Психологическая и нейропсихологическая помощь
Сенсорная интеграция — метод работы с ребенком, в ходе которого центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, равновесие (вестибулярный аппарат), восприятие собственного тела и превращает ощущения в восприятие, т.е. организовывает их для совершения движений, нормального поведения и обучения.
Вмешательство, основанное на сенсорной стимуляции и интеграции – коррекционная работа, построенная на игре в специальной развивающей (терапевтической) среде. Эта среда обеспечивает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами.
Специалист внимательно наблюдает за ребёнком и предоставляет ему широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы.
В ходе этой работы постепенно меняется реакция мозга, и центральная нервная система ребёнка начинает лучше оценивать получаемую информацию и лучше использовать ее в повседневной жизни.
В результате улучшаются моторные (двигательные) реакции, связанные с координацией движений, дыханием, речью, поведением, обучением и другими. А это в свою очередь ведет за собой изменения, результатом которых является улучшение мышления и социального функционирования, адаптированность к среде.
Сенсорная интеграция является коррекционной и развивающей одновременно, она направлена на улучшение мышления и социального функционирования.
Программа «Сенсорная интеграция» разработана на основе методики Э.Джин Айерс об организации ощущений для практической деятельности.
В основе методики лежит понимание неврологических процессов, организующих ощущения человека, поступающие как изнутри его тела, так и снаружи, из окружающей среды. Опираясь на понимание этих процессов и интеграцию их деятельности, была и разработана методика Э.Джин Айерс, на которой основывается программа.
Программа предполагает коррекцию нарушений сенсорной интеграции:
- двигательная неуклюжесть
- быстрая утомляемость
- отказ от социальных контактов
- задержка развития речи,
- двигательного развития,
- трудности в обучении,
- слабая организация поведения,
- гиперактивность,
- синдром дефицита внимания или чрезмерное спокойствие,
- отсутствие какой-либо мотивации или активности
Методика включает следующие упражнения и занятия:
- Комплекс игровых мероприятий, нацеленных на уравновешенность в поведении и усидчивость при обучении в школе.
- Двигательные упражнения для улучшения координации движений.
- Интеграция вестибулярной системы, в том числе сниженная или повышенная активность вестибулярной системы.
- Работа над удержанием равновесия, устойчивости при перемещении, координацией движений.
- Устранение внутренних причин укачивания при перемещении.
- Интегрирование движений, планирование и правильная реакция. Взаимодействие с окружающей средой.
- Работа с видами нарушений деятельности.
- Работа над контролем за движением.
- Работа над реакциями, связанными с положением и сохранением тела в пространстве, определенной позы.
- Работа с нарушением специфических двигательных навыков.
- Работа с нарушением двигательного планирования.
- Развитие устойчивых паттернов планирования двигательных навыков. Навыки и привычки.
- Нормализация восприятия и обработки ощущений центральной нервной системой ребенка, получаемых от рецепторов кожи (сниженная чувствительность или, наоборот, тактильная гиперчувствительность).
- Расстройства аутического спектра.
- Работа с регистрацией сенсорных сигналов (импульсов) при нарушении их обработки центральной нервной системой. Апраксия.
- Модуляция сенсорных импульсов. Работа над регуляцией избыточной активности.
- Развитие двигательного планирования.
Что такое чувственная интеграция?
Это процесс в центральной нервной системе, который вызывает у человека различные ощущения: тактильные, звуковые, визуальные и многие другие. Благодаря этому человек ощущает себя в окружающей среде и может эффективно в ней функционировать. Иными словами, этот вид интеграции представляет собой способность человеческого мозга получать стимулы от органов чувств и успешно их анализировать.
В центральной нервной системе человека ежесекундно протекают множественные процессы, связанные с органами чувств. Их нужно обрабатывать и реагировать тем или иным образом. Но возможность быстро и правильно это делать есть далеко не у всех. Как правило, трудности испытывают маленькие дети. Прежде всего это касается недоношенных детей, а также тех, кто первые годы жизни провел в детском доме или имеет нарушения в развитии.
Метод сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции был разработан детским неврологом и эрготерапевтом Дж. Айрес в 70-е годы ХХ века в США. В настоящее время метод продолжает развиваться и успешно применяется по всему миру для профилактики и терапии нарушений развития.
