Доступна консультация по Skype или WhatsApp.
Нейропсихологическая коррекция — это комплекс специальных психотерапевтических (телесно-ориентированных) и двигательных и когнитивных методик, которые направлены на коррекцию различных нарушений в развитии ребёнка с целью восстановления у него нормальной мозговой деятельности.
Такой комплекс мероприятий позволяет простимулировать развитие функций центральной и периферической нервной системы, связанных с движением, наработать новые связи между корой и подкорковыми структурами головного мозга, межполушарные связи, содействует появлению целостного, пластичного и скоординированного движения. Позволяет развить когнитивные функции, сформировать компенсаторные навыки, что в дальнейшем поможет улучшить школьную успеваемость, социальную адаптацию.
К когнитивной сфере относятся познавательные функции головного мозга: мышление, память, речь, а у детей школьного возраста — умение читать, писать, считать.
При нарушениях когнитивной сферы ребенок испытывает трудности с усвоением обучающих материалов, соответствующих его возрасту. Признаками таких нарушений являются:
- плохая память,
- невнимательность,
- трудности с формулированием своих мыслей посредством устной или письменной речи и т.п.
Когнитивная нейрокоррекция является одной из составляющих нейропсихологической коррекционной программы.
Что происходит на сеансе когнитивной нейрокоррекции
Когнитивная нейрокоррекция — это работа непосредственно с различными психическими функциями (памятью, пространственными представлениями, речью), а также с различными видами восприятия (зрительным, слуховым, тактильным и соматогнозисом — восприятием собственного тела).
В процессе когнитивной нейрокоррекции происходит работа над плавностью речи и движений с помощью специальных упражнений. Применяемые методики позволяют проработать отдельные проблемные аспекты каждой функции: артикуляцию, ориентацию во внешнем пространстве, номинативную (назывательную) функцию речи (умение правильно называть предметы и явления), понимание предлогов и т.д. Постепенно включаются задания на развитие процессов мышления, логические и творческие задачи.
На этом этапе количество и уровень сложности упражнений для корректировки разных психических процессов изначально подбираются в соответствии с исходным индивидуальным планом, а в процессе работы состав упражнений меняется в зависимости от прогресса и достигнутых им успехов.
Комплексная нейропсихологическая коррекция позволяет сформировать у ребенка необходимую произвольность психической деятельности и научить его лучше контролировать свое поведение.
Нейропсихологическую диагностику и коррекцию проводит сертифицированный специалист-психолог, имеющий специальную подготовку по клинической нейропсихологии.
Развиваем речь с нейропсихологом
Нейропсихология занимается изучением последствий травм, повреждений центральной нервной системы, которые влияют на развитие психики человека. Расстройство речи и мышления вызывается травмой головы, нарушением мозгового кровообращения, опухолями головного мозга, нейродегенеративными патологиями, эпилепсией, ДЦП, синдром дефицита внимания или гиперактивностью у детей, подростков.
Для людей, которым требуется как нейропсихология, так и логопедия, планируются индивидуальные методы терапии. Нейропсихологическое вмешательство необходимо человеку, кто получил травму мозга, в результате чего нарушилось внимание, память, речь, эмоции, поведение.
Нейропсихологические механизмы развития речи:
- Центральные речедвигательные механизмы, управляющие работой органов, что формируют речь.
- Механизмы создания, а также воспроизведения звуковых форм.
Все эти механизмы взаимосвязаны между собой и представляют собой аспекты психики.
Развитие общения связано с развитием головного мозга. В ее основе лежит слаженная работа множества зон коры мозга, анализаторных систем, нервных волокон.
Процесс нейропсихологического вмешательства
Разработка методов терапии:
- Оценка и диагностика нейропсихологического статуса человека, а также выявления причин расстройства речи.
- Разработка индивидуальных программ терапии.
- Проведение проверки достижения целей.
Для оценки и выявления проблемы, врачи используют разные методы:
- интервью с человеком и членами его семьи;
- изучение медицинских карт;
- наблюдение;
- применение особых тестов.
Затем разрабатываются индивидуальные методы терапии.
