Чем помогает дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения при заикании у детей расслабляют и придают тонус мышцам, участвующим в артикуляции. В результате:
- ребенок начинает правильно дышать, соблюдая темп вдоха и выдоха;
- проходит страх перед артикуляцией;
- проходит спазм мышц, который мешает держать темп речи;
- головной мозг получает больше кислорода, за счет чего улучшается его работа;
- укрепляются мышцы диафрагмы, брюшной полости, носоглотки.
В логопедии используются следующие методики:
- Традиционная — направлена на тренировку пресса, диафрагмы, контроль дыхания при разговоре, общее укрепление организма;
- дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н — направлена на восстановление дыхания при заикании, а также помогает устранить другие расстройства речи (дислалию, алалию, общее недоразвитие речи).
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА ПО МЕТОДУ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ
Пение — один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь, точно так же, как и тому, кто от природы бегун, и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения,- легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется,— отмирает. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как, ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения. У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог,— это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит. Но, певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил. Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть, к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка. Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене, и голос перестает звучать. Потеря голоса — это нарушение связей звуковедения, а его возвращение — восстановление этих связей. Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения? Голос воспроизводит мелодию. А мелодия — это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел, — его бросила рука, ветка качнулась, —ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь! Инструмент певца — часть его тела. И притом, одна из наиболее важных и наименее управляемых,—его органы дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния. Следовательно, учиться петь, — это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но, не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос — это звонкий голос. А, что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера, ещё не значит,- на него опереться. Опереться — это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь! Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И ещё: не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге,- там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук. Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать,- вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье! Лучшая в мире постановка голоса не русская, не французская, не немецкая и даже не итальянская…Лучшая в мире постановка голоса — ПРИРОДНАЯ! Если вы сознательно взяли правильный вдох и задержали его, все остальное сделает певческая интуиция. Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, ПЕНИЕ – ЭТО ПРОТЯЖНАЯ РЕЧЬ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ! И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, опереточной и даже оперной музыке вокализ— исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив— вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно — действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение — протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето». Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости— звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких — грудные мышцы.
«ПОТЕРЯ» ГОЛОСА И ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЕ У всех певцов, наших с Александрой Николаевной, пациентов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки,— было мелкое ключичное или грудное перерасширенное и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным. Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они — напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают,— оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург — улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию. Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение. Первое, что я рекомендую и актерам, и певцам,— убрать избыток воздуха из верхних долей легких и заставляет тренировать вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче. Затем я даю специальные звуковые упражнения на тех же движениях, на каких певцы делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же,- требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять. Поэтому дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой НЕОБХОДИМО делать перед каждым концертом или оперным спектаклем. И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение — знайте: там — ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет. Нам внушают, что петь хорошо — трудно и сложно, а плохо — легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший— легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕВЦАМ И ДРАМАТИЧЕСКИМ АКТЕРАМ Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием. Для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.
РЕКОМЕНДАЦИИ. Работа с вокалистами требует особого, «филигранного» мастерства, ведь голос каждого певца в итоге может стать национальной гордостью. Ошибки здесь недопустимы. Следует учитывать: 1. тип голоса певца (бас он, баритон или тенор, колоратурное сопрано или контральто…); 2. его физические данные; 3. тип нервной системы; 4. состояние его позвоночника (особенно шейно-грудного отдела); 5. общий гормональный фон организма (общеизвестно, что половые гормоны влияют на тонус голосовых складок)
ПОМНИТЕ! Голос должен быть не только звонким и красивым, но ещё и выносливым!
Правила выполнения
Гимнастика при заикании у детей нужно выполнять согласно определенным правилам, чтобы не допустить ухудшения состояния маленького пациента.
