Требования к логопедическому кабинету и оснащение в соответствии с требованиями САНПИН


I. Оснащение кабинета:

  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 — 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией: а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию; б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники; в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра; г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок. Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета МБОУ «СОШ» № » г. Чебоксары (2020-2021 учебный год)

Информация о логопедическом кабинете

Краткое описание

Кабинет небольшой, располагается на третьем этаже МБОУ «СОШ № » г. Чебоксары, в правом крыле здания.

Дата создания кабинета 2006-2007 учебный год.

Количество работающих логопедов в кабинете – 1.

Общая площадь – ___20_______ м2 .

Освещённость:

— тип: смешанный – естественное и искусственное

— источники: естественное – окно 1 шт., искусственное – люминесцентные лампы 4 штуки

В кабинете предусмотрено:

— 1 рабочее место педагога

— 6 рабочих мест для подгрупповой работы

— 1 рабочее место для индивидуального занятия

Стены окрашены водоэмульсионной краской.

Пол покрыт линолеумом.

Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Мебель в кабинете установлена в контексте общей пластической композиции.

График занятости логопедического кабинета

Понедельник 11.15 – 15.15 Пятница 10.15 – 14.15

Вторник 10.15 – 14.15

Среда 10.40 – 14.40

Четверг 10.55 – 14.55

Правила пользования логопедическим кабинетом

— ключи от кабинета в двух экземплярах (один на вахте, второй у зам. директора по АХЧ)

— влажная уборка и мытье полов в кабинете производится ежедневно;

— после каждого занятия проводится проветривание кабинета;

— по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Основное назначение логопедического кабинета

— проведение диагностического обследования речевого развития учащихся начальных классов;

— проведение подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми;

— консультативная работы учителя-логопеда с родителями (беседы, открытые занятия по показу приёмов работы);

— консультативной работы учителя-логопеда с педагогами (знакомство учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом).

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой деятельности учителя-логопеда. Критерии, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

— Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований. — Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиН; удовлетворение двигательной активности обучающихся; предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.

Рабочие зоны

Рабочая зона логопеда

(зона ТСО) представляет собой рабочий стол с выдвигающимися ящиками. В ящиках стола размещены документы логопеда, картотека с данными о детях, родителях. На столе хранятся журнал посещаемости, компьютер, принтер, проектор.

Рабочая зона используется для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

— Зона
дидактического, методического сопровождения
представлена шкафом для хранения учебного материала: документации логопеда; материала для диагностики; систематизированного дидактического материала; пособий по обучению грамоте; литературы по преодолению общего недоразвития речи; игрового обеспечения (игрушки, настольные игры, обучающие карточки).

— Зона коррекции звукопроизношения

оснащена настенным зеркалом (50×100), индивидуальными зеркалами (6 штук), столом; набором карточек для артикуляционной гимнастики, картотекой с играми; одноразовыми шпателями, зондами, пособиями для коррекции звукопроизношения.

— Коррекционно — развивающая зона

оснащена комплектом 3 двуместными партами, 6 стульями; магнитной доской; указкой, над доской висит лента букв, слева — плакат «Фонетический разбор слова», справа – «Алфавит. Печатные и рукописные буквы».

Сенсомоторная зона

оснащена материалом для развития мелкой моторики. Пособия для развития мелкой и крупной моторики: мозаика, счетные палочки, бусы, пазлы, нейроскакалка.


Зоны использования здоровьесберегающих технологий
Оборудование на развитие ощущений движения органов дыхания, речевого выдоха, сильной воздушной струи. Атрибуты дыхательной гимнастики: «Снежинка», «Облачко», «Бабочки» «Птицы».

Пособия

для развития зрения: 1) двигающиеся предметы; 2) зрительные тренажёры; 3) комплексы упражнений по словесным инструкциям.

Су-джок терапия. Использование массажных шариков различного диаметра

.

Оборудование логопедического кабинета

Документация

п/п Наименование
1 Нормативно-правовая база. Законы РФ.
2 Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ.
3 Паспорт логопедического кабинета.
4 Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
5 Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.
6 Речевые карты.
7 Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия.
8 Списки обучающихся по логопедическим группам.
9 Годовой план логопеда.
10 Рабочая программа индивидуальной работы по постановке звуков.
11 Программы коррекционно — развивающей работы.
12 Программы логопедического сопровождения на детей-инвалидов.
13 Расписание работы учителя-логопеда.
14 Анализ логопедической работы за учебный год. Цифровой отчет.
15 Журнал консультаций учителя-логопеда.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕБЕЛИ

№ п/п Наименование Количество Инв № Примечание
1 Стол письменный 1
2 Стол ученический 3
3 Навесная школьная доска 1
4 Шкаф книжный 1
5 Стул 6
6 Кресло 1
7 Полки для цветов 3

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

№ п/п Наименование Количество Инв № Примечание
1 Компьютер 1
2 Монитор 1
3 Штора тюлевая 1
4 Карниз 1 личное
7 Обогреватель 1 личное
9 Настенное зеркало 1
10 Детские настольные зеркала 5
13 Коробки и папки для пособий

