Россия,г.Москва ГБОУ СОШ №760 Учитель-логопед Сорокина О.Ю.
Введение
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с тяжёлым нарушением речи, заиканием в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.
Сегодня актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей составляющих в работе с детьми с ОВЗ для обеспечения возможности максимального раскрытия их потенциальных возможностей и коррекции имеющихся нарушений.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ в работе с детьми с ТНР.
Программа представляет коррекционно-образовательную систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и психического развития детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию, их успешную адаптацию в коллектив сверстников.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Предусмотрена коррекция проявлений речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста, обучение навыкам пользования связной речью, свободной от заикания, а также профилактика вторичных нарушений.
Адаптированная программа учителя-логопеда группы является локальным актом ГБОУ СOШ№ 760 комбинированного вида города Москвы, разработанным в соответствии:
с законами РФ
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 101 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Данная работа разработана на основе программ:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБОУ СОШ№ 760 комбинированного вида города Москвы.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой)
При разработке рабочей программы использованы также следующие дополнительные программы:
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» . Рекомендована Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Москва «Просвещение» 2008 (автор-составитель Г.В.Чиркина);
- «Программа логопедической работы с заикающимися детьми». Рекомендована Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Москва «Просвещение» 2008 (С.А. Миронова).
Глава 1. Тория и практика сопровождения детей с ОВЗ
1.1.Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.
Под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. ( Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина). В последнее время наблюдается тенденция к прогрессивному росту различных клинических проявлений ОНР. В группу с тяжелыми нарушениями речи объединяются дети с различным уровнем общего недоразвития речи, зачастую осложненного дизартрией, ринолалией, заиканием).
Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. В старшую группу для детей с ТНР поступают дети преимущественно со вторым или третьим уровнем.
Дети со вторым уровнем речевого развития общаются не только с помощью жестов и лепетных слов, но и достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.
Активный словарь представлен существительными, глаголами и некоторыми прилагательными и наречиями. Редко дети используют местоимения, предлоги и союзы.
Наблюдаютсяотдельные формы словоизменения слов по числам, родам, падежам, глаголов по временам, зачастую с большим числом ошибок.
Существительные чаще употребляются в именительном падеже, использование косвенных падежей носит случайный характер; глаголы употребляются в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом согласование глаголов с существительными нарушено.
В речи детей встречаются смешение единственного и множественного числа глаголов, формы прошедшего и настоящего времени, глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Средний род глаголов не употребляется.
Часто нарушено согласование прилагательных с другими частями речи.
Предлоги заменяются или опускаются. Союзы и частицы не используются.
Отмечаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но чаще неудачные. Словообразование не сформировано.
Пассивный словарь. Дети различают некоторые грамматические формы, но это различение неустойчивое.
Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; мужского и рода глаголов прошедшего времени, ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы.
Понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов доступно только в хорошо знакомых ситуациях.
Фразовая речь формируется. Наблюдается большое число аграмматизмов.
Звукопроизношение значительно нарушено. Количество неправильно произносимых звуков – 16-20 ( С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Рь, Л, Ль, Т, Ть, Д, Дь, Г, Гь.). Характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.
Слоговая структура. Детьми верно передается звуковой состав односложных слов без стечения согласных, но повторение двусложных слов во многих случаях не удаётся.
Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.
Связная речь сводится к перечислению событий, действий и предметов.
Для третьего уровня развития речи характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов.
Формирование грамматического строя языка носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Словообразовательная деятельность сформирована недостаточно. Когнитивные и речевые возможности развиты слабо для объяснения значений многих слов. Характерны стойкие и грубые нарушения при образовании слов, выходящих за рамки повседневной речевой практики. Отмечается подмена операций словообразования словоизменением. Характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам.
Наряду с лексическими ошибками у детей отмечаются и специфическое своеобразие связной речи в виде нарушения связности и последовательности рассказа, смысловых пропусков существенных элементов сюжетной линии, заметной фрагментарности изложения, нарушения временных и причинно — следственных связей в тексте.
Типичными являются трудности в воспроизведении слов разной звуко- слоговой наполняемости .
Звукопроизношение характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Недостаточность фонематического восприятия проявляется в трудностях выделения первого и последнего согласного, гласного звука в конце и середине слова, подборе картинок, в названии которых есть заданный звук, ошибках в определении места звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов не выполняются.
Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и звуконаполняемости слов.
Типичным является вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко — слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования не завершён.
Наблюдаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. При достаточно разнообразном предметном словаре, они неточно знают и понимают слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике; плохо справляются с подбором синонимов, антонимов, родственных слов.
Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов; нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными женского и мужского рода единственного и множественного числа. В связной речи затруднена передача логической последовательности, повторы эпизодов и использование преимущественно коротких мало информационных предложений.
Помимо наличия речевого недоразвития среди контингента детей стали чаще встречаться дети ,имеющие заикание .На сегодняшний день интерес к проблеме заикания возрастает, регулярно издается международный журнал по проблематике заикания.
