Что лучше — занятия с логопедом-дефектологом на дому или в Центре?


Итак, ситуация складывается таким образом, что вы понимаете — логопед-дефектолог ребенку просто необходим. Решение принято и это замечательно, ведь отворачиваясь от проблемы, ожидая, пока ребенок заговорит сам, вы только усугубляете его состояние. Чем раньше буду начаты регулярные занятия, тем быстрее и проще будет достичь успеха.
Теперь необходимо выбрать, где заниматься:

  • Логопед в районной поликлинике.
  • Логопедический сад или группа.
  • Специалист в речевом центре или с выездом на дом.

Мы уже говорили о том, что спешить отдавать ребенка в специализированный детский сад не всегда рационально. Как правило, группу посещают дети с очень большим отставанием в развитии речи, а значит, если «ваше» нарушение не так глубоко, ребенку просто не с кем будет общаться. К сожалению, очень быстро дети в такой ситуации начинают говорить хуже, непроизвольно равняясь на уровень окружающих.

Специалист в поликлинике — еще один выход из положения. Однако, всем понятно, что при наличии очередей и длинных сроков записи вряд ли ребенок сможет получить максимум внимания.

Остается специализированный центр. Здесь логопеды-дефектологи имеют высокую квалификацию и при этом могут уделить вашему ребенку внимание, планировать занятия индивидуально, исходя из особенностей его проблемы и даже характера. Можно приезжать в речевой центр, а можно пригласить логопеда-дефектолога для занятий на дом. Чаще всего на дому проводят занятия для детей с ДЦП, а для взрослых — после инсульта (при афазии).

Удобство для родителей или ребенка?

Существует мнение, что лучше вызвать логопеда на дом. Разберемся, так ли это удобно на самом деле.

В каких случаях нужны занятия на дому:

  • Удобство для ребенка. Это касается тех ситуаций, когда ребенок имеет сложный диагноз, не предполагающий частых разъездов по городу. Здесь лучше вызывать специалиста на дом, чем пропускать уроки. Для достижения эффекта необходимо заниматься не менее двух раз в неделю.
  • Удобство для родителей. Бывают ситуации, когда работа или жизненные условия просто не позволяют выкроить время на поездки. А ведь хороший логопед-дефектолог может вести прием и на другом конце города.

На самом деле, наверное, это единственные причины, по которым стоит проводить занятия с логопедом дома. Регулярное посещение речевого центра дает больший эффект. И для этого есть веские аргументы:

  1. Хорошая оснащенность рабочего кабинета. Для занятий логопеду нужно иметь «под рукой» очень многое. Настенное и настольное зеркала необходимы для отработки правильной артикуляции. Ребенок должен контролировать работу губ и языка, а, значит, ему нужно видеть, что у него получается. Масса дидактических пособий, настольные игры, мозаика, карточки с картинками и.д. Все занятия в детьми должны проходить в игровой форме и при частой смене деятельности, чтобы не пропал интерес, чтобы ребенок не уставал и работал эффективно. Часто на уроках используются детские музыкальные инструменты, метроном, диапроектор. Эти материалы имеются в хорошем специализированном центре. Привезти к вам домой все необходимое просто невозможно.
  2. Рабочая обстановка. Кабинет логопеда оборудован таким образом, чтобы дети не отвлекались на посторонние предметы. Часто на занятия приходят ребятишки с нарушениями концентрации внимания, отсутствием усидчивости. Да и любому ребенку будет трудно сосредоточиться на заданиях, если рядом на полке стоит яркая игрушка и картинка. В кабинете логопеда-дефектолога все дидактические игры и предметы убраны в шкаф, на столе появляются лишь те, которые необходимы для конкретного занятия. Дома же у ребенка под рукой всегда окажется любимый мишка или паровозик.
  3. «Помогающие» дома стены. Одним из частых аргументов в пользу занятий на дому для родителей является выражение «дома и стены помогают». Многие считают, что у себя дома ребенок будет чувствовать себя увереннее, свободнее, меньше будет стесняться. К сожалению, в данном случае домашняя обстановка как раз мешает. Дети чувствуют себя не только свободнее, но и расслабленнее. А значит, плохо настраиваются на работу. Приходя в Центр, они знают, что пришли заниматься. Вот сейчас придет педагог и нужно будет выполнять задания, рисовать, делать гимнастику для языка и прочее. В домашних условиях такой настрой пропадает, а значит большую часть времени логопеду приходится тратить на возвращение рабочего настроя.

