Сравнительная характеристика моторных афазий афферентного и эфферентного типовметодическая разработка по теме


Виды афазии, причины и коррекция афазии

Что такое афазия? Насколько эта патология речи серьезная? Формы афазии: моторная, сенсорная и тотальная афазия. Коррекция афазии в Алматы. Каковы причины развития афазии? Поддается ли афазия коррекции? Можно ли помочь взрослым с афазией, или насколько успешно афазия поддается коррекции у детей? Подробные ответы на все эти вопросы вы узнаете в этой статье.
Афазия – одно из сложных отклонений речи органического, центрального происхождения. Нарушение, в отличие от других отклонений, вызвано повреждением участков мозга, отвечающих за речь. Причинами такого поражения могут стать ухудшение циркуляции крови в мозгу, черепно-мозговые травмы, ревматоидные пороки сердца, тромбоэмболия, инсульты и др. Афазия обычно развивается у людей в преклонном возрасте, но также может постигнуть молодых и детей.

При афазии могут наблюдаться частичные нарушения речи или полная ее утрата.

Термин «АФАЗИЯ» происходит из греческого языка. Частичка «а-» означает отрицание, «фазис» — речь.

Афазия появляется, когда у человека уже полностью сформировалась речь в результате поражения речевых участков мозга: лобных, темяных, височных долей.

Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) составляют 40 % от всех травматических повреждений у человека. Последствия и осложнения ЧМТ весьма разнообразны. Наиболее частым последствием ЧМТ являются афазии (системные нарушения речевой функции) или дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (ВПФ). Особую проблему в плане теоретического изучения и его практического воплощения составляют афазии у детей, в том числе и афазии травматической этиологии.

Описания афазии у детей имеются в работах ряда авторов (С.Ю. Бенилова, Т.Г. Визель, Ю.А. Микадзе, А.Ю. Обуховская, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Н.Н. Трауготт, М.Г. Храковская, Л.С. Цветкова и др.). Исследователи отмечают, что в клинической картине детской афазии имеются как сходства с афазиями у взрослых, так и отличия.

Сходства состоят в следующем. И у детей и у взрослых афазия возникает вследствие одних и тех же этиологических факторов. При этом у детей наиболее частым из них является черепно-мозговая травма. Разрывы аневризмы имеют место реже, как и опухоли; еще реже – инсульты (в отличие от этого, у взрослых инсульты занимают лидирующее место). Сходство детских и взрослых афазий состоит также в том, что у обоих контингентов имеет место распад уже сформировавшейся речи. Отсюда идентичность многих симптомов афазии у детей и взрослых, а также наличие в остром периоде заболевания значительного объема нейродинамических нарушений, зашумляющих основной синдром.

Отличия детских и взрослых афазий касаются, прежде всего, степени стойкости речепатологической симптоматики. Нарушения речи у детей носят менее стойкий характер, чем у взрослых, отмечаются чаще в остром периоде заболевания и имеют относительно быстрое обратное развитие. Как известно, это связано с высокой пластичностью детского мозга, в которой важное значение имеет редко упоминаемая в литературе функциональная активность межзональных связей.

Несмотря на имеющиеся разработки, проблема афазии у детей и подростков является, по-прежнему, недостаточно изученной, особенно, это касается процессов коррекционно-восстановительного обучения.

Наиболее распространенной и признанной является классификация афазий А.Р. Лурии, в которую входят: афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая, сенсорная (акустико-гностическая), акустико-мнестическая, семантическая. Наиболее редко у детей и подростков выявляется семантическая афазия в связи с несформированностью в детском возрасте третичной зоны перекрытия коры мозга (зоны ТРО). Диагноз семантическая афазия правомерен в возрасте после 12-13 лет.

