Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии


Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.


Дизартрия речи может быть самостоятельным речевым дефектом, а также может входить в состав более сложных речевых расстройств. Нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом.
Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. Ребёнка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушения речи значительно снижают комплаенс и качество его жизни. А значит и жизнь родителей тоже не улучшается.

Причины дизартрии

Дизартрия у детей в 65-85% случаев сопровождает ДЦП. В менее выраженных формах может появляться при проблемах, возникших в момент внутриутробного, родового периода и даже в период раннего развития ребенка.
Причин возникновения заболевания в процессе беременности и при родах очень много:

  • серьезный токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия;
  • наличие хронических соматических заболеваний у матери;
  • проблемы при родах – асфиксия, травма, рождение раньше срока, патологии при родах;
  • ядерная желтуха новорожденных.

После рождения, даже если в утробе или в процессе родов в нервной системе не возникло никаких патологий, риск развития ДЦП все равно остается. Стимулировать его появление могут нейроинфекции, серьезные отравления, травмы, гнойный отит, гидроцефалия.

У взрослых также может возникнуть нарушение речи, если мозг был поврежден болезнями, травмами, опухолями. Развитие речевого дефекта провоцируют:

  • инсульт;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • миастения;
  • миотония;
  • нейросифилис и т.д.

Степени развития дизартрии

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

2 степень дизартрии (типичная) – когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.

3 степень (тяжелая) – речь существенно нарушана и доступна для понимания только близких

4 степень – сильные нарушения речи – полное непонимание окржающими или абсолютное отсутствие.

Классификация

Классификация производится по трем типам характеристик – по расположению проблемы в нервной системе, по синдрому при ДЦП (при каждом из них проявляется свой тип отклонений) и по тому, насколько тяжело или легко понять речь пациента (последняя — классификация логопедов). Рассмотрим каждую по порядку.

В зависимости от того, где локализуется источник проблемы, можно выделить всего 5 типов:

  1. Бульбарная дизартрия — в продолговатом мозге есть ядра нескольких важных черепных нервов, которые необходимы при формировании речи: подъязычный, языкоглоточный, блуждающий, когда эти нервы поражены, возникают проблемы с речью. Наиболее выраженные признаки – расстройства жевания, глотания, арефлексия, назализация, отсутствие дифференциации звуков между собой.
  2. Псевдобульбарная– требует дифференциации от бульбарной, одним из признаков является насильственный плач или смех. В данном случае поражаются корково-ядерные проводящие пути. Этот тип заболевания характеризуется смазанной невнятной речью, сонорные, свистящие и шипящие звуки произносятся неправильно. Больному сложно управлять кончиком языка.
  3. Мозжечковая – причина в поражении мозжечка/проводящих путей, как видно из названия. Тут наблюдается медленная и невнятная речь, звуки, воспроизводящиеся с использованием губ и передней части языка, получаются плохо, наблюдаются отдельные выкрики.
  4. Корковая – поражения в коре головного мозга. В этом случае наблюдается только артикуляционная апраксия.
  5. Подкорковая – аналогично связана с повреждением подкорковых ядер. Этот тип может сочетаться с первым, вторым и третьим, для него характерны артикуляционные спазмы, нарушения тембра и силы голоса, непроизвольные выкрики.

По ведущему клиническому симптому ДЦП выделяют следующие формы дизартрии:

  • спастико-ригидная,
  • спастико-паретическая,
  • спастико-гиперкинетическая,
  • спастико-атактическая,
  • атактико-гиперкинетическая.

По тяжести дифференцируется 4 степени дизартрии, где первая — стертая дизартрия (ее признаки может определить только логопед), вторая – когда речь понятна, но окружающие замечают дефекты, третья – только близкие, которые часто общаются с пациентом, могут его понять, четвертая (анартрия)– речи нет, либо она совершенно непонятна.

