Языковая концепция Моторной (Экспрессивной) алалии. Механизм. (Современная теория). В.А. Ковшиков, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Г. Визель, В.К. Воробьева


В современной логопедии Алалию подразделяют на 2 основных формы – Экспрессивная (моторная) алалия и Импрессивная (сенсорная) алалия. Существует так же их сочетание — сенсомоторная алалия. Все это классификация алалии.

Экспрессивная (моторная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Импрессивная (сенсорная) алалия– это речевое нарушение центрального генеза, проявляющееся в неспособности ребенка понимать обращенную речь вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора.

Все 3 формы алалии корректируются (часто до речевой нормы). В последнее время получили бурное развитие гуманитарные (изучающие человека) науки – нейрофизиология, нейрохимия, нейропсихология, психолингвистика. Именно психолингвистический подход, на основе которого создаются коррекционные методики, позволяет решать проблемы алалии.

Отличия между сенсорной и моторной алалией. Формы алалии.

Многие родители задают логопедам вопрос:«Какая из алалий хуже – сенсорная или моторная?». Без лечения прогноз для развития личности ребенка при СА хуже, чем при МА. В коррекционной работе отличия таковы: при Сенсорной алалии первые этапы логопедической работы по переходу с ОНР 1 на ОНР 2 занимают в 2-3 раза больше времени. Но при этом у детей с Моторной алалией последующая коррекционная работа занимает в 2-3 раза больше времени. Подробнее об отличиях моторной и сенсорной алалии

Сенсомоторная алалия.

СМА – самая тяжелая форма алалии, при которой нарушены обе стороны устной речи: понимание и говорение, присутствуют все симптомы и сенсорной и моторной алалии. Именно детей с СМА чаще всего путают с аутистами. Лечение сенсомоторной алалии начинать следует с сенсорного компонента, потому что онтогенетически у ребенка первоначально развивается понимание человеческой речи, только после этого становится возможным «воспроизведение». Потом, уже развив понимание (у меня это занимает до полугода работы), приступаю к параллельной работе с сенсорным и моторным компонентом. Длительность коррекции СМА складывается из длительности лечения сенсорной и моторной алалий и занимает в 2 раза больше времени.

По моим наблюдениям в процессе логопедических занятий:

· у неговорящих детей 2-2,5 лет с сенсорной алалией моторные (экспрессивные) нарушения отсутствуют (из двух десятков занимавшихся у меня детей с СА симптомов моторной алалии не было). Поэтому если ребенку в этом возрасте поставили диагноз СМА, в процессе коррекционной работы диагноз может быть уточнен до простой сенсорной алалии.

· Неговорящие дети 5-6 лет все имели диагноз Сенсомоторная алалия, т.е. присутствовали проявления и той и другой алалии. Чистой сенсорной алалии в этом возрасте я не встречала. Конечно, 3 десятка сенсомоторных алаликов этого возраста – это мало по сравнению с исследованиями в университетах, чтобы утверждать, что нет первичной СМА.

· Занимаясь коррекцией алалии у детей от 2,5 до 5 лет, я обратила внимание, что чем позже начали заниматься, тем больше моторных проблем выявляется, и тем дольше идет логопедическая работа. По результатам наблюдений можно сделать предположение, что многие дети с СМА имеют нарушение экспрессивной (моторной) речи вторично, т.е. раннее начало логопедической работы сократит ее сроки ещё и по этой причине.

Экспрессивная алалия

Экспрессивная алалия — это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций.
Экспрессивная алалия вызывается органическими поражениями головного мозга в пренатальный, натальный или в ранний постнатальный периоды. Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются (или имелись на ранних этапах их развития) нерезко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга.

Механизм алалии еще плохо изучен. Представители разных направлений в изучении алалии сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга. При этом одни исследователи расстройство функционирования языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой. Последняя точка зрения наиболее аргументирована.

Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичные проявления алалии — аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов. У многих детей с алалией отмечаются разнообразные неязыковые нарушения — неврологические и психопатологические. Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем: первая (самая тяжелая), вторая (средней тяжести) и третья (легкая) степени нарушения системы языка (или, по терминологии других авторов, первый, второй и третий «уровни развития (недоразвития) речи»).

В ходе своего развития алалия претерпевает ряд количественных и качественных изменений. Усвоив относительно простые единицы языка и правила их функционирования, дети длительное время испытывают трудности при усвоении более сложных единиц и правил. В определенной мере овладевая устной речью, они долго не могут полноценно овладеть речью письменной.