К сожалению, в остром периоде не всегда бывает возможным провести полноценное логопедическое обследование из-за тяжести состояния пациентов или наличия у них повышенной истощаемости. У детей эти особенности острого периода заболевания выражены в еще большей степени в связи с незрелостью ВПФ, а также эмоционально-волевой сферы. Это обусловливает то, что в большинстве случаев логопед проводит блиц-обследование, направленное преимущественно на выявление речевых нарушений, используя различные модифицированные диагностические шкалы. Оценивается: состояние произносительной стороны речи, понимание обращенной речи, уровень состояния устной речи, чтения, письма, оральный и артикуляционный праксис, а также проводится не только качественный анализ, но и количественная оценка в баллах, для наглядного представления о динамике восстановления. Степень сложности диагностического материала варьируется от возраста ребенка и уровня сформированности у него речевой и других ВПФ. Для некоторых, в частности дошкольников, целесообразно подбирать упрощенные диагностические приемы, аналогичные стандартным логопедическим обследованиям детей с ОНР. Используется также метод наблюдения. Диагностическая процедура предваряется сбором анамнестических сведений о физическом, психоречевом развитии ребенка. Особое внимание обращается на то, насколько он владел речью до травмы. При этом необходимо учитывать возрастные параметры созревания ВПФ.

Диагностика в зависимости от состояния больного может занимать от 10 до 40 минут. По результатам диагностики логопед определяет форму речевых расстройств у пациента, степень их выраженности (легкая, средняя, грубая) и ведущий дефект; оценивает особенности протекания нейродинамических процессов.

По данным Симерницкой Э.Г. клиническая картина речевых нарушений у детей становится сходной с афазией у взрослых с 6–летнего возраста. До этого возраста речевые нарушения сходны с алалией, хотя речевое развитие у ребенка до момента травматического воздействия на головной мозг могло быть нормальным, после ЧМТ речь нарушается, но диагноз «афазия» ставится только, когда речь у ребенка уже сформирована. При варианте, когда у ребенка в анамнезе до ЧМТ отмечалась задержка речевого развития по типу алалии, после повреждения клиническая картина речи усугубляется. Опыт показывает также, что у дошкольников речевые нарушения восстанавливаются сложнее. Со слов родителей у них появляются или обостряются эмоционально-поведенческие нарушения: дети становятся более капризными, а еще чаще агрессивными. Вместе с тем установлено, что у всех детей компенсаторные возможности выше, чем у взрослых пациентов. Пластичность детского мозга позволяет преодолевать нарушения в более короткие сроки и получать положительную динамику раньше. В настоящее время в реабилитационные отделения нередко поступают пациенты — билингвы, у которых страдает речевая коммуникация и на родном и на не родном языках. Помощь таким пациентам должна оказываться либо на родном языке, либо на обоих языках. Согласно нашим наблюдениям, помощь не на родном языке недостаточна для коррекции нарушений речи.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных систем речевой функции, а также базисных по отношению к ней неречевых ВПФ. Установлено, что чем раньше начата логопедическая работа, тем лучше ее конечный результат, поэтому реабилитация начинается в первые дни, когда становится возможен даже самый минимальный контакт с ребенком. Принципы и приемы работы при разных формах афазии описаны в литературе. С подростками используются приемы и методы, разработанные для взрослых пациентов (возможно использование всех пособий по восстановлению афатических расстройств). В работе с дошкольниками преимущество отдается игровым приемам: игры, физминутки, пальцевые гимнастики, элементы драматизации (сказки, сценки с помощью игрушек), логоритмики.

Цель исследования: изучение особенностей и динамики протекания афазии у детей и подростков с тяжелой и средней черепно-мозговой травмой.

Материалы и методы исследования.

Исследование было проведено на базе Научного Института Неотложной Детской Хирургии и Травматологии (НИИ НДХ и Т). Обследовано 20 детей с травматической этиологией афазии. По возрастам и полу дети распределялись так: от 4 до 17 лет — 5 девочек и 15 мальчиков, среди них 4 ребенка дошкольного возраста.

Использовались следующие методы:

  1. Диагностика состояния речевой функции и других ВПФ по комплексной нейропсихологической методике с использованием диагностических схем А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловского и Т.Г. Визель, включающих неречевые и речевые шкалы.
  2. Коррекционно-восстановительное обучение.

Результаты.

У всех детей и подростков в самом остром периоде отмечалась преимущественно грубая моторная афазия и грубая сенсорная афазия, которые в дальнейшем проявлялись разными клиническими картинами. Среди них преобладала комплексная моторная афазия разной степени выраженности (у 17 детей — 85 % от общего числа изученных). У остальных детей имела место: 1) акустико-мнестическая афазия (у 12 детей — 60 %), особенностью которой было то, что она чаще всего проявлялась в рамках амнестического синдрома; 2) динамическая афазия (у 3 детей — 15 %), которая проявлялась как правило в рамках лобного синдрома. У 2 детей-левшей (10 %) отмечались неопознаваемые в остром периоде афазии.