Показания к нейрокоррекции
Нейропсихологическая коррекция показана при следующих проблемах:
- Задержка развития речи, все виды алалии, дисфазия;
- Задержка психического, психоречевого развития (ЗПРР), асинхрония развития;
- Поврежденное и дефицитарное развитие (вследствие других заболеваний – ДЦП, нарушений слуха, зрения и т.п.);
- Диспраксия;
- РАС – расстройство аутистического спектра;
- Афазия;
- СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- Дислексия, дисграфия, дискалькулия и иные трудности в обучении;
- Иные нарушения.
Для нейропсихолога важен не столько сам официальный диагноз, сколько структура нарушения в контексте мозговой организации. При одном и том же диагнозе могут быть не сформированы различные факторы в ЦНС, которые привели к нарушению развития, поэтому программы занятий будут индивидуальны.
Перед нейропсихологической коррекцией всегда проводится нейродиагностика, после нее специалист составляет программу для занятий. В некоторых случаях нейропсихолог играет роль координатора, то есть определяет структуру нарушения, дает рекомендации для занятий с логопедом или дефектологом (какие именно упражнения использовать смежному специалисту). В нашем центре это возможно благодаря комплексной работе сотрудников. Нейропсихолог может не проводить занятия сам, а дать методические указания другому специалисту (по желанию клиента).
Противопоказанием к некоторым видам нейрокоррекции будет эпилепсия, поэтому специалист всегда просит перед началом курса принести ЭЭГ давностью не более 6 месяцев.
Организационные вопросы
На первую консультацию с нейропсихологом (при наличии) принести:
- заключение от невролога;
- заключения по результатам аппаратных обследований (вызванные потенциалы, ЭЭГ, допплерография, ФМРТ);
- заключения от смежных специалистов (ортопед, логопед, сурдолог, офтальмолог — в зависимости от вида проблемы);
- Для школьника – тетради с письменными работами.
Занятия длятся по 60 минут. Классический курс занимает примерно три календарных месяца, то есть 20-25 занятий, а также домашние задания. В середине курса у многих детей наступает так называемая «ломка стереотипа», то есть старые (компенсаторные, болезненные) нейронные связи перестают работать, система дезорганизуется. Это нормальный этап, о котором родители должны быть проинформированы и быть к нему готовыми. После этого очень важно продолжить занятия, скоро наступит улучшение и скачок в развитии, то есть в работу мозга включатся вновь образованные нейронные связи, которые будут функционировать на более «взрослом», высокоорганизованном уровне. Родителям очень важно вести дневник наблюдений за ребенком, отмечая все изменения в его поведении и развитии. Это поможет отследить динамику в процессе курса. Все рекомендации и необходимые материалы нейропсихолог даст на консультации вместе с письменным заключением по результатам диагностики.
Теория функциональных блоков мозга
Вся нейрокоррекция строится на теории А.Р. Лурии (советский психолог, невропатолог, основатель нейропсихологии как науки) о трех функциональных блоках головного мозга:
- Энергетический блок. Это ствол и подкорковые структуры, которые отвечают за различные функции в организме:
- необходимый в данный момент тонус мыщц;
- соотношение сна и бодрствования;
- мотивацию к жизнедеятельности;
- регуляцию эмоций и присвоение «оценки» внешним событиям (еда и отдых – хорошо, а агрессия соплеменников, нападение хищника – плохо);
- сексуальное поведение;
- стабилизацию движений (поддержание позы в статике и динамике, плавность и согласованность двигательного акта);
- регуляцию работы внутренних органов и т.д.
- Блок приема, переработки и хранения информации. Сюда относятся все анализаторы (зрение, слух, кинестетика, проприоцепция и т.д.) и их представительства в коре головного мозга, а также внимание и память, без которых невозможна обработка информации.
- Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Это лобные доли. Они созревают позже других, к 20-25 годам. Именно лобные доли обеспечивают волю, осознанное принятие решений, функции планирования, проявление инициативы, конструктивной агрессии. При поражении лобных долей происходит наиболее грубое изменение личности человека.
Согласно теории А.Р.Лурии, любая высшая психическая функция обеспечивается всеми тремя блоками. Благодаря такой классификации специалистам удобно анализировать структуру нарушения и строить коррекционную программу.
Например, при СДВГ «страдает» функция префронтальных отделов лобной коры, а значит, упражнения будут направлены на обучение составлению программы деятельности и саморегуляции.
