В науке
Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.
Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.
Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.
Пример: изучение наследственности биологических организмов привело к созданию нового научного направления – генетики. Затем уже из этой дисциплины выделились новые специализации – медицинская генетика, молекулярная, биохимическая. А развитие этих направлений, в свою очередь, неминуемо приведет к созданию новых дисциплин.
Рассмотрим наглядно на схеме дифференциацию в науке на примере педагогики:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
На схеме приведены только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.
Дифференциация языка
Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.
Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.
Существует 3 основных причины дифференциации языка:
- территориальная (пример – в предыдущем абзаце);
- социальная – изменения происходят вследствие дифференциации общества на различные социальные группы. Примером может служить молодежный сленг (помните, я писал про то, что такое ЧСВ, момо и тому подобное) ;
- функционально-стилистическая – изменения происходят вследствие внедрения в обиход слов из научной, официально-деловой, публицистической и разговорной лексики. Например, « IT-технологии» (научный стиль); «нотариальный акт» (официально-деловой); «акт беспрецедентной жестокости» (публицистический); «махнуть на рыбалку» (разговорный стиль).
Подгрупповое логопедическое занятие для обучающихся 3-4 класса «Дифференциация звуков Ч-Ц»
формировать умение различать звуки Ц–Ч в речи.
Задачи:
образовательные
- различение звуков Ч-Ц на слух, в слогах и словах, в предложениях, в тексте и на письме;
- уточнение и сравнение артикуляций звуков Ч-Ц:
- дифференциация существительных единственного и множественного числа;
- Работа с многозначным словом;
- формирование навыка словообразования с помощью суффикса -ичк;
- совершенствование навыка чтения;
- уточнение и расширение словаря по теме «Птицы».
развивающие
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Ч-Ц;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- согласование движений и речи;
- развитие общей моторики;
воспитательные:
- повышение речевой активности;
- воспитания желания говорить правильно и красиво;
- создание ситуации успеха;
- воспитание любви к природе родного края, к птицам.
Оборудование: картинки для рефлексии, общее зеркало, пособие для развития дыхания «Бабочки», зеркала индивидуальные, презентация, предметные картинки «Птицы», игра «Паровоз», мяч, карточки с заданием, плакатик с буквами Ч, Ц.
Содержание занятия:
I.Организационный момент.
— Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им. Они доброжелательные, а мы спокойны и сосредоточены. Постараемся все задания выполнять правильно.
У вас на столе картинки солнца, облака и тучи.
В конце занятия вы выберете картинку по своему настроению, по итогам своей работы.Если вам понравится занятие, у вас будет хорошее настроение, вы себе скажете “ Я – молодец!”, покажете солнце, если покажется, что еще надо поработать над темой, вы себе скажете- “Мне немного трудно”, покажете белое облако, если у вас были трудности, настоение плохое, покажете хмурую тучу.
Введение в тему.
Логопед: Какое сейчас время года? Правильно, весна.
Какие изменения происходят в природе весной? Назовите признаки весны.(ответ обучающихся).
При затруднении показ картинок с признаками весны.
Наш язычок тоже обрадовался весне (сказка о веселом Язычке – артикуляционная гимнастика
).
Язычок греется на солнышке (язык широкий). Закапал дождик – Язычок убежал домой, съежился, чуть – чуть выглядывает из домика (язык узкий).Подул весенний ветерок( упражнение на развитие дыхания). Проснулись насекомые: появились бабочки ( упражнение на развитие дыхания),жук полетел: ж-ж-ж-ж. Комары появились: з-з-з-з-з. Вернулись перелётные птицы, вьют гнёзда (упражнение «Чашечка»). В лесу обрадовались теплу и резвее побежали зайцы с горки на горку (упражнение «Качели»).Люди убираются в домах: белят потолки( маляр), красят заборы ( “Почистить зубы).Язычок рад весне (“Улыбочка”).
Основная часть.
- Введение в тему
.
Работа по картинкам.
Грач, ласточка, сыч, скворец, цапля, синица. Как их назвать одним словом? (дикие птицы).
Выделение
общегозвукавсловах:
грач, ласточка, сыч. Какой звук повторялся в названиях птиц? (Ч). Какая птица здесь лишняя? Почему?
Выделение общего звука в словах: скворец, цапля, синица. Какой звук повторяется в названиях этих птиц? (Ц). Какая птица здесь лишняя? Почему?
2.Сообщение
темызанятия(слайд№).
Сегодня на занятии мы будем различать звуки Ч-Ц.
К нам прилетели птицы Башкортостана, о которых вы, наверное, мало знаете, но обязательно узнаете на уроках биологии и географии. Это горлица и чибис, они принесли нам много интересных заданий.
3.
Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное).
Наступила весна, прилетели перелетные птицы. Ребята, а вы знаете, что в лесу нельзя шуметь? Почему? Чтобы не напугать птиц, они строят гнезда, выводят птенцов. И мы с вами говорим: «Тише- Ч-Ч-Ч или Ц-Ц-Ц»
4.Уточнение
исравнениеартикуляцийзвуковЧ и Ц (с индивидуальными зеркалами)
Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’].
а). Произнесите звук Ч, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? (слайд).
— Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ч (не дрожит).