Проведенное исследование подтвердило и уточнило представления о том, что: 1) у детей так же, как и у взрослых, ярко выступают нейродинамические нарушения и нарушения управляющих функций (в большей степени в звеньях контроля и регуляции), которые «зашумляют» истинную картину речевого дефекта; 2) в процессе восстановительного обучения, нейродинамические расстройства нивелируются быстрее, чем у взрослых. Дополнительно к этому нами выявлено, что нейродинамические трудности уходят несколько быстрее, чем трудности управляющих функций.

Следующий результат состоит в констатации того, что грубая сенсомоторная афазия регрессировала у детей быстрее, особенно ее сенсорный компонент. Среди более стойких расстройств отмечались моторные (с преобладанием эфферентного компонента), а также акустико-мнестические расстройства. Обнаружено также, что у всех детей с ЧМТ имелись амнестические расстройства, преимущественно в слухоречевой модальности. У всех детей, независимо от формы афазии, было выявлено нарушение номинативной функции, причем актуализация предикативного словаря осуществлялась гораздо лучше, чем номинативного — даже у детей с моторной афазией.

Письменная речь, звуко-буквенный анализ страдали у всех детей, в независимости от возраста и формы афазии. Это относится также к неполноценности динамического праксиса (в виде дезавтоматизации праксических действий). Нарушения кинестетического кистевого и пальцевого праксиса оказались выраженными в меньшей степени. У детей с динамической афазией, как и у взрослых, отмечались значительные нарушения речевой коммуникации.

В восстановительном плане у детей-дошкольников, а также детей младшего и среднего школьного возраста отмечена высокая положительная динамика восстановления речевой и других ВПФ; у детей старшего школьного возраста симптоматика афазий была схожа с динамикой регресса афазий у взрослых. Это касается не только специфики проявлений афазии, но и известного факта возникновения серьезных трудностей коммуникации с окружающими и социализации в целом.

Анализ особенностей восстановления у пациентов речевой функции показал, что оптимальной тактикой обучения является соблюдение его поэтапности. На ранних этапах ставилась задача включения непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности. На последующих этапах заболевания коррекционно-восстановительного обучения применялись перестраивающие методики. Это еще раз демонстрирует: а) компенсаторную активность мозговых механизмов на ранних постморбидных стадиях за счет резервов викариата, а также включения в компенсаторные процессы межзональных связей; б) необходимость поиска мозговых механизмов, позволяющих обойти первичный дефект, в более отдаленные периоды заболевания.

Суммируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что в основном они подтвердили имеющиеся представления об особенностях протекания детской афазии, их сходстве и различии с особенностями протекания афазии у взрослых. В качестве уточняющих эти представления мы расцениваем полученные нами новые данные о:

  • количественном и возрастном распределении форм афазии у детей;
  • закономерностях в степени выраженности отдельных симптомов;
  • большей активности межзональных связей у детей, чем у взрослых;
  • соблюдении этапности в восстановительном обучении;
  • методическом содержании каждого из восстановительных этапов.

Приведем клинический пример из логопедической практики.

Мальчик, Лука (4 г.).

Мальчик поступил в отделение реабилитации с диагнозом: последствия ОЧМТ (ушиб головного мозга средней степени тяжести, оскольчатый перелом левой теменной кости).

В речевом статусе у ребенка выявлялись выраженные трудности, в двигательной сфере – правосторонний гемипарез (больше в руке). В эмоциональной сфере у ребенка отмечались повышенная лабильность, утомляемость, истощаемость, флуктуации возможностей, инактивность. Дома, со слов родителей, после произошедшей травмы, мальчик стал чаще капризничать, плакать, отказываться выполнять многие вещи, которые раньше делал с удовольствием (стал меньше играть, больше уставать, мог кричать, если что-то не нравилось, в связи с гемипарезом не использовал правую руку при выполнении бытовых действий). В преморбидном статусе у Луки была хорошо развита речь в соответствии с возрастной нормой, он очень активный и любознательный мальчик, правша (родственники тоже правши).