КАТАЛОГ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№ п/п Название Автор Год издания
1 Логопедия в школе Под редакцией В.С. Кукушина. 2007
2 Организация логопедической работы в школе. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. 1991
3 Логопедия Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. 1995
4 Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Ефименкова Л.Н. 2001
5 Справочник логопеда. М.А. Поваляева 1998
6 Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Л.М. Козырева 2006
7 Дисграфия, дислексия: технология преодоления. И.Н. Садовникова 2001
8 Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова 2014
9 Логопедический альбом по коррекции нарушений письма у школьников 3-5 классов. Т. И Прокопьева 2007
10 Волшебный мир звуков и слов. Е.А. Пожиленко 2011
11 Коррекция акустичкской дисграфии Е.В. Мазанова 2011
12 Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Е.В. Мазанова 2011
13 Коррекция аграмматической дисграфии. Е.В. Мазанова 2007
14 Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического здоровья. П.Д. Лебедева 2007
15 Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. Е.Н. Российская 2007
16 Методика Развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. В.К. Воробьева 2007
17 Развитие речи. Письмо. О.А. Ишимова, А.А. Алмазова 2007
18 Логопедический альбом по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников. Т.И. Прокопьева 2013
19 Секреты предлогов и падежей. Е.В. Новикова 2007
20 Практический материал для занятий по развитию речи детей с ОНР. Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина 2008
21 Игры и упражнения для развития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова
22 Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. О.М. Коваленко 2006
23 Как образуются слова. Л.М. Козырева 2006
24 Логопедия. Преодоление нарушения письма. Е.В. Мазанова 2005
25 Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 3 класс М.В. Мальм, О.В. Суслова. 2017
26 Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 2 класс М.В. Мальм, О.В. Суслова. 2017
27 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Безударные гласные в корне слова. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая 2012
28 Научите меня говорить правильно. О.И. Крупенчук 2003
29 Развитие словесно-логического мышления в связной речи. Задания и упражнения. Л.В. Зубарева 2011
30 Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Е.В. Мазанова 2009
31 Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграммаимческая дисграфия. Е.В. Мазанова. 1997
32 Слова-друзья и слова неприятели Л.М. Козырева 2006
33 Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л. Е.А. Пожиленко 2006
34 Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева 2007
35 Коррекция заикания у младших школьников. Е.Н. Маслова 2011
36 Учись говорить правильно. А.С. Майорова 2003
37 Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Фотекова Т.А. 2007
38 Логопедия Ж.М. Флерова 2004
39 Парные звонкие-глухие согласные Д-Т. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2013
40 Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2013
41 Парные звонкие-глухие согласные Г-К. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2013
42 Парные звонкие-глухие согласные Б-П. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2013
43 Парные звонкие-глухие согласные В-Ф. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2013
44 Парные звонкие-глухие согласные З-С.. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2013
45 Согласные и гласные-похожие, но разные О.В. Епифанова 2006
46 Синонимы В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко 2012
47 Антонимы В.В. Коноваленко. С.В. Коноваленко 2011
48 Толковый словарь русского языка. Современная версия для школьников. В.И. Даль 2010
49 Тестирование детей. В. Богомолов 2005
50 Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1: Нарушение голоса. Дислалия. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова, Л.Г. Парамонова. 2003
51 Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. 2003
52 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению Т.В. Волосовец 2002
53 Развитие словарного запаса у детей. Л.Г. Парамонова 2010
54 Различаем звуки и буквы О.С. Алексеева 2017



Дидактические материалы и пособия для логопедических занятий

ПОСОБИЯ

1. Для обследования:

1). Произношения.

2) Фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3) Слоговой структуры слова.

  1. Словаря.
  2. Грамматического строя речи.
  3. Самостоятельной речи.
  4. Письменной речи, языкового анализа.
  1. Счетный материал.
  2. Разрезные картинки из 2-4-6 частей.
  3. Картинки и тексты со скрытым смыслом.
  4. Артикуляционные упражнения (карточки).

6. Профили звуков.

  1. Набор пособий для работы над речевым дыханием.
  2. Предметные картинки на все изучаемые звуки.
  3. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
  4. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
  5. Игры.
  6. Формирование фонетического восприятия, звукового анализа:
  1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
  2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.
  3. Тексты на дифференциацию звуков.
  4. Символы звуков.

Грамота

  1. Азбука в картинках.
  2. Схемы для анализа предложений.
  3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
  4. Логопедическое лото.
  5. Имя существительное. Наборы предметных картинок.
  6. Глагол. Наборы предметных картинок.
  7. Прилагательное. Наборы предметных картинок.
  8. Наречие. Наборы предметных картинок.
  9. Числительное. Наборы предметных картинок.

РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ

1. Предметные картинки:

— Овощи — Ягоды

— Птицы — Семья — Растения — Грибы — Одежда — Посуда — Игрушки — Насекомые — Профессии — Деревья — Фрукты — Животные и их детеныши — Транспорт — Инструменты — Школьные принадлежности 2. Предметные картинки на подбор антонимов. 3. Предметные картинки на подбор синонимов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  1. Схемы предлогов.
  2. Пособия на составлении предложений с простыми и сложными предлогами.
  3. Пособия на согласование.
  4. Деформированные тексты.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  1. Серии сюжетных картинок.
  2. Сюжетные картинки.
  3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.

Компьютерные презентации

п/п Наименование презентации
1 Учимся говорить правильно.
2 Грамматика и письмо.
3 Основы чтения.
4 Чтение.
5 Основы грамматики и письма.
6 Учим буквы и слова.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]