Ниже приводим список требований:
- Нужна предварительная консультация врача, особенно это важно в отношении детей, у которых есть сопутствующая патология. Перед началом занятий нужно урегулировать нагрузку, или выявить противопоказания, если таковые имеются;
- Малыш должен заниматься с удовольствием, что возможно, когда у него хорошее настроение, он сыт и у него есть силы. Уставший, голодный ребенок будет капризничать, и от такой гимнастики, кроме вреда, ничего не будет;
- Начинайте с коротких занятий, не более 10 минут. Следите за реакцией малыша: если ему стало некомфортно, лучше отложить урок;
- Постепенно прибавляйте продолжительность, но занятия должны длиться не более 30 минут;
- Если малышу стало трудно дышать, сбился ритм дыхания, он начал паниковать — прервите занятие;
- При желании используйте музыку — это поможет поддержать ритм движений;
- Вдох всегда резкий, шумный, через нос, выдох спокойный, без усилий, через рот.
Провоцирующие факторы заикания
Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.
К провоцирующим факторам относят:
- острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
- хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
- ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
- переучивание леворуких деток;
- изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
- такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
- ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).
В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.
Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.
Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.
Кому нельзя делать дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения при заикании у детей требует концентрации, четкого соблюдения техники, поэтому его нельзя выполнять до 3 – 4 лет.
Существуют и другие противопоказания:
- дискомфорт или болевые ощущения любой локализации при выполнении — головные боли, в грудной клетке, суставах. Лучше обратитесь к врачу, чтобы выяснить причину таких симптомов;
- неврологические заболевания — гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, объемные образования головного мозга, эпилепсия;
- болезни сердечно-сосудистой системы — врожденные пороки, пролапс митрального клапана;
- перенесенные травмы позвоночника, головы, грудной клетки, рук, ног;
- мочекаменная болезнь, гидронефроз;
- любое тяжелое хроническое заболевание с нарушением общего состояния.
Это не весь перечень противопоказаний. Следует проконсультироваться с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы выяснить возможность выполнения заданий.
Заболевания в острой форме — простудные, воспалительные, инфекционные, являются временным противопоказанием к сеансам. После нормализации состояния и хороших результатах анализов выполнение гимнастики возможно. Сроки воздержания определяет специалист.
Физиологические особенности заикания
Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:
- возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
- лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
- мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
- из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.
Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении заикания и других нарушений речи.
Методика основана на динамических дыхательных движениях через сопротивление мышц диафрагмы. Во время вдоха грудная клетка сжимается (через охват руками или за счет наклонов и поворотов туловища), выдох происходит спокойно, без усилий.
Первый день выполните первые 3 упражнения, повторяя их по 8 раз. Каждый последующий день прибавляете к основному комплексу еще одно упражнение.
Упражнение «Ладошки»
Задание выполняет роль разминки. Пациент должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь.
После вдоха нужно выдохнуть. Повторить 32 раза.
Упражнение «Обними плечи»
Спина прямая, положение сидя или стоя. Руки нужно поднять до уровня плеч, согнуть в локтевых суставах, ладонями вниз, одно предплечье на другом (как будто малыш сидит за партой). Короткий и шумный вдох — и обнять плечи с силой, сжимая грудную клетку. Перед лицом должен получиться треугольник. При выдохе силу обхвата ослабить и руки развести.
Выполните 8 раз. Затем пауза, и повтор. Таких повторений должно быть 12.
Упражнение «Погончики»
Ребенок стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох.
Вдох и выдох чередуются, таким образом выполняется 8 серий. После этого несколько секунд передышки и новый подход. Всего нужно выполнить 4 подхода.
Упражнение «Насос»
Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов.
Есть и другие упражнения при заикании: «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Малый маятник», «Перекаты», «Шаги», «Кошка». Их вы будете осваивать позже, когда выработаете правильные алгоритм выполнения предыдущих упражнений.
ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ ПО МЕТОДУ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ
При лечении заикания помимо дыхательной гимнастики нужно выполнять ещё и специальные звуковые упражнения, помогающие тесно смыкаться голосовым складкам, приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат. До настоящего времени этиология заикания, механизмы его развития еще недостаточно изучены. Считается, что чаще всего провоцирующим фактором заикания является испуг. Однако все дети в детстве пугаются, но не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, дети, имеющие к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро и невнятно говорит (скороговорка) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь. Наивно полагать (а, некоторые логопеды в этом, к сожалению, уверены), что заикающийся — ущербная личность. Любой ребенок, и тот, который рано начал говорить, читать и писать, и даже ребенок-полиглот, может, пережив нервный стресс, начать заикаться. Есть очень одаренные люди — поэты, композиторы, актеры,— которые в детстве заикались, а потом полностью или частично преодолели свой недуг. Однако логофобия (страх речи) накладывает на большинство детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. Ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность. Отсюда, в дальнейшем: нелюбимая работа, проблемная семья, узкий круг друзей… Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. В логопедических детских садах учат правильно, четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм! Лечение гипнозом не всегда приносит ощутимые результаты, прежде всего, потому, что не все дети и подростки поддаются воздействию гипноза. К тому же, неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на физическом и психическом самочувствии человека. «Ты абсолютно здоров!» — внушает гипнотизер заикающемуся подростку. А у того — поверхностное (ключичное) дыхание и больная носоглотка… «Твой голос звучит плавно и мелодично!». А у ребенка, — пассивная диафрагма и слабые, полностью не смыкающиеся голосовые связки… «Твое тело пластично и послушно!». А у подростка,- энурез, задержка физического и полового развития или сколиоз 3 степени… Как же можно заставить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо работают мышцы, участвующие в звукообразовании? Если его тело непластично и неспособно ритмично двигаться, а шея и плечи очень сильно напряжены?! И уж совсем варварским способом я считаю лечение заикания психотропными препаратами. По его мнению, это негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и вызывает различные половые расстройства у юношей. При лечении заикания у юношей и подростков логопеды вообще не уделяют внимания половой сфере. А ведь нельзя забывать о том, что в звукообразовании участвуют 3 системы: дыхательная, нервная и половая; последние две тесно взаимосвязаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-15 лет). Возьмем, к примеру, детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики и девочки. А в 14-15 лет вы не увидите ни одного мальчика, поют только девчонки! И если в этом возрастном периоде мальчик все-таки поет, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений в половой и эндокринной системах (возможно,- эктопия яичек, крипторхизм, микропенис, и т.д.). Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на функцию голосообразования: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. Обо всех отклонениях следует сообщить врачу. У девочек мутация голоса проходит более сглажено, но если имеют место какие-то нарушения (например, альгоменорея — болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Потому что функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая — при пороках развития половых органов. И та и другая напрямую влияют на функцию голосообразования — голос часто «садится», становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки. И если во время «месячных» Стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях во время менструации не может быть и речи. Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но, ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется! Михаил Николаевич учит своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести — именно в момент волнения. У себя на занятиях он даже искусственно создаёт им такие ситуации! Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки? Самое главное — научить его правильно дышать! Это, безоговорочно,- прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания БЕСПОЛЕЗНО! • следует научить заикающегося дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований; • нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании — создать так называемую «опору»; • с помощью специальных звуковых упражнений надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми. Все ЗВУКОВЫЕ упражнения в системе А.Н.Стрельниковой делаются на так называемой «диафрагмальной опоре». С ее помощью можно преодолеть ларингоспазм любой степени тяжести. При лечении заикания НЕОБХОДИМО учитывать индивидуальные особенности конкретного пациента в каждом отдельном случае: его возраст, образ жизни, тип нервной системы, вид и степень заикания и т.д.
Зачем нужны движения при дыхании
В результате выполнения упражнений дыхание при заикании становится брюшным, или диафрагмальным. До этого оно грудное поверхностное и носит судорожный характер вследствие недостаточного развития брюшных мышц. Особенно это выражено у тех пациентов, которые не приемлют спорт ни в каком виде и болезнь у них диагностирована давно.
При таком типе дыхания возбудимость дыхательных и речевых центров головного мозга повышается, что негативно влияет на темп речи: ребенок быстро говорит, и начинает запинаться.
