Заикание
Инсульт
Энцефалит
5508 30 Марта
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Устная речь представляет собой сложный многокомпонентный процесс, в котором принимают участие не только структуры челюстно-лицевого аппарата, но и центры головного мозга, расположенные в коре больших полушарий. Именно в этих структурах в большинстве случаев локализованы те или иные патологические процессы, приводящие к развитию заикания.
Под заиканием (запинанием) понимают особенность речи, для которой характерно частое повторение или пролонгирование звуков, слогов или даже слов в сочетании с частыми паузами, что нарушает плавность устной речи.
Сегодня приводятся разные цифры, характеризующие количество заикающихся людей, — от 1 до 5%. Однако все специалисты единодушны в том, что среди лиц мужского пола заикание встречается в 4 раза чаще, чем среди лиц женского пола, а также в том, что в 90-95% случаев заикания возникает в возрасте от 2 до 7 лет.
Данный дефект речи зачастую приводит к проблемам в общении, которые заключаются не только в затруднении восприятия такой речи со сторону слушающего, но также связаны с внутренними эмоциональными переживаниями заикающегося человека.
Разновидности заикания
Различают следующие виды заикания:
- Невротическое заикание, в основе развития которого лежит, как правило, какой-либо психотравмирующий фактор. Этот вид заикания является психогенным и не имеет в своей основе структурных повреждений головного мозга или периферических отделов речевого аппарата.
- Неврозоподобное заикание — в отличие от невротического, оно развивается на фоне органического поражения нервной системы.
- Смешанное заикание — развивается на фоне как психогенного фактора, так и истинного поражения нервной системы.
Возможные причины заикания
В основе заикания лежат различные судороги мышц речевого аппарата. Они развиваются по причине аномальных импульсов, исходящих из двигательных речевых центров головного мозга. Причиной патологической работы этих отделов центральной нервной системы могут быть как структурные, так и функциональные нарушения. Последние характеризуются наличием в каком-либо отделе головного мозга очага возбуждения, который активирует двигательный речевой центр и приводит к развитию судорожной готовности мышц, принимающих участие в артикуляции и голосообразовании.
В случае развития тонических судорог происходит длительный спазм мышц, в результате чего возникает задержка речи. В отличие от тонических, клонические судороги представляют собой череду кратковременных судорог, приводящих к непроизвольному повторению звуков или слогов.
И тот, и другой вид судорог ведут к нарушению плавности речи и заиканию.
Заболевания, вызывающие заикание
Среди факторов, влияющих на развитие заикания, врачи выделяют следующие заболевания и состояния:
- эмоциональная лабильность и дисфункция вегетативной нервной системы;
- психическая травма;
- черепно-мозговые травмы;
- инфекционное поражение головного мозга;
- инсульт;
- перинатальное поражение центральной нервной системы ребенка, связанное, как правило, с нарушением обеспечения кислородом структур головного мозга во внутриутробном периоде развития, во время родов и в первые часы-дни жизни.
К каким врачам обращаться при заикании
Традиционно первичное обследование пациента с заиканием проводится . После подробного опроса пациента, целью которого является выяснение обстоятельств появления заикания, возможных провоцирующих факторов, врач прицельно исследует нервную систему на предмет наличия других признаков неврологических отклонений. В лечении заикания врачи прибегают к помощи логопеда, психолога. Зачастую для лечения заикания, особенно в отсутствие органического поражения нервной системы, невролог направляет пациента на консультацию психиатра с целью выявления некоторые психических отклонений, приводящих к развитию заикания.
Диагностика и обследования при заикании
Диагностика заикания начинается с неврологического осмотра, в ходе которого невролог может заподозрить наличие структурного поражения головного мозга или, наоборот, не получить никаких данных о наличии органических повреждений. В этом случае врач прибегает к методам дополнительной лабораторно-инструментальной диагностики с целью подтверждения или исключения различных органических поражений. На первый план выходят методы ЭЭГ и нейровизуализации.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) является одним из неотъемлемых методов дополнительного исследования пациента, страдающего заиканием. ЭЭГ помогает дифференцировать невротические и неврозоподобные заикания, выявляя признаки судорожной активности отдельных участков головного мозга.
Почему ребенок заикается
Причин заикания множество. Вот наиболее распространенные:
- слабость артикуляционного аппарата, как правило, обусловленная наследственностью; проявляется рано, с 2–3 лет, когда ребенок начинает активно говорить;
- повреждения головного мозга во внутриутробном периоде и во время родов, вызванные осложнениями беременности матери, родовой травмой, асфиксией, гипоксией и др.; такие дети тоже начинают заикаться рано – с 2–3 лет;
- черепно-мозговые травмы; заикание отмечается у детей 5 лет.
