Особенности работы с родителями в условиях дошкольного логопункта


Особенности работы с родителями в условиях дошкольного логопункта

Статья посвящена взаимодействию логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта.

Дошкольный возраст – лучший период для коррекции речевых дефектов. Поэтому логопункт, как и игровая комната или музыкальный зал, должен быть в каждом детском саду.

Под чутким наблюдением профессионала в области логопедии малейшие нарушения речи ребят будут выявлены своевременно. Логопед точно определит, кому и над какими звуками нужно поработать, и создаст для каждого систему эффективных упражнений.

Однако вся эта эффективность будет сведена на нет, если в коррекционный процесс не включатся родители малыша. Но как объяснить папам и мамам, устающим после работы и домашних дел, огромную значимость занятий по коррекции речи ребёнка?

Сегодня мы расскажем, как сделать взаимодействие логопеда с родителями максимально продуктивным.

Знакомство.

Сформировав группу ребят с нарушениями речи, логопеду стоит индивидуально познакомиться с родителями каждого из них. Лучше, если при знакомстве будут присутствовать и мама, и папа малыша. Ведь если значимость коррекции речи поймёт лишь один из них, то есть риск, что второй будет постоянно «охлаждать его пыл» со словами: «Не так уж это и важно», «Как-нибудь само исправится». Задачу лучше донести до обоих родителей, чтобы в дальнейшем они не пререкались, а наоборот объединили свои усилия на благо ребёнка.

При знакомстве нужно быть предельно деликатным и употреблять поменьше профессиональных терминов. Многие чересчур чувствительные мамы воспринимают попадание ребёнка в логопедическую группу как трагедию. Лучше объяснить всё простыми словами, избегая выражений «патология», «дефект» и т.д.

Общее родительское собрание.

Когда контакт со всеми родителями налажен, нужно собрать их вместе в спокойной, дружественной обстановке.

Родительское собрание можно провести в два этапа:

I этап: Мотивация.

Можно предложить взрослым пофантазировать: кем станут их дети, когда вырастут? А затем обратить их внимание на то, какое огромное количество профессий требует чёткой дикции и хорошо поставленной речи: журналист, педагог, актёр, политический деятель и т.п. И даже если будущее занятие их сыновей и дочерей никак не будет связано с ораторским мастерством, всё же правильное выговаривание слов – это уверенность в себе и высокая самооценка. Конечно, и люди, не обладающие гладкой красивой речью, добиваются успеха. Но если есть возможность заранее устранить препятствие, почему бы не сделать это?

Затем специалист логопункта может подчеркнуть, что данный возраст – самый благодатный момент для формирования правильной речи. Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, «деревце» станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится.

II этап: Объяснение деталей.

Нужно рассказать родителям про упражнения в домашней тетради и порядок их выполнения. Важно подчеркнуть: домашняя тетрадь для занятий не должна ассоциироваться у малыша с мучениями или скукой. В упражнения можно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. Зато поощрять за успехи нужно почаще.

Периодический контроль.

На этом взаимодействие логопеда с родителями не заканчивается. Специалист логопункта детского сада ни в коем случае не должен пускать домашние занятия «на самотёк». Родители должны чувствовать, что их усилия не напрасны. Как и самих детей, их стоит постоянно поощрять за успехи. Позвонив по телефону, можно рассказать им о замеченных улучшениях в речи малыша со словами «Вам уже есть чем гордиться», «Поздравляем с ещё одним «побеждённым» звуком».

Содействие воспитателей.

Воспитатель детского сада, являющийся авторитетом для родителей, способен сыграть важную роль в их взаимодействии с логопедом. Он может выступить своеобразным посредником между ними. Маме, пришедшей забрать ребёнка, он может ненавязчиво передать советы логопеда по работе с домашней тетрадью. И наоборот: родители могут в доверительной беседе поведать воспитателю о сложностях, о которых стесняются напрямую сказать логопеду. А обратную связь воспитатель позже передаст им в той же мягкой, ненавязчивой форме. Так удастся избежать типичного страха перед «врачом в белом халате» – образ, с которым часто ассоциируется логопед.