Тренировка брюшных мышц, мышц диафрагмы и формирование стереотипа глубокого брюшного дыхания позволяют устранить эти нарушения. Также увеличивается жизненная емкость легких, из-за чего малыш начинает эффективнее использовать дыхание при разговоре: голос не прерывается, становится ровным и выразительным.
Кроме того, гимнастика — это движение. А при движениях повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между левым и правым полушариями. У ребенка улучшаются когнитивные процессы, он легче начинает усваивать новую информацию. Это особенно заметно, если дополнить задания обычными физическими упражнениями.
Принцип работы над дыханием при заикании
14
Содержание
Введение………………………………………………………………..………….3
1. Причины и механизмы заикания………………………………………………4
2. Особенности формирование речевого дыхания при заикании………………7
3. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой………………………….….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………….…..15
Введение
Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.
Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.
В данной работе мы постараемся рассмотреть не только теоретические причины и механизмы возникновения заикания, а также опишем формирование речевого дыхания при заикании, проведем анализ особенности дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, раскрыв не только теорию данной системы, но и продемонстрируем несколько практических примеров.
1. Причины и механизмы заикания
Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5 лет, когда нервная система, слуходвигательные и речевые системы мозга еще не окрепли, поэтому их функция легко нарушается неблагоприятными условиями (чрезмерными или слишком сложными раздражителями), а затем – в 7 лет (поступление в школу).
Благоприятную почву для возникновения заикания представляет болезненное состояние нервной системы ребенка, обусловленное рядом обстоятельств: неблагоприятные условия беременности, тяжелые роды, детские болезни, особенно коклюш, вызывающий судороги в речевых органах, тяжелые условия жизни в семье и т.п. В результате дети часто оказываются капризными, непоседливыми, раздражительными, с тревожным сном, плохим аппетитом.
Это отдаленные, предрасполагающие причины заикания, которые не всегда обязательно вызывают заикание. Но при подобном болезненном состоянии нервной системы для появления заикания иногда достаточно действия даже не очень сильных, но необычных, неожиданных или длительных раздражителей, являющихся для слабой нервной системы чрезмерными. Ближайшие, производящие причины заикания:
Испуг, внезапное изменение обстановки, страх, даже во сне, боязнь темноты, одиночества, ожидаемого наказания или прихода страшного дяди, которыми запугивают няни незасыпающего ребенка и т.п.
Возможно заикание детей и вследствие медленного развития речи или плохого произношения некоторых звуков. В этом случае какая-то недостаточность в речедвигательных системах мозга вызывает заикание. Заикание у детей, особенно у нервных, в старшем возрасте может произойти из-за болезненного самовнушения (патологической фиксации), нередко «при помощи» окружающих и вследствие неудач в речи (искажение звука, трудность выразить свою мысль словами и т.п.). Случайные остановки, запинки вызывают у таких детей уверенность, что это и в будущем повторится. У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая быстрой речи окружающих и стремясь, в силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться. Здесь сказывается перенапряжение нервных процессов при быстром следовании динамических стереотипов (звуков, слогов, слов) и фиксация неудач.
Возможны случаи возникновения заикания в момент парадоксальной фазы речевых рефлексов, когда легко возникает самовнушение. Такое состояние наблюдается при утомлении (истощении) нервной системы, при страхе, смущении, растерянности, трусости, боязливости и т.п. В этом состоянии любая запинка в речи может легко и прочно закрепиться и превратиться в заикание.
Физические травмы (ушибы головы, падение с высоты) нередко также вызывают нарушение мозговой функции даже у детей с крепкими нервами. И здесь очевидно действие нервной травмы. Нередко заикание вызывается инфекционными заболеваниями: коклюшем, нарушающим дыхание и вызывающим страх перед припадком; глистами, истощающими ребенка, раздражающими нервную систему и отравляющими мозг токсинами (ядами), и т.п. Встречаются случаи заикания по подражанию: нервные, психически неустойчивые дети, слушая речь заикающихся или передразнивая их, невольно, в силу рефлекса подражания, сами начинают заикаться. Бывает, что левши, когда их насильно переучивают владеть правой рукой, начинают заикаться: нарушаются уже установившиеся в мозгу координации и связи речевых движений с движениями руки и всего тела.