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции. При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость. Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Симптомы

Дизартрия – отклонение, характеризующееся нечеткой, малопонятной, невнятной речью, обусловленной тем, что мышцы мягкого неба, языка, гортани, голосовых связок, дыхательной мускулатуры плохо функционируют. Дефекты при наличии данного заболевания разнообразны, и многие из них перекликаются с другими типами речевых нарушений, например, присутствует слабый, тихий, глухой, назальный голос. Диагностика дизартрии производится по следующим симптомам:

  • мышечная гипотония;
  • мышечная дистония;
  • мышечная спастика;
  • нарушения звукопроизношения – стертая дизартрия характеризуется смазанностью речи, более тяжелые степени – медленной речью, невнятностью, пропусками звуков, искажениями, на 4 степени – отсутствием речи.

Специфические черты, которыми проявляется дизартрия у детей и взрослых – стойкость дефектов, трудность обучения, более длительный период для автоматизации, нарушение и гласных, и согласных, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих. Заболпевание у детей может сопровождаться ОНР и дисграфией.

Симптомы дизартрии

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

Диагностика

Лечение дизартрии начинается с диагностики, в которой могут участвовать неврологи и логопед. На основании осмотра и беседы принимается решение о глубине неврологического исследования и формируется его план. Неврологическое исследование дополняется логопедическим, включающим диагностику устной и письменной речи.

Формы дизартрии выявляются и диагностируются следующими методами:

  • электроэнцефалография;
  • электронейрография;
  • МРТ головного мозга;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед со своей стороны оценивает неречевые и речевые нарушения – строение органов речи, объем возможных движений языка, гортани, губ, состояние мускулатуры, характер дыхания. При тесте устной речи специалист выявляет развитие речи по классическим параметрам – темп, разборчивость, синхронность трех составляющих разговора (голосообразование, артикуляция, дыхание), звукопроизношение и т.д. Тест письменной речи позволяет дифференцировать искомое заболевание от нескольких типов речевых расстройств – дислалии, моторной алалии, моторной афазии.

Прогноз и профилактика

Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.

Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.

Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В «СМ-Доктор» вас встретят грамотные врачи и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений. Записывайтесь на консультацию к профессионалам в удобное время! Мы находим подход к каждому ребенку, даже самому трудному.

Коррекция

Коррекция дизартрии логопедом производится совместно со всеми процедурами и лечением, которое назначает невролог.

Лечение дизартрии в части неврологии состоит из комплекса мер и процедур, который подбирается индивидуально в зависимости от тяжести сопутствующего заболевания. Пациенту могут быть назначены:

  • медикаментозная терапия;
  • сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • иглоукалывание;
  • акупрессура;
  • ЛФК;
  • лечебные ванны;
  • физиотерапия;
  • механотерапия;
  • гирудотерапия.

Помимо стандартных больничных процедур для реабилитации больных хорошо подходят занятия с элементами творчества (пескотерапия, изотерапия), а также сенсорная терапия, пальчиковая гимнастика и дельфинотерапия.

Коррекция заболевания усилиями логопеда производится параллельно и включает логопедический массаж и гимнастику (дыхательная, артикуляционная), ортофонические упражнения, отработку и автоматизацию правильного звукопроизношения. Список процедур и техник, которые будут включены в лечение патологии, зависит от причины появления дефекта и степени его тяжести.

Чтобы записаться на прием, позвоните нам по телефонам на сайте или воспользуйтесь специальной формой. Неврологи и логопеды-дефектологи нашей сети клиник Ниармедик окажут комплексную поддержку как ребенку, так и взрослому. Частота посещения логопеда составляет 2-4 занятия в неделю.

Признаки дизартрии речи


Если ребенок не может совершать в полном объеме необходимые для речи движения.

Как проверить подвижность речевых органов ребенка?

  • уметь открывать и закрывать рот «шлепая» при этом губами,
  • уметь удерживать открытый рот несколько секунд,
  • приоткрыть рот, положив широкий язык на нижние зубы и удерживать его там несколько секунд,
  • высовывать язык изо рта и убирать его обратно,
  • уметь чередовать вытягивание губ в «трубочку» и неширокую улыбку (при выполнении этого движения зубы должны быть сомкнуты, и движение совершаются одними губами),
  • делать упражнение «часики» (попеременно касаться языком уголков рта),
  • уметь поднимать язык на верхнюю и опускать на нижнюю губу несколько раз,
  • «облизнуть» верхнюю губу,
  • «надуть» щеки,
  • сделать щеки «худыми»,
  • нахмурить брови,
  • приподнять брови,
  • подуть на воображаемую свечку.

