НОД по развитию связной речи «Пересказ литературного произведения с опорой на мнемотаблицу»

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

В чем секрет мнемотаблиц?

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать. Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.

С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)

Ризида Фарадисовна Хакимзянова

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)

Последнее время меня очень интересует тема МНЕМОТЕХНИКИ. Именно её приёмы стараюсь включать максимально в работу с дошкольниками.

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях.

Задачи:

— обогатить зрительное восприятие детей посредством иллюстрированного представления сказок;

— обогатить и активизировать словарный запас;

— систематизировать знания содержаний всех знакомых сказок благодаря свободному доступу к альбому, т. е. использование его детьми в самостоятельной деятельности.

Сказочные произведения в данном альбоме оформлены в виде красочных иллюстраций, которые располагаются единообразно, т. е. :

— иллюстрации к сказкам следуют друг за другом слева направо;

— иллюстрации к одной сказке могут располагаться либо на одном листе страницы А4, либо на двух листах.

Данный альбом может быть использован как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей.

Принцип работы по данному альбому сводится к тому, что иллюстрации позволяют удерживать определённый объём знаний.

Часть материала альбома была представлена в виде брошюр «Рассказываем сказки по картинкам»
на краевой Ярмарке-выставке педагогических инноваций ДО 17 марта 2022 года и стала существенным пополнением Ярмарочных рядов МБДОУ – детского сада № 9.

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях Подготовительно-организационный этап: Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Это хокку японцы используют, когда.

Дидактические игры с использованием приёмов мнемотехники Дидактическая игра – лото «Кто что любит есть?»Цель. Учить образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь. Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Использование приёмов самомассажа для развития мелкой моторики рук Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Наша неваляшка» (средняя группа) «Наша неваляшка» (средняя группа) с использованием мнемотаблицы. Программное содержание: Образовательная: Учить детей составлять короткий.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Источник

Подборка мнемотаблиц для дошкольников

Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Ирина Афокина

Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель мастер – класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи мастер – класса:

— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок)

;

— повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

— активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных

технологий в работе с детьми в речевом развитии;

— создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, фломастеры.

Структура мастер – класса:

1 Мотивационный этап (1 мин.)

2 Изложение нового материала (13 мин.)

3 Закрепление нового материала (10 мин.)

4 Дискуссия по результатам совместной деятельности. Рефлексия (4 мин.)

Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений, отгадывания загадок

Транскрипт

1 Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений, отгадывания загадок Бутенко Е.А. воспитатель высшей квалификационной категории

2 Знаю много я игрушек… (для детей старшей группы) Знаю много я игрушек, С ними мне совсем не скучно: Кубик, мяч, совок, сачок, Мишка, лейка, флаг, бычок.

3 Мишка милый… (для детей подготовительной к школе группы) Мишка милый, мишка славный, Косолапый и забавный. Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит.

4 Наше тело Потешка (для детей старшей группы) Посуду мыть палец болит, Воду носить палец болит, Письмо писать палец болит, А суп готов палец здоров.

5 Осень «Осень, осень» (для детей старшей группы) Осень, осень к нам идет, Что же осень нам несет? Листики цветные, Ягоды лесные, Овощи к обеду, Много туч на небе.

6 Вышла Маша на крыльцо (для детей старшей группы) Вышла Маша на крыльцо: Вот растет деревцо, Вот растет другое, Красиво какое! Стала Машенька считать, Насчитала ровно пять. Все деревья эти Сосчитайте, дети! Ребенок пересчитывает деревья на последней картинке: одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

7 Ива (для детей подготовительной группы) Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?

8 В руки овощи берем… В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

9 Хозяйка Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох! (Ю. Тувим)

10 В руки фрукты мы берем… В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

11 Компот Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.

12 Раз, два, три, четыре, пять… Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы грибы искать. Подберезовик, маслята, Сыроежки и опята.

13 Белка-шалунишка Скачет белка-шалунишка, Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю прыг И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок Подсушись, боровичок!

14 Строим дом Молотком и топором Стоим, строим новый дом. В доме много этажей, Много взрослых и детей. Новый дом Грузовик привез, рыча, Полный кузов кирпича. А другой привез шофер Щебень, известь и раствор. Звон и гром стоят кругом. Быстро строят новый дом. Он уже почти готов, И бригада маляров Красит в синий цвет фасад: В доме будет детский сад. Л. Рашковский

15

16 В руки мы картинки взяли… В руки мы картинки взяли, Тут же мебель мы назвали: Кресло, стул, диван, кушетка, Шкаф, кровать и табуретка.

17 «Подарки осени» Ходит осень в нашем парке. Дарит осень всем подарки. Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине, зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

18 «Штанишки для мишки» Маша нашему малышке сшила новые штанишки. Сшила шубку, сшила шарф для мишутки-малыша.

19 «Зимняя прогулка» Раз, два, три, четыре, пять. Бабу снежную слепили. кормили. Мы идѐм Птичек С горки мы потом катались. во двор гулять. крошками А потом в снегу валялись. А потом домой пришли, суп поели, спать легли.

20 «Водичка, водичка» Водичка, водичка! Умой моѐ личико. Чтобы глазки блестели, и кусался зубок. чтобы щѐчки краснели, улыбался роток

21 «Про насекомых» Прилетела к нам вчера полосатая пчела. Два жука А паук на всех смотрел, сети плѐл и песни пел. А за нею шмель-шмелѐк и стрекоза (как фонарики глаза). и весѐлый мотылѐк. Приходили муравьи и травинку принесли.

22 «Загадка (лук)» Сидит дед. Во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слѐзы проливает.

23 «Ромашки» Ромашки, ромашки, белые рубашки, жѐлтые колечки побежали к речке. За руки взялись и вот: дружно водят хоровод

24 «Прогулка по городу» Тихо скользят по Неве корабли. Шпиль Петропавловки блещет вдали. Всю бы я ночь не ложился в кровать. Был бы я взрослым — пошѐл бы гулять.

25 «Кармашки» Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

26 «Лето» Лето, лето к нам пришло. Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком ходят ножки босиком.

27 сидит Сидит дед во 100 шуб одет Кто его раздевает, тот слезы проливает. Кто это? (лук)

28 Сидит девица в темнице, А коса на улице. Кто это? (морковь)

29 Без окон, без дверей Полна горница людей. Что это?(огурец)

30 Пришла Таня в желтом сарафане Стали Таню раздевать Стали плакать да рыдать. Кто это? (луковица)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]