Необходимыми критериями при определении экспрессивной алалии являются: 1) задержка темпа нормального усвоения языка; 2) патологическое развитие языка; 3) наличие на определенных этапах онтогенеза в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка; 4) сохранность слуха; 5) удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи.

Следует отметить, что экспрессивная алалия может проявляться у детей с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями (например, у детей с церебральными параличами, у детей-олигофренов и т.д.). Эти варианты алалии специфичны, еще мало изучены и трудны для диагностики. Для обозначения алалии применяется очень большое количество разнообразных терминов, что отражает разные представления о ней и недостаточную изученность ее этиологии, механизма и динамики. Наиболее распространенные термины — «алалия идиопатика» (врожденная), «слухонемота», «афазия» («дисфазия»), «афазия развития» («онтогенетическая афазия»), «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность». Примеры редко, употребляемых и малоинформативных терминов: «немота», «врожденная алогия», «неговорящие дети», «дети с тяжелыми (глубокими) нарушениями речи». Эти термины несут неопределенный смысл и под них можно подвести многие принципиально различающиеся формы расстройств речи.

Из существующих терминов, которые в большей степени отвечают требованиям, предъявляемым к термину как элементу языка науки, и которые в большей степени отражают специфику обозначаемого объекта, являются, с нашей точки зрения, термины «алалия» и «афазия развития» (иначе — «онтогенетическая афазия»). Из двух терминов, применяющихся для обозначения формы алалии, при которой сохранны слуховое восприятие, понимание речи, но нарушено выражение, говорение, а именно, из терминов «моторная» и «экспрессивная», последний представляется более удачным, так как в нем зафиксировано типическое для данной формы патологии речевой деятельности расстройство языкового (речевого) выражения и одновременно снята жесткая привязанность этого расстройства к его механизму, о котором пока что еще очень мало известно.

В связи с тем, что разные авторы вкладывают в понятие экспрессивной алалии разное содержание и подчас определяют границы алалии очень широко (т.е. считают алалией разнообразные варианты нарушения языкового развития), в настоящее время нет убедительных статистических данных о ее распространении. Вместе с тем имеющиеся данные малочисленны и противоречивы.

Если все же попытаться суммировать их и найти средние показатели, то с известными оговорками можно считать, что алалия наблюдается у 0,1% населения. Причем эта цифра колеблется в зависимости от возраста. Так, среди детей дошкольного возраста страдающие алалией составляют примерно 1,0%. Среди детей младшего школьного возраста — 0,6%, среднего и старшего — 0,2%. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности у всех возрастных групп алалия составляет 0,5%, у детей — примерно 4,0%. Алалия чаще встречается у лиц мужского пола; соотношение частоты распространения алалии у полов равно 2:1. Согласно клиническим наблюдениям, по сравнению с импрессивной (сенсорной) экспрессивная алалия встречается значительно чаще (точные статистические данные отсутствуют).

КЛАССИФИКАЦИИ АЛАЛИИ В.А. КОВШИКОВА, Б. Ф. СОБОТОВИЧ

КЛАССИФИКАЦИИ АЛАЛИИ В.А. КОВШИКОВА, Б. Ф. СОБОТОВИЧ.

Психолингвистическая классификация Е.Ф. Соботович:

Ковшиков.

Критерий выделения: Анализирует нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности.

Выделяемые формы:1) Алалия, с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической;

2) Алалия, с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической систем языка.

Краткая характеристика форм алалии (основная симптоматика):1) Алалия, с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической. Нарушается система отношений (в первую очередь, противопоставлений), в которые вступают однородные элементы языка, единиц одного порядка, одного уровня, то есть нарушается внутреннее строение системы языка.

2) Алалия, с преимущественными нарушениями усвоения синтагматической систем языка. Нарушается синтагматическая система, отображающая закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний. Дети с данной формой не усваивают или тяжело усваивают систему правил, норм сочетаемости элементов языка (как однородных, так и разнородных), на основе которых осуществляется формирование и формулирование речевых высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Соботович.

Критерий выделения: По патогенетическому принципу, раскрывающему механизм нарушения.

Выделяемые формы:1) Импрессивная (сенсорная) алалия; 2) Экспрессивная (моторная) алалия.

Краткая характеристика форм алалии (основная симптоматика): 1) Импрессивная (сенсорная) алалия.