Как организовать логопедические занятия дома

Учитель-логопед Ланцова Елена Викторовна


Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания.

Не переживайте!

Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Рекомендации логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

• игры на развитие мелкой моторики,

• артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

• игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

• игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном.

Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вами.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

Как логопеду работать онлайн?

Тенденции развития современного мира приводят к тому, что возрастает популярность работы онлайн и некоторые услуги теперь можно предоставлять дистанционно. Логопедическая практика не стала исключением — такие программы, как Skype или Zoom помогают успешно проводить занятия по коррекции речи у детей, подростков и взрослых. Логопедическая работа онлайн — хорошая альтернатива обычным логопедическим занятиям в том случае, когда нет возможности лично посетить логопеда из-за географической удалённости.

Преимущества онлайн работы

  • Можно заниматься в комфортных условиях, не покидая квартиры или кабинета.
  • Проще обеспечить непрерывность и регулярность коррекционной работы.
  • Логопедические занятия онлайн выгоднее с точки зрения временных и финансовых затрат.

Недостатки онлайн работы

  • Трудно установить личный и эмоциональный контакт с учеником.
  • В процессе логопедической работы с маленькими детьми необходимо привлекать к занятиям родителей.
  • Зависимость от бесперебойной работы интернета и исправности устройства с помощью которого проводится занятие.
  • Невозможно реализовать коррекционные задачи, требующие личного участия логопеда: массаж или механическая постановка звука.

Опыт логопедической работы показывает: при правильной организации дистанционные занятия по коррекции речи могут быть не менее эффективными, чем логопедические занятия лично с логопедом.

Какое оборудование необходимо для логопедической работы онлайн?

НОУТБУК ИЛИ ПК С ВЕБ-КАМЕРОЙ

Ноутбук и ПК имеют значительное преимущество даже перед самыми дорогими и новыми мобильными устройствами и планшетами.

Во-первых, большой экран и чёткое изображение помогают видеть все движения артикуляционного аппарата. Некачественное изображение или небольшой размер экрана затрудняют зрительный контроль со стороны логопеда. Следовательно, помощь может быть оказана некорректно.

Во-вторых, ноутбук устойчиво располагается на поверхности стола, в отличие от планшета или телефона, которые могут упасть. Если это произойдёт в процессе демонстрации картинок или способа выполнения упражнения, занятие будет прервано в самый ответственный момент.

В-третьих, ноутбук и ПК позволяют демонстрировать экран, на котором могут открыты ваши электронные книги, логопедические пособия или картинки. На телефоне или планшете это сделать сложнее.

В-четвёртых, скорость загрузки и работы разных программ на ПК и ноутбуке значительно выше, чем на мобильных устройствах. В приложениях на планшете легко запутаться. Тем более на телефоны и планшеты регулярно приходят сообщения и звонки, что существенно снижает качество работы.

НАУШНИКИ И МИКРОФОН

Наушники и микрофон не обязательно использовать, но они значительно улучшают качество работы. Благодаря наушникам, только вы слышите своего ученика и звук не распространяется в соседние помещения. Также наушники помогают отследить все нюансы звукопроизношения или звучания голоса. А микрофон поможет вам контролировать громкость собственного голоса.

Какие программы подходят для логопедической работы онлайн?

