края спинки языка

    плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок;

  6. посередине языка

    идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

  7. мягкое небо

    поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

  8. голосовые складки

    не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]