При наличии нормального слуха ребенок не понимает обращенную к нему речь, а это значит, не говорит. Симптомы: нарушение фонематического слуха, плохое внимание и память на устную речь (не развиваются из-за непонимания словесной речи). В результате расплывчатость, неустойчивость фонематических образцов. У сенсорных алаликов в той или иной мере нарушен слух, что затрудняет восприятие звучащей речи.
2) Экспрессивная (моторная) алалия — языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций. Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но сам не говорит. Часто наблюдается непонимание трудных слов и оборотов, сложных предложений. Обогащение экспрессивной речи происходит ограниченно, т.к. с ним мало разговаривают, полагая, что речь недоступна ему. Особенно сильно нарушена моторная речевая подражательность (не могут повторять слова, которые уже научились говорить).

Симптомы моторной алалии

При любом виде алалии страдает в первую очередь словарный запас. Ребенок 3 лет и старше сохраняет формы речевой коммуникации, которые его сверстники давно оставили в прошлом — слоги и даже лепет. Моторная алалия проявляется в первую очередь в коммуникациях. Дети с таким нарушением общаются в основном мимикой и жестами. Используют не более 10-40 слов, в которых неправильно произносят звуки, заменяют сложные звуки простыми. Фразы строят неправильно, предпочитают короткие, отрывистые. Кроме речевых симптомов, важно обратить внимание на сопутствующие. Это:

  • неспособность долго сохранять концентрацию;
  • сложности с удержанием равновесия из-за проблем с крупной моторикой;
  • плохо сформированные навыки самообслуживания из-за дефицита мелкой моторики.

Нарушения моторного развития могут проявляться и другим образом. Если нарушения мелкой моторики проявляются не только в быту, но и в игровой деятельности, это серьезный сигнал. То же касается и крупной моторики (она же — координация движений). Оцените, как ребенок ходит и бегает, удается ли ему игра с мячом. Если вам кажется, что что-то не так, необходимо обсудить это со специалистом даже если речь в полном порядке.

Проявления моторной алалии есть и в психоэмоциональной сфере. Чтоб заметить или заподозрить их неспециалисту, важно наблюдать за общением ребенка со сверстниками, сравнивать реакции на разные ситуации. Конечно, все дети разные. Задуматься о визите к неврологу необходимо, если вы замечаете невротические симптомы (беспричинные капризы, ночные страхи, неконтролируемые движения и т.д.); отставание от сверстников в эмоционально-волевой сфере; сложности с познанием окружающего мира; стремление обойтись без вербального общения (логофобия), вплоть до отсутствия ответа на прямые обращения.

Иногда у моторных алаликов встречается высокая речевая активность. В таких случаях бывают крайне выражены тревожность и невротичность.

Что рассказывают советские ученые о моторной алалии

Валерием Анатольевичем. Ковшиковым написано 70 научных трудов, большинство из которых посвящено проблеме моторной алалии. Один из основателей языковой концепции.

Исследования нормальной и нарушенной речевой и неречевой деятельности В.А Ковшиков проводил на основе лингвинистических, психолингвинистических и логопатопсихологических методик, продолжая и развивая традиции отечественной психологической и логопедической школы (Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, А.А. Леонтьев, Гриншпун Б.М и др.).

ТЕЧЕНИЕ

Экспрессивная алалия не статичное, а динамичное расстройство, которое в ходе своего развития претерпевает ряд существенных изменений. У всех детей в той или иной степени выраженности происходит спонтанное усвоение языка, несмотря на значительную задержку в сроках его усвоения и патологическое развитие. В процессе же специального обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях язык в структурном, структурно-функциональном и коммуникативном аспектах обогащается и постепенно приближается к норме.

Отметим основные закономерности генезиса языка у детей с алалией.

Как показали наши исследования (В.А. Ковшиков, 1983), развитие звуковой знаковой системы в первый — довербальный — период у детей с алалией не имеет каких-либо существенных отличий от нормы ни в структурно-функциональном, ни в коммуникативном планах. У них, как и у нормально развивающихся, невербальные вокализации (крик, плач, кряхтение, гуление, хныканье, вскрикивания, лепет, смех, звуки-псевдослова и бормотание) участвуют в формировании интонации и предпосылок семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Формируется целый ряд семантических функций (эмотивная, апеллятивная, волюнтативная, регулятивная, релятивная и др.) и большое число значений, составляющих своеобразные семантические поля (поля астенических и стенических эмоций, поля действий, отношений и др.), а также первоначальные семантико-синтаксические структуры («субъект-действие», «объект-действие», «субъект-обстоятельство места» и др.), которые, вероятно, служат матрицами для вербального синтаксиса.

