Задержка речевого развития у ребенка в раннем возрасте – увы, не редкость, а проблема, требующая комплексного решения, включая обязательный визит к врачу. Если патология обусловлена не психологической зажатостью, а физиологическими особенностями, высокую эффективность в лечении показывает массаж языка и артикуляционная гимнастика. Разбираемся, как делать массаж языка ребенку, какие существуют показания и противопоказания, в чем особенности процедуры. Напоминаем: перед лечением обязательна консультация врача!
Преимущества и эффективность детского массажа языка
Логопедический массаж – наиболее эффективный метод корректировки дефектов речи и проблем в задержке развития. Комплекс точечного воздействия абсолютно безболезненный и не вызывает неприятных ощущений у ребенка, позволяя:
- снизить эмоциональное напряжение;
- активизировать работу мышц языка;
- скорректировать сложные для детей звуки (Л и Р, Г и Д, шипящие);
- избавиться от заикания, нарушений голоса;
- уменьшить отделение слюны;
- улучшить показатели речевого дыхания;
- нормализовать мышечный тонус.
Сложность при массаже языка заключается в том, что не каждый малыш готов длительное время находиться в одной позе с открытым ртом – непоседливыми детьми манипуляции переносятся труднее, поэтому особенно важна психологическая подготовка со стороны родителей.
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
- Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
- Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
- Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
- При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
- Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
- Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
- Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
- Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя
Показания к логопедическому массажу у детей
Логопедический массаж ребенку показан при спектре нарушений, ключевым из которых являются проблемы с речью (неправильное произношение звуков, заикание, недостаточное развитие в соответствии с возрастом). Процедура особенно эффективна при ряде артикуляционных и даже психологических нарушений:
- заикание вне зависимости от причин и тяжести протекания;
- частичная потеря голоса либо незначительные дефекты;
- детский церебральный паралич, задержка в развитии;
- речевые патологии – брадилалия, афазия, дислалия;
- низкий либо, напротив, повышенный тонус лицевых мышц;
- дизартрия, при которой язык ограничен в подвижности.
Массаж языка назначает врач – если родитель хочет использовать этот лечебный метод, сначала нужно проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить противопоказания, понять, что процедура принесет пользу.
Информация о челюстях
Челюсти — это пара костей, которые образуют основу рта и зубов (см. рисунок 1).
- Верхняя челюсть — это верхняя челюстная кость.
- Нижняя челюсть э это нижняя челюстная кость.
- Височно-нижнечелюстной сустав — это место крепления нижней челюсти к черепу.
- Жевательная мышца — это мышца, соединяющая нижнюю челюсть с черепом.
Рисунок 1. Кости и мышцы челюстей
Открытие и закрытие рта обеспечивают множество мышц и нервов, расположенных вокруг челюстей. Большинство людей могут открыть рот на 35–55 миллиметров (1,4–2,2 дюйма), что равно ширине трех пальцев руки (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Нормальная высота открытого рта
Вернуться к началу
Как делать массаж языка ребенку – техника проведения процедуры
Существует несколько техник манипуляций, включая массаж языка зубной щеткой – такую процедуру легко проводить в домашних условиях. В логопедии для воздействия на язык используют специальные инструменты, подручные средства (щетка либо ложка), пальцы рук (только в перчатках). Если планируете самостоятельно выполнять массаж, следуйте инструкции:
- Разогрейте рабочую зону, легко поглаживая кожу лица и шеи – подготовка окажет положительное моральное воздействие на пациента.
- Проработайте продольную мышцу – нужно двигаться от корня языка к его кончику.
- Пройдитесь по поперечной мышце, двигаясь от центра к боковым краям – с осторожностью у корня языка (вызывает рвотный рефлекс).
- Выполните легкие поглаживания в ротовой полости – направление значения не имеет.
- Похлопайте по поверхности языка и снова пройдитесь по продольной мышце.
- Обработайте уздечку языка перетирающими движениями (можно использовать марлевую салфетку).
Результат заметен только при регулярности – цикл состоит из 10-20 сеансов (зависит от клинической картины и достигнутого эффекта). Для закрепления лечебного воздействия делают перерыв на 1-2 месяца и повторяют курс.
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
Губки мои гибкие
Могут стать улыбкою.
«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
Губы сложим в трубочку,
Чтобы сделать дудочку.
«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
Бублик мы изобразили –
Губы плавно округлили.
«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
Мы согреем наши щечки:
Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
«Худышка» (втянуть щеки):
Вот худышка – щеки впали,
Видно, кушать ей не дали.
«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
Сперва шарик надувай,
Потом воздух выпускай.
«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай пошире рот!
«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
Язычок мой как иголка,
Отойди, уколет колко!
«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок,
Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
Язычок сложи катушкой
И катай, как кот игрушку.
