Мастер-класс «Коррекции ошибок, обусловленных несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия»


От автора

В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса. Система разработана на основе многолетнего практического опыта автора.

Книга рассчитана на логопедов, работающих на школьных логопунктах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она может быть полезной учителям начальных классов массовых школ и родителям.

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски

гласных и согласных букв — «трва», «тава» вместо трава; перестановкибукв в слове — «тко» вместо кто, «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов — «кокродил», «кродил» вместо крокодил; появление лишних букв или слогов в слове — «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; недописывание букв или слогов в слове — «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т. п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия исвязанного с ним анализа и синтеза слова. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «ожик» вместо ежик, «трупочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки, «сапля» вместо цапля, «тяйник» вместо чайник и т. п., а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся умеют согласовывать прилагательные с существительными не в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: пошли с корзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственнысвязей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Формирование фонематического слуха

В ходе логопедической работы на всех этапах исправления звукопроизношения и преодоления ОНР важными являются следующие этапы:

  1. Обучение различению и употреблению противопоставляемых фонем изолированно, в словах, фразах.
  2. Усвоение произношения слов различной слоговой структуры.
  3. Тренировка в свободном использовании приобретенных навыков в самостоятельной речи.

Развитие фонематического слуха необходимый элемент становления речи ребенка и его готовности к школьному обучению. Вторичным нарушением недоразвития фонематического слуха могут быть специфические ошибки на письме и при чтении.

Программа «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи» для учащихся 2 класса

Методическое пособие

Программа «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи» для учащихся 2 класса

Срок реализации- 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. Последние годы в школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Она обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

Дисграфия (частичное специфическое нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушений процесса письма, так как от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. В основе дисграфии лежит несформированность какой-либо из сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической). В зависимости от характера нарушений речи, нарушения письма проявляются в разных формах.

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонетического недоразвития речи является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне важна и может быть выражена в речи ребенка различным образом (заменой букв более простыми по артикуляции, трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте).

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

В основном дети с фонетико-фонетическим недоразвитием речи пишут так, как слышат. У учащихся нарушена слуховая дифференциация фонем (глухих-звонких звуков, твердых-мягких, шипящих-свистящих) и фонематический анализ и синтез.

На письме наблюдаются замены букв: п-б, т-д, ш-ж и так далее.

Данная категория детей нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Данная программа составлена с учетом Программы по русскому языку для начальных классов.

Актуальность программы.

У учащихся вторых классов общеобразовательных школ среди различных отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Дети часто замедленно усваивают материал по русскому языку и другим предметам, т. к. нарушения чтения и письма отрицательно сказываются на продуктивности овладения знаниями. Трудности усвоения тех или иных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения школьной мотивации, возникающих в связи с этим трудностями в поведении. Среди них на первом плане стоят нарушения чтения и письма.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, с сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом и чтением. К ним относится и фонетико-фонетическое недоразвитие речи.

Распространенность нарушений письма среди детей довольно велика. В связи с этим, возрастает актуальность проблемы быстрого выявления таких школьников среди остальных учащихся с помощью обследования. Особенно остро встает проблема своевременного и эффективного оказания помощи в виде комплексной коррекционной работы с детьми с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Концептуальность программы

Данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и имеют реализацию логопедических методов на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы: системности, комплексности, общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Устная и письменная речь представляет собой вид временных связей второй сигнальной системы, но письменная речь, в отличии от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражителей (Л.С. Выготский, В.Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

А.Р. Лурия определил письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций.

На формирование письменной речи воздействует ряд онтогенетических факторов: становление механизмов устной речи и эволюция пространственного различия у нормально развивающегося ребенка.

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя речи). Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.

Нарушение звукопроизношения, фонетического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

Цель программы.

Целью данной программы является коррекция фонетико-фонематической нарушений речи. Развитие и совершенствование фонетико-фонематической и лексико-грамматической стоны речи у учащихся 2 классов с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Задачи программы.

Приоритетными задачами программы являются:

1. Развитие фонематического восприятия и представлений.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

4. Формирование звукобуквенных связей.

5. Развитие мнезиса и сукцессивных функций. (Это функции, участвующие в воспроизведении последовательности движений, звуковых и графических ритмов, изображений, временной последовательности вербальных стимулов: слов, цифр; в автоматизации речевых рядов: времена года, дни недели и т.д.)

6. Закрепление пространственно-временных представлений.

7. Развитие умения сочетать речь с различными каналами коммуникаций (обонятельных, тактильных, зрительных, слуховых, вокализационных, позо- и жестомимических. Развитие данного умения направлено на развитие полноценной речевой актуализации).

Адресат.

Программа адресована для учащихся вторых классов, которые обучаются по программе 1-4 и имеют нарушения письма – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, в основе которого лежит недоразвитие фонематического слуха.