Нарушение развития звуковой знаковой системы у детей с алалией наступает во втором — вербальном — периоде при овладении словесными, собственно языковыми знаками, которые в отличие от предшествующих, невербальных знаков обладают особой структурой и функционированием. Поэтому дети не могут или же затрудняются реализовать имеющиеся у них предпосылки экспрессивной речи в новой языковой форме.

Генезис языка у детей с алалией и у нормально развивающихся имеет сходные и принципиально различные черты.

Сходство состоит в том, что и те, и другие дети проходят путь от развития семантических функций и своеобразных значений, выражающихся невербальными вокализациями, к языковой (словесной) форме выражения этих функций и значений. И у тех, и у других выражение семантического компонента высказываний длительное время доминирует над формальным, что особенно ярко проявляется на ранних этапах усвоения языка. И у тех, и у других отмечается определенная последовательность в становлении структурно-функциональной стороны языка: неизменяемость языковой формы — частичное (преимущественно неправильное) ее изменение — сверхгенерализация и иррегулярность усвоенных форм — правильная форма.

Наряду со сходством отмечаются существенные различия. У детей с алалией сроки появления языковых единиц (слов, звуков, флексий и др.) и особенно правил их функционирования значительно отстают от нормы; развитие механизма экспрессивной речи в дошкольном возрасте, как правило, не достигает нормы. До 2-3 лет большинство детей с алалией либо вовсе не употребляют словесной речи, либо в их речи отмечается предельно ограниченное количество слов, которые обычно дефектны по звуковой и слоговой структуре и которые не вступают между собой в синтаксические связи; если все же стремление к связям проявляется, то выражение их аномально: неправильный порядок следования слов, отсутствие флексий и проч. У некоторых детей такое состояние затягивается на более длительные сроки (иногда до возраста 4-5 лет).

Детям с алалией свойственны не только значительная задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но и его патологическое развитие.

Так, объем языковых единиц, относящихся ко всем подсистемам языка, обычно ограничен. Порядок появления многих единиц (фонем, флексий, синтаксических конструкций и др.) иной, чем у детей с нормальным речевым развитием. Например, некоторые смычные ([т], [т’], [к’]) часто появляются раньше некоторых сонорных ([м]), аффриката [ч] нередко опережает появление свистящих и т.д.

Для детей с алалией типично употребление языковых форм, не характерных для детей с нормальным развитием: незакономерное для нормы использование синтаксических конструкций и флексий, несвойственные норме замены фонем и т.д.

Например, замена родительного падежа дательным (шапка мальчику /мальчика/), винительного — предложным (нашел грибе /гриб/), творительного — родительным (копать совока/совком/) и т.д.; звук [ш] заменяется не только звуками [т], [т’], [c], [c’], что характерно для нормы, но и звуками [ч] [шишка — чишка), [щ] (катушки — катущки), [ф] (шапка — фапка), [х] (шарик — харик), [д] (шуба — дуба);звуки [в], [в’] заменяются не только на звуки [б], [б’], но и на [л’] (веник — леник), [д] (девочка — дедочка), [j] (варежки — ярежки) и даже на звук [р] (диван — диран)[1]

Коммуникативная функция речи также имеет отличия. Дети с алалией избегают общаться посредством речи во многих ситуациях. Нередко у них возникает речевой негативизм.

Для развития механизма экспрессивной речи у детей с алалией характерно расхождение между нарушением этого механизма и полной или относительной сохранностью других речевых и неречевых механизмов деятельности. К ним относятся: импрессивная речь, артикуляция, которая потенциально позволяет детям осуществлять речевой акт, невербальные знаковые системы, использующиеся в речевой деятельности (интонация, невербальные вокализации, «звуковые жесты», звукоподражания, мимико-жестикуляторная речь), способность устанавливать правильные отношения между явлениями действительности в неречевой предметно-практической форме («невербальное мышление»).

Механизм языка у детей с алалией длительное время настроен на примат (превосходство) содержания в ущерб языковой форме: достаточно развитое содержание (о чем можно судить по неречевой деятельности детей и по употреблению ими в коммуникации невербальных языковых средств) часто выражается рудиментарными и дефектными вербальными средствами. Из формальных языковых средств многим детям на протяжении ряда лет доступны лишь средства, составляющие «низший» уровень языка (интонация, невербальные вокализации, «звуковые жесты», звукоподражания, мимико-жестикуляторная речь), либо самые простые средства, относящиеся к его «высшему» уровню (однословные и двусловные предложения, элементарные синтаксические связи, простые (контрастные) фонематические противопоставления, «универсальная» структура слога (СГ) и т.п.).

