Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
3.1.
Строение артикуляционного аппарата
без особенностей
3.2.
Двигательные функции артикуляционного аппарата
стёртая форма дизартрии
3.3.
Речевое дыхание и голосообразование
нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1.Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед____________________________________________________ /_________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович
……Дата рождения
00.00.0000 г.
Родители (законные представители)____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире
значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
Речевая карта материал по логопедии на тему
Речевая карта (образец заполнения на ребенка с ФФН)
- Фамилия, имя, возраст:
ПроказовИлья,7лет
2. Школа класс ____1_____
3. Домашний адрес: улица Фруктовая -67
4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09
5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года.
6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: неправильно произносит несколько звуков. Со слов матери: мать не отмечает неправильно произносимых звуков.
7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.
8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.
9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова — с 1 года (1,5 лет): фразовая речь — с 1,5—2 лет.
10. Состояние артикуляционного аппарата: Строение и подвижность артикуляционного аппарата без патологии.
11. Общая характеристика речи: Моя мама Надежда Ивановна. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зовут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом был на даче. Летом помогал дедушке строить колодец. Я помогал бабушке на даче в огороде. А потом дома убирался, собаку кормил. С сестрой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям. Там растут розы. Потом мы с малюй в город ездили (смешивает и заменяет звуки; р—л, ж—з, с—т).
а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря соответствует возраст. Словарь в пределах возрастной нормы.
б) Грамматический строй. В пределах возрастной нормы.
в) Произношение и различение звуков:
1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р — горл., р—л, с—т, з—т (жаножа — жаноза, шаша—шаса, лалек—ралек);
2) различение оппозиционных звуков: ра—ла—ла (лаЗ) та—да—та + ка—ка—га + са—са—ша (шаЗ) ла—ра—ла (лаЗ) да — да — та + га—га—ка + ша — ша—са (шаЗ) са—са—за (са—ся—ся) па—па—ба + за—жа—за (за—за—жа) за—за—са (зя—ся—ся) ба—па—ба + жа—жа—за (жаЗ); Ошибки в воспроизведении звуков.
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом; привести примеры: мотоциклист — моцикль, скатерть – катеть, велосипед – сипед.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:
Вата — какой 1-й зв.? — в; 2-й? — а; 3-й? — т; 4-й?— а.
Сушки — назови 1-й зв. — с. 3-й зв. — с.
Плащ — назови 2-й зв.? — а, последний — ?
Книга — сколько слогов? — 2; назови 1-й слог — кии; 2-й — ? — га.
Сколько звуков в 1-ом слоге? — 2; назови их — к, н.
Допускает ошибки при анализе и синтезе звукового состава слова.
13. Письмо: воспроизводит только отдельные печатные буквы.
14. Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения6
-читает слоги (АП, ТА…), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
— ошибки при чтении: пропуск и замена букв при чтении.
в) понимание прочитанного: не всегда понимает прочитанный логопедом текст.
16. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям неустойчивое внимание, критичен к своему дефнкту.
17. Заключение логопеда: Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Речевая карта для школьного учителя — логопеда
Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)
- Фамилия, имя, возраст.
______________________________________________________________
2.Класс.
______________________________________________________________
3.Домашний адрес , телефон.
______________________________________________________________
4.Дата зачисления в логопедический пункт.
______________________________________________________________
5.Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
______________________________________________________________
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
_______________________________________________________________
7. Заключение психиатра.
_______________________________________________________________
8. Состояние слуха.
_______________________________________________________________
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству ( привести примеры);
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение , замена и смешение отдельных звуков; различение аппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (Смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся- диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения(побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Заключение учителя- логопеда.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Результаты исправления речи ( отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
_________________________________________________________________________________________________________________
Особенности артикуляционного аппарата:
«Улыбочка» | «Трубочка» | «Заборчик» | «Качели» | «Лопатка» | «Чашечка» | «Часики» |
Зубы ____________________________________ Прикус ______________________________
Небо ____________________________________ Губы ________________________________
Язык ____________________________________ Подъязычная связка __________________
Подвижность __________________________________________________________________
Состояние мелкой и общей моторики _____________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________