Метод основан на представлении о целостной работе нервной системы человека. Один из центральных процессов, который происходит в нервной системе – это прием, обработка и интеграция информации, которая поступает от всех органов чувств. Кроме известных всем пяти органов чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — существуют еще два. Эти два канала ощущений играют решающую роль в развитии ребенка. Это вестибулярная чувствительность (ощущение равновесия) и проприоцепция (ощущения от мышц и суставов). Вместе с тактильным восприятием (осязание) они создают целостное представление о собственном теле. На основании этого представления человек способен управлять своим поведением адекватно ситуации.
Задержка или нарушение обработки информации от собственного тела приводит к искажению психомоторного и речевого развития. Это становится причиной трудностей в поведении и обучении ребенка: ребенок может быть неловким, недостаточно хорошо владеть собственным телом, иметь задержку в формировании мелкой моторики, речи, избегать одних ощущений и навязчиво воспроизводить другие, быть чрезмерно утомляемым и эмоционально возбудимым.
Благодаря специальным диагностическим пробам нейропсихолог или специалист по сенсорной интеграции может определить, есть ли нарушения обработки информации у ребенка и составить конкретный, индивидуальный план развивающих или коррекционных занятий.
Метод сенсорной интеграции основан на игровом подходе – для ребенка занятие выглядит, как игра. Занятие проводится в зале со специальным оборудованием для развития всех видов чувствительности и двигательной координации. В зале находятся различные качели, балансиры, подвесы, специальные мячи, спортивное и терапевтическое оборудование. Специалист подбирает те виды активности, которые могут заинтересовать ребенка и одновременно дадут максимальный развивающий и терапевтический эффект. Также специалист дает рекомендации родителям, как оборудовать домашнюю среду и как заниматься дома, чтобы закрепить результаты занятий.
Занятия по методу сенсорной интеграции решают следующие задачи:
- помощь в регуляции состояния ребенка (активизация, если у ребенка сниженный общий тонус, либо снижение возбудимости, если ребенок склонен к чрезмерному общему возбуждению);
- стимуляция речевого развития (благодаря активизирующему влиянию вестибулярной системы на речевые зоны);
- развитие крупной и мелкой моторики, координации, баланса;
- работа с некоторыми страхами: «пространственными» (например, страх высоты) и связанными с телом (например, страх мыть голову и т.д.);
- усиление произвольной регуляции деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное).
Занятия могут проводиться в течение 30 или 50 минут, индивидуально или в мини-группе. Рекомендованный курс – 15 занятий.
Сенсорная интеграция — современная методика развития ребёнка
Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).
Сенсорная интеграция: что за методика?
Многие родители, услышав про СИ, задаются вопросом: «Сенсорная интеграция – что это такое?» Отвечаем и подробно рассказываем.
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» — ощущение, «integratio» — восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.
Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё) быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.
Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках своей диссертации по педагогической психологии. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодня этот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс».
Кто проводит такие занятия?
Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.
Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Со стороны слуховой функции:
боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы:
светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции:
воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата:
неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем:
чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.
Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит
Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды, «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. В залах для занятий сенсорной интеграцией создаются все условия для максимального погружения ребенка в увлекательную игровую среду. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.
Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме
Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин: — Генетическая предрасположенность — Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции — Родовые травмы — Патологии в новорожденном/грудничковом периодах — Средовые факторы (экология) — Нарушения нервно-психического развития — Черепно-мозговые травмы — Детский церебральный паралич (ДЦП) — Расстройства аутистического спектра (РАС) — Врожденный аутизм А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто — при СДВГ. При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.
Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.
Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?
Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.
Что включает в себя «сенсорная комната»?
— Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.). — Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
— «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.
— Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.
— Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).
— Бизиборды, бизикубы, бизидомики.
— Утяжеленные одеяла и подушки.
— Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).
— Развивающие коврики и столы.
— Световое и звуковое оборудование и т.п.
Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.
Мнения специалистов о методике
Сенсорная интеграция для детей признана во всем мире и считается самым эффективным методом развития мозговых функций. С каждым годом СИ набирает всю большую популярность в развитых странах в связи с ярко выраженной положительной динамикой занимающихся по данной методике детей.
Встретить негативные мнения о сенсорной интеграции практически невозможно даже в Интернете – они попросту отсутствуют. Разные специалисты из области психологии, логопедии и дефектологии стараются использовать сенсорно-интегративный подход на своих занятиях.