Неусвоение изменений формы языка — ведущий показатель расстройства развития языкового механизма у детей с алалией.Овладевая со временем определенным (иногда относительно большим) набором языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они не овладевают оперативными правилами их функционирования в языковом механизме или же овладевают только самыми легкими для усвоения правилами, характерными для начальных этапов вербального периода развития речи в норме, и долго не переходят к другим, более сложным правилам, используя вместе с тем свои, дефектные правила. Иначе говоря, дети с алалией «не знают», как должным образом следует оперировать с имеющимся у них инвентарем лингвистических единиц (в чем мы смогли убедиться на многочисленных примерах, рассматривая механизм азалии; см. выше).

На всех этапах развития вербальной речи дети с алалией постоянно испытывают сменяющие друг друга трудности в оперировании структурными компонентами языковых подсистем. Частично преодолевая трудности в какой-либо подсистеме (к примеру, в лексической или фонематической), они, как правило, продолжают испытывать трудности в других подсистемах (к примеру, в морфологической или синтаксической). Преодолевая трудности на более «низком» уровне организации той или иной подсистемы, они продолжают испытывать нередко возрастающие трудности на более «высоком», сложном уровне ее организации. Например, дети могут усвоить многие синтаксические структуры предложения, но не усваивают синтаксической структуры текста. Эта закономерность просматривается и в соотношении развития систем устной и письменной речи. Многие дети, удовлетворительно овладев устной речью, часто с большим трудом овладевают первоначальными навыками чтения и письма, и в их письменной речи длительное время проявляются дислексические и дисграфические ошибки; когда же дисграфические ошибки частично или даже полностью исчезают, дети продолжают затрудняться излагать содержание в письменной форме, что особенно ярко проявляется при самостоятельном построении развернутых текстов.

Названные закономерности развития языка у детей с алалией показывают, что развитие его идет по патологическому типу и характеризуется в основном неусвоением и дефектным употреблением правил функционирования языковых операций.

Обычно в возрасте 3-4 лет (иногда раньше) дети начинают посещать специализированные дошкольные учреждения (логопедические детские сады, логопедические кабинеты при поликлиниках и др.), где с ними проводится медико-педагогическая работа, направленная на преодоление языковых и неязыковых расстройств.

В ходе этой работы многие дети дают заметное продвижение. До известных пределов формируется структурно-функциональная сторона языка, коммуникативная функция речи, улучшаются познавательные процессы, расширяется круг знаний, дети овладевают начатками грамоты, положительные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере и в свойствах личности, в частности, исчезает или сглаживается речевой негативизм. Однако языковые и неязыковые симптомы, хотя и не в столь выраженной, как ранее, степени продолжают существовать, и к ним у части детей даже прибавляются новые. Это заикание и спотыкание или же нарушение ритма речи, напоминающее спотыкание.

Авторы, пишущие об этих нарушениях у детей с алалией, считают, что их возникновение связано с артикуляторными трудностями, которые дети начинают испытывать в период появления речи при произнесении сложных звукокомплексов. Эта гипотеза не подвергалась исследованию. Можно высказать и другое предположение: заикание возникает вследствие нарушения построения и реализации моторной программы, но это нарушение в свою очередь вызывается нарушением других программ, входящих в языковой процесс (лексической, синтаксической и др.). Разумеется, и данное предположение нуждается в экспериментальной проверке.

Большинство детей по причине языковых и неязыковых расстройств не может поступить в общеобразовательную школу и поэтому начинает обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Только некоторые начинают обучаться в общеобразовательной школе; обычно с ними продолжают заниматься преодолением остаточных явлений алалии на логопедическом пункте.

Многие дети, обучаясь в специальной школе, испытывают затруднения при усвоении программного материала, главным образом по русскому языку. Тем не менее почти все заканчивают обучение и овладевают знаниями в объеме 8 классов общеобразовательной школы. Языковые и неязыковые нарушения в значительной мере преодолеваются, так что после окончания школы симптоматика проявляется в легкой степени и часто обнаруживается только в ходе специального исследования.

Прогноз должен определяться после оценки комплекса факторов. Он лучше, если у ребенка имеются следующие показатели:

1) неязыковые расстройства выражены не грубо(интеллект по возрасту, поведение без патологии)

2) микросоциальная среда благоприятна(либо специализированный детский сад для детей с ТНР, либо родители, бабушки, дедушки и т.д., соблюдающие языковой режим)

3) есть потребность к речи(совместная работа логопеда и родителей по предупреждению либо преодолению речевого негативизма)

4) развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения в синтаксисе(наличие предложения)

5) имеются предикативные слова(глаголы)

6) медико-педагогическое воздействие на ребенка осуществляется на ранних этапах его жизни(раннее обследование у ЛОР-врача, невропатолога, раннее начало логопедической работы).

