I. Оснащение кабинета:
- Настенное зеркало (не менее 1,5 — 0,5 м).
- Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
- Детские столы и стулья для занятий.
- Стол для логопеда.
- Два стула для взрослых.
- Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
- Настольные часы.
- Шкафы и полки для методической литературы.
- Навесная школьная доска.
- Наборное полотно.
- Фланелеграф.
- Чистое полотенце.
- Картотека на имеющиеся пособия.
- Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.
III. Документация:
- Перспективный план работы с детьми на год.
- Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией: а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию; б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники; в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра; г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок. Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
- Тетради для индивидуальной работы с детьми.
- График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
- Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
- План по самообразованию на текущий год.
Паспорт логопедического кабинета
Паспорт логопедического кабинета МБОУ «СОШ» № » г. Чебоксары (2020-2021 учебный год)
Информация о логопедическом кабинете
Краткое описание
Кабинет небольшой, располагается на третьем этаже МБОУ «СОШ № » г. Чебоксары, в правом крыле здания.
Дата создания кабинета 2006-2007 учебный год.
Количество работающих логопедов в кабинете – 1.
Общая площадь – ___20_______ м2 .
Освещённость:
— тип: смешанный – естественное и искусственное
— источники: естественное – окно 1 шт., искусственное – люминесцентные лампы 4 штуки
В кабинете предусмотрено:
— 1 рабочее место педагога
— 6 рабочих мест для подгрупповой работы
— 1 рабочее место для индивидуального занятия
Стены окрашены водоэмульсионной краской.
Пол покрыт линолеумом.
Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.
Мебель в кабинете установлена в контексте общей пластической композиции.
График занятости логопедического кабинета
Понедельник 11.15 – 15.15 Пятница 10.15 – 14.15
Вторник 10.15 – 14.15
Среда 10.40 – 14.40
Четверг 10.55 – 14.55
Правила пользования логопедическим кабинетом
— ключи от кабинета в двух экземплярах (один на вахте, второй у зам. директора по АХЧ)
— влажная уборка и мытье полов в кабинете производится ежедневно;
— после каждого занятия проводится проветривание кабинета;
— по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
Основное назначение логопедического кабинета
— проведение диагностического обследования речевого развития учащихся начальных классов;
— проведение подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми;
— консультативная работы учителя-логопеда с родителями (беседы, открытые занятия по показу приёмов работы);
— консультативной работы учителя-логопеда с педагогами (знакомство учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом).
Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой деятельности учителя-логопеда. Критерии, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
— Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований. — Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиН; удовлетворение двигательной активности обучающихся; предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.
Рабочие зоны
— Рабочая зона логопеда
(зона ТСО) представляет собой рабочий стол с выдвигающимися ящиками. В ящиках стола размещены документы логопеда, картотека с данными о детях, родителях. На столе хранятся журнал посещаемости, компьютер, принтер, проектор.
Рабочая зона используется для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
— Зона
дидактического, методического сопровождения
представлена шкафом для хранения учебного материала: документации логопеда; материала для диагностики; систематизированного дидактического материала; пособий по обучению грамоте; литературы по преодолению общего недоразвития речи; игрового обеспечения (игрушки, настольные игры, обучающие карточки).
— Зона коррекции звукопроизношения
оснащена настенным зеркалом (50×100), индивидуальными зеркалами (6 штук), столом; набором карточек для артикуляционной гимнастики, картотекой с играми; одноразовыми шпателями, зондами, пособиями для коррекции звукопроизношения.
— Коррекционно — развивающая зона
оснащена комплектом 3 двуместными партами, 6 стульями; магнитной доской; указкой, над доской висит лента букв, слева — плакат «Фонетический разбор слова», справа – «Алфавит. Печатные и рукописные буквы».
Сенсомоторная зона
оснащена материалом для развития мелкой моторики. Пособия для развития мелкой и крупной моторики: мозаика, счетные палочки, бусы, пазлы, нейроскакалка.
—
Зоны использования здоровьесберегающих технологий
Оборудование на развитие ощущений движения органов дыхания, речевого выдоха, сильной воздушной струи. Атрибуты дыхательной гимнастики: «Снежинка», «Облачко», «Бабочки» «Птицы».
