Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

  • Логопеда.Нет
  • Дислалия (ФНР)

Фонетическое нарушение речи — группа расстройств речи представленая нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.

В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — «косноязычие».

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) в медицинской классификации: F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.

Формы дислалии


Мономорфная (простая) Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч). Полиморфная (сложная) Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш). Физиологическая (возрастная) Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития. Функциональная Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков. Органическая (механическая) Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).

Причины искажения звуков

В основе искаженного звукопроизношения, как правило, лежат анатомические отклонения в строении периферических органов артикуляции либо их функциональная незрелость. В итоге формируются компенсаторные артикуляционные уклады, которые не обеспечивают акустическую норму. Искаженные звуки лишь отдаленно напоминают правильный речевой образец.

Билингвизм

Искажение звуков русского языка характерно для носителей других языковых систем. Так, для французской фонетики нормой является картавое произношение [r], для английской ‒ межзубное произношение дифтонга

. Подобные заимствования часто встречаются в речи билингвов. Вместе с тем, для русского языка такие искажения являются фонетическими ошибками.

Дислалия

Искажение фонем встречается как при функциональной, так и при органической дислалии, однако имеет разные механизмы развития. Функциональное косноязычие связано с вялостью речевой моторики, подражанием дефектной речи окружающих и пр. Механическая дислалия может быть обусловлена укороченной подъязычной связкой, большим неповоротливым языком (макроглоссией) или маленький узким языком (микроглоссией), высоким («готическим») сводом нёба, диастемами, аномалиями прикуса.

Искажения звуков при аномалиях зубо-челюстной системы чаще представлены различными видами сигматизма, дефектами переднеязычных и губно-зубных звуков. Воздушная струя выходит через щели между зубными рядами. Свистящие и шипящие становятся излишне зашумленными, с хлюпающим оттенком; гласные – малоразборчивыми.

При аномалиях и слабости мышц языка нарушенными обычно оказываются вибранты и шипящие, отмечается боковой сигматизм свистящих. Произношение может становиться невнятным. Неполноценное смыкание губ вызывает искажение губных и губно-зубных звуков. Возможно дефектное артикулирование лабиализованных гласных ([О], [У]).

Во всех случаях при дислалии отмечается только нарушенное звукопроизношение. Другие компоненты речи (голос, просодика, лексика и грамматика, словарное разнообразие) остаются сохранными.

Искажение звуков

Дизартрия

Многочисленные искажения звуков при дизартрии вызваны иннервационной недостаточностью речевого аппарата. В результате слабости артикуляционных мышц звуки произносятся неточно. Движения кончика языка плохо дифференцированы, отчего в наибольшей степени искажаются переднеязычные: возникают различные варианты сигматизма, ротацизма, ламбдацизма.

При этом наибольшую трудность представляют свистящие звуки, следом идут шипящие, в меньшей степени нарушаются соноры. Практически не страдают йотированные и заднеязычные. Искажение звуков в большинстве случаев происходит по типу бокового и межзубного произношения.

Напряжение мышц губ сказывает на произношении губных согласных и лабиализованных гласных. Отмечаются дефекты озвончения и оглушения, излишняя палатализация. Речь смазанная, плохо разборчивая. Процесс автоматизации поставленных звуков протекает крайне сложно, длительно по времени.

Кроме искажения звукопроизношения, для дизартрии типичны изменения голоса (слабость, монотонность, осиплость, ринофония). Часто нарушается глотание, отмечается гиперсаливация. В той или иной степени страдает общая моторика, особенные затруднения вызывают дифференцированные движения пальцев рук.

Ринолалия

Открытая ринолалия возникает вследствие врожденных расщелин лица (незаращение нёба, расщепление губы). При данной патологии все гласные и согласные имеют носовой оттенок, храпящий призвук, плохо дифференцируются на слух. Особенную трудность представляют переднеязычные и заднеязычные согласные. Глухие согласные больше напоминают назализованный звук [Х], звонкие – звукосочетание [КГ]. Таким образом, искажение звуков является первичным речевым дефектом при ринолалии. Вторично могут нарушаться фонематические, лексико-грамматические процессы и письменная речь.

Причины функциональной дислалии

Соматические Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания) Социальные

  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).

Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Что такое искажение (дисторшн) в музыке? Когда и как его использовать?

Программное обеспечение для создания музыки имеет ограничения по уровню громкости звукового сигнала равное 0 дБ.. Если аудиосигнал превышает этот предел, он будет искажаться и выдавать резкий, громкий неприятный звук, который заставляет людей закрывать уши.

Нежелательное искажение (клиппинг, дисторшн) негативно влияет на качество микса. Но это имеет и множество музыкальных применений, когда вводится намеренно и аккуратно. Искажение насыщает звучание синтезаторов и гитар, придаёт энергию и напор барабанам и придает скучному звучанию нужный настрой.