При дислексии в различных ее вариантах могут быть недостаточными функции обработки зрительной, слуховой информации, ее анализа и синтеза. Значит, специалист включит в программу соответствующие упражнения. Также с этим блоком много работают смежные специалисты – логопеды и дефектологи, хотя они и не анализируют мозговую организацию того или иного нарушения развития.
С энергетическим блоком работают в том случае, если ребенок быстро утомляется или, наоборот, чрезмерно возбудимый, если есть проблемы в поведении, а также если в анамнезе есть пре- и перинатальные поражения, то есть были повреждены структуры, созревающие наиболее рано. При СДВГ также идет работа с этим блоком мозга (т.к. практически любой внешний стимул дает побуждение к действию, нет избирательности).
С данным уровнем мозговой организации нейропсихологи часто работают с помощью сенсомоторной коррекции по методу замещающего онтогенеза. По названию понятно, что та часть истории развития ребенка, когда произошло нарушение развития, «проигрывается» на занятиях заново, чтобы структуры энергетического блока дозрели. Например, специалист дает задания ползать определенным образом, следить глазами за игрушкой и т.д. Все задания происходят в форме игры, и конечно, дополнительно дается и когнитивная нагрузка. Таким образом, нормализуется работа подкорковых структур.
Кто ведет прием?
Прием ведет директор центра, нейропсихолог Александрова Ольга Александровна. Она также является клиническим (медицинским) психологом и лицензированным специалистом по методике Tomatis®.
Александрова О.А. проходила обучение в институте им. В.М. Бехтерева, регулярно посещает новые курсы и семинары в целях повышения квалификации.
Если вас интересует нейрокоррекция, запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону или заполните форму заявки на нашем сайте.
Направленность занятий по нейрокоррекции
По своей направленности может быть:
- абилитационная нейрокоррекция – когда речь идет о ребенке, у которого происходит созревание той или иной зоны головного мозга. Например, задняя ассоциативная зона коры созревает до 11 лет. И наиболее быстрой и эффективной для этой зоны будет нейрокоррекция именно в период до 11 лет (она необходима, если созревание идет с недостаточностью относительно возрастной нормы). По достижении указанного возраста чувствительный к воздействиям период развития заканчивается, нейроны в данной части мозга образуют связи не так активно. Поэтому занятия по нейропсихологической коррекции несформированности данной области головного мозга после 11 лет будут менее эффективны, и их цель будет в компенсации имеющегося дефицита не с помощью непосредственного влияния на данную зону, а «обходным» путем, через «управляющий центр мозга», то есть лобные доли. Этот путь будет более энергозатратным, коррекция будет более длительной. Такие периоды наибольшей чувствительности к воздействиям есть у каждой зоны мозга, и они разные по времени, так как мозг развивается неравномерно. Нейропсихолог учитывает время созревания каждой зоны мозга при составлении программы занятий.
- компенсаторная нейрокоррекция. Такие мероприятия проводятся для взрослых, у которых появился дефицит какой-то психической функции вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, операции на головном мозге, а также для детей, если необходимые зоны уже по возрасту должны были сформироваться, но созрели недостаточно относительно возрастной нормы. В данном случае цель занятий – образовать новые нейронные связи для перестройки старой функциональной системы. Например, если нарушено зрительное восприятие букв и цифр у взрослого человека после инсульта (буквенная агнозия), то нейропсихолог будет «подключать» другой анализатор: рисовать буквы и цифры на спине пациента, рисовать их его пальцами на песке. Такие тренировки с использованием других анализаторов должны быть многократными. Таким образом, нейронные связи перестроятся, получая новую информацию, и покроют имеющийся дефицит. Мозг, «увидев» буквы и цифры через глаза, будет опознавать их не непосредственно по зрительным очертаниям, а по припоминанию кинестетического образа.
Конечно, такое разделение занятий условно.
Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей
Есть определенные методы и процедуры, направленные на коррекцию речи, а также понижение негативного влияния патологии на жизнь человека, что возникла в результате повреждения мозга.
Врач использует следующие нейропсихологические техники:
- Дискурсивный метод.
- Карандашные, бумажные задания.
- Компьютерные программы.
Нейропсихологическое лечение направлено на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым с различными неврологическими, медицинскими и психологическими состояниями улучшить их повседневное функционирование.
