Логоритмические игры для детей 4-5 лет
К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.
Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)
Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)
На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)
И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)
Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:
Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)
Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)
Кукла Маша уснула. (сопят носом)
Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:
— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)
У меня есть гребешок. (потрясти головой)
— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)
Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)
— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)
Хвост и грива золотая (потрясти головой)
Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.
Игра 1
Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.
Игра 2
Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.
Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).
Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)
Прошла ее пора. (растирают ладони)
Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)
И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)
Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.
Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:
Все снежинки ветер кружит, (кружатся)
Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)
Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)
Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)
Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.
Зачем и каким детям она нужна
Не всегда родители могут самостоятельно определить, что их ребенку требуется коррекция. Есть дети, который быстро и активно развиваются во всех направлениях, а есть те, кому без посторонней помощи никак не успеть за сверстниками. Именно поэтому система воспитания подбирается каждому ребенку индивидуально.
Но в возрасте 2-3 лет логоритмика обязательно необходима тем детям, у которых наблюдается:
- заикание;
- замедленный темп речи;
- дизартрия или же специалист поставил диагноз ЗРР;
- слабая ориентация в пространстве;
- слабое осваивание двигательных навыков.
Логоритмические игры для детей с заиканием
В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:
В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:
Маша мыла мылом Милу.
Упражнение:
Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)
Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)
Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:
Рано утром ходят в гости —
Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)
Черепаха с толстой тростью
В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)
Всех созвал зверей бельчонок,
Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)
Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)
Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)
Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)
Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)
Чтобы в танце покружиться
Плавно по полу скользя. (кружатся)
(М. А. Мордвин)
От плавных движений рук к быстрым:
Наклоняют еле-еле
Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)
В небесах порхает птичка,
Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)
(М. А. Мордвин)
Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.
Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.
Занятия
Логоритмика Железновой специально разрабатывалась для детей 2-3 лет. Она представлена в игровой форме, что поможет ребенку в обществе других сверстников значительно ускорить усвоение навыков речи.
Чаще детский сад берет на себя функцию обучения детей логоритмике, но и родители также должны подключиться к обучению, чтобы в домашних условиях закрепить достигнутый результат. Специальные упражнения и игры, проводимые дома не займут много времени и принесут позитив в семью.
Логоритмика Железновой помогает достичь таких целей:
- провести корректировку и тренировку навыков речи;
- провести полное оздоровление детского организма;
- развить правильное дыхание;
- совершенствовать координацию;
- улучшить эстетическое воспитание;
- улучшить чувство ритма.
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет предусматривает использование музыки, что позволяет дополнительно еще развить фонетический слух. Простые и понятные песенки про автобус, мишку, паучка составлены так, чтобы максимально проработать каждый мускул, отвечающий за артикуляцию.
Классический урок по методике Железновой долен состоять из таких шагов:
- приветствие;
- разминка;
- игры, предусматривающие жесты и упражнения для пальчиков;
- массаж в форме игры;
- гимнастика под музыку;
- логоритмика;
- распевка и пение;
- сказки;
- прощание.
В среднем одно занятие должно длится не более 45 мин., иначе ребенок устанет и всю программу до конца не пройдет.
Автобус
Это упражнение обязательно выполняется на мяче.
Логопед говорит:
- Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим.
Дети в это время медленно покачиваются из стороны в стороны на мяче.
- И из окошечка глядим, все глядим!
Дети поднимают руки и пальцы смыкают в форме окошечка, после смотрят в него, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.
- Глядим назад, глядим вперед, вот так вот, вот так вот.
Дети совершают повороты то в одну, то в другую сторону, вглядываясь вдаль из-под ладони.
- Ну что ж автобус не везет, не везет?
Выполняется пожатие плечами.
- Колеса закружились вот так вот, вот так вот вперед мы покатились вот так вот!
В это время дети выполняют круговые движения руками впереди от себя.
- А щетки по стеклу шуршат вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик,
- Все капельки смести хотят вжик-вжик-вжик!
Выполняется покачивание руками, согнутыми в локтях, которые имитируют работу дворников.
- И мы не просто так сидим, крутим руль и бибикаем: бип-бип-бип, бип-бип-бип,
- Мы громко-громко все гудим: бип-бип-бип!
- Пускай автобус нас трясет вот так вот, вот так вот,
- Мы едем-едем все вперед вот так вот!
Все активно прыгают на мячах.
Погремушка
- Погремушка, погремушка, музыкальная игрушка.
- Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми,
- Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми.
- Спрячь за спину погремушку, отдохнут от шума ушки,
- На соседку погляди и тихонько посиди,
- На соседку погляди и тихонько посиди.
Часы
Логопед говорит:
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки.
- Мышь полезла в первый раз
- Посмотреть который час.
- Вдруг часы сказали: “Бом!”,
Дети выполняют один хлопок над головой.
- Мышь скатилась кувырком.
Дети опускают руки на пол.
- Мышь полезла второй раз
- Посмотреть, который час,
- Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
Дети выполняют 2 хлопка.
- Мышь скатилась кувырком.
- Мышь полезла в третий раз
- Посмотреть, который час.
- Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
Дети выполняют 3 хлопка.
- Мышь скатилась кувырком.