Мы находимся в расцвете для дисторшна как музыкального, так и эстетического эффекта. Сильные хаусные и хип-хоповые треки с прикрепленным описанием «lo-fi» поднимаются на большой волне блоговой шумихи. DIY-лейблы выпускают кассетные ленты. Даже поп-вокалисты используют дисторшн (искажения).

В этой статье я покажу вам, как творчески использовать дисторшн в вашем аудиоредакторе (DAW), наряду с аудио-примерами.

Типы искажения и их источники

Искажения могут возникнуть при записи, продакшне и «инженерной» стадии работы над песней. Вот лишь несколько примеров того, как могут происходить нежелательные искажения:

Несовпадение сопротивления возникает, когда сопротивление (измеряемое в омах) выходного сигнала — например, гитары — выдает сигнал, имеющий высокое значение сопротивления по сравнению со значением сопротивления микрофонного входа, как, например, на аудиоинтерфейсе или микшере. Выход с высоким сопротивлением выдает очень искаженное звучание на входе, не рассчитанном на прием сигналов с высоким сопротивлением. Результатом обычно является искаженный тон и нежелательные шумы в сигнале.

Клиппинг — это вид искажений, которые чаще всего происходят при превышении входного или выходного сигнала, о чем я подробно расскажу ниже.

Усечение вызвано сбросом битов при воспроизведении или рендеринге аудиосигнала, что может привести к появлению искаженного сигнала низкого уровня.

А теперь вернемся к клиппингу. Цифровые и аналоговые искажения происходят, когда аудиосигнал проходит через максимальный уровень мощности системы, который в DAW обычно составляет 0 dBFS (децибел полной шкалы). При клиппинге, вы теряете участки сигнала выше порога в 0 dBFS, обрезая сигнал.

Цифровые искажения происходят, когда аудиосигнал выходит за пределы максимальной мощности DAW, которая в DAW обычно составляет 0 дБ. Для продолжения воспроизведения DAW будет сжимать фрагменты сигнала выше порога искажения, обрезая форму сигнала.


Искажение синусоидальной волны в DAW, зафиксированной осциллографом.

Синусоидальная волна с искажениями (дисторшном)

Поскольку синусоидальная волна искажается, она начинает звучать ближе к прямоугольной волне. Эта новая информация гармоник увеличивает воспринимаемую громкость сигнала.

Пиковый уровень в синусоидальной волне может не измениться на счетчике при достижении порога искажения (хотя значения счетчиков передискретизации будут), но уровень нового искаженного сигнала будет меняться при воспроизведении и будет казаться громче. Так как же это может быть использовано более творческим, музыкальным способом? Давайте узнаем.

Пленочная сатурация (Feathering). Искажения плёнки

Когда цифровая техника была представлена как средство производства музыки, многие жаловались на то, что ей не хватает теплоты и характера аналоговой технологии. В какой-то степени это так и есть. Как вы слышали выше, цифровые искажения могут быть резкими. Но когда магнитная лента перегружена аудиосигналом, она создает богатое, гармонично управляемое искажение, называемое сатурацией.

В наши дни мы можем воспроизводить аналоговую сатурацию в наших DAW с помощью таких плагинов, как Tape Machine и других. Сатурация может быть эффективно использована практически на любом элементе микса, но, пожалуй, она приносит наибольшее удовольствие при применении к барабанам. Послушайте эти барабаны без сатурации.

Сухой брейк барабанов

Грув присутствует, и удары тоже звучат довольно сильно. Но перкуссии и рабочему не помешает «подгруз». Поэтому я применил пресет Ozone 8 Advanced Vintage Tape «Clean Fifteen» для разогрева средних и высоких частот.


Подогрейте свои барабаны с помощью Vintage Tape

Брейк барабанов с пресетом «Clean 15»

Здесь Tape Machine добавляет ясности и заполняет пустое пространство между каждым ударом. Несмотря на то, что барабаны оснащены современной системой подбора и размещения звука, они «чувствуются» как аналоговый звук. В вашем собственном DAW вы можете подчеркнуть низкие и высокие звуки, и гармоники в соответствии с вашим стилем.

Будьте осторожны при применении сатурации к хай-хэтам, тарелкам, клаве и колокольчикам. Эти звуки уже богаты высокочастотным компонентом и станут грубыми и резкими с добавлением или усилением гармоник.

От теплого до абразивного

Если вы думаете, что элемент микса звучит скучно и может выиграть от добавления гармоник, запустите плагин с искажениями, такой как Trash 2. Это выходит за рамки тонкости сатурации и действительно позволяет искусно использовать искажения. Плагин имеет два этапа обработки искажений, каждый из которых имеет свою собственную кривую и настройки драйва. Он также включает в себя фильтр и встроенную задержку.