Объективно при осмотре: Лука в ситуации обследования адекватного поведения, контактен, критика снижена. Отмечается инертность, истощаемость, инактивность, увеличение латентного периода, флуктуации возможностей. Жалобы со слов мамы на нарушения речи, замедленность темпа во всех видах деятельности.

Глотание сохранено, жевание в норме. Выявляются нарушения тонуса мышц органов артикуляции. Лицо гипомимично. Язык — дистония. Голос глухой, маломодулированный. Речевой выдох укорочен. Саливация умеренная. Звукопроизношение – замены некоторых звуков (как вариант дизонтогенеза в виде стертой дизартрии, а также как явления афферентной апраксии). Разборчивость речи в речевом потоке несколько снижена. Темп речи замедлен, ритм нарушен.

Импрессивная речь. Понимание речи сохранено. Показ предметов затруднен, путает местами. Восприятие развернутой речи несколько замедленно.

Экспрессивная речь. Собственная речь возможна, но затруднена, скудная. Речевая активность снижена. Со слов мамы до травмы была фразовая речь, ребенок любил выполнять различные развивающие задания. Выявляются трудности организации монологического высказывания, персеверации (повторы звуков, слогов и простых слов), аграмматизмы, перестановки, редкие парафазии. Повтор слов и фраз — с перестановками звуков и слогов, персеверациями, пропусками звуков. Называние возможно. Ответы чаще с латенцией. Составление рассказа затруднено. Выполнение невербальных заданий (с помощью картинного материала) осуществляется хорошо.

Логопедический статус: моторная алалия, дизартрия, нейродинамические нарушения.

Программа восстановительного обучения:

  1. Коррекция фразовой речи.
  2. Коррекция произносительной стороны речи, голосовых характеристик.
  3. Развитие фонематического анализа.

После курса восстановительного обучения в отделении реабилитации в речевом статусе у Луки отмечается выраженная положительная динамика. Лука стал более активно использовать правую руку (чаще стал сам брать в правую руку предметы, картинки на занятиях), нейропсихологом было рекомендовано дома развивать мелкую моторику и напоминать мальчику о включении правой руки в деятельность (если же он капризничает — не настаивать). Мальчик стал более спокойным, уменьшились эмоциональная лабильность, истощаемость (как дома, так и на занятиях), увеличилась активная работоспособность, Лука стал реже спрашивать «скоро ли закончится занятие?», стал меньше отвлекаться. Лицо — мимика стала более оживленной. Улучшилось выполнение произвольных артикуляционных движений, однако, остаются патологические синкинезии при движениях языка. Увеличилась сила голоса, модуляции стали более выраженными. Голос стал более звонким. Речевой активный выдох стал более плавным и продолжительным. Саливация умеренная. В речевом потоке разборчивость речи улучшилась. Звукопроизношение остается смазанным, сложные слова произносятся в замедленном темпе, с перестановками, заменами звуков. Поставлен звук «л», хотя в речи по-прежнему твердый звук заменяется на мягкий («л» — «ль»). Темп речи стал более быстрым, ближе к нормальному, ритм сохранен.

Импрессивная речь. Понимание речи сохранено. Стал лучше удерживать в слухоречевой памяти предъявленные элементы.

Экспрессивная речь. Собственная речь возможна, фраза стала более развернутой, актуализировалось больше слов. Персеверации стали отмечаться реже, отмечены аграмматизмы (характерные для эфферентной апраксии), перестановки звуков и слогов, редкие парафазии.

При выписке у мальчика отмечались положительные изменения во всех сферах деятельности и, в частности, в речевой. Родителям было рекомендовано для дальнейшего восстановления речевой функции мальчика продолжать логопедические занятия по месту жительства и в условиях отделений реабилитации. Это является крайне важным, учитывая тот фактор, что речь Луки еще не была полностью сформирована, а находилась в стадии развития.

Таким образом, все вышесказанное и приведенный пример не оставляет сомнений в том, что разработка проблем афазии у детей, в том числе и травматической этиологии, является далеко не завершенной. Необходимо дальнейшее ее изучение, и прежде всего, поиск специальных методов и приемов восстановительного обучения, которые помогли бы более эффективно и качественно преодолевать имеющиеся у детей афатические нарушения.

Причины возникновения афазии

Основные причины возникновения афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • кровоизлияния;
  • воспаление, инфекционные заболевания мозга (менингиты, энцефалиты);
  • опухолевые образования;
  • ухудшение циркуляции крови в мозгу в результате проблем с сосудами.

