Шутливые фразы — скороговорки — в домашнем воспитании дошколят


К скороговоркам, подобным «Шла Саша по шоссе…», многие относятся несерьезно, обычно вводя их в речь как забавное дополнение. Действительно, фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих произнесение слов, зачастую вызывает улыбку. Когда-то эти смешные фразы называли прибаутками, потешками, «языковертками». Они создавались народом изначально для забавы детей, но потом стали широко применяться в воспитании. Родители использовали их в быту, чтобы помочь ребенку быстрее освоить родную речь, научиться говорить чисто, без речевых ошибок.

Сейчас о роли скороговорок, как важного средства семейного воспитания, немного подзабыли. Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Специалисты используют скороговорки для развития речи. С их помощью формируют у деток фонематический слух, дикцию, произношение, обогащают словарный запас. Кроме решения непосредственной задачи, такого рода прибаутки помогают развивать мыслительные процессы, улучшают память дошколят.

Принимая во внимание богатый потенциал народного творчества, родители могут с успехом использовать его, как часть домашних занятий для развития речи дошкольников.

Правила использования скороговорок

Сегодня у многих детей дошкольного возраста наблюдаются речевые ошибки, которые тормозят их развитие, мешают овладевать навыками связной речи. Родители обращаются к помощи логопедов, хотя сами смогут устранить некоторые речевые нарушения своих детишек, если воспользуются такими доступными средствами, как скороговорки и прибаутки. На что надо обратить внимание, прежде чем разучивать их с ребенком? Специалисты советуют соблюдать следующие правила при отборе шуток — прибауток для домашних занятий:

  • Учитывать возраст малыша и соответственные особенности его речевых навыков: например, в раннем возрасте трудно даются звуки [л, н, т, с]. У средних дошкольников идет становление [р] и шипящих. Главным у старших ребятишек является формирование четкой дикции, связной речи. Для тех деток, у которых проблема с шипящими долго сохраняется, работа с этими звуками не прекращается.
  • Определить, какие звуки недостаточно сформированы, тяжело даются ребенку, например, самыми сложными считаются [р, ш, ч, ц]. Значит, материал лучше выбирать в расчете на отработку трудных для произношения звуков.
  • Знакомство начинать с простых коротких скороговорок, постепенно переходя к сложным.
  • Хорошо знать алгоритм разучивания шутливой фразы, чтобы быстро и непринужденно научить этому своего малыша.

Виды скороговорок с шипящими звуками

Для тренировки произношения существует немалое количество чистоговорок. Они бывают простыми и сложными, могут быть написаны в стихотворной форме и в прозе.

На букву Ж

Примеры речевых фраз с шипящим Ж:



Скороговорки на букву Ж.

На букву Ч

Группа скороговорок на букву Ч:


Скороговорки для постановки буквы Ч.

На букву Ш

Варианты речевых фраз на букву Ш:


Скороговорки на букву Ш.

На букву Щ

Примеры скороговорок на букву Щ:


Фразы на букву Щ.

  1. «Хрущи хватают хвощи. Охапки хины хватает на щи».
  2. «Шуршат щетки, шумят щепки. Шуршат щепки, шумят щетки».
  3. «Щу-щу-щу, я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, ты иди меня ищи. Щу-щу-щу, теперь-то отыщу! Ща-ща-ща, дождь идет, я без плаща. Ще-ще-ще, нет дождя, а я в плаще».

Что важно знать о «языковертках»?

Скороговорки, несмотря на их краткость и потешность, достаточно трудный речевой материал для дошколят. В них зачастую встречаются малопонятные, устаревшие слова, труднопроизносимые словосочетания, поэтому разучивание их с детьми требует предварительной подготовки.

  1. Во-первых, взрослые сами должны овладеть умением произносить скороговорки по-разному, переходя от медленного темпа к быстрому, чтобы стать примером для дошколенка.
  2. Во-вторых, многим родителям известен термин «артикуляционная гимнастика» или гимнастика для язычка. Именно ее надо предварительно провести, чтобы разучивание «языковерток» стало для ребятишек веселым, увлекательным занятием. Не нужно утомлять любимого ребятенка длительными упражнениями. Достаточно одного — двух заданий, чтобы язычок «заработал».

Упражнения для язычка

  • «Улыбка»: растянуть губы улыбкой, кончик языка прижимать к верхним и нижним зубам.
  • «Почистим зубки»: сначала снаружи язычком поводить по верхним зубкам, потом ‒ по нижним. Затем те же движения проделать внутри рта.
  • «Болтушка»: приоткрыть рот и «поболтать», язык передвигать медленно, потом все быстрее то влево, то вправо.
  • «Лошадка»: цокать, как лошадка, прищелкивать язычком.

