Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР III уровня


Дети знакомились со «Сказкой о веселых звуках».

«Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,Э,О,У,И,Ы. А всех вместе звали «гласные звуки». У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.

  • П, п, п, п, — запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
  • Т, т, т, т, — затукал звук Т. Тукал, тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
  • К, к, к, к, — закряхтел звук К. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
  • Не печальтесь, непевучие звуки! – сказал голосистый звук А, — Мы, гласные звуки, можем вам помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?
  • Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.
  • Вот и хорошо! За это мы будем вас всех вместе называть «согласные звуки», — сказали гласные».

На этом этапе происходило знакомство с двумя фонетическими противопоставлениями:

  • сначала – по твердости – мягкости;
  • затем – по твердости – глухости.

Основным средством контроля, определяющим дифференциацию твердых и мягких звуков, являлся акустический контроль.

Давались карточки с изображением предмета и схемы.

Предлагалось послушать, как звучат, гласные звуки в словах КОТ и КИТ? Одинаково или по-разному?

Затем выяснялось, как звучат первые звуки в этих словах?

Выкладывались схемы слов с использованием цветовых символов.

Д.Б. Эльконин предложил желтый цвет для обозначения твердых согласных, зеленый – мягких. Традиционно в работе со старшими дошкольниками для обозначения твердых согласных используется синий цвет, зеленый – для мягких согласных.

В стране Златоустии твердые согласные ходили в синих костюмчиках – квадратах. У них был строгий, твердый характер: они стучали строго (т-т-т), пыхтели строго (п-п-п), рычали строго (р-р-р). Мягкие согласные любили зеленые костюмчики – квадраты, ведь у них был нежный, мягкий характер. Они стучали нежно (ть-ть-ть), пыхтели нежно (пь-пь-пь) и даже рычали нежно (рь-рь-рь).

Дифференциация глухих и звонких согласных звуков происходила на основе тактильно-вибрационного контроля (т.е. на основе вибрации голосовых складок). Вводилось изображение звоночка. Звонкие согласные носили звоночки, глухие – без звоночков.

В овладении анализом и синтезом слов помогали жители Златоустии. Они дружили, пели свои песенки, сливаясь в одну мелодию. К концу этого этапа у детей в классах звукового анализа было пять разных видов фишек.

Фишки красного цвета использовались для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполнялись цветными фишками.

В дальнейшем при знакомстве с новым звуком дети самостоятельно одевали костюмчик на него, давали характеристику по опорной схеме.

Следующей проводилась работа по трансформации, изменению звуковой оболочки слова через систему гласных или согласных фонем. Изменение звуковой оболочки через систему гласных или согласных фонем проводилось по одной, к примеру,

*лак –мак –рак; *лак – лик –лук.

На этом этапе предлагались такие звуковые сочетания, чтобы ребенок мог оперировать семантикой данного слова.

Усваивая знания о гласных и согласных звуках, твердых и мягких дети учились проводить фонемный анализ слов любой сложности.

Вот некоторые виды работ по развитию сложных форм фонематического анализа:

  • подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками, четырьмя;
  • выбрать картинки, в названии которых определенное количество звуков (игра «Пирамида»);
  • подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте;
  • назвать слова по предложенной схеме;
  • по преобразованию слов, добавляя звук
  • в начале слова: рот – крот, мех – смех;
  • в конце слова: вол – волк, пол – полк;
  • по преобразованию слов, изменяя один звук слова (цепочка слов) сом –сок – суп – сох – сор –сыр – сын –сон;
  • переставляя звуки: липа – пила, палка – лапка.

Развитию языкового анализа и синтеза служили задания типа:

  • из первых звуков в названиях каждых трех картинок составить односложное слово;
  • из первых звуков в названиях каждых из четырех картинок составить слово и т.д.

Деление слов на слоги тоже помогало более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Работа начиналась с простейших упражнений.

В игре « Доскажи слово » логопед произносил первый слог, а ребёнок – второй. Затем дети называли запомнившиеся слова полностью:

ши-на, ти-на, ми-на.