Предоставляемое лечение должно учитывать, как причины, побудившие пациента обратиться за нейропсихологическими услугами, так и возникшие вторичные проблемы. Для детей лечение требует работы с ребенком, чтобы научиться справляться с эмоциями, контролировать поведение, справляться со стрессом. Однако большое внимание уделяется тому, чтобы помочь родителям лучше направлять своих детей, позволяя им изменять неэффективные модели поведения и взаимодействия. Обучение социальным навыкам – важный компонент для детей и взрослых, так как это вмешательство поможет сделать ребенка более эффективным в отношениях с людьми и авторитетными лицами (например, родителями и учителями).
Гиперкинезы (тики) у детей
Тики – это внезапно возникающие, непроизвольные, насильственные, стереотипные, повторные, неритмичные, кратковременные движения одной мышцы, группы мышц или частей тела. Тики также могут проявляться в виде звуковых аномалий, выражающихся в виде выкрикиваний звука, слога или слова.
Тики проявляются в детском возрасте, в основном от пяти до десяти лет, чаще встречаются у мальчиков, но и у девочек также бывают (хотя значительно реже). В большинстве случаев они поддаются коррекции и исчезают к пятнадцати годам. Тики не всегда являются полностью непроизвольными и неосознанными, иногда их можно затормозить или ослабить волевым усилием.
Разновидностей тиков очень много – от самых простых до очень сложных. Они могут совсем не беспокоить ребенка, он может даже не замечать своих непроизвольных движений, свободно общаться со сверстниками (это могут быть единичные моргания или другие простые моторные тики). Но также тики могут иметь и ярко выраженную форму – ребенку с такими тиками очень сложно находиться среди людей, и они заметно затрудняют его жизнь. Он не может без помех выразить мысли, совершать какие-то действия.
Лечение тиков – очень непростая задача, в основе решения которой прежде всего лежит правильно выявленная причина. При тиках часто отмечается волнообразность течения заболевания – периоды обострений и ремиссий. В периоды обострений тиков особенно важно наблюдение ребенка неврологом.
В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» вы пройдете полное обследование под наблюдением опытного врача-невролога. По результатам обследования доктор определит причину тиков, в зависимости от этого назначит медикаментозную терапию, а также в случае необходимости примет решение о введении дополнительных (немедикаментозных) методов коррекции и будет контролировать ход лечения.
Задача квалифицированного невролога – соблюсти баланс между тем, насколько тики влияют на качество жизни, и тем побочным вредом, который может нанести терапия. И принять решение в пользу пациента
Кривцова Юлианна Павловна, Врач-невролог врач первой категории
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Врач-невролог
При тиках обязательно проводится подробное неврологическое обследование, включающее осмотр невролога, ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, иногда – МРТ головного мозга. Объем необходимого обследования определяется неврологом. В результате обследования невролог определяет причину заболевания и назначает лечение.
ЭЭГ
Электроэнцефалограмма проводится с целью проведения дифференциального диагноза с эпилептическими состояниями, а также для оценки уровня биоэлектрической активности головного мозга. Лабораторное обследование
При подозрении на инфекционную причину возникновения тиков может быть назначен биохимический анализ крови на маркеры воспалений (острофазные белки). Врач-иммунолог
По этой же причине также может понадобиться консультация иммунолога и дополнительное иммунологическое обследование. Нейропсихолог
Нейропсихолог проводит оценку состояния высших психических функций ребенка (памяти, мышления, двигательной сферы, восприятия и др.), а также оценку эмоционально-волевой сферы.
В ходе нейропсихологической диагностики у детей, страдающих тиками, чаще всего отмечаются нарушения внимания, зрительного и слухового восприятия, речи, моторики. Например, при исследовании сохранности моторных функций ребенка отмечается недостаточная плавность движений, замедленность движений, нарушение правильной последовательности двигательной программы. Также у таких детей часто отмечаются трудности самоорганизации, импульсивность, трудности программирования, регуляции и контроля собственного поведения.
ЛЕЧЕНИЕ
После установления причины врачом-неврологом назначается необходимая терапия. В некоторых случаях к седативной терапии дополнительно назначается противовоспалительная и иммуномодулирующая терапия (в случае, если причиной тиков является инфекционный возбудитель).