Прогноз часто хуже, если эти показатели имеют отрицательные характеристики и выступают в комплексе».

Валерий Анатольевич Ковшиков

Валерий Анатольевич Ковшиков (1936–2000), кандидат педагогических наук, доцент – это имя по праву вписано крупными буквами в историю отечественной логопедии. Закончив в 1956 г. дефектологический факультет ЛГПИ (сейчас – РГПУ) им. А.И. Герцена, В.А. Ковшиков в течение почти 40 лет проработал на кафедре психопатологии и логопедии (позднее – кафедре логопедии) данного вуза.

Становление доцента Ковшикова В.А. проходило под руководством ведущих специалистов в области коррекционной педагогики – профессоров Е.С. Иванова, Л.С. Волковой, Р.И. Лала-евой, в сотрудничестве с Г.М. Сумченко, Г.А. Волковой, Л.Г. Парамоновой и другими его коллегами, сформировавшими научную логопедическую школу Северной столицы России. Не случайно руководство дефектологического факультета и кафедры, коллеги неизменно в течение долгих лет доверяли В.А. Ковшикову редактирование сборников научных трудов по проблемам логопедии и специальной педагогики. Редактирование научных изданий и оппонирование диссертационных работ, выполняемые В.А. Ковшиковым, всегда отличались глубиной, интегративностью, концептуальным подходом, принципиальностью и научным предвидением.

Круг научных интересов В.А. Ковшикова в области теории и практики логопедии был достаточно широк и постоянно углублялся, особенно в свете тесного творческого сотрудничества с Ленинградским (Санкт-Петербургским) инстиутом уха, горла, носа и речи – одним из ведущих медицинских и дефектологических научно-исследовательских центров нашей страны. Никогда не прерывая связи с практическими (массовыми и специальными) образовательными учреждениями, Валерий Анатольевич проводил на базе экспериментальную исследовательскую работу, связанную с дифференциально-диагностической, коррекционно-воспитательной работой с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими проблемы в развитии. Много внимания он уделял консультативно-методической работе с педагогами им родителями детей, страдающими речевыми, интеллектуальными и поведенческими отклонениями в развитии.

Научно-методическое наследие В.А. Ковшикова составляет 70 научных и научно-методических трудов, большинство из которых посвящено проблеме моторной алалии. Многогранность исследуемых В.А. Ковшиковым теоретических и методических вопросов по данной проблеме отражает глубину его научной мысли: механизмы экспрессивной алалии, дифференциальная диагностика языковых и речевых нарушений, интеллектуальная и языковая недостаточность в общей картине речевого дизонтогенеза индивидуальные особенности детей с алалией, специфики нарушений фонематических, синтаксических систем языка, речевой и неречевой деятельности – это и многое другое было предметом его тщательного исследования.

Исследования нормальной и нарушенной речевой и неречевой деятельности В.А Ковшиков проводил на основе лингвинистических, психолингвинистических и логопатопсихологических методик, продолжая и развивая традиции отечественной психологической и логопедической школы (Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, А.А. Леонтьев и др.).

Коррекционную работу с детьми, страдающими алалией, В.А. Ковшиков рекомендовал направлять на формирование языкового механизма речевой деятельности, используя концентрическую систему распределения материала; при этом каждый концентр, по его мнению, должен включать постепенно усложняющийся материал всех подсистем языка (лексический, морфологический, фонематический). В.А. Ковшиков, прекрасно зная отечественную и зарубежную литературу, справедливо подчеркивал, что многое в проблеме алалии по-прежнему остается недостаточно изученным и дискуссионным. Решение проблемы успешной коррекции алалии может быть успешным только при условии использования и углубления современных представлений о речевой деятельности человека.

В.А. Ковшиковым разработан также оригинальный учебный курс по историографии отечественной логопедии.

В.А. Ковшиков был в подлинном смысле этого слова общественно активным человеком, принимал самое непосредственное участие в культурно-массовых и воспитательных мероприятиях, много времени уделял приобщению студентов и научно-исследовательской работе, внимательно и очень заинтересованно относился к овладению студентами профессиональным мастерством. Идеи ученого нашли свое воплощение и получили развитие в дипломных работах и в кандидатских диссертациях его учеников, многие из которых стали ведущими специалистами в области коррекционной педагогики. Все они с благодарностью и большим теплом вспоминают своего учителя, его яркие интересные лекции, полемические научно-методические дискуссии, оригинальность суждений, убедительность и доказательность научной аргументации, его искреннюю преданность «делу логопедии».