Тяжесть нарушений речи зависит от:

  • обширности повреждений;
  • особенностей ухудшения циркуляции крови в тканях мозга;
  • состояния участков мозга, воспринимающие на себя функции пораженных центров.

Формы афазии

Изучая афазию, ученые, среди которых А. Р. Лурия, Э. С. Беин, В. М. Коган, выделили следующие формы афазии:

  • моторная афазия – больной теряет способность говорить;
  • сенсорная афазия – ухудшается понимание речи;
  • тотальная афазия – больной не может ни говорить, ни понимать речь.

Чаще всего афазия развивается уже у взрослых людей, но не редки случаи появления данной патологии у детей. Наиболее распространена моторная и сенсорная детская афазия.

Классификация

Международная классификация болезней 10-го пересмотра выделяет 2 группы дисфазии у детей:

  • Нарушение речи, возникшие на фоне органического поражения головного мозга. Здесь числятся афазии, появившиеся после травмы головы, опухолей или сосудистых патологий.
  • Приобретенная афазия, возникшая на фоне детской эпилепсии. Устойчивый речевой дефект возникает из-за патологической активности мозга (эпилептиформная активность).

Эти формы могут комбинироваться, тогда говорится о сочетанной афазии, при которой расстройства речи сопровождаются склонностью мозга к судорогам, что возникли после органического поражения мозга.

Моторная афазия

Моторная афазия является самой распространенной. Она возникает при повреждении речедвигательного центра Брока.

Эта форма характеризуется полной или частичной потерей способности разговаривать.

Человек с моторной афазией хорошо понимает речь. Однако он не может выговаривать сложные слова и правильно их связывать в предложения. Большинству моторных афазиков удается произносить случайные слоги, обрывки предложений. Обычно сохраняются наиболее часто используемые слова. Больному удается произносить отдельные слоги и несложные предложения, часто в речи появляются вставные слова, например «вот», «это». Подобное расстройство еще известно, как эмболфразия (эмбол – вставление, фразис – речь).

Большинство людей, страдающих моторной афазией не способны на спонтанную речь. В результате повреждения речевого центра Брока нарушается пусковой механизм и человек теряет способность воспроизводить звуки, строить слоги, слова. Но в то же время большинство больных хорошо понимают речь.

Дети с моторной афазией, как правило, не теряют способности различать цифры, буквы, могут складывать из разрезанной буквенной азбуки различные слова, свое имя, фамилию. Такие дети осознают свою проблему и обычно из-за этого сильно переживают. Такие дети очень самокритичны и при осознании собственной беспомощности. У них развивается депрессия, которая может усиливаться, если ребенка не понимают.

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Важно отметить, что больной чаще всего легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия – данное нарушение развивается на фоне плохого восприятия речи. Патология появляется при повреждении центра Вернике.

Человек с сенсорной афазией слышит речь, но не понимает. Такое состояние сравнимо с тем, когда вы слышите иностранный язык.

Существует несколько стадий сенсорной афазии. Нарушение восприятия может касаться чужой и собственной речи. Отсутствие понимания может касаться также отдельных структур или быть всеобщим и глубоким. Еще одна проблема – человек с сенсорной афазией забывает уже изученные слова, что усложняет лечение. Из-за проблем фонематического слуха больной человек теряет контроль над собственной речью, при том, что никаких проблем с моторикой и с речевым центром в головном мозгу нет. Однако полноценной речевой деятельности препятствует:

  • отсутствие слухового контроля;
  • проблемы с пониманием речи.

Дети, страдающие сенсорной афазией, значительно отстают от своих сверстников в плане словесной репродукции. Отмечаются сильные искажения в разговоре, встречается парафазия (подмена букв, слогов или слов). Более того, сенсорная афазия сопровождается расстройством письма и чтения. Ребенок перестает узнавать написанные им же слова, может различать буквы, но не может понять смысл всего слова, фразы, предложения. При сенсорной афазии ритмика и мелодика речи обычно не нарушена.