- серьезные инфекции, такие как менингит, энцефалит, коклюш; заикание по этой причине наблюдается чаще у 8–9-летних детей;
- психические и эмоциональные потрясения – сильный испуг, страхи, конфликты, чрезмерно строгое, жестокое воспитание в семье и даже сильная радость; заикание может возникнуть и если маленького ребенка – левшу переучивают на правшу;
- психологические трудности могут привести к заиканию и в подростковом возрасте;
- социальные причины – подражание, сильная, не по возрасту, речевая нагрузка, одновременное изучение нескольких иностранных языков.
Нередко заиканию сопутствуют и другие нарушения речи – алалия, дислалия, дизартрия, афазия.
Заикание у ребенка часто сопровождается нарушениями вегетативной нервной системы: потливостью, учащенным сердцебиением, нестабильным артериальным давлением во время разговора.
Причины логоневроза у детей
Причиной заикания является то, что нервные речевые центры, отвечающие за движения речевого аппарата, находятся в состоянии судорожной готовности. Однако, что именно вызывает это состояние, на сегодняшний день наукой точно не установлено. Ученые склонны объяснять эту патологию сочетанием неврологических и генетических факторов. Но в народе давно подмечено: заикание часто возникает из-за сильного испуга в раннем детстве.
Чаще всего логоневроз у детей появляется при наличии следующих факторов:
- повышенная судорожная активность (спазмофилия) у детей;
- разные виды задержки речевого развития (дизартрия, дислалия, алалия);
- слишком раннее развитие речи, сопровождающееся завышенными требованиями взрослых, информационными и эмоциональными перегрузками;
- конфликтные ситуации в неблагополучных семьях, особенно когда ребенок склонен к повышенной тревожности;
- наличие заикающихся близких родственников, которым дети подражают;
- двуязычные семьи;
- нахождение в социальной депривации (лишение возможности общения).
Вторичный логоневроз часто сопутствует болезням центральной нервной системы, в частности — детскому церебральному параличу (ДЦП). Иногда он возникает после перенесенных инфекционных заболеваний, дающих осложнение на ЦНС.
Локализация (место) судорог при заикании
Артикуляционные
- лицевые (губы, нижняя челюсть);
- язычные;
- судороги мягкого неба.
Голосовые
- смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться);
- размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
- вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).
Дыхательные
- экспираторная (судорожный выдох);
- инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием);
- респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
Механизм возникновения
Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.
Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.
Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.
В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.
Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.
Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.
Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:
- тонической;
- клонической;
- смешанной.
Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.
Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.
При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.
Среди особенностей характера заик выделяют:
- робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
- слабоволие;
- высокая впечатлительность;
- смущение при посторонних;
- чрезмерное фантазирование.
Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.
Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Система коррекционной работы с заикающимися по периодам
Подготовительный период логопедической работы
- Создание щадящего режима
- Подготовка ребенка к занятиям
- Показ образцов правильной речи
Тренировочный период логопедической работы Воспитание навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых Закрепительный период логопедической работы Автоматизация приобретенных ребенком навыков речи в разнообразных видах речевой деятельности
Ответы на вопросы: Возможно ли вылечить заикание?
Как избавиться от заикания
Заикание без лечения прогрессирует. Ребенок боится говорить, а с возрастом начинает комплексовать, избегает общения со сверстниками.
Прежде чем начинать лечение, необходимо провести обследование ребенка и выяснить природу дефекта. Если имеется поражение ЦНС, необходима помощь детского невролога, если же заикание вызвано психотравмирующей ситуацией, нужна работа с психологом. С речевыми дефектами поможет справиться логопед.
Лечение заикания включает:
- логопедические упражнения – для постановки ритма и тембра голоса, темпа речи;
- дыхательные упражнения – для избавления от тревожности, напряженности, страха перед общением.
- использование специальных компьютерных программ-тренажеров, результат тот же, что и при работе с логопедом;
- медикаментозную терапию – при неврологических нарушениях;
- точечный массаж;
- гипноз;
- лечебную физкультуру.
Наилучшие результаты дает комплексный подход. А конкретные способы лечения должен подбирать врач.
Лечение заикания
Как лечить логоневроз, хорошо знают специалисты нашего Центра. Они имеют большой опыт успешного лечения заикания и других речевых нарушений у детей. Терапия включает в себя различные методики, которые подбираются индивидуально в соответствии с типом расстройства и степенью его выраженности. В лечении задействуются такие методы, как логопедическая коррекция заикания, гимнастика, сегментарный массаж, рефлексотерапия.
Один из самых эффективных способов лечения заикания — транскраниальная магнитная стимуляция. Этот метод основан на лечебном воздействии магнитного поля на пораженные участки головного мозга. Метод ТМС абсолютно безвреден и показывает на практике высокую результативность в лечении логоневрозов. Он широко применяется в лучших клиниках Европы. Наши специалисты прошли обучение за рубежом и имеют официальные сертификаты, подтверждающие право применения метода транскраниальной магнитной стимуляции для лечения детей и взрослых.