Ольга Владимировна Соколова, учитель-логопед, ГБОУ детский сад №605, г. Москва

  1. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-билингвистами в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
  2. Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
  3. Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта ДОУ
  4. Речевая карта для дошкольного логопункта
  5. Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб «Школа логопеда»

(4 понравилось, средний балл: 4,75 из 5)

Loading …

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет, но не всех детей, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
  • ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.

— протоколами по приему и выпуску детей.

Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»

У детей данной группы помимо нарушений звукопроизношения могут быть и элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь. С учетом этого был разработан комплекс занятий, носящих комбинированный характер. На них помимо развития моторики речевого аппарата, навыков звукового анализа и активизации высших психических функций проводится работа по обогащению словаря и коррекции грамматического строя речи.

Коррекционная работа по плану рассчитана на полгода. Занятиям основного этапа предшествует цикл из 12 подготовительных занятий (логотренинг). Продолжительность этих занятий составляет 30 минут. Они проводятся 4 раза в неделю в строгой последовательности.

Затем логопед 2 раза в неделю проводит тематические занятия основного этапа. Каждая тема отрабатывается в течении 1-2 недель и закрепляется на индивидуальных занятиях. Тематика занятий основного этапа может меняться в зависимости от того, какие темы вызывают сложности у детей. Занятия основного этапа не требуют строгой последовательности выполнения.

Планом также предусмотрено проведение четырех занятий по развитию связной речи. Итоговое занятие проводится в форме праздника.

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»[1]

У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. План предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. На занятиях логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.

Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.

4. Индивидуальный план коррекционной работы (составляется на каждого ребенка)

Индивидуальный план коррекционной работы и речеваякарта являются базовыми документами, опираясь на которые логопед проводит коррекционную работу с каждым конкретным ребенком.

В индивидуальном плане должны быть указаны исходный уровень состояния речи ребенка, формы и виды необходимой коррекционной работы. Ведение этого документа позволяет проследить динамику состояния звукопроизношения и речи ребенка по месяцам. Осуществляя подобный контроль, логопед может более эффективно проводить коррекционную работу.

Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени

Документы, приведенные под номерами 5-8, являются организационными: они помогают логопеду планировать и проводить работу на разных этапах коррекционного процесса.

График работы логопеда составляется ежегодно, утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и хранится в руководящих документах логопеда. Циклограмма позволяет проанализировать, как используется рабочее время логопеда.

7. График проведения индивидуальных занятий

В графике отражена информация:

— о дате и времени проведения каждого занятия;

— о том, на какой стадии закрепления находится автоматизируемый у ребенка звук;

— о содержании коррекционной работы с детьми. Графики проведения индивидуальных занятий можно хранить в папке или оформить для их заполнения специальную тетрадь.

План подгруппового занятия

Приведенным планом подгруппового занятия удобно пользоваться при проведении комбинированных логопедических занятий. При желании логопед может оформить занятие в виде конспекта.

Оформление уголка логопеда и памятки для родителей

После того как группы для зачисления на логопункт будут окончательно сформированы, логопеду рекомендуется провести первое родительское собрание (как правило, это происходит в середине сентября). На этом собрании логопед должен объяснить родителям, почему их детям необходимо посещать логопедические занятия, рассказать о том, как они проводятся, напомнить о необходимости своевременного выполнения домашних заданий. Также родителям нужно разъяснить, что нарушения устной речи ребенка могут привести к нарушениям письменной речи в школе, и это может в значительной мере сказаться на успеваемости. Именно поэтому и возникает необходимость проведения коррекционных логопедических занятий в дошкольном возрасте.

Для осуществления контроля за выполнением домашних заданий родителями в папку для индивидуальных занятий вкладывается обычный школьный дневник, на обложку которого наклеивается фото ребенка. В нем логопед делает соответствующие записи, а родители могут записывать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы к логопеду. Такой дневник способствует поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка на логопункте.

Рекомендуется также организовать на логопункте специальную доску почета. На ней помещаются фото детей — выпускников логопункта.

Для информирования родителей о ходе коррекционного процесса в группе оформляется Уголок логопеда. Чтобы напомнить родителям о том, как правильно провести домашнее занятие с ребенком, используются специальные памятки.