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

Важно отметить, что человеческий мозг синтезирует и воспринимает речь благодаря развитым речевым центрам. Оба речевых центра находятся в коре больших полушарий и носят название исследователей их открывших.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

Отличие афазии от других нарушений речи

Афазия от других расстройств речи отличается:

  • при афазии, в отличие от дислаллии, помимо нарушения произношения, больной теряет способность понимать слова;
  • в отличие от дизартрии, при афазии отсутствуют проблемы с подвижностью языка. Активность артикулярного аппарата при дизартрии постоянно ограничена;
  • тугоухость – ухудшение слуха, при афазии нет слуховых отклонений;
  • при афазии у ребенка отмечается задержка психического развития. Оно носит вторичный характер, поэтому не стоит путать данное нарушение с умственной отсталостью.

Коррекция афазии

Выделяют два направления коррекции афазии: медицинское и логопедическое.

Медицинское лечение афазии заключается в лечении пораженных участков мозга при помощи лекарственных препаратов. Медицинское лечение должно проходить строго под контролем медиков.

Логопедическая коррекция афазии заключается в проведении специализированных занятий с больным. Практика показывает, что дети намного лучше поддаются обучению, чем взрослые.

К сожалению, не всем взрослым с афазией удается избавиться от нарушения. В противовес этому нарушение у детей намного лучше поддается коррекции и сравнительно за короткий срок удается полностью избавиться от патологии. Но родителям стоит помнить, что чем раньше начать, тем меньше вероятность появления вторичных нарушений.

Исправление афазии проводится с применением различных приемов, направленных на растормаживание речевой системы. Одна из лучших методик в данном направлении заключается в пополнении активного и пассивного словарного запаса больного. Как правильно, коррекция моторной афазии у детей происходит в виде индивидуальных занятий. Нужно учитывать не только сложность патологии, но характер каждого ребенка. Более того, полученные навыки нестабильны, поэтому необходимо периодически закреплять пройденный материал.

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы афазии проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Немало важный пункт – проведение физиотерапевтических процедур. Применяется лечебный электрофорез, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и физкультура. Все методики позволяют повысить эффективность основной терапии и ускоряют регенеративно-репаративные процессы.

Порядок коррекции моторной афазии

Логопедическая коррекция афазии включает в себя:

  • отработку артикулярных дифференцировок;
  • занятия, направленные на улучшение произношения;
  • развитие лексического запаса, занятия по улучшению понимания речи;
  • коррекция связности речи;
  • избавление от речевых и письменных дефектов.

Чтобы коррекция афазия была успешной, с самого начала важно развить навыки слухового анализа. Ребенок должен без труда выделять нужные звуки и определять позиции, в которых они находятся. Главная задача коррекции – оживление речевого анализатора. Поэтому, прежде всего, логопед работает с сохранными звуками.

На следующем этапе нужно восстановить отсутствующие звуки. Тщательно прорабатывается акустическая, артикулярная и графическая составляющая каждого звука. Весьма полезны занятия, суть которых заключается в сопряженном (вместе с логопедом) повторении речевых рядов, например, БА-ПА, ПА-БА и др.

В дальнейшем, по ходу занятий из слогов складываются слова, словосочетания. Если пациент уже учится в школе, то также курс исправления афазии дополнительно включает упражнения по улучшению навыков письма, весь устный цикл повторяется в письменном виде. При письменной коррекции речи каждое слово анализируется, раскладывается на звуки и на буквы, даются упражнения. Например, ребенку нужно найти и восстановить отсутствующую букву, ответить на вопрос в письменном виде, завершить слово и др.

Симптомы

Клиническая картина зависит от формы дисфазии.

  1. Акустико-гностическая. Возникает после поражения височной коры доминантного полушария. Характеризуется нарушением понимания речи. Ребенок слышит диалог не как набор очерченных слов, а совокупность бессмысленных звуков. Часто комбинируется с нарушением счета, чтения и письма.
  2. Амнестическая форма. Возникает при поражении задней области височной доли. В основе амнестической дисфазии – нарушение слуховой и речевой памяти и нарушение номинативной функции, когда малыш забывает наименование предмета или явления и пытается описать его словами.
  3. Афферентная моторная дисфазия. Возникает после повреждение нижней лобной извилины сзади доминантного полушария. В основе – нарушение иннервации мышц, отвечающих за артикуляцию. Речь становится трудно разборчивой, при тяжелых нарушениях – нечленораздельной.
  4. Эфферентная моторная афазия. Возникает после повреждения задней области лобного участка доминантного полушария. Эфферентная дисфазия отличается тем, что ему трудно сформировать речь и правильно выстроить ее структуру, последовательность.
  5. Динамическая форма. Диагностируется у подростков. Возникает при поражении задних структур лобной доли. Симптомы – повышенная продукция речи и преобладание в ней речевых шаблонов. Это проявляется тем, что малыша кроме стереотипных бытовых фраз ничего не произносит, а на вопросы отвечает максимально коротко – «да» или «нет».

