Логопедическое воздействие при дислалиистатья по логопедии по теме


Почему развивается отклонение?

Неправильное произношение отдельных звуков — проблема, которая может носить как социальный, так и биологический характер. В первом случае маленький пациент просто слышит, как взрослые неправильно говорят, и старается им подражать, копируя акцент, неправильно расставляя ударения или коверкая слова. При этом ребенок не догадывается, что говорит неправильно, и считает это нормой. Речевые отклонения могут развиваться в случае педагогической запущенности, когда с детьми никто не занимается, а также, наоборот, благодаря слишком усиленным занятиям. Нередки случаи, когда механизм логопедической работы при функциональной дислалии пробуксовывает только потому, что юный пациент — билингв, то есть он с равным успехом говорит на двух языках, но при этом может путать фонемы или произносить их неправильно. К биологическим факторам относятся общее ослабление организма, возникающее на фоне частых болезней, а также минимальная мозговая дисфункция.

Направления логопедической работы при алалии

Коррекционная работа при выявлении патологии должна вестись с помощью комплекса методов: медикаментозная терапия, психологическое и педагогическое вмешательство. Цель фармакотерапии — стимуляция созревания участков мозга, ответственных за речевую функцию. В качестве дополнительных методов медикаментозного лечения используются логопедический массаж, лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, водолечение.

Алалия имеет системный характер, поэтому воздействие должно вестись на все сферы организма. При логопедических занятиях у ребенка стимулируется навык социализации, формируется активный и пассивный словарный запас, развивается связная и осмысленная речь, корректируется звукопроизношение.

Дети, у которых диагностирована алалия, получают помощь в специализированных дошкольных учреждениях и коррекционных центрах. Назначение схемы терапии должно происходить сугубо индивидуально в зависимости от особенностей течения заболевания.

Диагностика отклонения

Логопедическая работа при дислалии должна учитывать множество факторов. Например, важно, как протекала беременность у будущей мамы, были ли у малыша в раннем детстве психологические травмы. Специалисты обследуют речевой аппарат ребенка, чтобы исключить возможные патологии, выполняют комплексную диагностику организма, благодаря которой можно точно выявить причины нарушения. Также важно определить форму патологии, которая квалифицируется по ряду признаков и может быть:

  1. Моноаморфной — неправильно произносится от 1 до 4 звуков.
  2. Полиаморфной — неправильно произносится более 4 звуков.

Также специалисты нашего Центра определяют, какие группы фонем искажает пациент, выявляют возможные отклонения, связанные с замещением парных, глухих и звонких согласных. Подготовительный этап логопедической работы при дислалии может занимать достаточно много времени, так как специалисту необходимо выявить все нюансы и отклонения в речи пациента, чтобы составить грамотный план коррекции речи. Сама же система коррекционно-логопедической работы при дислалии разрабатывается индивидуально с учетом особенностей развития малыша.

Задачи логопедической работы при алалии

Системная работа над речевыми и психическими навыками направлена на ускоренное развитие участков мозга, ответственных за эти функции. Обязательными условиями достижения прогресса являются:

  1. Ранняя диагностика и начало лечения. Оптимальным возрастом для начала терапии принято считать 3-4 года. Но если заболевание проявилось раньше, нет смысла дожидаться этого возраста, начинать лечение стоит немедленно.
  2. Благоприятные внешние условия для лечения патологии. Обеспечение правильной и доброжелательной атмосферы в семье — первостепенная задача родителей. Часто причиной алалии является окружение ребенка и его социализация. Малейшее невнимание и пренебрежением может привести к мыслям о том, что с ним что-то не так. Не стоит акцентировать внимание на неполноценности, лучше вообще воздержаться от обсуждения проблемы в присутствии ребенка.
  3. Обеспечение общения ребенка с младшими товарищами, не имеющими проблем с речью, возвращает пациента на ранний этап развития и способствует устранению психологического барьера.
  4. Последовательный подход к терапии. Лечение нужно начинать с формирования простейших навыков, постепенно усложняя задачи.
  5. Игровая и бытовая форма преподнесения методик лечения. Не стоит навязывать ребенку занятия, вызывающие у него негативную реакцию. Речевые навыки желательно развивать в повседневной жизни и играх, стимулируя потребность в общении и социализации.

На первых порах важно преодолеть негативное отношение ребенка к специалисту и избавиться от страха перед занятиями. Эта задача достигается эмоциональными игровыми ситуациями, в которые малыша достаточно легко вовлечь.