Как правило, вы всегда хотите работать с высококачественными сэмплами и записями. Искажения во многих случаях улучшают звучание, но обычно ухудшают звучание низкого качества. Так как большинство синтезаторов включают в себя в основном контент среднего и высокого диапазона, то искажения наиболее эффективны при добавлении яркости и переливающихся звуков.

Я буду работать с этим фоновым «пэдом» в стиле Брайана Эно.

Сухой фоновый пэд

Я специально хочу улучшить высокие частоты, поэтому я включил многополосный режим Trash 2 и увеличил драйв для пользовательского частотного диапазона 4-10 кГц.

Фоновый пэд с многополосным режимом Trash 2


Подогрейте свои барабаны с помощью Vintage Tape

Подчеркивается воздушность пэда, а также приятная шероховатая текстура.

По мере того, как вы увеличиваете драйв искажений, ваш синтезатор начинает петь или даже кричать, когда меняется тембр.

Фоновый пэд с Trash 2, увеличенный драйв искажений

Драйв увеличит амплитуду вашего сигнала, и сделает ваш микс громче. Следите за выходным сигналом Trash 2, чтобы громкость была одинаковой до и после искажения. Переключите байпас плагина, чтобы проверить это. То, что ваш микс громкий, не означает, что он полный.

В паре с низкочастотным звуком (также проходящим через Trash 2) мы получаем большую динамическую чистку звука.

Фоновый пэд с Trash 2 & низкими частотами

Существует бесчисленное множество вариантов обработки в Trash 2, поэтому я рекомендую вам изучить плагин, чтобы найти пресеты, которые вам нравятся.

Будущее искажения

В этой статье я показал вам, как использовать искажение на барабанах и синтезаторах. Но вы не обязаны останавливаться на этом. Используйте дисторшн, чтобы приглушить басы, добавить фактуру вокалу и преобразить гитары. Но помните — существует такая вещь, как слишком много искажения! Это может легко пересилить другие элементы микса или испортить ваш микс в целом. Начните с низких значений сухого или «сочного» звука и драйва, затем медленно поднимайте их, пока не услышите заметную разницу. Изучите искажения с помощью Vintage Tape в Ozone 8 Advanced и Trash 2.

перевод статьи с английского выполнен студией продакшна по материалам сайта:https://www.izotope.com/

Узнайте сколько будет стоить сведение вашего трека

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звукФонетический дефект (искажение звука)Фонематический дефект (смешения, замена звука)
Название дефекта произношенияВиды дефектного произношенияНазвание дефекта произношенияВиды замен
Звук РРотацизмВелярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»ПараротацизмР = Р’ Р = Л’ Р = J Р = Г Р =Д
Звук Л Звук Л’ЛамбдацизмДвугубное, смягченноеПараламбдацизмЛ = Ы Л = Г Л = Л’ Л = Р
Звуки С, С’ Звуки З, З’ Звук ЦСигматизмМежзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящееПарасигматизмС, З, Ц = Ш С, З, Ц = Ф С, З, Ц =Т С, З, Ц = Щ С — З; Ц = Ч
Звук Ш Звук Ж Звук Щ Звук ЧСигматизмМеззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативноеПарасигматизмШ, Ж, Щ = Т Ш, Ж, Щ = Ф Ж = Ш Ж = З Щ = С’ Ш = Щ Ч = Т’; Ч = Ш’
Звук jЙотацизмМягкое нижней и верхней артикуляцииПарайотацизмJ = Л’
Звуки К, ККаппацизмГолосовое, гортанноеПаракаппацизмК = Т
Звуки Г, ГГаммацизмФрикативное заднеязычное, фарингальноеПарагаммацизмГ = Т
Звуки Х, ХХитизмГолосовое, гортанноеПарахитизм

Методика логопедического воздействия при дислалии

Этапы логопедического воздействия при дислалии


Подготовительный этап

  • Доверительные отношения с ребенком.
  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
  • Формирование артикуляторной базы.

Этап формирования первичных произносительных навыков

  • Постановка звука.
  • Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах).
  • Дифференциация звука.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

  • Употребление звука во всех ситуациях общения.
  • Контроль за речью

Диагностика

Особенности речевой функции изучаются логопедом в ходе индивидуального обследования. При отдельных нозологиях показано проведение стоматологической, неврологической диагностики. Логопедическая диагностика включает несколько последовательных этапов:

  • Осмотр органов артикуляции.
    Изучается строение периферических органов речи (губ, зубов, челюстей, языка, неба), их подвижность. Для этого производится визуальный осмотр, выполняется серия динамических упражнений. При наличии тех или иных анатомических дефектов и функциональных отклонений можно предположить определенные речевые нарушения у обследуемого.
  • Диагностика устной речи.
    Основное внимание уделяется произношению звуков. Выявляются фонетические (искажение) и фонематические недостатки (смешение, замены), нарушения слоговой структуры. Также обследуется сформированность фонематических функций, связной речи, лексико-грамматического строя языка.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]