«Занятия по данному методу эффективны для развития речи ребенка, формирования более зрелой саморегуляции, самоконтроля поведения и для преодоления моторных трудностей», — считает руководитель Центра детской нейропсихологии «Альтера Вита» А.В. Сунцова.
Стоит отметить, что обычно СИ идет в комплексе с основной коррекцией (например, нейрокоррекция, дефектология или логопедия). Самым эффективным возрастом для таких занятий считается дельта от 2-х до 12 лет. Разумеется, чем ребенок младше, тем быстрее родители увидят положительную динамику. Именно поэтому очень важно своевременно реагировать на особенности развития своего ребенка и симптоматику возможных нарушений, чтобы как можно раньше диагностировать проблему и начать занятия, которые всегда дают видимые результаты.
В Москве занятия сенсорной интеграциейвозможны во многих детских центрах, в т.ч. в Центре детской нейропсихологии «Альтера Вита».
www.Logopedy.ru
Авторы: Белова Елена Владимировна — учитель-дефектолог,
Раскаткина Елена Николаевна — учитель-логопед,
Кузнецова Нина Аркадьевна — учитель-дефектолог,
МБДОУ комбинированного вида № 45, город Арзамас, Нижегородская область
Оригинал:
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
«Интересно» — это «детское» определение сенсорной интеграции.
Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес, логопед, психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущения ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств.
Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.
В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.
В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
В данном опыте представлена система работы по обогащению чувственного опыта детей, созданию связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, созданию определённой развивающей предметно-пространственной среды.
В нашем детском саду 5групп компенсирующей направленности. У детей наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и речевого (аллалия, ОНР, системное недоразвитие речи) развития, двигательные нарушения, особенности поведения аутистического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес не стоик, часто отсутствует мотивация к развитию.
В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств — это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие — это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас.
Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.
Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит — корректировать недостатки слухового восприятия.На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, самому попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д.
Зрительные и слуховые ощущенияразвиваются при подборе «музыки». Дети ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. От шума в коробочке стимулируется слух.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Во время игр с «грязными» материалами развиваются сенсорные ощущения, ребёнок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности, некоторые из них мы охотно используем в своей работе:
· лепка из пластилина;
· рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
· игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (пластмассовым);
· собирание пазлов;
· сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;
· игры с мелкими камушками, сыпучими материалами.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности.
Самомассажкистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции тактильно-двигательных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт ребёнка (фактура материала).
Массаж и самомассаж сопровождается стихотворным текстом или выполняется под музыку.
Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния), вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Они обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов.
Стимулировать обоняние, можно меняя ароматы и делая их все менее резкими.
Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных.
Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, нужно побуждать его угадывать с закрытыми глазами, что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого).
Работа по обогащению чувственного опыта невозможна без создания определённой развивающей предметно-пространственной среды.
Для полноценного сенсомоторного развития, обогащения чувственного опыта детей кабинеты дефектолога, логопеда, психолога, групповые комнаты оснащены различными стимульными материалами, направленными на развитие основных видов восприятия:
• Тактильное восприятие; • Зрительное восприятие; • Слуховое восприятие; • Обонятельное восприятие; • Вкусовое восприятие.
Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Для развития тактильной чувствительности у детей создана и периодически пополняется развивающая предметно-пространственная среда, которая включает соответствующие материалы.
В нашей практике мы используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
«Шариковые» ванны» или как их ещё называют «сухие бассейны» дают положительные эмоции, снимают напряжение, усталость, формируют интерес к деятельности, мотивируют на выполнение задания. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. Малые ванны находятся в кабинетах специалистов, большие в группах компенсирующей направленности.
Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Использование Су – Джок шаров способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажёр, массажный валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.
По возможности в своей работе мы используем естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны)
В кабинете психолога имеется сенсорное пособие «Сухой душ». Данное пособие стимулируют тактильные ощущения, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, способствует снятию эмоционального напряжения.
Двухсторонняя тактильная панель «Ёлочка» — предназначена для стимуляции тактильных ощущений и осязательных навыков. На обе стороны панели закреплены различные тактильные предметы и материалы, развивающие мелкую моторику.
Дидактическое пособие Тактильный ящик предназначен для игр и развития у ребенка логики, воображения, памяти. При помощи изделия, ребенок тренирует мелкую моторику рук и осязательные навыки, учится правильно соотносить размеры предметов, изучать цвета.