Пути избавления от речевых изъянов

При дислалии работа логопеда начинается с диагностики и устранения проблем, которые могут мешать ребенку правильно произносить отдельные буквы. Например, иногда возникает необходимость в устранении неправильного прикуса, коррекции патологии неба или зубов. Когда механические препятствия устранены, может быть достаточно нескольких занятий, чтобы ребенок научился правильно произносить те или иные фонемы. Коррекция выполняется в игровой форме и не доставляет малышу дискомфорта.

Направление логопедической работы при органической дислалии определяется типом патологии, акцент делается на правильном произношении отдельных звуков. При этом этапы логопедического воздействия при дислалили определяются на основании формы патологии: научить малыша правильно произносить 1–2 фонемы намного проще, чем выполнить коррекцию 5–6 звуков.

Принципы логопедической работы при дислалии:

  1. Принцип учета ведущей деятельности. Занятия необходимо организовывать в интересной ребенку форме: в виде игры, с элементами соперничества у школьников.
  2. Принцип развития. Логопедические занятия должны не только устранять неправильное звукопроизношение, но и побуждать познавательную активность ребенка, что будет способствовать его развитию.
  3. Онтогенетический принцип. Учитывается последовательность появления звуков в онтогенезе при преодолении полиморфной дислалии.
  4. Принцип личностно — ориентированного подхода. Видеть в ребенке личность, придерживаться партнерского стиля общения. Создать эмоционально благоприятную атмосферу. Дать почувствовать, что он справится с предложенным заданием.
  5. Принцип смены различных видов деятельности (приемов) на занятии. Необходимо избегать утомления.
  6. Принцип задействования всех анализаторов. Помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения.
  7. Принцип наглядности. Обязательно используется наглядность и дидактический материал.
  8. Дидактический принцип от простого к сложному.

Цель логопедического воздействия: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Этапы логопедического воздействия:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Подготовительный этап.

Цель — включить ребенка в логопедический процесс.

Задачи:

  1. Создание установки на занятия. Адаптировать к логопедическому кабинету, к себе.
  2. Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен привыкнуть к определенной форме занятия, к необходимости выполнения инструкций логопеда.
  3. Развитие психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления (аналитические операции, операции сравнения и вывода).
  4. Развитие фонематического восприятия.
  5. Формирование артикуляторных умений и навыков.

Развитие фонематического восприятия.

На подготовительном этапе проводится работа по развитию слухового внимания и памяти. Главное методическое условие — ребенок не должен произносить дефектный звук! Необходимо проводить работу над пониманием пространственных отношений (вверх, вниз, в начале, в конце, после, перед). Это подготовка к овладению навыками фонематичического анализа. Формирование артикуляторных умений и навыков.

Задача — овладение совокупностью всех артикуляционных движений и прежде всего, добиться качественного выполнения. Точность, четкость, нормальный темп, достаточный объем, координация, способность к удержанию заданной позы. Артикуляция — совокупность движений и положений органов речи — губ, языка, необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка. Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием.

Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции. Этой цели служит артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений для губ и языка. Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Требования к проведению артикуляторных упражнений:

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным и регулярным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.
  2. Важное требование — произвольность и осознанность в 5 — 6 лет. Необходимо ребенка научить контролировать правильность выполнения артикуляторных упражнений. Сначала выполняются по образцу перед зеркалом. Можно помочь шпателем или зондом. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется ребенком безошибочно по просьбе логопеда без зрительного контроля по кинестетическим ощущениям.
  3. Важное методическое замечание! Не упоминать звук, над которым ведется работа. Создается артикуляторный уклад, логопед просит подуть. Нельзя говорить: скажи «СССС».
  4. При дислалии не нагружают ребенка разнообразными артикуляторными упражнениями, выбираются лишь те, которые необходимы для постановки дефектных звуков.
  5. Система упражнений должна включать как динамические (на развитие подвижности, ребенок учится осознавать, что губы и язык двигаются и могут принимать различные уклады) так и статические (умение удерживать позу длительное время и соответственно не терять ее при автоматизации) упражнения.
  6. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т.к. при произнесении эти органы взаимодействуют.
  7. Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.
  8. Упражнения проводятся кратковременно, перерыв на другой вид работы (пальчиковая моторика, психические функции).
  9. Упражнениям дают игровые названия: «Качели», «Лошадка». Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.
  10. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
  11. Когда сформированы движения для одного звука, начинают отрабатывать движения для следующего звука.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель — сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.

Работа также ведется в двух направлениях:

  1. развитие фонематического восприятия;
  2. воспитание правильного звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия.