Коррекция сенсорной афазии

Исправление сенсорной афазии проходит очень сложно, и весь процесс может длиться достаточно долго.

Коррекция сенсорной афазии включает:

  • развитие фонематического восприятия. Поначалу ребенку нужно распознать звуки на слух, например, шелест, стук;
  • восстановление понимания речи. На этом этапе проводится работа по улучшению произношения слов, схожих по звучанию, но с разным значением. Например, клубок-комок и т. п.
  • развитие умения анализировать речь на слух (свою и окружающих). Школьникам также даются письменные задания, а также упражнения по чтению.

Людям, страдающим сенсорной афазией, очень сложно воспринимать информацию слова на слух. Поэтому при воспроизведении материала устный диктант нужно сопровождать зрительной и графической информацией.

План коррекции сенсорной афазии разрабатывается индивидуально. Занятия разрабатываются исходя из этиологии, возраста ребенка, масштабов поражения участков мозга.

Как распознать болезнь?

Синдром сенсорной афазии имеет важную особенность: эта болезнь не возникает на ровном месте, обязательно должна быть причина. Сам пациент может не знать о ней, не придавать значения или, в силу речевого расстройства, не иметь возможности о ней рассказать. Поэтому на помощь приходят современные методы исследования: компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография, электроэнцефалография, при необходимости — контрастная ангиография, которая поможет выявить патологии сосудов.

По сути, сенсорная афазия — симптом более глубоких расстройств. Но зачастую после устранения причин речь не восстанавливается сразу. Такое случается, когда кора речевых центров разрушена необратимо, и необходимо время, чтобы функции этой области взяли на себя другие участки головного мозга. Когда врачи убедятся, что опасности для жизни и здоровья пациента нет, наступает время реабилитации: эти занятия призваны ускорить процесс образования новых нейронных связей.

Растормаживание речи на начальных этапах развития афазии

Наиболее эффективным приемом устранения афазии и предотвращения усугубления проблемы является выведение на автоматический уровень речевых рядов путем выполнения таких упражнений, как пение, повторение фраз, договаривание предложения, скороговорки и др.

При растормаживании логопед полностью произносит предложение до последнего слова, выговаривая только один слог. Задача больного договорить последнее слово. Вначале логопед исследует пациента, определяет, что дается больному легче, глаголы, существительные, прилагательные.

Например: козочка блеет, а собачка … (лает); на дворе трава, на траве … (дрова); Лето, солнце, … (жара); возьми спички, разожги … (огонь).

Также при растормаживании удается добиться весьма хороших результатов, используя поговорки. Например: без труда не вытащишь и рыбку из … (пруда).

Если у пациента подобные упражнения вызывают трудности, а чаще так и бывает, помогает песня. Логопед запевает и когда больной начинает узнавать песню, на его лице расплывается улыбка.

Диалогическая работа

Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.

Схема работы в данном направлении:

  • больной повторяет готовую фразу-ответ;
  • логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
  • пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
  • больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.

Помните, афазия излечима. Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.

Наши логопеды-дефектологи, проводят логопедические занятия в Алматы по коррекции афазии, как у взрослых, так и у детей. Если нужна будет помощь, консультация – обращайтесь!

Диагностика

Диагностикой занимаются педиатр, детский психиатр и логопед. Обследование детей представляет собой диалог, в ходе которого врач задает вопросы ребенку и просит выполнить простые задачи, например, ответить на несколько вопросов о любимом занятии. По клинической беседе можно судить о тяжести афазии и ее типе. Вспомогательные методики обследования при афазии детей – рисование, чтение и письмо. Об успешности выполнения можно судить сохранность высших корковых функций.

Для подтверждения диагноза назначаются инструментальные методы исследования – рентгенография, магнитно-резонансная или компьютерная томография.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]