Пособия
для развития зрения: 1) двигающиеся предметы; 2) зрительные тренажёры; 3) комплексы упражнений по словесным инструкциям.
Су-джок терапия. Использование массажных шариков различного диаметра
.
Оборудование логопедического кабинета
Документация
№ п/п | Наименование |
1 | Нормативно-правовая база. Законы РФ. |
2 | Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ. |
3 | Паспорт логопедического кабинета. |
4 | Журнал учета посещаемости логопедических занятий. |
5 | Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи. |
6 | Речевые карты. |
7 | Список обучающихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия. |
8 | Списки обучающихся по логопедическим группам. |
9 | Годовой план логопеда. |
10 | Рабочая программа индивидуальной работы по постановке звуков. |
11 | Программы коррекционно — развивающей работы. |
12 | Программы логопедического сопровождения на детей-инвалидов. |
13 | Расписание работы учителя-логопеда. |
14 | Анализ логопедической работы за учебный год. Цифровой отчет. |
15 | Журнал консультаций учителя-логопеда. |
ПЕРЕЧЕНЬ МЕБЕЛИ
№ п/п | Наименование | Количество | Инв № | Примечание |
1 | Стол письменный | 1 | ||
2 | Стол ученический | 3 | ||
3 | Навесная школьная доска | 1 | ||
4 | Шкаф книжный | 1 | ||
5 | Стул | 6 | ||
6 | Кресло | 1 | ||
7 | Полки для цветов | 3 |
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
№ п/п | Наименование | Количество | Инв № | Примечание |
1 | Компьютер | 1 | ||
2 | Монитор | 1 | ||
3 | Штора тюлевая | 1 | ||
4 | Карниз | 1 | личное | |
7 | Обогреватель | 1 | личное | |
9 | Настенное зеркало | 1 | ||
10 | Детские настольные зеркала | 5 | ||
13 | Коробки и папки для пособий |
КАТАЛОГ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п | Название | Автор | Год издания |
1 | Логопедия в школе | Под редакцией В.С. Кукушина. | 2007 |
2 | Организация логопедической работы в школе. | Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. | 1991 |
3 | Логопедия | Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. | 1995 |
4 | Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов | Ефименкова Л.Н. | 2001 |
5 | Справочник логопеда. | М.А. Поваляева | 1998 |
6 | Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. | Л.М. Козырева | 2006 |
7 | Дисграфия, дислексия: технология преодоления. | И.Н. Садовникова | 2001 |
8 | Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. | О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова | 2014 |
9 | Логопедический альбом по коррекции нарушений письма у школьников 3-5 классов. | Т. И Прокопьева | 2007 |
10 | Волшебный мир звуков и слов. | Е.А. Пожиленко | 2011 |
11 | Коррекция акустичкской дисграфии | Е.В. Мазанова | 2011 |
12 | Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | Е.В. Мазанова | 2011 |
13 | Коррекция аграмматической дисграфии. | Е.В. Мазанова | 2007 |
14 | Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического здоровья. | П.Д. Лебедева | 2007 |
15 | Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. | Е.Н. Российская | 2007 |
16 | Методика Развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. | В.К. Воробьева | 2007 |
17 | Развитие речи. Письмо. | О.А. Ишимова, А.А. Алмазова | 2007 |
18 | Логопедический альбом по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников. | Т.И. Прокопьева | 2013 |
19 | Секреты предлогов и падежей. | Е.В. Новикова | 2007 |
20 | Практический материал для занятий по развитию речи детей с ОНР. | Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина | 2008 |
21 | Игры и упражнения для развития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР. | Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова | |
22 | Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. | О.М. Коваленко | 2006 |
23 | Как образуются слова. | Л.М. Козырева | 2006 |
24 | Логопедия. Преодоление нарушения письма. | Е.В. Мазанова | 2005 |
25 | Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 3 класс | М.В. Мальм, О.В. Суслова. | 2017 |
26 | Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 2 класс | М.В. Мальм, О.В. Суслова. | 2017 |
27 | ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. Безударные гласные в корне слова. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая | 2012 |
28 | Научите меня говорить правильно. | О.И. Крупенчук | 2003 |
29 | Развитие словесно-логического мышления в связной речи. Задания и упражнения. | Л.В. Зубарева | 2011 |
