Звуко-буквенный анализ слова
В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.
Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».
Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Фоне́тика
— это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.
Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:
- ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
- или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.
Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.
Звуковой анализ слова: что это
Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.
Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.
Гласные звуки
В алфавите русского языка 10 гласных букв:
А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука
Но гласных звуков только 6:
[а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.
Йотированные гласные — это гласные, которые обозначают 2 звука, один из которых Й.
Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.
Но!
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука, только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
Звуковой анализ слова: схема
При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.
С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.
Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
- После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
- Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
- Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
- Непроизносимая согласная не пишется;
- Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
- Звуки [о], [э] только под ударением.
В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.
Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.
Что такое транскрипция в русском языке?
Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.
Например:
корона [карона]
снег [сн’эк]
ель [й’эл’]
вьюга [в’й’уга]
ежи [й’ижы]
ружьё [ружй’о]
серёжка [с’ир’ошка]
сказка [скаска]
Примеры звуко-буквенного разбора
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный;
г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь [-]
Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[и] – гласный, безударный;
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный.
Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[э] – гласный, ударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный;
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Обед [аб’эт] — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о [а] – гласный, безударный;
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо [кал’цо] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о [а] – гласный, безударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный.
Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный.
Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Июнь [ий’ун’] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и [и] – гласный, безударный;
ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[у] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Маяк [май’ак] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о [о] – гласный, ударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, ударный;
т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь [-]
Россия — [рас’ий’а] — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, ударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, безударный.
Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.
Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.
Карточки по русскому языку
В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и внимания. Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.
Смотрите также: «Разбор слова по составу»
С уважением, Ольга Наумова
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Первоклассники по своему психическому развитию готовы к и восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
В период обучения грамоте очень большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Ученики должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, необходимую для успешного освоения грамотного письма.
В начальной школе используется аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приёмами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.
О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил ещё К. Д. Ушинский. Исследования физиологов и психологов позволяют говорить об анализе и синтезе как о связанных, но различных по структуре умственных действиях. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д.Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчёркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.
Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по букварю Д. Б. Эльконина. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа связано с рядом трудностей. В отличие от естественного (интуитивного) деления слова на слоги разделению слова на звуки нужно специально учить. Как правило, ребёнок до обучения грамоте знает о существовании букв, звуки вообще отсутствуют в сознании ребёнка, не существуют для него. Фонемный анализ, то есть умение вычленять звуковую последовательность из слова, становится способом действия, если с самого начала своего формирования он складывается целенаправленно и осознанно: ученик не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия. Правильность вычленения каждого последующего звука слова эффективнее всего контролируется в полном слове. Между звучанием слова и его лексическим значением в языке существует закономерная связь. Всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанной целостности ведёт к искажению «звукового портрета» слова.
Слого-звуковой анализ слов
В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрёл слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введён В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом согласный + гласный
(СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Даётся обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели:
[С] → [А] → → [СА] → — «наложение»артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).
Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В, Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы не уроках обучения грамоте. «Существующая особенность слого-звукового анализа слов, который является непременной составной частью работы на уроках обучения чтению и письму, заключается не только в установлении количества и последовательности звуков, как это обычно бывает, но и в определении характера связи между ними» (В. Г. Горецкий).
Углублённая работа над звуковым составом слова впоследствии приводит учащихся к более чёткому соотнесению звука и буквы, предотвращает их смешение. Авторы метода рекомендуют при чтении слова слоговой синтез, который идёт параллельно со слого-звуковым анализом. Например, чтобы прочитать слово стол,
следует выделять в первую очередь слог-слияние (СГ): [то], затем слог замыкается [л] — [тол], а затем вначале произносится [с] и добавляется уже опознанный [тол] — [стол].
Звуко-буквенный анализ слов
Звуко-буквенный анализ слов долгое время считался в нашей школе основным видом звукового анализа при обучении грамоте. Однако, учёный-методист П.С. Жедек, подчёркивает, что самыми стойкими и труднопреодолимыми ошибками являются ошибки при выполнении заданий на звуко-буквенный анализ слов: «…учащиеся, получив задание на звуковой анализ, фактически анализировали буквенный состав слова, опираясь на его зрительное представление». Причина устойчивости ошибки, по мнению П. С. Жедек, — результат подмены анализа звуковой оболочки слова рассуждениями о звуковых значениях букв. Звуковой анализ, который осуществляется с ориентацией на букву без слушания слова, является причиной возникновения у детей фонетических ошибок. П. С. Жедек считает, что нужно отличать собственно звуковой анализ, которому отводится время в добукварный период, от звуко-буквенного анализа, являющегося ведущим приёмом в основной (букварный ) период обучения грамоте. Более того, собственно звуковой анализ как упражнение для формирования фонематического слуха необходимо проводить на протяжении всего периода обучения в начальной школе, а не только в добукварный период. Работа со звуковой структурой слова является пропедевтикой орфографического навыка, так как формирует орфографическую зоркость ученика.
В чём же отличие звуко-буквенного анализа от собственно звукового?
Проанализируем план звуко-буквенного анализа слов.
1. Сколько в слове яблоко
слогов, какой слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и букв?
3. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой он обозначен на письме?
Видно, что уже в плане звуко-буквенного анализа содержится ориентация на букву, а не на звук: постановка вопросов на втором и третьем шагах плана подталкивает оперировать буквами, а не звуками. Цель собственно звукового разбора — выделение последовательных единиц в звучащем слове. Этот вид разбора не требует обращения к букве.
П. С. Жедек считает, что при переходе на более высокий уровень звукового анализа необходимо расширять круг анализируемых слов. Вначале использовать слова, в которых если и есть фонемы в слабых позициях, то они совпадают с основным видом фонем (с сильной позицией), например: словоформы ноги, воду
. На следующем этапе разбирать слова, в которых есть звуки, не совпадающие по акустическим признакам с сильной позицией, например: словоформы:
нога, вода, ног, вод
.
Таким образом, при переходе на новый этап звукового анализа возникает потребность обсудить написание этих слов, то есть включить этот анализ в звуко-буквенный. Для того чтобы собственно звуковой анализ действительно составлял первоначальную ступень звуко-буквенного, входил в него, необходимо сохранить уже сложившийся порядок собственно звукового разбора слова, дополнив его ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему.
При таком анализе слов ученик объясняет выбор букв не одновременно с выделением звука, а только после того, как звуковой анализ им уже полностью выполнен. Этим звуковой анализ, предложенный П. С. Жедек, отличается от традиционного звуко-буквенного анализа, в котором при анализе звукового состава слова возможна ориентация на букву, что может отрицательно сказываться на выработке умения слышать и правильно характеризовать звуки.
В методическую копилку.
Для проведения звукового анализа используют различные игровые приёмы, создающие мотивацию для артикуляционных действий и развития фонематического слуха.
1. Знакомя учеников с новым согласным звуком, следует придумать образ, который позволит отрабатывать его правильную артикуляцию, например: «Какой звук издаёт тигр, когда сердится? — [р-р-р-р-р]», «Как шумит ветер в листве деревьев?» — [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш]», «Как звенит комарик над ухом? — [з-з-з-з-з-з-з]» и т. д.
2. Знакомя учеников с новой буквой согласного звука, проводим игру «Мягкий — твёрдый»: «Пальчиками одной руки дотронемся до кончиков пальцев другой руки: сверху ноготки твёрдые, а снизу подушечки мягкие. Теперь вместе со мной произносим звуки и дотрагиваемся либо сверху — где ноготки, либо снизу — где подушечки в зависимости от того, какой звук — твёрдый или мягкий — я произнесу». Учитель произносит твёрдый звук и дотрагивается до ноготков, а дети за ним повторяют: [с-с-с-с-с] — и постукивают по ноготкам — «твёрдый», [с’-с’-с’-с’-с’] — по подушечкам — «мягкий». Тактильные ощущения закрепляют понимание твёрдости — мягкости согласных звуков.
3. Знакомя детей с парностью по звонкости — глухости согласных, играем в «голосок»: произносим попеременно то глухие, то звонкие согласные звуки и наблюдаем, что появляется и пропадает, делаем вывод — голос. Глухие можно произносить шёпотом, а звонкие — только громко, без голоса звонкие превращаются в глухие звуки; продолжаем игру: учитель просит положить руку на горло и произнести глухие звуки [с], [с’], [к], [к’], [ш], [ч’], а потом звонкие [з], [з’], [г], [г’], [ж], [л]’, спрашивает, как ведёт себя горло. Дети произносят попеременно за учителем то глухой — «горлышко спит», то звонкий «горлышко просыпается». Делаем вывод: когда глухой звук произносим — «голос не нужен»,когда звонкий — «голосок бежит, а горлышко дрожит». Закрепляем игрой «Мягкий — твёрдый, глухой — звонкий». Учитель произносит звуки, а дети угадывают их «характер», произнося за учителем и помогая руками: [т-т-т-т-т] — ноготочки? Подушечки? — Ноготочки! — твёрдый, рука на горлышке — спит? дрожит? — «спит» — глухой; [с’-с’-с’-с’-с’] — «ноготочки?» «подушечки!» — мягкий, голосок «спит? дрожит?» — «спит» — глухой и т. д.
4. Игра «Зеркальце»: произнося звуки, сравниваем их, смотрим в зеркало и обнаруживаем, как звук образуется. Например, наблюдаем произношение гласных: произносим, глядя в зеркало: преграды нет ни у одного звука, тогда почему же они звучат по-разному? Оказывается, губы и язык принимают разные положения. Наблюдаем произношение согласных, например: [с] / [з] — преграду язык ставит одинаково для обоих звуков, а почему же они разные? Проверяем ноготочки, подушечки — «одинаково твёрдые», проверяем «голосок спит? дрожит?». Вот где разница: [с] — «спит», значит, глухой, [з]- «дрожит», значит, звонкий.
Разнообразие приёмов позволяет детям в непринуждённой атмосфере освоить многие сложные умения звукового анализа и синтеза. Часто учителя самостоятельно придумывают игровые приёмы, по-разному адаптируя сложный фонематический материал в соответствии со спецификой своего класса. Эта работа необходима и потому, что у первоклассников часто встречаются и логопедические проблемы, которые благодаря многим из приведённых выше приёмов удаётся преодолеть без специальной помощи.