б). Произнесите звук Ц, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух? Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Ц? (не дрожит) (слайд).
5.Характеристика звуков.
(слайд)
6. Соотнесение с буквами.
(слайд). Плакатики с буквами.
7. Развитие фонематического слуха: игра «Топни – хлопни»
Услышать звуки занятия среди остальных звуков и на звук Ч- топнуть, на звук Ц- хлопнуть:
а) а, ц, м, ч, с, к ,ц, д;
б) в слогах: ап, оч, да, уц, тё, ца, дя, чи ,тю;
в) в словах: ворона, горлица, чечетка, дятел, чекан, цапля.
8. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Повторюшка»
Ца – ча –ча Че-че-це
Оц – оц – оч уч – уч-уц
Чтение слогов со стечением по слайду:
ЦРА-ЧРА ЧТА-ЦТА ЦВЕ-ЧВЕ ОЦК-ОЧК
9.Физкуль
- Птички прыгают, летают. Имитируют руками взмахи крыльев и
Птички прыгают, поют. с
овершаютповороты туловища в стороны.
Чик-чирик, чик-чирик. Птички крошки собирают,
Наклон вперед, пальцами рук, собранными
Зернышки клюют.
вместе, постукивать по коленкам
Перышки почистили, Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой,
Перышки почистили,
Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
Клювики почистили, • Повороты головы вправо – влево
Клювики почистили,
• Повороты головы вправо – влево
Дальше полетели. Имитируют руками взмахи крыльев
10. Дифференциация звуков в словах.
Игра «Один -много»
Логопед: я называю одну птицу, а вы называете много:
Синица – Грач – Чибис-
Цапля — Горлица– Сыч – сычи
Чечётка – (объяснить значение слова с демонстрацией изображений птицы и танца)
Чечевица – (объяснить значение слова с демонстрацией изображений птицы и крупы)
Игра «Назови ласково» (с перекидыванием мяча).
Назови ласково предметы, чтобы в названиях появился звук Ч.
Лисица –лисичка Курица- Птица-
Синица- Птенец- Яйцо-
Игра «Паровоз»
Горлица и чибис предлагают вам определить место звуков ц или ч в названиях птиц и распределить их по вагончикам (картинки цапли, скворца, горлица, грач, ласточка, чиж).
11. Дифференциация звуков в предложении (задание на карточках).
Инструкция: прочитайте предложения и вместо точек вставьте пропущенные буквы Ч или Ц. Не забывайте, что вставлять вам нужно только буквы Ч или Ц.
Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.
Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.
12. Домашнее задание (на карточках).
Инструкция: Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц,
подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.
Птицы- наши друзья!
Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!
14. Итог занятия. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы закрепляли на занятии? Чем они отличаются? (слайд) Понравилось ли вам занятие, было ли полезным? Какие задания показались трудными?
Выберите картинку по своему настроению, по итогам своей работы. Если вам понравится занятие, у вас будет хорошее настроение, вы себе скажете: “Я – молодец!”, покажете солнце, если покажется, что еще надо поработать над темой, вы себе скажете- “Мне немного трудно”, покажете белое облако, если у вас были трудности, настроение плохое, покажете хмурую тучу.
15. Оценка работы учеников на занятии.
Вы были активны, старались. Горлица и чибис прощаются с вами и говорят: «Молодцы! До новых встреч!» (слайд).
Источники информации
1.https://урок.рф/library/konspekt_zanyatiya_160537.html (физкультминутка).
Домашнее задание.
Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.
Птицы- наши друзья!
Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!
Домашнее задание.
Прочитать текст, выделить слова со звуками Ч-Ц, подчеркнуть букву Ц- синим карандашом, букву Ч- зеленым карандашом.
Птицы- наши друзья!
Весной из тёплых краев возвращаются птицы: скворцы, грачи, пеночки, чижи, чечевицы. Они строят гнёзда, выводят птенцов. Птицы приносят пользу, они поедают комаров, мух, гусениц, червяков. Берегите птиц! Не трогайте птичьи гнезда!
Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.
Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.
Сы…, ряб…ик, сини…а – зимующие пти…ы.
Горли…а, скворе…, гра…_ перелетные пти…ы.
Что можно дифференцировать в психологии
Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью (что это такое?), оставаясь при этом социализированным членом общества.
Простой пример: есть человек, он социализирован, т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.
Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность.
Стоит отметить, что чрезмерное увлечение компьютерными «стрелялками» оказывает на несформированную детскую психику пагубное влияние.
Погрузившись в виртуальный мир, ребенок перестает развиваться в психоэмоциональном плане, т. е. тормозится его психологическая дифференциация в личностном плане и не происходит адекватной социализации в обществе.
Дифференциация в экономике
Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.
Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в определенном обществе. В понятие «общество» в данном контексте вкладывается смысл: обособленный территориальный субъект, т. е. регион либо целое государство, либо все мировое сообщество.
Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.
Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.
Вывод: основа дифференциации в экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.
На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- объемы производства;
- степень внедрения в производственный процесс достижений науки;
- целевая ориентация производства;
- факторы социально-политической сферы: уровень экономического развития хозяйствующего субъекта,
- степень развития экономических взаимосвязей с другими субъектами,
- правовая основа.
Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.
Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.