Использование игр и игровых упражнений при автоматизации труднопроизносимых звуков
Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься.
В своей работе я использую схемы-напоминалочки для каждого поставленного звука:
1. Положение языка
Положение языка при звуках С- С’, З — З’, Ц
Положение языка при звуках Ш-Ж, Щ, Ч, Л-Л’, Р-Р’
2. Схема для правильного произношения всех звуков.
А | Я | ротик открываю Я |
О | Ё | губы колесо |
У | Ю | губы в трубочку тяну |
Ы | И | ротик до ушей, хоть завязочки пришей |
Э | Е | ротик до ушей, хоть завязочки пришей + челюсть уходит вниз |
В своей практике я применяю следующие варианты упражнений: «Забей мяч в ворота». Используется при автоматизации звуков С- С’, З — З’, Ш, Ж, Р, Р’
Задание на простое воспроизведение звука. Скороговорки. Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы.
«Запомни – повтори»: Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора
Повтори словосочетания: Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.
«Один – много» Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы
Заучи скороговорку: Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.
«Исправь Незнайку». Логопед предлагает искаженное произношение слов, предложений. С помощью перекидывания мяча, логопат исправляет логопеда. Например: Я утюсь плавильно плоизносить звуки. И т.д.
«Доскажи словечко»
Задания, требующие мыслительно- речевой активности
Назови слова, где спрятался данный звук в начале, в конце, в середине слова.
Раздели слова на слоги, к каждому слову подбери схему
Найди лишний предмет
Д/игра «Я знаю 5 предметов» Автоматизация звуков Р-Л
Я знаю 5 одушевленных предметов со звуком Р (Радист, тракторист, Рома,тигр, львенок) Я знаю 5 неодушевленных предметов со звуком Р (ракета, радио, роза, корона, лак)
Дифференциация ТР,ДР,КР,ПР, Р-Л
Повтори за мной
Составь рассказ, используя названия геометрических фигур.
Мы с Андреем решили построить из геометрических фигур картину. Нам понадобились следующие фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, круг. Стоило немало потрудиться. На помощь позвали брата Андрея, Петра, сестру Александру и соседа из третьей квартиры. Ох и кропотливая была работа, но мы справились!!!!!! Потрудились на славу!
Не всем детям требуется отработка звука в текстах – если ребенок без напряжения, свободно использует новый звук, можно сразу перейти к «свободному говорению». Другим же детям необходима автоматизация в рассказах. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Итак, как работать с рассказами? Необходимо обратить внимание на то, что материал подбирается от простейшего варианта к сложному варианту. При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без удлинения его, без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.
Упражнение «Доскажи словечко».
Упражнение «Подружи слова».Смотри, злая Кикимора перепутала слова в предложениях! Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнеси предложения правильно. Образец: Рома, топор, дрова, рубить. — Рома рубит дрова топором.
На, яхта, парус, красивый. Рома, топор, дрова, рубить.
Папа, подарить, розы, мама. Рынок, на, продавать, фрукты. Мама, шары, подарить, Родион. Рая, корзина, боровики, собирать, в. Дом, подъемный, строить, кран, новый.
Упражнение «Исправь предложение».Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.
В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака.
Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения. В помидорах и огурцах растут огороды.
Упражнение «Слова подскажут цифры». Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови ее.
В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в Там она увидела разных животных: Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у Полосатая очень похожа на лошадку. А детеныши огромного хищного играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в
Представлены рассказы разных типов:
1. Рассказы с картинками – переход от слов и словосочетаний к пересказу текстов. Они коротенькие, и звук чаще всего встречается только в одном слове, которое ребенок должен вставить в нужном месте предложения после предъявления картинки.
2. Рассказы-задачи. В этом случае тоже первоначальная работа ведется с одним-двумя словами. Взрослый читает задачу, ребенок заинтересован в том, чтобы посчитать и дать ответ – сначала одним словом, затем полным предложением. В случае успеха ребенок с радостью перескажет эту задачку другому человеку. Проследите за правильностью произношения звука в пересказе.
Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков». Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?
3. Рассказы с вопросами – самая замечательная часть работы. Дело в том, что неподготовленный ребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки, он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе пересказывания и используются вопросы. Наши действия: читаем весь рассказ, читаем первое предложение и задаем вопросы, которые расположены ниже, дочитав до конца, предлагаем ребенку пересказать весь рассказ. Как обычно – не забываем про произношение. (Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
У Юры и Иры новая игра. Это радио. У кого…? Что…? — Я буду диктором, — говорит Юра. Кто…? Что говорит…? — Это микрофон. Гово¬рит город Ковров. Пе¬редаю микрофон дру-гому диктору. — Сегодня в нашем городе праздник, — говорит Ира, Кто…? Что говорит…? — Там будут разные игры и аттракционы. Что будет…?
4. Обычные рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Здесь также, возможно, понадобится задавать вопросы.
Мальчик наоборот. У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют — Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юрарисует, ребята строят дом — Юра прыгает. — Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая. Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:
5. Составление рассказа по заданной теме. Предлагаем ребенку тему для обсуждения и слова с отрабатываемым звуком, которые ребенок может использовать в своем рассказе.
Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье? Расскажите о том, как бы вы готовили и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.
В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.
6. Прочитать текст, пересказать.
ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ
Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано. Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки. Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».
Материал для автоматизации звуков Р,Рь
Используемая литература: 1. Архипова Е.Ф. Постановка звуков при дислалии. 2. Саморокова О.П. Кругликова Т.Н. Различаем сонорные звуки 3. Епифанова О.В. Согласные и гласные – похожие, но разные. В., 2006. 4. Епифанова О.В Автоматизация звука «Л». В.,2006. 5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков.Спб.,2006 6. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М., 2013. 7. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Дону., 2000. 8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001. 9. Светлова И.Е. Домашний логопед. М.,2002. 10. Резниченко Т.С. Говорим правильно. М., 2002. 11. Логопедическая тетрадь на звуки Р,Рь.
Гольдер Алина Васильевна учитель-логопед МБОУ СОШ № 6 г Ноябрьск, ЯНАО
«Какой предмет пропустили?»
Цель: Автоматизация звука Л в словах. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, в употреблении родительного падежа единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Развивать внимание, память, мышление.
Описание: Назови предмет и цвет в первом ряду (белый голубь, белое полотенце, белые ландыши). Назови ещё раз и запомни. Назови предметы во втором ряду (белое полотенце, белые ландыши). Какого предмета нет? (нет белого голубя) Назови предметы в третьем ряду (белый голубь, белые ландыши). Какого предмета нет? (нет белого полотенца) Назови предметы в четвёртом ряду (белый голубь, белое полотенце). Какого предмета нет? (нет белых ландышей)
Вакансии от проверенных работодателей в удобном районе.
Игра «4-ый лишний»
Цель: Автоматизировать звук Л в словах. Формировать умение классифицировать предметы, использовать в речи слова – обобщения. Развивать память, мышление. Описание: Назвать предметы, чётко проговаривая звук Л в словах (яблоко, свёкла, лук, баклажан). Определить, какой предмет лишний. Объяснить, почему. (Лишнее яблоко, потому что свёкла, лук и баклажан – это овощи, а яблоко – это фрукт)
Назвать предметы, чётко проговаривая звук Л в словах (бокал, ложка, стол, тарелка). Определить, какой предмет лишний. Объяснить, почему. (Лишний стол, потому что бокал, ложка, тарелка – это посуда, а стол – это мебель)
Назвать предметы, чётко проговаривая звук Л в словах (юла, клоун, кукла, лошадь). Определить, какой предмет лишний. Объяснить, почему. (Лишняя лошадь, потому что юла, клоун, кукла – это игрушки, а лошадь – это животное)
Назвать предметы, чётко проговаривая звук Л в словах (дятел, лось, белка, лошадь). Определить, какой предмет лишний. Объяснить, почему. (Лишний дятел, потому что лось, белка, лошадь – это животные, а дятел – это птица)