Звук [л] в норме у ребенка появляется в возрасте от 5 лет. Но звук [л’-ль] самостоятельно появляется в норме раньше от 3 лет. Если у ребёнка в 5 лет отсутствуют звуки [л], [л’] обязательно обратитесь к логопеду. Если в речи ребенка звуки [л], [л’] появились в искажённом варианте (может быть даже раньше в 3, 4 года), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.
Как правильно произносится звук [л].
- зубы сближены до расстояния 2-4 мм;
- положение губ нейтральное;
- слабая струя воздуха проходит по бокам языка;
- голосовые складки сомкнуты – производят голос.
- кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов;
- боковые края языка не смыкаются с коренными зубами;
- задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу;
- корневая часть поднята-«седло»;
- спинка языка опущена.
Артикуляционные признаки звука [л].
[л] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость; [л] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду; [л] – звонкий звук. При произнесении звука [л] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется; [л] – смычно-проходной звук по способу образования. Кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя проходит по бокам языка, между языком и щекой; [л] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.
Акустические признаки звука [л].
[л] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени; [л] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.
Нарушения звука [л].
- Звук [л] отсутствует в речи ребёнка — ламбдацизм.
- Звук [л] заменяется — параламбдацизм: — на [а], [у], [ы] и другие гласные; — на [л’] – смягчение; — на [в] – губно-зубной параламбдацизм; — на [н] – язычно-зубной параламбдацизм; — на [г] – задненёбный параламбдацизм; — на [й]- средненёбный параламбдацизм.
- Звук [л] искажается: — носовое произношение (носовой ламбдацизм); — межзубное произношение (межзубный ламбдацизм).
Как правильно произносится звук [л’].
При произнесении звука [л’] положение органов артикуляции сходное, но:
- губы разомкнуты, растягиваются в стороны больше;
- спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционные признаки звука [л’].
[л’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду; [л’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость; [л’] – звонкий звук. При произнесении звука [л’], голосовые связки сомкнуты и дрожат, голос образуется; [л’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка; [л’] – смычно-проходной звук по способу образования. Кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя проходит по бокам языка, между языком и щекой.
Акустические признаки звука [л’].
[л’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу; [л’] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени.
Нарушения звука [л’].
- Звук [л’] отсутствует в речи ребёнка — ламбдацизм.
- Звук [л’] заменяется — параламбдацизм: — на [а], [у], [ы] и другие гласные; — на [в’] – губно-зубной параламбдацизм; — на [н’] – язычно-зубной параламбдацизм; — на [г’] – задненёбный параламбдацизм; — на [й]- средненёбный параламбдацизм.
- Звук [л’] искажается: — носовое произношение (носовой ламбдацизм); — межзубное произношение (межзубный ламбдацизм).
Звуки русского языка
Наша речь состоит из слов, которые объединяются в предложение. Каждое слово можно рассматривать как смысловой компонент предложения, наполненный содержанием, а также как звучащий объект.
Слово можно разделить на слоги, которые состоят из отдельных звуков. С точки зрения фонетики слово складывается из звуков.
Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. Звуки в зависимости от их набора, количества, а также расположения в определенной последовательности помогают отличать одно слово от другого:
- клад — вклад;
- корона — коронка;
- кот — ток.
В зависимости от того, как формируются звуки в речевом аппарате, в русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] полностью состоят из голоса. При их образовании воздух свободно проходит через напряжённые голосовые связки и рот, не встречая никаких препятствий на своем пути. В русском языке гласные звуки музыкальные. Их можно долго тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у.
Гласные звуки образуют фонетический слог в слове, а согласные его образовать не могут. При слогоделении они сочетаются с гласными звуками парами или целыми группами:
- воротник — во-ро-тник;
- красота — кра-со-та.
Нарушения произношения
Дефекты
у
детей тут
связанные с неправильным воспроизведением
твердого
«Л» и мягкого «Ль» принято разделять на 2 большие группы. Представлено в
таблице
:
Название группы | Вид отклонения | Характеристика |
Ламбдацизм | Носовой. | Ребенок выговаривает звук с неправильно поставленным дыханием. Поток воздуха попадет в носовые ходы. («Л» заменяется на «НГ»). |
Двугубный. | Малыш во время произношения непроизвольно делает губами трубочку. Получается замена «Л» на «У» (лак на Уак; лето на Уето и т.д.) | |
Межзубный. | Кончик языка оказывается в межзубном пространстве. | |
Отсутствие буквы в разговоре. | Ребенок полностью исключает букву из лексикона (лампа меняется на Ампа). | |
Параламбдацизм (изменения фонемы на другие звуки) | Замена «Л» на «В». Лапка – Вапка; Луна – Вуна. | |
Замена «Л» на «Г». Стул – Стуг; Луг – Гуг. | ||
Замена «Л» на «Д». Леска – Деска; Лис – Дис. | ||
Замена твердого «Л» на мягкий. Дала – Даля. | ||
Замена «Л» на «ЙА», «Ё», «ЙУ». Лапка – Йапка; Ложка – Ёжка; Любовь – Йубовь. |
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Любой из перечисленных видов отклонений устраняется с помощью логопедических упражнений и приемов.
