Лексическая тема «Весна». Игры и упражнения для детей 5–7 лет


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «РАННЯЯ ВЕСНА».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый. ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ: Пришла – весна Плывут — … Дует — … Бегут — … ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ: Солнце – греет, светит… Облака — … Снег — … ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ: Земля – черная, холодная, мерзлая… Солнце — … Птицы — … Чистый, быстрый, звонкий – ручей Яркое, лучистое, теплое — … ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ: Синий лед похож на (стекло…) Густой туман — … Пушистые облака — … Сосулька — … СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ «ПОТОМУ ЧТО»: Почему снег тает? Снег тает, потому что… Почему бегут ручьи?…

Уважаемые родители! Предложите ребёнку ответить на вопросы: Какое время года мы провожаем? (Мы провожаем зиму.) Какое время года начинается? (Начинается весна.) Познакомьте ребёнка с приметами ранней весны: весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду. Прочитайте стихотворение о ранней весне, выучите наизусть: Звонко с крыши капли скачут, Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку, И на бабушкину кошку, На ступеньки, на перила. Кошка даже рот открыла. Звонко скачут капли с крыши. К нам весна идёт. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА. ТАЛАЯ ВОДА. Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает и текут ручейки. Кругом много воды. Радуются дети — можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья — они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи — в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи — они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: «Весна пришла!» * ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: — После какого времени года наступает весна? — Что делает солнышко? — Что происходит со снегом? — Кому нужна талая вода? — Чему радуются дети? — Для чего нужна вода деревьям? — Почему радуются грачи? — Зачем грачам червяки? — Кто купается в лужах?

ВЕСНА. ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА. Наступает весна. Тает снег, звенит капель. Весной ярко светит солнышко. На реке ломается лёд. На деревьях лопаются почки и появляются душистые листочки. В лесу расцветают подснежники. Дети развешивают на деревьях скворечники, пускают кораблики. Просыпаются насекомые, птицы вьют гнёзда. Пришла весна! ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ: Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла… (Весна) Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт, В лесу подснежник Расцветёт. (Весна) Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна) Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) Я раскрываю почки, В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня… (Весна) Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (Весна) Зеленоглаза, весела, Девица-красавица. Нам в подарок принесла, То что всем понравится: Зелень — листьям, Нам — тепло, Волшебство Чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица — … (Весна) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник) Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек) Не пешеход, а идёт. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь) Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) Шорохом неслышным Лепестков Жемчуг белоснежный Распустился, Свежим нежным крохотным Цветком Из-под снега К солнцу устремился. (Подснежник) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Он — Цветочный принц-поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам… (Нарцисс) Их в Голландии найдёте, Там везде они в почёте. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут… (Тюльпаны) Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц… (Март) В тёплых солнечных сапожках, С огонёчком на застёжках, По снегам бежит мальчишка Снег пугает, шалунишка: Только ступит — стаял снег, Раскололся лёд у рек. Охватил его азарт. А мальчишка этот — …(Март) Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? (Апрель) Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель В гости к нам пришёл… (Апрель) В ночь — мороз, С утра — капель, Значит, на дворе… (Апрель) Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех… (Апрель) Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край Нас теплом встречает… (Май) В лапотках бежит малыш, Ты шаги его услышь. Он бежит, и всё цветёт, Он смеётся — всё поёт. Спрятал счастье в лепестках У сирени на кустах. «Ландыш мой, благоухай!» Повелел весёлый… (Май) Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы… (Скворечник) Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут… (Гнездо) На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) В самый разгар Весенней поры Капает сок С белоснежной коры. (Береза) Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц … (март). Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл … (апрель). Сад примерил белый цвет, Соловей поёт сонет, В зелень наш оделся край — Нас теплом встречает … (май). Новоселье у скворца — Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы … (скворечник). Тает снежок, ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) К маме-речке бегу и молчать не могу. Я сын её родной, а родился я весной. (Ручей) Первым вылез из земли на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник) Чёрный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам — враг.(Грач) Дом построен для певца Без окошек, без крыльца. (Скворечник) Ссылка на сайт: https://ejka.ru/blog/zagadki

АПРЕЛЬ. Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;
  • вспомнить названия весенних месяцев, приметы весны;
  • понаблюдать за изменениями в природе во время со­вместной прогулки в парке;
  • вспомнить о том, как ведут себя лесные звери и птицы весной, какие изменения происходят с деревьями и кустар­никами, растениями луга и сада, в одежде людей;
  • вспомнить тему «Перелетные птицы»;
  • рассказать ребенку о весенних полевых работах.