Примерно такие упражнения помогут ребенку подготовиться к правильному чтению скороговорки. После того как язычок «размялся» и готов к произнесению трудных слов, можно переходить к заучиванию «языковертки». Методистами разработан специальный алгоритм, который поможет родителям справиться с такой непростой задачей.

Набор скороговорок для развития речи

Все мы с детства помним Сашу, которая шла по шоссе. Скороговорки – настоящие друзья дошкольников и взрослых, которе стараются улучшить свою речь. Найти их в книгах и интернете совсем не сложно, но ведь для детей оформление так же важно, как и содержание. Чтобы сэкономить время учителей и родителей, предлагаем вам набор из 33-х скороговорок для детей и взрослых

. Полный архив можно скачать из файла в этой статье.

Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Зачем нужны скороговорки?

Фонетические упражнения бесспорно необходимы при коррекции произношения и отработке правильного. Скороговорок огромное количество, и они задействуют множество звуков и необходимых слогов. Кроме непосредственного назначения, скороговорки могут точно так же, как песенка или стихотворение, помочь дошколенку и школьнику почувствовать каждый звук, выучить правильные сочетания, порядок слов.

В чем особенность детских скороговорок?

Психологи, учителя и родители знают: ребенку проще выучить и понять то, что ему ближе. Потому присутствие детских образов – имен и ситуаций – в скороговорках совершенно оправдано. Повторять раз за разом ситуацию, в которой происходит что-то забавное и понятное куда приятнее, чем разбирать не только сложное для произношения, но и для понимания, предложение. В работе вам поможет пособие «Вслушиваемся в звуки», входящее в серию «Предшкольная пора».
К тому же, детские скороговорки наполнены положительными эмоциями и могут создать у ребенка определенное настроение. Авторы скороговорок стараются стремиться к тому, чтобы набор образов, звуковых сочетаний и смыслов вызывали смех или улыбку. Веселые же стихи располагают к себе малыша и способны стать отличной мотивацией для заучивания.

Советы по использованию карточек-скороговорок

  • Помимо прямого использования на уроках или занятиях, вы можете использовать цветные карточки на праздничных мероприятиях. Конкурс из детства актуален до сих пор: кто прочитает максимальное количество без запинок.
  • К тому же, карточки можно распечатать и разместить на классном стенде или добавить в стенгазету в качестве полезной или развлекательной рубрики.

Перед тем, как приступить к работе со скороговорками, рекомендую обсудить ее сюжет с ребенком. О чем эта история? Кто ее герои, что с ними происходит? Если ребенок опишет свое личностное и эмоциональное восприятие упражнения, отработка станет куда более эффективной.
Если вы работаете с ребятами-дошколятами или с младшими школьниками, можно даже попросить их придумать название для каждой скороговорки. Обретая свое уникальное имя, стихотворение становится «другом» и помощником, а не «мучительным упражнение».

Алгоритм разучивания скороговорки

  • Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
  • Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
      О чем говорит скороговорка?
  • Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
  • В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
  • Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
  • Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
  • Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
  • Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
  • Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
  • Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»

Современные скороговорки

Современные детские скороговорки — это те же упражнения для развития речи, только кроме тренировки артикуляционного аппарата, здесь отрабатывается еще и темп речи.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Лото

Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира — Кормили факира.

Не банкрот

У того, кто не банкрот полон банкомат банкнот, у того же, кто банкрот в банкомате нет банкнот.

Караси

У рыбаков снасти, У карасей пасти. На снасти караси. Карасей не спасти.

Какие бывают скороговорки?

В народном фольклоре нашли свое место множество различных скороговорок на все случаи жизни. Родители при творческом подходе к домашним занятиям могут подобрать массу интересного материала. Что надо знать при таком огромном выборе, чтобы излишне не нагружать ребенка, сохранить игровой настрой, одновременно решая задачи обучения? Все очень просто, взрослым нужно познакомиться с видами и предназначением потешных фраз. Специалисты классифицируют потешки следующим образом:

  • простые и сложные;
  • скороговорки для развития дикции;
  • скороговорки смешные для забавы.

Простые и сложные шутки – прибаутки для малышей

Обучение малышей начинается с простых фраз, в которых повторяется один только звук, например, [л]. Сначала это скороговорки короткие, небольшие, чтобы научить проговаривать их четко, в разном темпе, затем более длинные, с усложненным содержанием . После того как ребеночек научится правильно произносить простую скороговорку, можно переходить к заучиванию сложных, где присутствует несколько отрабатываемых звуков. Деткам до 4 лет предлагается речевой материал в соответствии с теми звуками, которыми они овладевают на данном этапе [л, с, н, т].

Скороговорки со звуком [c]

Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку С Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку ‒ в бок, Соньку ‒ в лоб.

Семь суток сорока старалась, спешила, Себе сапоги сыромятные сшила. Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Скороговорки со звуками [л, м]

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была.

Галка села на палку, Палка ударила галку.

