Мнемотаблицы для заучивания стихов
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
- Педагог выразительно читает стихотворение.
- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
- Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
А. Барто «Весна идёт» Утром было солнечно и совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. Вполдень подморозило, вновь зима пришла, Затянулось озеро корочкой стекла. Расколол я тонкое, звонкое стекло, Озеро широкое снова потекло. Говорят прохожие: Вот весна идёт! -А это я работаю, Разбиваю лёд.
Наше тело Посуду мыть – палец болит, Воду носить – палец болит, Письмо писать – палец болит, А суп готов – палец здоров.
Осень Осень, осень к нам идет, Что же осень нам несет? Листики цветные, Ягоды лесные, Овощи к обеду, Много туч на небе.
Лес. Деревья Вышла Маша на крыльцо (для детей старшей группы) Вышла Маша на крыльцо: Вот растет деревцо, Вот растет другое, Красиво какое! Стала Машенька считать, Насчитала ровно пять. Все деревья эти Сосчитайте, дети!
Ива (для детей подготовительной группы) Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?
Овощи В руки овощи берем …
В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
Хозяйка Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох! (Ю. Тувим)
Фрукты В руки фрукты мы берем …
В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
КомпотБудем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.
Садчикова Ирина Геннадьевна учитель-логопед г. Тольятти
Конспект занятия для детского сада. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы
Конспект «Встреча в литературной гостиной» (заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы)
Автор: Пестова Наталия Николаевна Конспект будет полезен для воспитателей ДОУ.Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Задачи: Развивающие: • развивать память; • зрительное внимание, • образное мышление, • связную речь. Образовательные: • продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение; • отвечать на вопросы взрослого; • самостоятельно задавать вопросы; • закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц Образовательные: • продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение; • отвечать на вопросы взрослого; • самостоятельно задавать вопросы; • закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц. Воспитательные: • воспитывать интерес к художественным произведениям; • учить работать в команде; • воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность. Виды детской деятельности: • коммуникативная; • познавательная; • художественная. Методические приемы: • беседа-диалог; • чтение стихотворения; • рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ; • продуктивная деятельность; • физкультминутка; • анализ, подведение итогов. Раздаточный материал: • мнемотаблицы (готовые) • бумага, фломастеры Содержание образовательной деятельности. -Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы молодцы, что поздоровались с ними, то есть, вы пожелали им здоровья. -Я снова приглашаю вас в литературную гостиную. Давайте расскажем нашим гостям,что мы с вами в ней делаем? (читаем сказки, разучиваем стихи, говорим о писателях, художниках и т.д)
— Что это?
(конверт)
— Интересно, кому это письмо. На конверте нет адреса, но есть какие то символы.
( д/с №23,симоволы детей, радуга)
— Вы можете их расшифровать?
(Да. Детский сад №23, ребятам из группы «Радуг а»)
— А почему вы думаете, что этот конверт для нас?
(Это же мы. Мы ходим в д/с №23, в группу «Радуга)
— Значит мы можем его открыть? — Что это? (
мнемотаблицы)
— Таблиц много, а времени мало. Что же нужно сделать, чтобы успеть расшифровать все таблицы?
(разделиться на команды)
-Как мы можем это сделать?
(считалочка, 1-2-3, браслеты и т.д)
— Молодцы! Давайте тогда разделимся на команды. Присаживайтесь за свои столы. — Возьмите задания. — Работайте, советуйтесь, помогайте друг другу. — Какая команда готова? — Кто от вашей команды выйдет и расшифрует задание. — Молодцы! — Ребята, а в конверте еще остались таблица. Давайте и её расшифруем. — Рассмотрите её. Может кто-то может её расшифровать? Сложно? — Какие ваши предположения: О чем это стихотворение? — Вы бы хотели услышать это стихотворение? Это стихотворение написала поэт Раиса Адамовна Кудашева. Раиса Адамовна уже с детства писала стихи. Она много лет работала учителем в школе, а потом библиотекарем. Раиса Адамовна автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения положена на музыку. Так появилась песня – «В лесу родилась елочка». Эту песню знают и любят все- и взрослые и дети. Раиса Адамовна написала еще очень много стихотворений для детей. Вот с одним из них мы сегодня познакомимся. Оно называется: «Вот зима пришла серебристая..»
(можете закрыть глазки и представлять, что происходит в этом стихотворении)
Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается. В окнах пишет узор льдом-иголочкой, И стучится к нам во двор свежей елочкой! — Вам понравилось это стихотворение? Хотели бы вы его выучить? — Мы с вами знаем, как можно быстро выучить любое, даже сложное стихотворение.
(с помощью мнемотаблицы)
Давайте вспомним: — О чем оно?
(о зиме)
— Какая зима пришла?
(Вот зима пришла серебристая)
— Что она сделала?
(Белым снегом замела поле чистое)
— Что зима делает днем?
(Днем с детьми на коньках все катается)
— Что же она делает ночью?
(Ночью в снежных огоньках рассыпается
) — Что зима делает в окнах?
(В окнах пишет узор льдом-иголочкой)
— Еще что делает?
(И стучится к нам во двор свежей елочкой)
— Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя. — Может кто то хочет рассказать нам это стихотворение? -Ребята! Мы с вами знаем много стихотворений, умеем легко и быстро их заучивать. Как вы думаете, наши гости хотели бы научится так же быстро учить стихи? Давайте их спросим! — Ну что ж. Давайте научим. — Мы с вами знаем игру, когда слова из стихотворения мы зашифровываем символами – «Шифровальщики» — Что нам для этого требуется?
(лист и фломастеры)
— Но прежде чем начать шифровать, я хочу вам что то пожелать. Я буду проговаривать пожелание, а вы делаете массаж. Я желаю, чтобы голова ваша –думала, Я желаю, чтобы глаза ваши-все видели, Я желаю, чтобы уши ваши – внимательно слушали, Я желаю, чтобы рот ваш – красиво говорил, Я желаю, чтобы руки — аккуратно рисовали, Я желаю, чтобы вы были здоровы. -Ну что же, приступаем. Внимательно слушайте стихотворение. Оно называется «Почему медведь спит зимой?» Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? Потому что снег и лед, Не малина и не мед. (Р.Орлов) — О ком это стихотворение?
(о медведе
) — Что у него спрашивают?
(Почему ты спишь зимой?)
— А почему он спит? (
Потому что снег и лед, не малина и не мед)
— Давайте теперь зашифруем это стихотворение. — У всех получилось? Молодцы. — Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение? Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы? — Вам понравилось? — Что мы сегодня с вами делали? — Что вам понравилось больше всего? — Что было сложным? — Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий. Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.
Рекомендуем посмотреть:
Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ Как быстро выучить новогодние стихи с детьми Текущее домашнее задание: мнемодорожки и мнемотаблицы Мнемотаблицы для детского сада «Свойства материалов»
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Принципы действия мнемотаблиц
Отметим, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Необязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.
Объём статьи не предполагает расширенного описания методики, поэтому остановимся на главных её принципах. Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогично поступаем с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.
В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег – белый, ветви ели – зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения конкретными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.
Последующая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.
После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.
Педагоги отмечают, что по мере обучения дети активно включаются в создание собственной схемы. После этого они по памяти, используя только символическое изображение, воспроизводят целый текст.