1.2. Характеристика нарушений речевого развития детей страдающих заиканием
Заикание – это нарушения темпа и ритма речи разной степени выраженности, вызванное судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи и затрудняющее процесс коммуникации.
Е.А. Дъякова, Л.М. Белякова, В.М. Шкловский, Арутинян Л.З. и др. определяют заикание как сложное психо-физиологическое возбуждение, связанное с функциональными расстройствами речевой деятельности, а именно темпо –ритмико- интонационной стороны речи.
Лёгкая степень наблюдается при самостоятельном продуцировании речевого высказывания, не затрагивая ситуаций общения с незнакомыми людьми, участия в совместных играх, различной деятельности, выполнения поручений, связанных с необходимостью речевого общения.
Средняя степень характеризуется затруднениями в общении с незнакомыми людьми, отказом от участия в коллективных играх. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата во время самостоятельной, вопросно-ответной и отражённой речи.
Тяжёлая степень проявляется во всех ситуациях общения, затрудняя речевую коммуникацию и коллективную деятельность детей, искажая проявление поведенческих реакций.
У детей, страдающих заиканием, при нормальном объёме активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э, а и др. В самостоятельных высказываниях встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы.
Часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами).
Характерно использование кратких односложных ответов.
Не сформирована способность выполнения двух видов деятельности одновременно, что связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания.
Продуктивнее усваивается новый материал в форме игры. Игра позволяет ребенку упражняться в правильной речи без особого напряжения.
Для детей характерно восприятие неживых предметов как живых и наделение их речью, особенно в сюжетных играх с образными игрушками. Наблюдается склонность к подражанию взрослым: в манере стоять, садиться, выполнять действия с предметами и говорить. Копируя взрослых, дословно повторяются н реплики, интонация, жесты, мимика в момент совершения речевого акта.
Отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, происходящая на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости ведущая к различным ошибкам
Наличие детей с заиканием в группе для детей с ТНР обуславливает необходимость разработки адаптированной рабочей программы, учитывающей особенности работы с данным контингентом.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ ,как часть адаптированной образовательной программы для детей с ТНР (ОНР, заикание)
Глава 2. Содержание программы индивидуального логопедического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе ДОУ
2.1. Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы
Цели программы:
- устранение заикания
- создание условий для развития ребёнка,устранения проявлений ОНР,
- обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Основные задачи:
Рабочая программа направлена на:
Обучение и овладение самостоятельной, свободной от заикания речью
Всестороннее развитие и коррекция ОНР у дошкольников .
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Укрепление психофизического здоровья, эмоционального благополучия;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
2.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Рабочая программа учителя-логопеда строится на основе следующих принципов:
- принцип развивающего образования.
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к его личности ).
- принцип ступенчатости коррекционно-воспитательной работы с постепенным нарастанием ее интенсивности;
- принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционно-воспитательной работы.
- принцип использования игровой деятельности .
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип формирование познавательных интересов .
- комплексно-тематический принцип.
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
2.3. Прогнозируемые результаты реализации программы
В результате освоенияпрограммы предполагается:
- динамика индивидуального развития детей;
- коррекция речевых нарушений и развитие речи детей:
- проявление мотивации к занятиям, попыток планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо цели;
- употребление слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использование слов в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различение словообразовательных моделей и грамматических форм слов в импрессивной речи;
- использование в речи простейших виды сложносочинённых предложений с сочинительными союзами;
- пересказ (с помощью взрослого) небольшой сказки, рассказа;
- составление описательного рассказа по вопросам (с помощью взрослого), ориентир на игрушки, картинки, из личного опыта;
- различение на слух ненарушенных и нарушенных звуков;
- овладение простыми формами фонематического анализа;
- использование различных видов интонационных конструкций;
- участие родителей в образовательном процессе .
- создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности.
2.4. Система работы учителя-логопеда.
Учебный год в группе комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушением речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (по 30 июня) и условно делятся на три периода:
- Сентябрь – адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение речевых карт, наблюдение за ребенком в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа , а также составление плана работы на первое полугодие.
- Октябрь, ноябрь, декабрь, январь – 1 этап работы (в январе подводятся итоги работы за первый период, проводится диагностика речевого развития детей)
- Февраль, март, апрель, май – 2 этап работы (в мае подводятся итоги работы за год)
- Июнь – совместная деятельность по закреплению сформированных речевых навыков (игры и игровые упражнения).
Логопедическая работа с детьми с ОНР, осложненных заиканием проводится индивидуально в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
- от 5 до 6 лет — не более 25 минут.
Глава 3. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ старшей группы, как часть адаптированной программы (ОНР, заикание).
3.1. Устранение заикания.
Логопедическая работа осуществляется индивидуально, с учетом индивидуальных речевых возможностей, характера, выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей.
Главная цель — устранение заикания и подготовка к самостоятельной коммуникации.
В процессе обучения осуществляется постепенное овладение детьми, самостоятельной, свободной от заикания речью. Это достигается благодаря системе упражнений по воспитанию регуляторных механизмов и формированию навыков пользования доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.