У ёлки иголки колки.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Вылили мыло в ванну И вымыли мылом Ваню.

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

Скороговорки со звуками [н, т]

На речной мели мы на налима набрели.

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

От топота копыт пыль по полю летит.

Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали, Да ноги-то оттопали.

Сидел тетерев на дереве, А тетерка с тетеревами на ветке.

Нужен топору забор, А забору друг – топор. Строит буква «Т» забор, Тук-тук-тук стучит топор.

Скороговорки для средних и старших дошколят

Средним, старшим дошкольникам для домашних занятий подбираются скороговорки для развития речи и дикции с наиболее трудными звуками [р], шипящими, а также с чередованием звуков. Если работа велась с младшего возраста, детям не составит труда осилить сложные потешки, в которых чередуются звуки. Например, общеизвестна такая сложная «языковертка» на букву р: «Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет». В ней присутствует труднопроизносимые для детишек звуки [р и л], становление которых идет только к пяти годам. Если таковой работы не велось, родителям придется ориентироваться на материал младших дошколят, только потом вводить сложные скороговорки с трудными звуками.

Скороговорки со звуками [р — л]

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

За поселком у проселка в поле пела перепелка. Перепел прилетел, перепелку перепел.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.

Ехал грека через реку, Видит грека ‒ в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека ‒ цап!

«Расскажите про покупки». «Про какие про покупки?» «Про покупки, про покупки, Про покупочки мои».

Сшит колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скороговорки с шипящими звуками и [ц]

Прибаутки, при помощи которых отрабатывается произношение шипящих звуков, ‒ довольно сложные задания. Их можно предложить только старшим дошколятам или ребятишкам, с которыми занимались с раннего возраста, и они достигли хороших результатов. Остальным ребяткам работать с таким материалом будет довольно трудно. Взрослым нужно начинать домашние занятия с простого содержания, постепенно переходя к сложному тексту.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Цыплята просят проса, Цыплятам на подносе Выносит просо Фрося, Все косы Фроси в просе.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Четыре черепашки учились пить из чашки. Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже ‒ Ужа ужица съест на ужин И скажет: (начинай сначала).

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорки для проработки проблемных букв

Существует несколько проблемных согласных звуков:

  • шипящие и глухие;
  • свистящие и звонкие;
  • сонорные.

Для коррекции их произношения используются скороговорки.

Во время тренировки нужно соблюдать 4 правила:

  1. Начинать с коротких словосочетаний, переходя к длинным предложениям постепенно.
  2. Понимать значение всех слов в предложении, произносить его с выражением. Выделять главные слова интонационно.
  3. Наращивать скорость произнесения постепенно.
  4. Перед произнесением набирать в легкие воздуха побольше и проговаривать недлинные фразы на одном дыхании.

Для улучшения «р»

Из всех звуков русского языка это самый сложный по своему образованию.

Он требует активного движения различных частей языка, поэтому причины нарушения бывают самыми разными:

  • укороченная подъязычная связка;
  • неразвитые мышцы языка;
  • дефицит фонематического слуха.

Поэтому одни скороговорки для развития речи и дикции в возрасте 8-12 лет не помогут.

Нужна физкультура для мышц языка.

Примеры скороговорок:

  1. Прочный пакет из-под поп-корна.
  2. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

С шипящими звуками

Проблема с шипящими возникает из-за неправильного прикуса или отсутствия верхних зубов. Когда язык попадает между резцами, то звук становится шепелявым. Исправить дикцию может стоматолог-ортодонт.

Если же ребенок заменяет звук [ш] на [ф], [с] или [х], это говорит о затрудненной слуховой дифференциации. Регулярные тренировки с помощью скороговорок помогут настроить слух и отличать [ш] от [с], которые для некоторых звучат одинаково. Можно использовать на занятиях шарики, пуговицы или фишки разных цветов. Каждый цвет обозначает какую-то букву. Ребенок выкладывает на стол красный шарик, если, например, услышал в слове звук [ш], и белый, если он слышит [с].

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Глядят подсолнухи на солнышко, А солнышко на подсолнушки. Но подсолнухов много у солнышка, А солнышко одно у подсолнушка.

Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.

Шушера шушере шуршала, Что шурша шушере шуршать мешала.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

За щекой у щуки щетки. Щетки у щуки за щекою. Щука глаза прищуривает, Да не прищуриваются.

На английское произношение

Для детей, которые начинают учить английский язык, скороговорки станут и игрой для запоминания новых слов, и тренажером для дикции.

The two-twenty-two train tore through the tunnel.

Through three cheese trees three free fleas flew.

While these fleas flew, freezy breeze blew.

The thirty-three thieves thought that they thrilled the throne throughout Thursday.

That’s what made these three free fleas sneeze.

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.

A peck of pickled peppers Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

We surely shall see the sun shine soon.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]