В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи, то есть нарушение, срыв нормальной деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы. К подобному перенапряжению нервной деятельности относятся и «ошибки» двух противоположных основных процессов мозга – возбуждения и торможения. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера.
Эти срывы свойственны неуравновешенному типу нервной системы, преимущественно слабому, и зависят не только от типа ее, но и от многих других причин: от общей обстановки (ситуации), характера речи ребенка и окружения, прошлого опыта, состояния здоровья, настроения, возраста и т.п.
Нервные срывы при известных условиях вызывают болезненные навязчивые состояния: в коре мозга, по Павлову, образуется «больной пункт» (стойкие патологические связи). При нормальной деятельности остальной части мозга в этом пункте происходит застойность, инертность раздражительного процесса – в результате возникает или стойкое раздражение, или торможение в ответ на приходящий сюда раздражитель. Ранее заикавшийся ребенок испытывает страх снова заикнуться. И.П. Павлов определяет страх как «различные степени пассивно оборонительного рефлекса». Он возникает на почве слишком чувствительного, утрированного торможения в уже до этого патологически ослабленных сильными раздражителями клетках коры.
Нередко заикание при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания, ревность дитяти). Возникает по А.Д. Зарубашвили, «патологическое беспокойство» и болезненное перенапряжение динамических возможностей второй сигнальной системы. Дитя не в состоянии надлежаще проанализировать создавшуюся вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает заикаться.
Следует воздержаться от досрочного обучения заикающегося иностранному языку – заикание может усилиться (особенно при строгих требованиях со стороны обучающего).
Однако известно, что не всегда подобные раздражители вызывают у ребенка заикание. Многие дети пугаются, падают с высоты, тонут и т.п., но после этого не заикаются. Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он нервно здоров, то он в случае подобных воздействий быстро приходит в норму. При нервной же слабости полученное потрясение оставляет после себя неизгладимые следы в виде расстройства деятельности в речевых областях головного мозга, что выражается в заикании.
Различают три степени заикания:
Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться. В этом случае задержки легко преодолеваются.
Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание.
Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяются типы течения заикания:
Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.
Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.
Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
Итак, заикание тесно связано с состоянием нервной системы, со всей личностью ребенка и его взаимоотношениями с окружающими. Из такого положения вытекают и средства борьбы с ним.
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное. Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.
2. Особенности формирование речевого дыхания при заикании
Нарушение речевого дыхания — один из постоянных признаков заикания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания характеризуют следующие показатели: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя три этапа:
1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания).
2. Формирование длительного фонационного выдоха.
3. Формирование речевого выдоха.
Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи.
Плавность речи- это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
В связи с тем, что у заикающихся поверхностное и недостаточно регулярное дыхание, а мышцы грудной клетки, особенно мышцы плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков используют в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называется диафрагмальным.
При таком типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.
Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата
(
постановку диафрагмально-реберного дыхания)
начинают в положении лежа, оптимально — на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.
В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом нужно учитывать следующие методические указания.
1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом при этом связаны с наклоном вниз.
4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включаютвыдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.
Успешно используется при постановке диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция.
Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)
Развитие длительного фонационного выдоха.
Формирование фонационного выдоха — основа развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных.
После того как пациенты освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе а-о-.
Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: а-о-у-и
(эталон гласных звуков). Этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима.
Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.
Формирование речевого выдоха.
В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.
Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления этих заданий и длительность тренировок.
При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимы не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включается во все виды занятий, проводимых с заикающимися.
3. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно.
В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.
1. «Насос»
Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.
После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.
Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения
и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.
Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника
, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление,
камни в почках
, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.
2. «Обними плечи»
Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.
Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.
При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.
Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания
- Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
- Говорить можно только на выдохе.
- Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
- Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
- На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
- Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
- Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.
При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.
Заключение
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.
Подходя итог исследованного материала, можно констатировать следующее: рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. Также его рассматривают как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. Существует подход, в котором отражается механизм заикания и его можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.