Речевые упражнения проводятся в специально организованных условиях общения по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т.е. активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда.
В процессе коррекционного обучения происходит постепенное и посильное усложнение форм речи.
Овладению самостоятельной речью без заикания должны способствовать специфические формы словарной работы, а также работы над фразой и рассказом.
Важное значение при устранении заикания имеет объём речевой практики. Необходимо постепенно повышать речевую активность, воспитывая внимание и интерес к речи.
Основной задачей в логопедической работе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности.
Необходимо:
научиться понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов ; уметь пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа и диалогу ;овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных; использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а также грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
На индивидуальных НОД осуществляется:
1) активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
2) подготовка артикуляционной базы для постановки отсутствующих звуков, их различение на слух и автоматизация на уровне слогов, слов.
3)применение разнообразных приемов, обеспечивающих свободное речевое общение.
Кроме этого проводится работа по коррекции и развитию:
-понимания речи и лексико – грамматических категорий;
-произносительной стороны речи;
-самостоятельной развернутой фразовой речи;
В процессе работы вводится ограничение речи с последующим увеличением и усложнением форм речи.
Данная система осуществляется в следующей последовательности:
- подготовка к режиму молчания ( сентябрь)
- режим молчания; октябрь –( 1 неделя)
- шёпотная речь; октябрь –( 2 недели)
- сопряжённая речь; октябрь-ноябрь ( 4 недели)
- отражённая речь; ноябрь-декабрь(4 недели)
- вопросно-ответная речь; январь – февраль (4 недели)
- воспитание самостоятельной речи на материале пересказа; март.
- воспитание самостоятельной речи на материале рассказа; апрель.
- воспитание самостоятельной спонтанной речи. май, июнь.
3.2. Работа по коррекции проявлений общего недоразвития речи.
В процессе работы решаются следующие задачи:
Формирование общих речевых навыков:
- Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания, удлинение выдоха с помощью пения гласных, счёта.
2. Обучение спокойному короткому выдоху и плавному длительному выдоху без речевого сопровождения и с речевым сопровождением, с удлинением речевого выдоха при произнесении слогов, слов, фразы.
3. Совершенствование акустических характеристик голоса (силы, высоты, тембра, интонации). Закрепление мягкой атаки голоса.
Активизация словарного запаса и развитие лексико – грамматических средств языка:
- Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Усвоить значения новых слов на основе углубления знаний по темам: Овощи. Огород. Фрукты. Сад. Ягоды. Грибы. Осень. Осенний лес. Перелётные птицы. Домашние животные и их детёныши. Домашние птицы. Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы. Новый год. Зимние развлечения. Зимние виды спорта. Дикие животные и их детёныши. Домашние животные. Птицы. Весна. Насекомые. Лето.
- Обучение детей пониманию значения менее продуктивных и непродуктивных уменьшительно – ласкательных суффиксов (-ник, -ниц, -инк-, -ин-, -иц-, -ец-).
- Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов.
- Совершенствование экспрессивной речи, уточнение значений слов, обозначающих название предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств.
- Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежей. По темам: Овощи. Фрукты. Грибы.
- Учить употреблению в речи глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. По темам : Осень. Одежда. Профессии. Зима. Зимние развлечения.
- Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.
- Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе ( дикие, домашние животные и их детёныши.)
- Совершенствовать навыки употребления словосочетаний, включающих количественное числительное и существительное .
- Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи на этапе вопросно-ответной речи.
- Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения “ мой”-“моя” в сочетании с существительными мужского и женского рода.
- Учить способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы- )
- Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, материалам Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов, -ев, -ин, -ан, -ян ).
- Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные, а также прилагательные, с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов: -еньк-, -оньк-.
- Учить употреблять наиболее доступные антонимы (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.)
- Уточнять значения обобщающих слов. По темам: Посуда. Мебель. Семья. Бытовая техника. Деревья. Транспорт.
- Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
- Упражнять в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов ( лежи – лежит – лежу).
- Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (множественного) числа (идёт – идёшь – идём).
- Использовать предлоги НА,ПОД,В,ИЗ, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
- Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (въехал, выехал, подъехал, съехал).
Коррекция нарушений фонетической стороны речи:
- Уточнять произношение гласных и согласных раннего онтогенеза.
- Формировать правильную артикуляцию отсутствующих, нарушенных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация.
- Формировать умение осуществлять слуховую и слухо – произносительную дифференциацию сохранных звуков, а в дальнейшем – звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
4.Совершенствовать навыки воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры.
5. Закреплять навык правильного произношения звуков, их автоматизация на уровне слогов, слов, предложений.
Развитие самостоятельной фразовой речи:
- Закреплять навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:
- существительное им. П.+ согласованный глагол + прямое дополнение;
- существительное им. П.+ согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах.
- Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
- Учить распространять предложения однородными членами.
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.
4.Учить составлять различные типы предложений: — простые распространённые из 5 – 7 слов; — предложения с противительными союзами “a” и &ldquo