SKYPE Skype — это самая популярная программа с функцией качественной видеосвязи. Skype отлично подходит для индивидуальных занятий с детьми и со взрослыми. Преимущества логопедической работы в Skype:

  • программа легко устанавливается, имеет простой функционал и интерфейс, с которым может разобраться и ребёнок, и взрослый;
  • Skype позволяет демонстрировать свой экран, на котором могут быть открыты ваши картинки или логопедические пособия.

ZOOM Zoom — платформа для конференций, которая поможет вам проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые. Программа Zoom устроена немного сложнее, чем Skype. Но Zoom обеспечивает не менее качественную видеосвязь и также позволяет демонстрировать экран. Преимущества работы в Zoom:

  • позволяет работать одновременно с небольшой группой учеников;
  • обеспечивает полную конфиденциальность логопедической работы;
  • позволяет демонстрировать только экран с необходимым логопедическим пособием.

Zoom или Skype необходимо скачать и установить на компьютер. Если пользоваться этими программами из браузера, они будут “тормозить” и “зависать”.

Рекомендации по логопедическим занятиям онлайн

1. Организуйте своё рабочее место в отдельном помещении, в котором не будут присутствовать посторонние люди. 2. Продумайте освещение — днём работайте напротив окна, а вечером используйте дополнительный свет. 3. Приготовьте заранее пособия, инструменты или игрушки, которые пригодятся вам в процессе занятия. 4. Все электронные пособия скопируйте в отдельную папку с названием “Занятия в Скайпе” 5. Ссылки на разные онлайн ресурсы храните в едином текстовом документе. 6. Структура занятия и порядок работы не отличаются от обычного логопедического занятия. 7. Привлекайте к занятиям родителей — попросите их сидеть рядом и оказывать помощь при необходимости. 8. Предупредите своих учеников, что к занятиям в Скайпе нужно относиться ответственно:

— выходить на связь вовремя; — заниматься сидя за столом; — приводить себя и помещение в порядок.

Самое главное — в процессе работы чувствуйте себя комфортно и уверенно. Проводите коррекционную работу без суеты. Ведите себя также естественно и увлечённо, как на обычном логопедическом занятии. Надеемся, наши рекомендации помогут вам работать онлайн легко и эффективно!

Полезные ссылки

Speechbolix — онлайн программа занятий для коррекции заикания у подростков и взрослых. Dictionbolix — онлайн программа для улучшения дикции, развития эрудиции и улучшения коммуникации.

Почему у разных логопедов разная цена?

Цена занятий очень зависит от профессионализма человека, который будет работать с вашим чадом и от места проведения занятий.

​Если у логопеда есть дополнительное медицинское образование, то стоимость будет больше. Также наценка идёт благодаря известности и репутации клиники.

​В некоторых местах цена также зависит от диагноза и возраста ребёнка. Более взрослые дети труднее переучиваются, из-за этого нужно занятий больше, и они выходят дороже. Следует учитывать, что в разных клиниках время занятий может различаться, и, соответственно, расценки из-за этого тоже разные.

Что за врач – логопед?

Логопед – это специалист, который помогает детям с неправильно сформированной речью или в случае её позднего развития. Не умеет малыш произносить «р» и «л», а то и говорит «фыфки» вместо «шишки»? Грамотный педагог не только поставит малышу правильное произношение слов и звуков, но и поможет развить память и внимание.

​Люди часто ошибаются, считая, что работа логопеда заключается только в постановке звуков. Помимо этой очевидной стороны работы с речью присутствуют ещё и занятия с грамматикой, лексикой и просодикой (дикция, интонация и ударения), ведь в речи ребёнка могут быть и неявные проблемы, когда вместо одного слова произносится совсем другое, или только часть от него.

В логопедической практике есть несколько способов постановки звуков. Первое – это подражание. Он основан на сознательных попытках повторить произношение звуков за логопедом. Второй способ предполагает использование специальных зондов или шпателей. В наше время очень редко прибегают ко второму методу из-за того, что дети пугаются «страшных железок». Зонды используют только в крайних случаях (например, с глухими детьми), чаще заменяя их на подручные знакомые ребёнку в обычной жизни средства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]