Учитывая все нюансы, не простого явления – как заикание, стоит тщательно подходить к принципам работы над дыханием при заикании.
Список использованной литературы
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. М., 2013.
- Зееман М.Д. Заикающиеся дети – М., 2014.
- Карпухина. Г.Р. «О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта. Дефектология №1», 2011
- Левина Р.Е. Проблеме заикания у детей – М., 2012
- Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание, Москва, Эксмо-пресс, 2012.
- Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. СПб.: Речь, 2013.
- Поварова И. А. Практикум для заикающихся. СПб.: Издательство СОЮЗ , 2014.
Как повысить эффективность гимнастики
Результат дыхательная гимнастика при заикании будет выше, если следовать следующим правилам:
- Необходимы комфортные условия для занятий. Для этого нужно предварительно проветрить комнату, не допуская холодной или наоборот, слишком теплой температуры в помещении;
- Если малыш занимается со специалистом, между ними должен установиться эмоциональный контакт, иначе это стресс для пациента и он будет отказываться от занятий;
- Желательно, чтобы первые несколько занятий провел логопед и показал, как правильно выполнять движения. Неправильная техника может усугубить заикание;
- Гимнастика не отменяет другие виды коррекции — занятия с логопедом, психологом, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру, а только дополняет их. Следуйте рекомендациям вашего врача и не пропускайте прием лекарств и другие процедуры;
- Занятия должны проходить регулярно, не менее 2 раз в день.
- Для уроков выберите утренние или дневные часы — в это время дети бодры, полны сил и энергии;
- Во время курса гимнастики при заикании у детей нужно обеспечить малышу достаточный сон и отдых, избегать физического и эмоционального перенапряжения;
- Сочетайте логопедическую коррекцию с обычными спортивными занятиями. Подойдут любые формы активности в домашних условиях: прыжки, отжимания, приседания, занятия на тренажерах (если они есть);
- Чаще бывайте на свежем воздухе. Обычные прогулки, подвижные игры, бег, езда на велосипеде не только тренируют дыхательную мускулатуру, но и создают хорошее настроение, насыщают организм кислородом, укрепляют организм;
- Выработайте правильное пищевое поведение: в рационе должно быть много свежих овощей и фруктов, еда должна быть в умеренных количествах;
Помните, что один из важный факторов, который влияет на результат лечения заикания — доброжелательность и принятие со стороны родителей. Дети тонко чувствуют атмосферу в доме и отношение к себе. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите малыша, особенно перед чужими людьми.
Радуйтесь его успехам, хвалите, любым способом показывайте, что вы рядом с ним и любите его независимо от того, есть у него заикание или нет. Это — дополнительный стимул для него: он будет больше стараться, прикладывать усилия, и результат не заставит ждать.
Причины заикания
В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.
В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.
И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.
Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.
Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:
1.
Возрастные особенности – 2–6 лет, когда речь находится в стадии развития, становясь уязвимой в силу неполного созревания. 2. Половые особенности – мальчики чаще подвергаются расстройству, чем девочки. 3. Поражение ЦНСвнутриутробное, постнатальное:
- патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
- преждевременные роды;
- родовые травмы;
- асфиксия;
- недоношенность;
- инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
- корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
- ЛОР-заболевания
- травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.
4. Наследственность. Наследование от родителей особенностей нервной системы – гипервозбудимость, ускорение двигательной, речевой активности. Наследование может происходить в течение нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин риск рождения потомства с подобным расстройством меньше, чем у заикающихся женщин. У мужчин с расстройством вероятность появления сыновей с дефектом составляет 20%, дочерей – 9%. У женщин: сыновья – 35%, дочери – 17%. 5. Особенности речевого развития. В момент формирования фразовой речи в норме для детей характерны некоторые отступления. Возможно появление итераций – повторение слогов, звуков, эмбол (звуки, слова без смысловой нагрузки). Это нормально, поскольку недостаточное речевое дыхание ограничивает возможность произносить в идеале полные фразы. Проблемы начинаются, когда в период становления речевой активности вмешиваются неблагоприятные факторы окружающей среды.