В процессе формирования слогового анализа и синтеза учитывается поэтапность умственных действий. Сначала предлагались упражнения с опорой на внешние, вспомогательные средства: отхлопать слово, отстучать, прошагать. В игре «Прошагай слово» логопед показывал, что при произнесении разных слов можно сделать разное количество шагов (луна, машина, самолет). Детям предлагалось прошагать придуманные ими слова. Научившись правильно произносить слова из двух – трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, использовались игры для освоения более сложного звуко-слогового состава.

В игре «Подбери похожее слово» педагог называл слово из двух слогов, а ребёнок подбиралк нему слово из трёх слогов с таким же окончанием. Если ребёнок затруднялся, он мог выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:

елка-метелка, лейка-наклейка, пушка-хлопушка.

Затем в процессе развития слухового анализа в речевом плане формировалось умение выделять гласный звук в слове. Использовались графические схемы слов.

На последнем этапе применялись следующие игры:

  • « Путаница »

Педагог произносил два слога. Нужно было поменять их местами и назвать получившиеся слово.

Слоги: ка-мас, та-пас, тя-Ка, ка-сум, на-сос и т.д.

  • « Придумай начало слова »

Ведущий говорил окончание слова. Ребёнок добавлял первый слог и называл слово целиком.

Слоги: — шина, — мета, — нета, — мидор, — дочка, — лосы и т.д.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка -грамматики и связанной с ней орфографии».

После окончания этой работы вновь было проведено обследование детей с ОНР III уровня. Полученные данные представлены в приложении 3. обобщенные данные представлены в таблице 3.

Данные контрольного обследования речи детей с ОНР III уровня

Таблица 3

Фонематич.

восприятие

Артикуляц.

моторика

Звукопроизношение Слоговая структура слова
Высокий средний низкий Высокий средний низкий Высокий средний низкий Высокий средний низкий
Начальный этап 4 31 65 21 70 9 0 74 26 9 52 39
Итоговое обследование 39 57 4 100 0 0 31 61 8 17 78 5

Таким образом, стало видно, что работа по развитию фонематического восприятия повлияла на все компоненты речевого развития детей, в том числе на уровень звукового анализа и синтеза.

В ходе контрольного обследования все дети с ОНР III уровня продемонстрировали достаточный уровень слухового восприятия.

При выполнении речевых проб на сформированность элементарного фонематического анализа безошибочно определяли звук в слове и подбирали слова с заданным звуком соответственно 45 % и 30 % детей, остальным потребовалась лишь незначительная вариативная помощь взрослого.

При выполнении заданий на выделение первого и последнего звуков в словах соответственно 80 % и 90 % показали достаточный уровень сформированности этого вида чувствительности, из них 30 % с высоким уровнем.

Процент правильного и самостоятельного определения места звуков в середине слова составил 22%, 61 % — с минимальной помощью.

Проанализировать слово, разложить его на звуки, определить их число, разделить слово на слоги стало доступно большинству детей (92 %).

Более детально это можно отследить на рисунке 3.


Рисунок 3

Сравнительный анализ данных обследования детей с ОНР на констатирующем и контрольном этапе

Как можно видеть, все показатели сенсомоторной стороны речи детей, в том числе и те, которые описывают навыки звукового анализа и синтеза, существенно улучшились. Следовательно, гипотеза о том, что логопедическая работа по формированию фонематического восприятия повысит и уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР III уровня, подтвердилась.

Вывод:

следовательно, именно недостатки фонематического восприятия лежат в основе трудностей формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Для чего нужен

Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,

Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков. И они расположены в определенной последовательности. Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.

Деление на слоги

Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов. Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться. Например, слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”. В этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот. А при произнесении “к” рот не открывается.

Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги. Затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки. Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.

Звук в середине слова

Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”. Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики. И уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.

На что оканчивается слово

Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок). И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце. Раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”. Поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд

Составляем схему

После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию). Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги. Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.

Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета. Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы. Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.

Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать. А буквы он уже знает хорошо. И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка. Смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.

На этом писать заканчиваю, потому что тема очень обширная и раскрыть ее в одной статье невозможно. Надеюсь, будет целый цикл, потому что это основа основ работы логопеда. Так что следите за обновлениями блога, оформляйте подписку. Пишите в комментариях о своем опыте, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.

Позиция в начале слова

Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук. Если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять задание. Придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова. И если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой. Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]