«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Звук копыт услышишь звонкий.
«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Противопоказания – когда массаж языка вреден для ребенка?
Отсутствие противопоказаний определяет невропатолог – врач документально подтверждает безопасность массажа для ребенка (без справки манипуляции дома, в государственном учреждении и у частного специалиста запрещены). Нельзя проводить массаж языка, если:
- в ротовой полости есть повреждения, ранки, порезы;
- диагностирован стоматит, гингивит, общие инфекционные заболевания;
- у ребенка увеличены лимфатические узлы;
- малыш боится процедуры – зачастую страх вызван неизвестностью и пугающим видом инструментов;
- имеются нарушения кровоснабжения, грибковые поражения, онкологические заболевания;
- кожа гиперчувствительная.
Делать массаж языка своими руками у ребенка нелегко, лучше доверить эту задачу профессиональному массажисту – в идеале детскому, так как такой специалист умеет работать с малышами, легко находит к ним подход, проводит процедуры без истерик и дискомфорта для детей. Более того, без должного опыта и умений родитель может травмировать ребенка, причинить ему боль и не достигнуть цели – манипуляции окажутся бесполезными, будет упущено бесценное время.
В случае развития спазма жевательных мышц при открытии рта
Чем раньше вы начнете лечение спазма жевательных мышц, тем легче будет возобновить нормальную работу челюстей. Если у вас возникло напряжение в челюсти, немедленно позвоните своему медицинскому сотруднику. Он может направить вас к специалисту, как описано ниже.
- К специалисту по речи и глотанию, физиотерапевту или к обоим. Они помогут вам сохранить способность открывать рот и возвратить любые потерянные способности. Эти специалисты используют самые различные методики, например, физические упражнения, растяжку и массаж. Они также могут порекомендовать вам использовать специальные устройства, которые помогут открыть рот.
- К врачу-реабилитологу. Он оценит насколько хорошо вы можете открывать рот. Он может назначить вам лекарства от боли или спазмов (внезапного сильного сокращения мышц), предложить другие способы лечения или порекомендовать медицинские устройства, чтобы помочь вам.
Ваш медицинский сотрудник обсудит с вами, направление к какому специалисту будет наиболее полезным для вас.
Вернуться к началу
Профилактика гипертонуса мышц ВНЧС
Меры профилактики против гипертонуса мышц нижней челюсти помогут предотвратить заболевание при комплексном подходе. Намного проще соблюдать общие рекомендации врачей, чем столкнуться с болезненным спазмом ВНЧС. Профилактика включает в себя следующие мероприятия:
- Профилактические визиты к врачу раз в полгода.
- Тщательная систематическая гигиена полости рта.
- Лечение кариеса при первых его симптомах.
- Ортодонтическое лечение при патологиях прикуса.
- Дезинфекция продуктов питания.
- Противостолбнячная терапия при укусах животного.
- Комплекс необходимых прививок.
- Не открывать широко рот (часто вывихи челюсти бывают при попытках откусить крупный фрукт).
- Не злоупотреблять твердыми продуктами питания, не грызть орехи зубами.
- Избегать стрессовых ситуаций, меньше реагировать на стресс.
Развитие болезни
Появляется провоцирующий фактор, который вызывает единичное напряжение мышцы. Постоянный гипертонус постепенно перерастает в спазм. Болевые ощущения с течением времени ослабляют мышцу, поскольку человек стремится меньше задействовать мышцы. Результатом становится снижение тонуса мышечной ткани
. На этом фоне развивается компенсаторное напряжение мышцы, расположенной на противоположной стороне челюсти.
При мышечном болевом синдроме пациент испытывает постоянную боль в области жевательных мышц, которая усиливается при движении нижней челюсти. Во время смыкания и размыкания челюстей слышен щелкающий звук в ВНЧС. Визуально наблюдаются зигзагообразные отклонения челюсти вбок или вперед. Развивается бруксизм
. Иногда болевой синдром проявляется в верхней челюсти, носовых пазухах, надбровных дугах, развивается звон или шум в ушах.
Последствия спазма челюстей
Тризм неприятен для человека не только болевыми ощущениями. При болезненном открывании и закрывании рта нарушается нормальный процесс приема пищи, страдает ЖКТ. При спазмах челюстей нарушается дыхание, что приводит к постоянному кислородному голоданию мозга, возникновению головных болей. Это влияет на состав крови, работу сердечно-сосудистой системы.
Серьезные проблемы со здоровьем вызывают тризм, обусловленный инфекциями или новообразованиями. В этом случае требуется длительное серьезное лечение. При начальных стадиях болевые ощущения полностью снимаются. При системных заболеваниях, когда тризм является вторичным признаком, необходима комплексная терапия.