Формы и режим занятий.

Все занятия будут проходить в стенах школы в классе.

Коррекционное занятие проводится в форме урока в группе из 6 учащихся.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

В начале, середине и конце курса проводятся родительские собрания, на которых разъясняются цели и содержание данного этапа коррекционной работы, даются рекомендации по проблеме и списки литературы.

На занятиях используют пособия по коррекции устной и письменной речи, раздаточный материал, дидактические игры, наглядный материал, учебная литература.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка результатов коррекционной работы проводится в несколько этапов. На каждого ребенка составляется классификатор ошибок. С помощью классификатора ошибок проводится анализ ошибок на первом и последнем занятиях и в конце каждого этапа коррекционной работы.

Особое значение имеет сравнение результатов анализа ошибок в начале первого этапа и в конце последнего этапа коррекционной работы.

В зависимости от этого составляется план последующей работы с ребенком (при неусвоении программы это может быть переход на другую форму работы, на более легкий материал или повторное прохождение некоторых тем коррекционного курса, при усвоении — последующее сопровождение ребенка с целью закрепления навыков).

Основной формой подведения итогов в середине и конце года являются открытые уроки для родителей, на которых ученики показывают результаты работы через выполнение устных и письменных заданий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Все занятия разделены на два блока.

I блок направлен на:

  • развитие фонематического восприятия и представлений
  • развитие фонематического слуха
  • развитие зрительного и слухового внимания, памяти
  • на формирование звукобуквенных связей
  • на формирование навыков языкового анализа и синтеза, что подразумевает развитие умения анализировать предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы.
  • развитие чувства ритма, являющейся базовым для правильной постановки ударения и деления на слоги.

II блок направлен на:

  • выработку навыков дифференциации смешиваемых пар звуков.

Так, работа по дифференциации аффрикат и близких к ним звуков, построена не случайно. В связи с соответствующим принципом от простого к сложному первая дифференцируемая пара – [ц]-[с], так как звук [с] входит в состав сложного звука [ц]. Уже начатая работа со звуком [ц] продолжается его различением со звуком [т’], парным звуку [т], так же входящим в состав [ц]. Далее берется в работу звук [щ’] и сравнивается сначала с простым звуком [с’], а только потом со сложным звуком [ч’], который состоит из звуков [т’] и [щ’]. Поэтому следующей парой для дифференциации будут звуки [ч’] — [т’]. Заканчивается дифференциация сравнением сложных аффрикат [ц] — [ч].

Учебно-тематический план

Тема занятия Кол-во

часов.

I
блок
1Предложение. Понятие предложения. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Составление графических схем. 3
2Текст. Понятие о тексте. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста. Выделение предложения из текста. Составление графических схем. 3
3Слово. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. 5
4Понятие слога. Деление слов на слоги.Слоговой анализ и синтез слов. 2
5Звуки речи и неречевые звуки. Звуки и буквы.Дифференциация понятий «звук», «буква». 1
6Гласные звуки. артикуляция гласных, выделение гласного на фоне слова (нач., сер., конец). 1
7Гласные буквы I и II ряда 1
8Согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только твердые согласные: рама). 4
9Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация твердых и мягких зв. на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (твердые и мягкие согласные: липа, слива) 4
10Звонкие и глухие согласные. Дифференциация твердых и мягких на слух. Звукобуквенный анализ на уровне слова (только в сильных позициях: зима, сама) 4
II блок
11Звуки [п] – [п’] и буква П. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
12Звуки [б] – [б’] и буква Б. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
13Дифференциация звуков [п] – [б] 1
14Дифференциация звуков [п’] – [б’] 1
15Звуки [ф] – [ф’] и буква Ф. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
16Звуки [в] – [в’] и буква В. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
17Дифференциация звуков [в] – [ф]. 1
18Дифференциация звуков [в’] – [ф’]. 1
19Звуки [т] – [т’] и буква Т. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
20Звуки [д] – [д’] и буква Д. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
21Дифференциация звуков [т] – [д]. 1
22Дифференциация звуков [т’] – [д’]. 1
23Звуки [к] – [к’] и буква К. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
24Звуки [г] – [г’] и буква Г. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
25Дифференциация звуков [к] – [г]. 1
26Дифференциация звуков [к’] – [г’]. 1
27Звуки [с] – [с’] и буква С. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
28Звуки [з] – [з’] и буква З. Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
29Дифференциация звуков [с] – [з]. 1
30Дифференциация звуков [с’] – [з’]. 1
31Дифференциация звуков [ш] – [ж].Правописание «жи-ши». 1
32Дифференциация звуков [с] – [ш]. 1
33Дифференциация звуков [з] – [ж]. 1
34Правописание парных согласных. 3
34Звуки [л] – [л’] и буква Л Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
35Звуки [р] – [р’] и буква Р Артикуляция, характеристика звуков. Выделение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, обозначение их на письме. 1
36Дифференциация звуков [л] – [р], буквы Л, Р 1
37Дифференциация звуков [л’] – [р’], буквы Л, Р 1
38Дифференциация звуков [ц] – [с], буквы Ц, С. 1
39Дифференциация звуков [ц] – [т’], буквы Ц, Т. 1
40Дифференциация звуков [щ’] – [с’], буквы Щ, C. 1
41Дифференциация звуков [ч’] – [щ’], буквы Ч, Щ. Правописание «ча-ща». 1
42Дифференциация звуков [ч’] – [т’], буквы Ч, Т. Правописание «чк-щн». 1
43Дифференциация звуков [ч’] – [ц], буквы Ч, Ц. 1
44Обобщающее занятие. 1
Всего: 65 часов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Разрезная азбука (настенная) 1 шт. 2. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт. 3. Буквенные веера: гласные буквы 8 шт. согласные буквы 8 шт. 4. Учебно-методические пособия. 5. Классная доска 1 шт. 6. Стол канцелярский 1 шт. 7. Стул компьютерный 1 шт. 8. Парты 4 шт. 9. Стулья 8 шт. 10. Магнитофон 1шт. 11. Диапроектор (фильмоскоп) 1 шт. 12. Дискеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

1. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 3.Мещерякова Н. М., Зубович Е. В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2008 4. Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. — с. 112-129 5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В., Смирнова С.А., Лагутина А. В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение. 2008 6. Шуйфер Р. И. Логопедические занятия с учащимися первых классов, имеющими недостатки произношения// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР

Для учеников:

1. В приложении предлагается примерный перечень игр, в которые ученики могут играть в условиях дома. 2. Пособие Ефименкова Л.Н. -Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1 — Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха: Выпуск 2, Часть 1, 2, 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Тексты проверочных диктантов.

Птицы.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птичкам годно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасают урожай.

Орел.

Высоко летает могучий орел. Зорко смотрит он на землю: Не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит ее в свое далекое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик.

Заяц.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя серая шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не мороз и вьюга, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шкурка да бойкие прыжки.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

Дидактические игры.

1. «Рыбалка».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.

2. «Телевизор».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц — спрятанное слово.

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и более человек.

3. «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

4. «Цепочка слов».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

5. «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

6. «Незнайка с кармашком».

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры.

I вариант

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

II вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

Количество играющих: один и более человек.

7. «Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

8. «Собери букет».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре- бенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

9. «Речевое лото».

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

10. Лото «Читаем сами».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры.

1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

// вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).

11. «Волшебный круг».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры.

I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

мишка — мышка удочка —уточка мак — рак коза — коса кит — кот трава — дрова усы — уши кадушка — катушка дом — дым

II вариант

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

Количество играющих: 1-2 человека и более.

12. «Найди слова в слове».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

Количество играющих: 1-3 человека и более.

13. «Математическая грамматика».

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том — м + лиса — са + иа — ? (столица).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

14. «Допиши словечко».

Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:

Воробей взлетел повыше, Видно всё с высокой (крыши).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

15. «Занимательная грамматика».

Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:

Слова — слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.

Например:

1) первый слог — наименьшее трехзначное число;

второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе; вместе — главный город страны (столица);

2) первый слог — личное местоимение; второй слог — тоже личное местоимение; вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы). Итак, перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (см. игры «Незнайка с кармашком», «Волшебный круг», лото «Читаем сами» и т.д.), слоговой состав слова (см. игры «Занимательная грамматика», «Математическая грамматика» и др.), развивать орфографическую зоркость (см. игры «Допиши словечко», «Занимательная грамматика» и т.д.) и многое другое.

Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными — это «мертвый груз». А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

В заключение можно сделать вывод: своевременное выявление детей с ФФН речи и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.

Захаркина Н.А., учитель-логопед

  1. Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
  2. Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 классов
  3. «Автоматизация звука С» — конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка с дизартрией
  4. Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников
  5. Использование игровых технологий в системе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рекомендации

Предлагаемый авторский дидактический материал по коррекции нарушений письменной речи (дислексии и дисграфии) представляет собой систему специальных карточек с логопедическими заданиями для самостоятельной коррекционной работы учеников по исправлению имеющихся у них специфических ошибок. Это пособие предназначено для коррекционно-логопедической работы логопедов и учителей с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, у которых имеется специфическое нарушение процесса письма – дисграфия. Пособие можно распечатать и сделать в виде картотеки заданий по дифференциации звонких и глухих согласных звуков на письме.

Название: Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Автор: Ефименкова Л.Н. Издательство: Книголюб 2005

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]