Как только ребенок научился произносить звук, начинают работу по обучению навыкам фонематического анализа и синтеза:

  1. Выделение заданного согласного звука из ряда других звуков.
  2. Выделение заданного согласного звука на фоне слова.
  3. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Анализ и синтез обратного слога типа [ас].
  5. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  6. Определение соседних звуков.
  7. Определение количества звуков в слове.
  8. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из трёх звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, звуки.
  9. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. Для того чтобы научить отличать нормированное произнесение звука от ненормированного, после постановки звука и закрепления произнесения его в словах, провести упражнения на сравнение нового и старого звука.

Воспитание правильного звукопроизношения.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется в следующей последовательности:

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация звука.
  3. Дифференциация смешиваемых звуков.

Постановка звука.

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. Большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений. Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики — комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости.

Выделяют 3 способа постановки звука:

  1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. При помощи артикуляторных упражнений ребенка подводят к созданию необходимого уклада. Например, «чашечка» для звука «Ш». Логопед просит выполнить чашечку за верхними зубами и подуть.
  2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.
  3. Смешанный способ. Совмещаются два предыдущих. Ведущим является первый способ, второй используется как дополняющий. При этом способе ребенок является более активным и быстрее запоминает необходимый уклад.

Автоматизация звука.

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Дидактический материал не должен содержать смешиваемых звуков! Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. Наряду с развитием фонетико — фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Дифференциация звуков.

Проводится работа по различению поставленного звука с другими, ранее смешиваемыми. Основная задача — воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Переход к этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано. Сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала слоги СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО, которые должны произноситься ребенком без всяких звуковых замен, слова – САНКИ — ШАПКА, МИСКА — МИШКА, предложения (типа широко известного ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ); связные тексты, включающие оба смешиваемых звука. В отношении дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен. Оба дифференцированных звука обязательно сразу связываются с буквами.

Виды работ:

  • какой звук ты слышишь в этом слове — Ш или С.
  • Произнесение слов парами. Но сразу включать в минимальный контекст.
  • Отбери картинки на С и на Ш. Важное требование. На одном занятии дифференцируется только одна пара звуков. Занятий может быть от двух до пяти. Последовательность: С — З, С — Ш, С — С, С — Ц.

Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.

Соблюдается дидактический принцип последовательного перехода от простого к сложному. Исправить недостатки произношения свистящих легче, чем шипящих. Поэтому начинают с них. Соответственно сначала «Л», потом «Р». При этом не только возможна, но и необходима работа над двумя звуками параллельно. Однако не следует брать звуки, артикуляция которых противоположна. С — Л. Может произойти взаимное торможение движений. Не следует брать звуки, вызывающие наибольшие энергозатраты. Р — Ш. Большое напряжение дыхательных органов может привести к быстрому переутомлению вплоть до головокружения. При работе с парными звуками ставится глухой, затем добавляется голос.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель — сформировать у ребенка умения и навыки без ошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков. Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма в возрасте 6 — 7 лет. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.

Дислалия (нарушения звукопроизношения)

В НейроЛогопедическом специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.

Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на (язык, внутреннюю и наружнюю поверхность щек, лба, щеки, подбородка) человека-колебаниями высокой частоты. Позволяет очень эффективно растягивать «уздечку». Поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое. При достаточных навыках логопеда, данный массажер позволяет «поставить» звук Р ребенку в течении 1 занятия. Логопедический электромассажер Z-Vibe по признанию многих логопедов является лучшим в мире оборудованием для проведения логопедического массажа и подготовки артикуляционых мышц ребенка к специальным занятиям.

Данный электромассажер, при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.

В нашем центре логопед, дефектолог, речевой терапевт проводят занятия с малышами. Для этого в арсенале специалистов нашего центра есть всё необходимое:

  • более 18.000 развивающих, обучающих речевых и логопедических игр;
  • сенсорная комната;
  • Монтессори среда;
  • зал сенсорной интеграции;
  • интерактивная гигантская песочница;
  • световые и водные столы;
  • уникальное Инновационное оборудование;
  • нейроакустические программы (Метод Томатис и IN Time)
  • ритмотерапия и цветотерапия;

– и все эти самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов логопедов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.

Но родителям нужно обязательно помнить, что нарушения речи, как правило, не проходят бесследно. Даже после исправления звукового дефекта мозг ребенка уже сформировал неправильные стереотипы, которые нужно изменить. Если этого вовремя не сделать, то речевые нарушения могут в дальнейшем вызвать серьезные проблемы с обучением в школе, привести к дислексии, дисграфии и дизорфографии. А эти проблемы гораздо тяжелее и дольше устранять, они могут стать причиной серьезных психологических проблем. Именно поэтому очень важно вовремя, не «затягивая» время и не «откладывая» на потом устранять нарушения звукопроизношения и проводить нейропсихологическую коррекцию.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х – 4-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, грамотность подхода, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]