По теме дети должны знать:

  • первые приметы весны в природе,
  • что произошло со снегом, как весной изменились реки, продолжительность дня и ночи,
  • как выглядят деревья и трава весной,
  • как животные и птицы встречают весну,
  • чем занимаются весной люди, как меняется одежда,
  • знать названия весенних месяцев.

Материалы для ознакомления с темой:

Наслаждаемся красивым видео и красивой весенней музыкой: https://cloud.mail.ru/public/86zK/3fAoNQHfV

Все приметы весны наблюдаем в презентациях: https://cloud.mail.ru/public/2FsE/2TkCSzyFS https://cloud.mail.ru/public/3EWE/4ukN8CBmK

Задания по развитию речи:

  1. «Подбери словечко»: солнце весной какое? – теплое, лучистое, светлое, яркое… Солнце весной что делает? – пригревает, припекает, ласкает, светит, греет….
  2. Подобрать предметы к признакам, что бывает?

весенний – ………., весенняя – ……….., весеннее – …………., весенние – ……….. Слова для справки: день, погода, настроение, солнце, месяцы, трава, небо, лес, дождь, гроза, цветы.

  1. «Назови ласково»:

Облако – облачко, луч – …………., льдина – …………., лужа – ………….., проталина – ……….., солнце – …………..

  1. Посчитай: один ручей, два ручья…. Пять ручьев, одна блестящая сосулька, две блестящих сосульки… пять блестящих сосулек.
  2. Скажи наоборот:

Зимой снег чистый, а весной…… Зимой дни холодные, а весной……. Зимой солнце тусклое, а весной…….. Зимой погода часто пасмурная, а весной…….

  1. Рассмотри картинку и расскажи, до чего дотянулись весенние лучи?

  1. Составить описательный рассказ о весне по схеме описания времен года.

  1. Рассмотрите серию сюжетных картин, подумайте, что сначала, а что потом.

Прочитайте рассказ «Скворцы прилетели»: Однажды зимой на уроке труда учитель предложил школьникам смастерить для скворцов скворечники. Учитель труда объяснил им, что для этого нужно инструменты, доски, гвозди и терпение. Дети дружно принялись за дело. Когда скворечники были готовы, ребята вместе с учителем повесили их на деревьях в парке. Весной школьники с радостью наблюдали за скворцами.

Опираясь на пиктограммы (картинки – подсказки), вспомните и перескажите рассказ.

  1. Вспомните названия перелетных птиц. Почему эти птицы так называются? Почему они вынуждены улетать? Когда они улетают и возвращаются в наши края?

Весенние перемены

Весна – время года, похожее на раннее утро. Природа пробуждается от зимнего сна. Солнечные лучи начинают прогревать замерзшую землю. Все вокруг оживает, наполняя воздух веселым звучанием.

Еще дают о себе знать последние морозы, но уже можно отметить три первых признака наступающей весны:

ПризнакОписание
Таяние снегаДни становятся немного теплее, и лежащий на обочинах снег начинает оседать. Его верхний слой твердеет, образуя плотную наледь. Талый снег приобретает сероватый оттенок и постепенно превращается в ручейки.
Звон капелиОдновременно с сугробами начинают оттаивать сосульки. Капельки воды, падающие с крыш, звенят, разбиваясь об асфальт и образуя многочисленные лужицы.
Переменчивость погодыРанней весной погода часто меняется. Зима не спешит отступать, за окном часто можно увидеть снег или дождь. Возможны заморозки. Однако солнце появляется все чаще, и на смену холодам приходят более теплые дни. Постепенно их становится все больше.

Весна в картинках

Для закрепления полученных ребенком знаний стоит воспользоваться иллюстрациями на тему «Вот весна какая!».

Подручным материалом могут служить:

  • тематические рисунки;
  • разрезные картинки;
  • карточки с изображениями по теме.

На иллюстрациях могут быть представлены:

  • весенние цветы;
  • перелетные птицы;
  • насекомые;
  • сюжеты из жизни животных в весенний период.

Можно предложить ребенку нарисовать весну так, как он ее представляет, а затем вместе с ним обсудить детали рисунка. Будет уместным разучить с малышом несколько коротких стихотворений по теме, после чего подобрать к ним подходящие изображения. Иллюстрации в виде аппликаций можно сделать своими руками, воспользовавшись разрезными картинками. Хорошо заранее подготовить загадки о весне вместе с разгадками, изображенными на небольших карточках.

Познавательные способности детей максимально раскрываются при использовании наглядных материалов, особенно если серьезный урок проводится в легкой игровой форме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]