Тактильный комплекс «Солнышко» — набор из 11 модулей, на каждый из которых нанесены различные ковровые покрытия. Комплекс предназначен для стимуляции у детей тактильных ощущений стоп, развития равновесия и моторики. Данное пособие находится в группе, специалисты используют отдельные элементы.
Наряду с развивающими пособиями, описанными выше, в своей работе мы используем различные дидактические игры и упражнения, такие как: «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, пазлами, с мыльными пузырями, водой и другие.
Таким образом, через многократное последовательное выполнение практических упражнений на развивающих пособиях и оборудовании достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Создание предметно-пространственной среды для развития зрительного восприятия способствует построению зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
Игровой набор «Дары Фребеля» — это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие.
Магнитный набор «Ориентир»— пособие, предназначенное для коррекционной работы по пространственной ориентировке, способствует развитию умения получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве в практической ориентировке.
Интерактивная панель «Солнышко» — это сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми для детей, разработан под руководством Людмилы Борисовны Баряевой. Многофункциональный игровой материал позволяет развивать зрительное восприятие, сенсомоторные и познавательные возможности детей.
Большой и малый сенсорные дидактические столы — способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторики рук, концентрации внимания и координации движений.
Стол-мозаика – любимая игра в мозаику в новом исполнении. Способствует развитию цветового восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, образное мышление. Находится в групповой комнате, используется в индивидуальной и подгрупповой работе специалистами и воспитателями.
Игровая панель «Лабиринт-колесо» способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, усидчивости, логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук.
Задача ребенка — провести шарик из начальной точки лабиринта в конечную за наименьшее время.
Декоративно-развивающая панель «Времена года» — способствует развитию зрительного восприятия, формируя представления о смене времён года. Изучая сезоны, попросите детей изобразить дерево зимой (сняв все листья), весной (надев цветы), летом (надев цветы и много листьев) и осенью (оставив листья только желтого цвета)
В кабинете психолога Световой стол для рисования кварцевым песком рисование на данном столе способствуют развитию цветового восприятия, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественное восприятие, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.
Световой стол для водной анимации Эбру— уникальная техника по рисованию Эбру красками на воде стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение и мышление. Данное игровое оборудование находится в кабинете психолога.
Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Данное пособие помогает развивать сообразительность, зрительное и тактильное восприятие игровым методом. Находится в группе. Используется специалистами и воспитателями для индивидуальной работы.
Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, в своей работе мы используем наглядный материал и компьютерные игры, презентации по лексическим темам, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, форы, величины предметов, их пространственного расположения, активизации познавательной и речевой активности.
Игры: «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет?», «Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы», «Найди Машу», «Разрезные фигуры», «Разрезные картинки», «Волшебный мешочек», «Матрешка, «Какой детали не хватает?», «Что пропало?» и другие.
Для стимуляции развития слухового восприятия в кабинетах специалистов, в группах имеются различные дидактические игры, игровые развивающие пособия.
Музыкальный игровой стол — уникальный и многофункциональный стол предназначен и для игровой терапии, и для развития мелкой моторики, и для звуковой стимуляции. С его помощью можно изучать цвета, фигуры и счет. Находится в группе компенсирующей направленности.
Помимо этого для развития слухового восприятия мы используем музыкальный центр с набором дисков с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями;
• музыкальные инструменты;
• звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
Организуем различные дидактические игры и игровые упражнения, например: «Что гудит?», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто за дверью», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие.
Для полноты формирования представлений и образов следует использовать обонятельные и вкусовые анализаторы. Развитие обоняния, познание чувства вкуса одна из сложных задач. Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов мы используем:
· флакончики с запахами;
• пакетики со специями;
• мешочки с ароматными травами;
• натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы);
• ароматические масла
Игры: «Фрукт или овощ?», «Помоги зайчику», «Что сегодня на обед?», «Угадай по запаху», «Поможем обезьянке»
В кабинетах оформлены сенсорные коробки с различными материалами, игры в которых способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений:
• Сенсорные коробки используются дефектологом, логопедом, психологом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Разнообразный наполнитель, инструменты, различные виды игр помогают активизировать различные виды восприятия, стимулируют речевую активность.
• Дети с большим интересом достают из коробки что-то, погружают в неё руки, различные предметы, перекладывают, пересыпают, организуют сюжетные игры и т.п.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
— педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
— многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
— каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
3. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.
Social commentary Cackle