Лягушата
- Четверо лягушат вместе на пне сидят,
- Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят:
- Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
- Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
- Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде заснул,
- А трое лягушат вкусных червячков едят:
- Ням-ням…
- Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде заснул,
- А двое лягушат вкусных червячков едят:
- Ням-ням…
- Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде заснул.
- Последний все сидит и на червячков глядит.
Разминка
Проговаривая слова песенки, ребенок обязательно повторяет движения, указанные в ней:
- Головами покиваем,
- Носиками помотаем,
- И зубами постучим,
- И немножко помолчим.
- Плечиками мы покрутим
- И про ручки не забудем,
- Пальчиками потрясем
- И немножко отдохнем.
- Мы ногами поболтаем
- И чуть-чуть поприседаем
- Ножку ножкой подобьем
- И с начала все начнем…
Наши ручки
Логопед говорит:
- Наши ручки испачкались, давайте, вымоем их теплой водичкой.
- Наши ручки отмываем вот так, вот так.
Дети имитируют мытье рук.
Логопед продолжает:
- Наши ручки поднимаем, вот так, вот так.
- Поднимаем руки вверх, пальцы растопырены, «фонарики» переворачиваем.
- Наши ручки опускаем вот так, вот так.
- Опускаем руки, пальцы растопырены, «фонарики» переворачиваем.
- И за спину убираем вот так, вот так.
Дети убирают руки за спину.
Я хочу построить дом
- Я хочу построить дом,
- Чтоб окошко было в нем,
- Чтоб у дома дверь была,
- Рядом чтоб сосна росла.
- Чтоб вокруг забор стоял,
- Пес ворота охранял,
- Чтоб на травке жил жучек,
- Бегал быстрый па-у-чек.
- Я хочу построить дом,
- Чтоб окошко было в нем,
- Чтоб у дома дверь была,
- Рядом чтоб сосна росла.
- Солнце было, дождик шел,
- Чтоб тюльпан в саду расцвел,
- Чтоб флажок на доме был,
- А за домом ежик жил.
Зайка
- Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Дети прыгают.
- Хвостиком пошевелил.
Дети водят корпусом.
- Ушки вверх поднял.
Занятие по логоритмике (система Железновой для детей 2-3 лет). Упражнение — «Зайка»
Дети руками изображают заячьи ушки над головой.
- Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Дети прыгают.
- Хвостиком пошевелил.
Дети водят корпусом.
- Ушки вверх поднял.
Дети руками изображают заячьи ушки над головой.
- И услышал зайка тихий, очень тихий звук.
Дети прикладывают руку к правому уху и поворачиваются вправо, а также влево.
- Посмотрел по сторонам.
Дети делают рукой «козырек» над глазами, поворачиваются вправо, а также влево.
- В норку прыгнул вдруг.
Дети подпрыгивают на месте или прыгают вперед.
У жирафов
Перед игрой логопед просит ребенка рассказать о том, как выглядят жираф, слон, зебра, кошка.
Нужно показать им картинки с этими животными, отмечая их характерные внешние признаки:
- у жирафа – пятна;
- у слона – складки;
- у котенка – шерстка;
- у зебры – полоски.
Далее логопед подкрепляет слова жестами, которые будут использоваться в игре:
- У жирафов пятна, хлопаем ладошками по всему телу.
- У слонов есть складки, «собираем складки», щиплем себя.
- У котяток шерстка, поглаживаем себя.
- А у зебры есть полоски, проводим пальцами или ребром ладони по телу.
Во время припева дети показывают указательными пальцами рук на называемые части тела.
Вместе с нами
- Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.
- Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.
- Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами.
- Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.
- Ты потопай вместе с нами: топ и топ…
- Ты попрыгай вместе с нами: прыг и прыг…
- А теперь ты будешь с нами танцевать,
- А теперь ты будешь с нами танцевать,
- А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,
- А теперь ты будешь с нами танцевать.
Чтобы получить реальный, стойкий и быстрый результат, стоит соблюдать несколько важных правил:
Правила | Особенности |
Правильная формировка нагрузки | Подбирать нагрузку ребенку в соответствии с его возрастом. |
Правильно подобрать время занятий | Лучшее время для занятий во второй половине дня, когда ребенок пообедает и отдохнет. |
Менять тему занятия | Постараться каждую неделю подбирать разные темы для занятий, тогда ребенку будет интереснее. |
Правильно подобранный материал | При подборе важно ориентироваться на лексические темы. |
Разнообразить материал | Постараться правильно организовать занятие, добавить в него сюжеты из сказок или мультфильмов, чтобы ребенку было интереснее выполнять речевые и музыкальные упражнения. |
Регулярность | Заниматься с ребенком нужно ежедневно. |
Правильно показывать движения | Постараться правильно показать все движения, проговаривать слова песен, чтобы ребенку было все понятно. |
Логоритмика Железновой – это уникальная авторская программа, включающая в себя музыкальные, речевые и физические упражнения. Дети в возрасте 2-3 лет с удовольствием танцуют, поют и подражают различным звуком, усовершенствуя свою речь, улучшая двигательную функцию и оздоравливаясь полностью.
Очень важно запомнить, что результатов удастся добиться только при регулярном выполнении логоритмики.