Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНАМ.план-конспект занятия по развитию речи на тему
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ
Цели: учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; сочинять сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания.
Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения в школе:
а) при встрече приветствовать взрослых, товарищей, учителя;
б) на уроке: при ответе поднимать руку, отвечать стоя, не выкрикивать; слушать внимательно учителя и одноклассников;
в) на перемене: нельзя бегать, толкать друг друга.
II. Актуализация опорных знаний. 1. Работа с ребусами.
(Аист, бабочка, усы, вода.)
Учитель печатает на доске слова-отгадки.
- Напечатайте слова в тетради. Кто не умеет печатать, спишите с доски первую букву каждого слова.
- Красным карандашом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом — буквы, обозначающие согласные звуки.
- Назовите слова, которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
- Назовите слова, которые начинаются со звука, обозначающего согласный звук.
- Что можете сказать про аиста? бабочку? усы? воду?
- Назовите слова, которые могут быть каким-то образом связаны по смыслу (аист — вода, бабочка -усы).
2. Игра «Назовите свой звук».
На столе вперемешку лежат предметы или картинки. Разделившись на команды, дети подходят к столу.
Задание: отобрать предметы, названия которых начинаются на одну букву. (Мячик, машина, кукла, мишка, сапоги.)
- Есть ли среди оставшихся предметов сказочный предмет? (Сапоги.) В каких сказках встречаются сапоги?
- Чем сказка отличается от рассказа?
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте: колени высоко поднимать.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания -руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись -Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
III. Формирование новых понятий. Составление рассказа.
— Сегодня мы научимся правильно составлять рассказ. По смотрите на картинку. О чём будет этот рассказ? (О кукле.)
— Итак, главная героиня — кукла.
1-я картинка. (Девочка играет с игрушками, из них несколько кукол.)
- Чтобы рассказ был интереснее и понятнее, давайте дадим девочке имя.
- В любом рассказе есть начало, в котором описывается, где происходят события, с кем, кто главный герой.
- Придумайте начало по первой картинке.
2-я картинка. (Мама дарит новую красивую куклу.)
- Что произошло дальше?
- Как девочка отнеслась к подарку? (Про всех кукол забыла, стала играть только с новой куклой.)
3-я картинка. (Девочка играет с новой куклой, а старые бросила.)
4-я картинка. (Новая кукла лежит в стороне, девочка находит старую куклу под столом.)
— Почему девочка новую куклу оставила в стороне?
— Что произошло со старыми игрушками?
— Зачем девочка ищет старую куклу? (Более близкая, дорогая.)
5-я картинка. (Девочка моет куклу и стирает одежду.) — Чем закончилась эта история?
- Кто сможет рассказать полностью всю историю?
- Понравился ли вам рассказ?
IV. Формирование практических навыков: работа с текстом.
1. Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Волшебное
слово».
— Я прочитаю вам рассказ, который называется «Волшебное слово». Подумайте, почему его так назвали.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо
мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убе гу из дома.
— Убежишь? -Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. —
Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет, — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берет тебя брат?
- А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни -тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попро бую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же
. сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Какую тебе?
- Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по ком нате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но’в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
2. Беседа по содержанию.
- Все ли слова вам были понятны?
- Почему рассказ назвали «Волшебное слово»?
- Почему Павлик хотел убежать из дома?
- Почему Лена не давала краску? Бабушка — морковку? Брат не взял покататься на лодке?
- Какой совет дал ему старик?
- Как Павлик воспользовался советом?
- Помог ли ему совет старика? Каким образом?
— Зачем Павлик снова побежал в сквер?V. Итог занятия.
— Какие ещё волшебные слова вы знаете? Почему их назы вают волшебными?
— В каких ситуациях вы пользуетесь этими словами?
Развивающие материалы по теме
Детский сад
Картинки по разным темам
Методика «Последовательные картинки»тест по коррекционной педагогике
Методика «Последовательные картинки»
Данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.
Оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, характеризуется уровень речевого развития ребенка.
Возрастные особенности использования. Данная последовательность картинок может предъявляться детям, начиная с 4,5-5-ти лет (с 4,5-летнего возраста при организующей помощи).
Анализируемые показатели:
— доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла;
— особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т.п.);
— стратегия зрительного восприятия;
— общая стратегия деятельности;
— объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.
Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.
Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.
Анализ результатов:
0 баллов — Не справился.
1 балл — Рассказ составлен на основе двух картинок, логическая связь присутствует.
2 балла — Рассказ составлен по трём картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, не обосновывает.
3 балла — Рассказ составлен по трём картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, чётко выявляются логические связи.
4 балла — Рассказ составлен по четырём картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.
5 баллов — Рассказ составлен по четырём картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, чётко выявляются логические связи
Уровни | низкий Ур.патологии | ниже среднего | Средняя норма | выше среднего | Высокий уровень |
Определение уровня развития логического мышления | 0 | 1 | 2-3 | 4 | 5 |