Высказывания великих людей о развитии речи ребенка


Цитаты про культуру речи

Культура речи – понятие, которым в своей работе частенько оперируют лингвисты. И речь, что интересно, идет не только о знании основ устного и письменного языка, но и об умении выражать свои мысли точно и красиво. Соответствующий талант в себе можно развивать самыми разными способами, в том числе и путем регулярного чтения крутых афоризмов. Пригодятся вам, в том числе и цитаты про культуру речи.

Не торопитесь искать их на сторонних ресурсах, ведь именно наш предоставляет вам доступ к уникальной подборке тематических высказываний. Воспользуйтесь шансом узнать, что о языковой культуре думали и говорили известные филологи, философы и не только.

Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. Л.Н. Толстой.

В звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Ларошфуко.

Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости. Аламбер Жан Ле Рон.

Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь. М. Сервантес.

Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М. Сперанский.

Только интонация убеждает. Дельфина Жирарден.

Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив. Преп. Иоанн Лествичник.

Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.

Чем больше я стараюсь быть честным, тем глубже тонут во мраке нужные слова. Х. Мураками.

Самые важные слова в своей жизни мы произносим молча. П. Коэльо.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.

Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. У. Шекспир.

Цитаты О Развитии Речи Дошкольников

Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять. Квинтилиан

Уметь говорить менее важное достоинство, нежели уметь остановиться. Сенека Старший

Добавленное напоследок всегда кажется самым важным. Тит Ливий

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные. Аристотель

Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке. Квинтилиан

Легче найти новую аудиторию, чем написать новую речь. Дэн Кеннеди

Когда пишешь речь, самое трудное — решить, что делать с руками. Фрэнк Хаббард

Если вам удалось заставить публику засмеяться, она начинает слушать, и тогда вы можете говорить почти что угодно. Герберт Гарднер

Охотнее всего он слушал себя перед многочисленной аудиторией. Жюльен де Фалкенаре

Выступая перед публикой, никогда не говорите всего, что знаете. Кто-нибудь в зале может проснуться и попросить вас сказать еще что-нибудь.

Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца… не принесут слушателям никакой пользы. Эсхин

Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент. Демокрит

Ни превосходная речь не может прикрыть дурного поступка, ни хороший поступок не может быть запятнан ругательной речью. Демокрит

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Аристотель

Надежней конь без узды, чем речь без связи. Теофраст (Феофраст)

Дурной человек в речах познается. Менандр

Речь дается многим, но мудрость редким. Катон Марк Порций Цензорий

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Цицерон Марк Туллий

Образное изложение делает предмет речи видимым. Цицерон Марк Туллий

Оживить речь юмором. Цицерон Марк Туллий

Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства. Цицерон Марк Туллий

Перо — лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. Цицерон Марк Туллий

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее. Цицерон Марк Туллий

Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню. Цицерон Марк Туллий

Факты не согласуются с речами. Цицерон Марк Туллий

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Цицерон Марк Туллий

Даже трехчасовая речь начинается со слов: «Я буду говорить кратко». Автор неизвестен

Если хорошую речь повторить три раза – даже у собак появится отвращение. Китайское изречение

Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами! Б. Шоу

Отрава скрыта в речи слишком вкрадчивой. Публилий Сир

В ласковых речах бывает яд. Публилий Сир

Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно. Д. Морли

Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать. Ф. Ларошфуко

Гораздо легче говорить с толпой, чем с отдельным индивидуумом. Ж. Ренар

Если вы не будете говорить то, что вы думаете, вам, пожалуй, придется говорить то, чего вы не думаете. Т. Паркер

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать. Н. Добролюбов

Люди более склонны говорить, чем слушать других, а между тем не умеющий, не желающий слушать – не поумнеет. В. Зубков

Очень мало кто не становится интереснее, когда перестает говорить. М. Лаури

Тот, кто не умеет молчать, редко умеет хорошо говорить. П. Шаррон

Умно говорить – трудно, а умно молчать – еще труднее. К. Боуви

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать. Л. Толстой

В том, что мы говорим, всегда три четверти бессмыслицы. В. Кузен

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало. Ж. Ж. Руссо

Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости. А. Дюма (отец)

Когда нечего сказать, говорят, что думают. Т. Клейман

Когда нечего сказать, много говорят. О. Бальзак

Когда сидишь в собраньях шумных, Язык пылает и горит; Но люди делятся на умных И тех, кто много говорит. И. Губерман

Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет. Екатерина II Великая

Кто много говорит, мало думает. К. Досси

Кто много говорит, тот говорит много глупостей. Я. Корнель Кто много говорит, тот часто терпит неудачу. Лао-цзы

Кто пишет, как говорит, пишет плохо, как бы хорошо он ни говорил. Ж. Бюффон

Люди, которым нечего сказать, никогда не лезут за словом в карман. Г. Шоу

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи. Демокрит

Мы потому так много говорим, что не умеем выражаться. Автор неизвестен

Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много. Ж. Лабрюйер

Чем меньше люди думают, тем больше говорят. Ш. Монтескье

Что кто говорит? Сегодня слишком много говорят. Я чаще слушаю тех, кто ничего не говорит. Е. Строев

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал. Абу-ль-Фарадж

Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения. Марк Твен

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными. Екатерина II

Разговорчивые люди плохи в деле. У. Шекспир

У человека всегда на языке одно, а на уме другое. Публилий Сир

Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

  • контекстная
  • объяснительная.

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети в общении, игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

Увлекательный диалог

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]