Также в Уголке логопеда указываются фамилии детей, чьи родители должны прийти на консультацию, и время для логопедических консультаций. Консультации проводятся во второй половине дня (с 16 до 18 часов) — время, наиболее удобное для родителей.

Родителям должны быть известны обязанности логопункта и свои обязанности по отношению к детям. Эта информация помещается в Уголке логопеда.

Если педагоги логопункта сочтут необходимым, они могут оформить представленные сведения в виде соглашения и заключить такое соглашение с родителями каждого ребенка.

Работа с воспитателями

Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.

Опыт показывает, что организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Сначала логопед проводит подгрупповые занятия с детьми, а затем воспитатели по заданиям логопеда проводят аналогичные занятия самостоятельно. На занятиях логопед предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики.

Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать листок взаимодействия и карту обследования мелкой моторики Листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребенком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах.

Диагностику мелкой моторики детей проводит логопед. Анализ полученных результатов позволит разработать ряд упражнений для детей, у которых мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Эти упражнения воспитатель выполняет с детьми в рамках своих занятий.

Логопедическое обследование

Речевая карта

На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.

Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.

ЛогопунктЛогопедическая группа
Организуетсяв общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, или как дополнительная услуга на договорной основев комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств
Основание к зачислениюдиагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентябрянаправление ПМПК
Охват (из расчета 1 ставки)несколько общеразвивающих групподна коррекционная группа
Контингент детей преимущественнос нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (отдаленность от места жительства ДОУ с реч. группами, нехватка мест в реч. группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами могут быть зачислены на логопунктсо сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание)
Наполняемостьмаксимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность)для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек
Возраст5-7 лет3-7 лет
Формы работыиндивидуальная, индивидуально-подгрупповаягрупповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная
Длительность занятия10-15 минутфронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин.
Частота посещений3-5 раз в неделю1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий
Основные задачи коррекционного процессапреодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письмаКор-ция нарушений устной речи: формирование прав. произношения, усвоение лексич. и грамматич. средств языка, развитие навыков св. речи; предупреждение наруш-й чтения и письма; активизация познават. деят-ти детей; коррекция недостатков эмоционально-личност. и соц-го развития; пропаганда логоп. знаний среди педагогов, родителей (закон. предст-лей)
Длительность пребываниязависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 годазависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет
Пропускная способность20-35 воспитанников в годзависит от срока коррекционно-развивающего обучения
Выпускосуществляет логопед или ПМПк ДОУосуществляется ПМПК
Взаимосвязьпреимущественно родители (лица их заменяющие), воспитателивоспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие)
Тарифные надбавки——————-педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15%

Дошкольный логопедический пункт

♦ Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

♦ При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

♦ — перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

♦ механизма зачисления;

♦ — количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

♦ — рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

♦ — перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Логопедический пункт при дошкольном образовательном уч­реждении (учреждениях) может быть открыт по решению адми­нистрации дошкольных образовательных учреждений и при со­гласовании с местными органами управления образованием на основании данных обследования детей и выявления тех, кто нуж­дается в логопедической помощи.

В основе работы логопедического пункта лежит «кустовой» прин­цип, в соответствии с которым логопедом могут обслуживаться одно (базовое) или базовое и несколько рядом расположенных (прикрепленных к нему) ДОУ, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с логопедическим пунктом.

Обязательным условием для открытия логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении является наличие в базовом (или в базовом и прикрепленных к нему) учреждении не менее 10 групп детей в возрасте от 3 до 6—7 лет.

Логопедический пункт может быть организован при ДОУ вида:

— общеразвивающего

— комбинированного

— компенсирующего

Организация логопедического пункта при общеразвивающих ДОУ возможна только при наличии в базовом учреждении специально выделенного помещения — логопедического кабинета, площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигие­ническим требованиям, правилам пожарной безопасности и при­способленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический пункт должен быть оборудован необходимым инвентарем, игруш­ками и пособиями в порядке, установленном для компенсирую­щих групп дошкольных образовательных учреждений

Если логопедический пункт организуется при ДОУ комбини­рованного или компенсирующего вида, помещением для него может служить ранее созданный и оснащенный кабинет логопе­да, но лишь при наличии отдельного, изолированного от группо­вых помещений входа в него и только в те часы, когда логопед компенсирующей группы не проводит там занятий с детьми.