Стандартных схем лечения тиков не существует. Подбор терапии – это всегда индивидуальный процесс. Спектр используемых седативных препаратов варьирует от самых «слабых», преимущественно растительного происхождения, до «серьезных» препаратов из группы нейролептиков. Врач-невролог всегда взвешивает эффективность применяемой терапии и возможный побочный вред и применяет стратегию лечения «от слабых препаратов к сильным». Именно поэтому всегда в обязательном порядке процесс лечения тиков требует промежуточных наблюдений невролога, врач должен отслеживать результаты своей терапии. В зависимости от динамики и от тяжести тиков интервал обращения к неврологу может составлять и несколько дней, и несколько недель, и несколько месяцев. Принимать препараты иногда приходится долго, несколько месяцев, а порой — и лет. Все зависит от тяжести течения заболевания.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ) ЛЕЧЕНИЕ
Часто невролог может назначить дополнительные (немедикаментозные) методы лечения: массаж шейно-воротниковой зоны, электросон, остеопатическое лечение.
При необходимости невролог также может назначить курс занятий с детским нейропсихологом и детским психоневрологом, помощь которых особенно эффективна в случае, если тики были спровоцированы стрессовой ситуацией.
В качестве эффективного нового метода лечения применяется метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это уникальная современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. На сегодняшний день как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе существует достаточно большое количество исследований по лечению тиков с помощью ТМС. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга. В случае лечения тиков используется «тормозящий» чрезмерную активность нейронов режим воздействия.
Опыт применения методики ТМС нашим Центром имеет достаточное количество примеров лечения тиков с положительным результатом.
Обострение тиков
Как правило, дебют и обострение тиков приходятся на два возрастных периода гормональной перестройки и активного роста детского организма – 6-7 лет (начальная школа) и пубертатный (подростковый) период, который в последние годы имеет тенденции к более раннему проявлению в 10-11 лет.
Обострения тиков часто случаются на фоне перенесенных инфекций, а также стрессов, испуга, психотравмирующей ситуации.
Виды тиков
По характеру клинических проявлений тики разделяют на двигательные (моторные) и звуковые (вокальные).
Наиболее часто встречающиеся моторные тики – это моргания, движения носом, различные гримасы, наклоны головы, наклоны и повороты туловища, подпрыгивания. Вокальные тики проявляются как отдельными звуками (это может быть даже кашель или лай), так и выкрикиванием целых слов.
По степени выраженности тиков выделяют простые тики (единичные), множественные распространенные (когда отмечается несколько видов тиков) и генерализованные (когда представлены и моторные и вокальные тики, вовлекаются практически все группы лицевой и туловищной мускулатуры).
Причины
Причины возникновения тиков могут быть различными. К основным причинам относят:
Наследственная причина – в семье отмечаются тики у родственников, у родителей. Степень выраженности наследственных тиков может быть различной – от единичных морганий до тяжелой формы тиков, проявляющихся множественными двигательными и звуковыми феноменами, вплоть до копролалии (это тяжелая форма тиков называется болезнью Жиля де ля Туретта, по фамилии врача, описавшего это наследственное заболевание).
Причиной тиков может быть стресс, испуг, психотравмирующая ситуация. Как правило, у таких детей отмечается повышенная тревожность, нарушения сна, эмоциональная неустойчивость, расстройства невротического круга.
У детей тики часто возникают после перенесенной инфекции. Часто бывает, что ребенок вроде бы уже выздоровел от простуды, анализы нормализовались, а кашель у него сохраняется. Его долго и безуспешно лечат педиатры, а в конце концов выясняется, что кашель – это вокальный тик. Этот пример, в частности, убедительно демонстрирует необходимость проведения тщательного обследования для постановки правильного диагноза. Двигательные тики также часто являются следствием перенесенной инфекции. Существует отдельная группа тиков, возникших после перенесенной стрептококковой инфекции. Они являются симптомами сложного аутоиммунного синдрома, причиной которого является стрептококк.
В основе механизма развития тиков лежит нарушение обмена определенных веществ (нейромедиаторов), участвующих в передаче нервных импульсов. Поражаются подкорковые образования головного мозга – это тот отдел головного мозга, который в норме контролируется корой. При тиках он начинает функционировать самостоятельно, поэтому и возникают непроизвольные движения.