В.А. Ковшиков – талантливый педагог и ученый – внес значительный вклад в развитие теории и практики логопедии, в систему подготовки и повышения квалификации дефектологических кадров.

Он ушел из жизни в расцвете творческих сил, не успев защитить докторскую диссертацию, не завершив работу с несколькими своими учениками, не дописав очередную книгу. Ученики, коллеги и друзья хранят о В.А. Ковшикове светлую память.

Алалия-это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.

Причины алалии разнообразны.М.В.Богданов-Березовский ,Н.Н.Трауготт указывают на воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы,происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Э.Фрешельс,Ю.А.Флоренская о у детей страдающих тяжелым рахитом или перенесшие тяжелые заболевания верхних дыхательных путей(коклюш).Н.И.Красногорский говоит о тяжелых случаях связанных с З.Р.Р.,связанных с недостатком питания и сна в первые месяцы жизни.

При алалии наблюдаются различные степени тяжести : от сравнительно легких форм,при которых речь развивается, хотя медленно и искаженно,примерно с 3-4 лет,до тяжелых,когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет.Позднее ,при систематической и спецальной помощи овладевают речью,но очень неполноценной и бедной.

Алалия ( по М.Е.Хватцеву )- немота детей невнятно говорящих,при наличии у них недостаточных для развития речи интеллекта ,элементарного слуха и артикуляционного аппарата.Ребенок молчит или издает нечленораздельные звуки и звукосочетания.Иногда произносит непонятные для окружающих слова, наблюдается эхолалия.Фонетика,словарь и синтаксис 8-10 летнего алалика копирует речь 2-3 летних детей.Типичные для первоначальной стадии алалии молчаливость,нежелание говорить.Такая заторможенность вызывается бедностью речевого процесса,тяжелыми психическими переживаниями своей неполноценности.

Различают две основные формы алалии : моторную и сенсорную.Чаще всего встречается смешанная сенсо-моторная алалия.Р.Е.Левина выделяет 3 формы алалии(психологическая классификация ) :

-Дети недостаточностью акустического восприятия – не различают звуковой поток ,не понимают,не говорят ( сенсорный дефект)

-Дети с недостаточность акустического восприятия –недостаточное зрительное восприятие .Нет нарушения физиологического зрения ,но не формируются тонкие зрительные дифференцировки.Отмечает недостаточность оптико-пространственных представлений,не различают форму,величину, цвет,т.к. не развиты клетки коры головного мозга в теменно-затылочных областях.

-Дети с недостаточной психической активностью.Дети по интеллекту могут быть ближе к норме , но у них нарушена психическая активность ( не могут планировать,страдает переключаемость,отмечаются нарушения всех видов деятельности,дети пассивны , медлительны.)

Р.Е Левина не выделяет моторную алалию.

Другие исследователи (С.С.Ляпидевский,Н.Н.Трауготт) настаивают на моторной алалии,отмечая,что в основе моторной алалии лежит нарушение речедвигательных анализаторов.

Нарушение мозга вызывается поражением мозга внутриутробным эцефалитом ,иногда осложнением после менингита , неблагоприятными внутриутробными условиями развития,тяжелыми родами ,травмами головного мозга ,детскими болезнями с осложнениями на мозг.Чем раньше происходит заболевание , тем обширнее нарушение речи ,т.к. все дальнейшее развитие мозга идет аномально ( задерживается миэлинизация нервных волокн )

Сенсорная алалия.

При наличии нормального слуха ребенок не понимает обращенную к нему речь, а это значит не говорит. Причина : травмы и болезни головного мозга ( не достаточно тонко развивались слухо-речвые дифференцировки в акустическом аппарате , в височной области )Симптомы сенсорной алалии : нарушение фонематического слуха, плохое внимание и память на устную речь (не развиваются из-за непонимания словесной речи ) В результате расплывчатость ,неустойчивость фонематических образцов .У сенсорных алаликов в той или иной мере нарушен слух, что затрудняет восприятие звучащей речи. Сенсорные алалики легче чем моторные повторяют по подражанию звуки и слова ,чаще их произносят.Иногда речь возникает спонтанно,хотя без осознания ее содержания.

Моторная алалия.

Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное недоразвитием , несформированностью языковых понятий ,процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторный алалик своевременно начинает понимать чужую речь,но сам не говорит. Часто наблюдается непонимание трудных слов и оборотов,сложных предложений.Обогащение экспрессивной речи происходит ограниченно,т.к. с ним мало разговаривают полагая ,что речь недоступна ему . Особенно сильно нарушена моторная речевая подражательность(не могут повторять слова,которые уже научились говорить )

Симптомы моторной алалии :

Резкое нарушение подражания устной речи ( отсутствие артикуляторной речи )

Повторение одного и того же звука ,слога нормально (а-а-а,бо-бо-бо) , но звукосочетания нарушены ( вместо « ау « повторяет «уу, уа» )

Чем больше развита мимико-жестикуляторная речь , тем дольше указание на моторную алалию, т.к. речевое мышление относительно сохранно.

Причины моторной алалии :

Врожденная или приобретенная неполноценность и аномальное развитие речедвигательных систем на почве поражения их болезнью, физической травмой,интоксикацией или вследствие задержки развития дифференцировок в двигательных центрах речедвигательной зоны коры головного мозга ( зона Брокка ).

Затруднения в самостоятельном произнесении звуков обьясняются слабостью следов от воспроизведения звуков в речедвигательной системе мозга или слабостью связей этой системы с другими (акустической,оптической).

Речь алалика

:

Речь упрощена по типу речи маленьких детей ( мо-молоко)

Слоги повторяет ,но слить в слова не может.Часто недоговорки, перестановки.

Отмечается своеобразное заикание, как стадия развития речи : возникает то одновременно с появлением речи, то позже -при овладении фразой. Иногда заикание проходит ,иногда -остается.

Часты резкие нарушения мелодики речи, темпа, ритма, скандирование с затяжкой слогов или отрывистое произнесение слов в предложении.

Фонематические и грамматические- нарушения ,косноязычие ,гнусавость.

Западение понимания носит вторичный характер.Это происходит в результате : непривычки слушать, быстрого утомления ,от непривычки слушать сложную речь.

Наличие своеобразной экспрессивной речи :алалик всегда кое-что говорит , но не умеет в нужном случае употребить усвоенные слова, слово воспроизводит с опорой на предмет , а не на память.

Личность алалика .

Чаще психофизически неполноценны .Вследствие поражения ЦНС ,лишения возможности нормального общения, трудностей речевого акта ,развиваются отрицательные черты личности : возбужденность , вспыльчивость ,резкие перепады настроения ,обидчивость ,плаксивость, упрямств ,неактивность в движениях и мышлении. Типичен негативизм. Внеречевые нарушения: нарушения внимания, памяти ,мышления.

Формирование экспрессивной речи алалика .

Формирование речи обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора.Эти на рушения могут носить различный характер :

Кинетическая оральная апраксия : трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а дальнейшем и двигательной дифференцировки звуков.

Трудности переключения от одного движения к другому.

Трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизводства слова / двигательные схемы /.

Задерживается развитие основного ведущего компонента – активного словаря.Он оказывается бедным ,недостаточным,искаженным.

Задерживается в своем и фонетическая сторона речи.

Грамматический строй формируется искаженно.

Формирование импрессивной речи.

Вторично и в меньшей степени страдает в своем развитии импрессивная речь.Характерно снижение речевого стимула или речевой негативизм.

Диагностические отличия алалии от сходных состояний.

Отличие алалика от глухонемоты :

Наличие модулированного,с интонациями крика и лепета.

В возрасте 1-3 месяцев реакция на звук.

Появляющаяся кинестетическая (жестовая) речь сопровождаемая криком.

Выражение глаз живое ,лицо выразительное.

Отличие алалика от ребенка с тугоухостью:

Нормальный или нерезко сниженный слух.

Звонкий голос ( у тугоухих –приглушенный ).

Полное отсутствие речи ( у тугоухих –лепетная или искаженная речь).

Алалик не повторяет слова ( тугоухий ребенок повторяет ).

АЛАЛИЯ

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедиисоответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечнаяили легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты,менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную

    (моторную) алалию

  • импрессивную

    (сенсорную) алалию

  • смешанную

    (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут бытьгиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Обследование детей с алалией

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Как помочь малышу?

Конкретные способы лечения и прогноз при моторной алалии зависят от результатов осмотра. Программа всегда составляется индивидуально. Обязательная ее часть — занятия с логопедом, но могут понадобиться сеансы у психолога, лечение нервной системы, нейрореабилитация. В нашем центре лечение алалии проводится комплексно, дети получают всю помощь, которая необходима в его конкретном случае. Специалисты нашего центра работают как с простыми случаями, так и с такими, когда моторная алалия сочетается с другими нарушениями развития, ориентируясь на максимально возможный для каждого пациента результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]