Рабочее время, размер заработной платы, длительность еже­годного отпуска и другие условия труда логопеда определяются нормативами, соответствующими компенсирующим группам до­школьных образовательных учреждений. Недельная нагрузка ло­гопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15—16 часов отводится на непос­редственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4—5 ча­сов — на организационно-методическую и консультативную ра­боту с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.

Зачисление детейна коррекционные занятия проводит сам ло­гопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и конце учебного года. При зачислении детей необходимо учиты­вать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст де­тей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систе­матического школьного обучения, а также детям младшего и сред­него дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое ее недоразвитие). В том же порядке на логопедические занятия принимаются дети, не посещающие ДОУ и воспитывающиеся в семье.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопеди­ческом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для опти­мизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и сте­пени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 де­тей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).

Продолжитель­ность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет с детьми 6-го года жизни — 25 минут, 7-го года жизни — 30 минут, индивидуальных — 10—20 минут.

Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого на­рушения, возрастом и индивидуальными психофизическими осо­бенностями детей. (2—3 раза в неделю). Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию.

В том случае, если у Вас сформировалась группа детей с общим недоразвитием речи или с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, то с ними осуществляется фронтальная работа со всей группой, а также подгрупповая и индивидуальная работа. С детьми 5-6 лет с нарушениями речи обязательно проводятся занятия по подготовке детей к школе (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. ). Вопросы по времени организации занятий решаются с администрацией дошкольного учреждения.

Сроки логопедической работы также находятся в прямой за­висимости от степени выраженности у детей речевых наруше­ний, их индивидуально-личностных особенностей, условий вос­питания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившие­ся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окон­чании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольно­го образовательного учреждения логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальней­шего обучения (например, продолжение коррекционно-рече­вых занятий с логопедом в начальной школе, обучение в спе­циальной (речевой) школе и др.).

Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фо­нематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в тече­ние целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нарушениями в речевом развитии (общее недоразвитие речи, заикание) могут посещать логопедические занятия до 1,5—2 и более лет.

Решение о прекращении систематических занятий с ребен­ком логопед принимает, руководствуясь степенью приближе­ния уровня его речевого развития к возрастным нормам, степе­нью успешности овладения им дошкольной образовательной программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной сте­пени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.

Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в логопедической помощи.

Ответственностьза порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, даже достаточно краткая характеристика орга­низационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при дошкольном образова­тельном учреждении (учреждениях) убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с до­школьниками, а эффективно и органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительно­му числу остро нуждающихся детей с разной степенью выражен­ности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегод­ня дать определенный ответ на чрезвычайно актуальный для со­временной практики дошкольного образования вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в раз­витии в рамках сложившейся системы образовательных учрежде­ний и без дополнительных финансовых затрат, предоставляя широкие перспективы для конструирования на ее основе моде­лей организации коррекционной психолого-педагогической под­держки других категорий детей с отклонениями в сенсорном, интеллектуальном и двигательном развитии.

Однако гарантиро­ванное качество и высокая результативность при их разработке и внедрении будут обеспечены только при соблюдении следующих базовых условий:

♦ индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребенка-дошкольника с нарушениями в развитии;

♦ наличие квалифицированного специалиста-дефектолога в ка­честве главного организатора и координатора коррекцион­ной поддержки детей;

♦ вовлечение близких взрослых ребенка (педагогов ДОУ, ро­дителей) в коррекционно-педагогический процесс на пра­вах его активных субъектов и организация преемственности ДОУ и семьи в работе по профилактике и коррекции откло­няющихся вариантов в детском развитии.

Направления коррекционно-развивающей работы:

· формирование полноценных произносительных навыков;

· развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

· обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально- оценочному значению слов;

· воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

· развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

· формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]