30 | Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. | Е.В. Мазанова | 2009 |
31 | Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграммаимческая дисграфия. | Е.В. Мазанова. | 1997 |
32 | Слова-друзья и слова неприятели | Л.М. Козырева | 2006 |
33 | Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л. | Е.А. Пожиленко | 2006 |
34 | Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. | О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева | 2007 |
35 | Коррекция заикания у младших школьников. | Е.Н. Маслова | 2011 |
36 | Учись говорить правильно. | А.С. Майорова | 2003 |
37 | Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. | Фотекова Т.А. | 2007 |
38 | Логопедия | Ж.М. Флерова | 2004 |
39 | Парные звонкие-глухие согласные Д-Т. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2013 |
40 | Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2013 |
41 | Парные звонкие-глухие согласные Г-К. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2013 |
42 | Парные звонкие-глухие согласные Б-П. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2013 |
43 | Парные звонкие-глухие согласные В-Ф. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2013 |
44 | Парные звонкие-глухие согласные З-С.. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2013 |
45 | Согласные и гласные-похожие, но разные | О.В. Епифанова | 2006 |
46 | Синонимы | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | 2012 |
47 | Антонимы | В.В. Коноваленко. С.В. Коноваленко | 2011 |
48 | Толковый словарь русского языка. Современная версия для школьников. | В.И. Даль | 2010 |
49 | Тестирование детей. | В. Богомолов | 2005 |
50 | Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 1: Нарушение голоса. Дислалия. | С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова, Л.Г. Парамонова. | 2003 |
51 | Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. | С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова. | 2003 |
52 | Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению | Т.В. Волосовец | 2002 |
53 | Развитие словарного запаса у детей. | Л.Г. Парамонова | 2010 |
54 | Различаем звуки и буквы | О.С. Алексеева | 2017 |
Дидактические материалы и пособия для логопедических занятий
ПОСОБИЯ
1. Для обследования:
1). Произношения.
2) Фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
3) Слоговой структуры слова.
- Словаря.
- Грамматического строя речи.
- Самостоятельной речи.
- Письменной речи, языкового анализа.
- Счетный материал.
- Разрезные картинки из 2-4-6 частей.
- Картинки и тексты со скрытым смыслом.
- Артикуляционные упражнения (карточки).
6. Профили звуков.
- Набор пособий для работы над речевым дыханием.
- Предметные картинки на все изучаемые звуки.
- Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
- Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
- Игры.
- Формирование фонетического восприятия, звукового анализа:
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
- Предметные картинки на дифференциацию звуков.
- Тексты на дифференциацию звуков.
- Символы звуков.
Грамота
- Азбука в картинках.
- Схемы для анализа предложений.
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
- Логопедическое лото.
- Имя существительное. Наборы предметных картинок.
- Глагол. Наборы предметных картинок.
- Прилагательное. Наборы предметных картинок.
- Наречие. Наборы предметных картинок.
- Числительное. Наборы предметных картинок.
РАБОТА НАД СЛОВАРЕМ
1. Предметные картинки:
— Овощи — Ягоды
— Птицы — Семья — Растения — Грибы — Одежда — Посуда — Игрушки — Насекомые — Профессии — Деревья — Фрукты — Животные и их детеныши — Транспорт — Инструменты — Школьные принадлежности 2. Предметные картинки на подбор антонимов. 3. Предметные картинки на подбор синонимов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Схемы предлогов.
- Пособия на составлении предложений с простыми и сложными предлогами.
- Пособия на согласование.
- Деформированные тексты.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- Серии сюжетных картинок.
- Сюжетные картинки.
- Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.
Компьютерные презентации
№ п/п | Наименование презентации |
1 | Учимся говорить правильно. |
2 | Грамматика и письмо. |
3 | Основы чтения. |
4 | Чтение. |
5 | Основы грамматики и письма. |
6 | Учим буквы и слова. |