Метод складов Н. А. Зайцева
«Кубики Зайцева» — практическая реализация идей основателя русской физиологии И.М. Сеченова. Поток ощущений, проходящий через растущий организм, чётко дробится на своеобразные «кванты информации»(по Н.А. Зайцеву), операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. «Вижу, слышу, трогаю» — основные ориентиры метода. Каждый кубик воспроизводит сочетания одного согласного со всеми гласными либо верхнего, либо нижнего ряда (по «ленте звуков и букв»): например, на одной из шести сторон большого кубика можно прочитать НА — НО — НЫ — НЭ — НУ — Н, а маленького кубика — НЯ — НЕ — НИ — НЕ — НЮ — НЬ. Кубики, на которых изображены все возможные в русском языке слогосочетания, разновелики и разнозвучны. 1) Кубики со слогами-слияниями, имеющими твёрдый согласный, больше по размеру, чем кубики со слогами, имеющими мягкий согласный. Это объясняется особенностями артикуляции: при произнесении твёрдых звуков ротовая полость более объёмна, чем при произнесении мягких согласных. Дети, пропевая или проговаривая звуки, слоги, слова, учатся замечать эти факты. 2) Кубики с буквами звонких согласных наполнены металлическими деталями и, когда их берёшь в руку, издают лёгкое позвякивание. Кубики с буквами твёрдых согласных наполнены деревянными деталями и «шуршат». Звучащие кубики Зайцева — это своеобразный «музыкальный» инструмент, с помощью которого ребёнок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Дети, обучающиеся по этому методу, не только успешно овладевают навыком чтения и письма, но специально вводятся в звуковую действительность языка таким образом, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.
Для методики Н.А. Зайцева характерен такой важный для растущего организма фактор, как ритмизация деятельности. Она проявляется и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны учителя, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определённому правилу моторно-эмоциональных аспектах, и в ритмических движениях кисти ребёнка для опознания типов кубиков. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют необходимому функциональному резонансу, облегчают восприятие, деятельность и усвоение знаний и умений. Ещё одним важным достоинством учебных приёмов Н.А. Зайцева являются формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взгляда и ещё немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребёнка.
Таким образом, применение методики, предлагаемой Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребёнка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. На всех этапах обучения чтению у детей формируются умственные действия (СМ.: Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. — М., 2003; Зайцев Н.А. Рисую, читаю, пишу. Методики Н.А. Зайцева. — Спб., 2003).
Кубики Н.А. Зайцева появились в результате обобщения целого ряда приёмов учителей-новаторов (в частности, С.Н. Лысенковой), основанных на методе синтеза и сопоставления «ленты звуков и букв». Наиболее продуктивными приёмами звукового синтеза является чтение таблиц и (или) их заполнение. Например, при изучении буквы м (эм) воспроизводится таблица слогов с согласными звуками [м] и [м’]:
м — [м] | ма | мо | му | мэ | мы |
м — [м’] | мя | мё | мю | ме | ми |
По мере накопления изученных букв согласных звуков таблица увеличивается:
м — [м] | ма | мо | му | мэ | мы |
м — [м’] | мя | мё | мю | ме | ми |
р — [р] | |||||
р — [р’] | |||||
д — [д] | |||||
д — [д’] |
При введении на уроке изучения новой буквы целесообразно читать таблицу слогов, образованных буквами гласных звуков с буквой, изучаемой на уроке. По мере увеличения количества букв в таблице на этапе закрепления следует использовать приём горизонтальных и вертикальных полосок (полоски вырезаются из картона по размеру столбца и по размеру горизонтальной графы). Полоской закрывается либо столбец, и тогда дети самостоятельно воспроизводят слоги закрытого столбца, ориентируясь по верхней букве гласного и глядя на указанный слева звук согласного; либо закрывается графа напротив буквы согласного, тогда детей просят самостоятельно произнести слоги, ориентируясь на указанные в верхней графе буквы гласного звука.
[а] | [о] | [у] | [э] | [ы] / [и] |
[м] | ||||
[м’] | ||||
[д] | ||||
[д’] | ||||
[к] | ||||
[к’] | ||||
[л] | ||||
[л’] |
Для тренировки умения складывать звуки параллельного используют другой тип таблицы, который увеличивает долю самостоятельного участия учеников в составлении слогов для чтения. Учителю рекомендуется заполнять только левый столбец с согласными звуками, соответствующими изученным буквам, и верхнюю строку с гласными звуками. Указкой учитель проводит линию от согласного к гласному (и от гласного к согласному) и просит ученика назвать слог (на пересечении столбца и строки).Затем в пустой ячейке ученики будут самостоятельно записывать произнесённый слог. Пример: слог-слияние [ля], слог «с замочком» [ал’]. Можно соотнести первый слог с названием ноты ля, а второй с формой личного женского имени Аль (Аля).
Любые методы, используемые на уроках обучения грамоте, должны быть облечены в игровую форму для постоянного поддержания интереса к занятиям родным языком.