Процесс работы над звуком [Л]
При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.
Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.
Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.
Подготовительные упражнения для звука [Л]
Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.
Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:
- Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
- Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
- Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
- Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
- Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.
Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.
Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.
Способы постановки звука [Л] у взрослых
Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.
Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:
- От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
- Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
- От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].
Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:
- При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
- При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
- При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
- Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.
Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.
Автоматизация и дифференциация звука [Л]
Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.
Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.
Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.
Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.
Диагностика
Задача определения причин и вида ламбдацизма реализуется в ходе логопедической диагностики. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультации детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, отоларинголога. Для изучения речевого статуса осуществляется:
- Осмотр периферических речевых органов.
Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращает внимание на мышечный тонус. Ребенка просят произвести определенные упражнения, позволяющие судить о подвижности органов речи, точности и переключаемости движений. В рамках такого осмотра устанавливаются возможные причины ламбдацизма, выдвигается диагностическая гипотеза. - Анализ фонематического слуха.
Необходим с целью дифференциации ламбдацизма и параламбдацизма. Для проверки речевого слуха используются логопедические приемы повторения, называния, показа. Различение фонем проверяется в слогах и словах. - Оценка фонетической стороны речи.
На данном этапе производится проверка произношения всех звуков: определяется вид ламбдацизма, выявляются сопутствующие звуковые дефекты. На основании результатов обследования намечается план и последовательность коррекции.
Артикуляционная гимнастика
Согласные звуки
Согласные звуки составляют более многочисленную группу фонетического строя русского языка. Их насчитывается 36. По сравнению с гласными согласные звуки имеют другое качество. Они произносятся приглушенно и образуются с небольшим участием голоса, к которому обязательно присоединяется шум. Шум возникает, если при произношении согласного звука струя воздуха встречает препятствие в виде приподнятого языка, трется об стенки щёк, в результате смыкания и размыкания губ и пр.ОпределениеСогласные звуки — это звуки, в образовании которых участвует шум.
По степени участия голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.
Сонорные звуки — это звуки, в образовании которых минимален шум, а преобладает голос.
Перечислим сонорные звуки:[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
По соотношению голоса и шума шумные согласные также делятся на две группы:
- звонкие согласные;
- глухие согласные.
Звонкие согласные звуки
По сравнению с сонорными у звонких согласных при их образовании шум преобладает над голосом. В русском языке звонкими являются звуки:[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Они составляют пары по признаку твердости- мягкости:
- [б] — [б’]
- [в] — [в’]
- [г] — [г’]
- [д] — [д’]
- [з] — [з’].
Только звонкий согласный [ж] является всегда твёрдым и не имеет пары по мягкости:
- жёрнов [ж о р н о ф]
- жи́ла [ж ы л а].
Глухие согласные звуки
В образовании глухих согласных звуков участвует только шум. В фонетике русского языка различают 16 глухих согласных звуков. Буквы, обозначающие глухие звуки, находятся во второй половине русского алфавита. Перечислим глухие согласные звуки:[к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Большинство звонких и глухих звуков составляют пары, совпадающие по остальным фонетическим признакам. Таких пар согласных, различающихся только по признаку звонкости/глухости, можно указать 11:
- [б] — [п]
- [б’] — [п’]
- [в] — [ф]
- [в’] — [ф’]
- [г] — [к]
- [г’] — [к’]
- [д] — [т]
- [д’] — [т’]
- [ж] — [ш]
- [з] — [с]
- [з’] — [с’].
Только пять шумных глухих согласных [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] не имеют парных звонких согласных.
Парные звонкие
Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. В свою очередь они делятся на парные и непарные. Парными звонкими являются:
- [б] — ботинок [бат’инак], буряк [бур’ак], Буратино [бурат’ина];
- [б’] — любить [л’уб’ит’], бережливый [б’ир’ижл’ивый’], обьявление [аб’й’ивл’эн’ий’э];
- [в] — водитель [вад’ит’ил’], врать [врат’], пиво [п’ива];
- [в’] — венок [в’инок], увидеть [ув’ид’ит’], дежавю [д’ижав’у];
- [г] — гонка [гонка], оглушительный [аглушыт’ил’ный’], согреть [сагр’эт’];
- [г’] — герб [г’эрп], гирлянда [г’ирл’ан’да], герой [г’эрай’];
- [д] — длинный [дл’ин:ый’], подождать [падаждат’], душа [душа];
- [д’] — дюшес [д’ушэс], деревня [д’ир’эвн’а], одинокий [ад’инок’ий’];
- [з] — золото [золата], зверобой [зв’иробай’], пузо [пуза];
- [з’] — земляника [з’имл’ин’ика], оземь [оз’им’], зима [з’има];
- [ж] — кожаный [кожаный’], жёлудь [жолут’], рожон [ражон].
Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им — только с меньшим количеством голоса и большим шумом. Это звуки [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш]. Попробуйте произнести поочередно звук из предыдущего списка и этого перечня и вы тут же поймете о чем идет речь.
Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.
Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.
Способы постановки звуков Л и Ль
От какого звука можно поставить звук Л
определяется индивидуально для каждого ребенка с учетом возможностей и умений. В логопедической практике выделяют такие методы:
- По подражанию. Выполняется сидя перед зеркалом. Малышу показывают правильное расположение речевых органов в отражении и просят повторить. После успешно выполненной задачи предлагают озвучить букву в таком положении.
Замечание: занятие подойдет больше всего для детей с полным отсутствием фонемы в словах, когда не требуется перестраивать устоявшиеся положение органов при воспроизведении.
- Постановка от буквы «Ы». Происходит в игровой форме имитируя пароход. Кроху просят широко улыбнуться. Язычок слегка прикусить и протяжно произнести звук «Ы». Он плавно перейдет в протяжное л-л-л. Такое упражнение можно пробовать выполнять с другими гласными звуками.
- Постановка от буквы «В». Занятие нацелено на торможение нижней губы. Проговаривая букву «В» малышу нужно не шевелить нижней губой. Если не получается взрослый придерживает губку пальцем. Для дошкольников
читают специальные
стихи
или поют
песенки
с обилием в словах буквы «Л» и просят повторять. - Постановка от звука «Ль». Мягкий звук произносится ребенком охотнее. Он не требует напряжения языка и получается быстрее. Чтобы получить твердую фонему малышу предлагают воспроизводить слоги
(Ла, Ло, Лу). При этом просят кончиком языка доставать верхней губы. - Механический способ. Выполняется с помощью специального инструмента или чистых пальцев. Проводить манипуляцию только под контролем логопеда или с его участием. Язычок просят приподнять за верхние резцы. Инструментом поддерживают его на нужном уровне во время произношения фонемы. Метод подходит пациентам с дизартрией.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Выше обозначенные способы можно выполнять по одному или включать в работу сразу несколько. Все секреты
выполнения методик можно узнать на консультации у логопеда.
Упражнения для речевого аппарата
Артикуляционная гимнастика —
важнейшая составляющая успешного преодоления
недостатков
с произношением. Выполнение
заданий
с упором на органы речи являются
подготовительным этапом
перед постановкой фонемы. Основные упражнения для тренировки подвижности губ и языка:
- Гамак. Кончиком языка дотронуться до верхних зубов. Остальную часть органа прогибают к низу, образовывая гамак. В таком положении находятся 10-15 секунд.
-
. Двигают широким языком сначала по верхней, потом по нижней губе. При этом губы должны быть неподвижны.
Вкусное варенье - Индюк. Язычок в ускоренном темпе облизывает губы. В это время ребенок должен постараться произнести бл-бл-бл-бл.
Лошадка.
Крохе предлагают имитировать цоканье копыт животного. Кончиком языка щелкают по небу.- Широкая улыбочка.
Крохе предлагают растянуть губы в улыбке насколько это возможно и замереть в таком положении на несколько секунд. Упражнение повторят 2-3 раза.
Замечание: занятия помогают тренировать артикуляцию,
если трудно поставитьлюбые виды фонемглухие или звонкие, твердые или мягкие и т.д.
Дыхательная гимнастика
Звуки «Л» и «Ль» воспроизводятся на выдохе. Чтобы правильно поставить фонему специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения на вдох-выдох:
- Стой лошадка! Глубоко вдохнуть воздух, а на выдохе произнести бр-бр-бр.
- Шарик.
Крохе предлагают лечь на пол. Ручки кладут на животик. На вдохе «шарик» (животик) надувается, на выдохе сдувается. - Кораблик. В тазик с водой опускают бумажный кораблик. Малышу предлагают струей воздуха перемещать его.
Дыхательная гимнастика проводится 2-3 минуты ежедневно.
Совет: детальный
план работыи более подробныеметодытренировки речевых органов предоставляет логопед. Специалист объяснит,как быстрои эффективно проводить упражнения.