Что может насторожить родителей?

  • речевые органы ребенка не могут сохранить одно и тоже положение в течение 5-6 сек.,
  • если ребенок пытается удержать язык неподвижным, то язык от напряжения синеет,
  • если вы заметили повышенное слюноотделение,
  • невозможность выполнить простые движения (вытянуть губы в «трубочку» или «высунуть – убрать» язык,
  • асимметрия в работе мышц языка (при высовывании языка изо рта, он отклоняется вправо или влево),
  • синхронные движения речевых органов (выполнение одного движения, сопровождается другим, если ребенок поднимает язык, то у него за языком поднимается и нижняя челюсть, при движении языка вправо-влево нижняя челюсть совершает аналогичные движения),
  • чрезмерная амплитуда движений (выполняя касание верхних зубов, может высунуть язык так, что коснется верхней губы),
  • сложно переключиться с выполнения одного движения на другое,
  • нарушение тонуса мышц (мышцы либо излишне расслаблены, тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт, либо очень напряжены, что затрудняет выполнение нужных движений),
  • подергивание, дрожание отдельных групп мышц,
  • сильная назализация голоса, «гнусавый оттенок».

При таких нарушениях ребенок не может выполнять необходимые для полноценной речи движения, ему нужна помощь логопеда, специализирующегося на коррекции дизартрии и владеющего навыками логопедического массажа.

Помогут ли одни лекарства?

Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.

Определение и общие сведения

Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя. Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей). Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.

Симптомы, которые могут заметить родители

Стертая дизартрия как начальная стадия заболевания проявляется незначительными дефектами произношения. При более серьезных расстройствах отмечаются пропуски звуков, нарушение дыхания, скомканная и непонятная речь, или же полное отсутствие возможности говорить из-за паралича артикуляционных мышц. Восприятие речи на слух бывает затруднено. Артикуляционная дизартрия может протекать при высоком мышечном тонусе, провоцировать дискоординационные расстройства, спазмы. Напротив, особенности дизартрии, протекающей при гипотонии, — это вялость мышц лица, шеи, языка, у пациента приоткрыт рот, происходит слюнотечение.

наше лечение

Как альтернативу стандартному лечению мы предлагаем подход, предполагающий восстановление пораженных участков мозга, отвечающих за работу речедвигательного аппарата, а также создание условий для дальнейшего нормального развития и функционирования этих участков.

Благодаря комплексному подходу мы восстанавливаем пораженные речевые центры головного мозга, а также устраняем их кислородное голодание, нормализуя мозговой кровоток.

Курс лечения состоит из последовательных этапов. На первом этапе важно выявить и устранить травму шейного отдела позвоночника, на втором этапе – восстановить кровоток в речевых центрах мозга, и на третьем – запустить выработку необходимого количества энергии в нервных клетках для правильной работы речевых центров.

После активации нервных центров происходит улучшение речи, поскольку мышц шеи, гортани, языка и губ в полном объёме получают сигналы из головного мозга.

Курс лечения эффективен при любой форме дизартрии и позволяет достичь значительных результатов даже при тяжелой степени заболевания.

Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?

Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.

Дата публикации: 15.03.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.

Что такое ноотропы и зачем они нужны?

При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:

  • препараты йода;
  • витамины группы В;
  • глицин;
  • L-каротин.

Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.

Одни из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.

Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:

  • повышение умственной работоспособности;
  • регулировка обменных процессов;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • нормализация защитного торможения в ЦНС.

В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе.

Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.

Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.

Мы перечисли самые распространенные препараты, которые назначаются при нарушениях речевого и психоречевого развития. Возможно, Ваш лечащий врач назначит ребенку другие лекарства подобного действия.

Уважаемые родители, мы приводим информацию о препаратах исключительно с ознакомительной целью. Пожалуйста, не давайте их ребенку без консультации со специалистом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]