Индивидуальное логопедическое сопровождения ребенка с ЗПР ( по рекомендации ЦПМПК)


Рабочая программа учителя-логопеда на ребенка с ОВЗ (ЗПР).

Автор: Крылова Наталья Николаевна

учитель-логопед МБОУ Гимназия имени А. И. Яковлева

Рабочая программа учителя-логопеда на ребенка с ОВЗ (ЗПР).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Анатолия Иосифовича Яковлева

Рассмотрена Утверждена

на заседании МО приказом директора (протокол №_8__от № 456 от «30» августа 2022 г. «_1_» июня 2022 г.) _________________

Рабочая программа

индивидуального логопедического сопровождения
для обучающегося с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Учитель-логопед: Крылова Н.Н.

г.Урай, 2022 г.

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Общая характеристика коррекционного курса.

3.Описание места коррекционной работы в учебном плане.

4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

5.Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия на разных этапах обучения коррекционного курса.

6.Содержание коррекционного курса.

7.Тематическое планирование с определением основных видов коррекционной деятельности обучающихся.

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Пояснительная записка.

Программа коррекционно-развивающего обучения с ОВЗ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом общеобразовательного учреждения, программно-методическими рекомендациями ведущих специалистов в области коррекционной педагогики, рекомендациями программы по русскому языку начальных классов и разработана на основе Сборника рабочих программ учителя-логопеда Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В. «Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов».

Рабочая программа по логопедии составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года N 26
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2011 г.
  • Должностная инструкция учителя — логопеда средней общеобразовательной школы.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Гимназия имени А.И.Яковлева (приказ от _____ №_________).

Цель программы:

предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи , обусловленных общим недоразвитием речи

Задачи программы:

восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи;

— коррекция устной и письменной речи обучающихся;

— формирование, развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, учебных умений и навыков.

Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала обучающейся с ЗПР.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающейся с ЗПР.

Данная программа состоит из Ш разделов: I. Диагностический. II. Коррекция устной и письменной речи. Ш.Заключительный.

Адресат программы:

Екатерина Ш., ученица 4 В класса.

Характеристика (представлена общая характеристика)

Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющими недоразвитие речи системного характера, обусловленного ЗПР.

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Характеристика обучающейся (Ш.Екатерины):

Фонетико-фонематического развития речи в норме.

Нарушение лексико-грамматического развития речи.

  1. Лексический запас ограничен, в пределах обихода, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому признаку).
  2. Несформированность грамматического строя речи. Неточное использование предложно-падежных конструкций, присутствие аграмматизмов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

    • непонимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  1. трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  1. Психологические особенности.
      Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
    • Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

Следствие:

  • несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов

обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип вариативности

предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип системности —

обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников

Принцип комплексности

коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств

, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей

основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Принцип непрерывности

обеспечивает проведение коррекционной работы на протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

2.Общая характеристика коррекционного курса.

Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.

Содержание курса обеспечивает усвоение общих языковых и речевых закономерностей в начальной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.

Коррекционный процесс, предусмотренный данной программой, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой и учитывает основные общедидактические принципы, а так же принципы коррекции нарушений речи.

На изучение материала отводится 1 часа в неделю. Период обучения длится 34 учебные недели -34 часа. Зачисление на логопедический пункт – 13.11.2019г., период обучения -25 недель, 25 часов за учебный год.

Логопедические занятия входят в программу коррекционных курсов, осуществляются в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.

Языковой материал призван обеспечить формирование фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи.

Программа нацеливает на систематическую работу по развитию связной речи обучающихся. Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по профилактике и коррекции письменной речи.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный (сокращенный) вариант тестовой логопедической экспресс-диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балло-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А.)

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.М.Козыревой, О.А.Ишимовой.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями Л.М.Козыревой, 2001.

Основные технологии, методы, формы обучения.

Используемые технологии

  • технологии логопедического обследования,
  • проблемно-диалогической,
  • ИКТ-технологии,
  • здоровьесберегающих,
  • технологии критического мышления,
  • игровых,
  • технологии оценки учебных достижений,
  • организации самостоятельной работы,
  • технологии создания ситуации успеха на уроке

Формы организации учебного процесса.

На уроках используется индивидуальная работа.

Используемые методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный,
  • проблемно-поисковый

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля и оценки: индивидуальный опрос, самоконтроль, списывание, диктант.

Языковое образование и речевое развитие обучающегося, в том числе и ребенка с ОВЗ (ЗПР) являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков обучающегося, обеспечивающих освоение ребенком не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в совершенствовании видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; обогащение словарного запаса. Речевые нарушения, встречающиеся у ребенка с ОВЗ (ЗПР), являются серьёзным препятствием в овладении им на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении им грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.. При организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает справиться с имеющимися нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями. Все темы курса направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получает ребенок на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Коррекция отклонений в мыслительной деятельности включает в себя создание у ребенка мотива достижения результата, помощь в построении плана будущего действия, обучения мыслительным операциям, сопоставлению различных способов действий и т.д.

Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях, несовершенного набора средств языка у детей с ОНР наблюдается недостаточное понимание учебных заданий, трудности в усвоении учебных терминов, трудности в формулировании собственных мыслей, в оформлении собственных высказываний из-за недостаточно развитой связной речи.

Поэтому одной из главных задач коррегирующего обучения является коммуникативная

направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях.

Тенденция современного обучения состоит в побуждении детей к выполнению различных видов рече-мыслительной деятельности в процессе учебной работы.

  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане.

Программа состоит из 3 разделов, каждый раздел имеет свои задачи. Логопедические занятия входят в программу коррекционных курсов, осуществляются в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных занятий.

Учебный план МБОУ Гимназия имени А.И.Яковлева в 4 классе по коррекционному курсу рассчитан на 34 часа (34 учебные недели). Из них: диагностика — 4 часа; коррекционно — развивающие занятия

– 30 часов(34 недели).
Периодичность занятий – 1 раз в неделю
,
продолжительность одного занятия — 40минут
. Форма проведения –
индивидуальная
. Программа рассчитана на 1 учебный год коррекционно-логопедической работы.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего начального и среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьнику умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающегося правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимся конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Ожидаемые результаты:

результаты усвоения программы логопедического сопровождения соответствуют части предметных результатов, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, дополнительно формируемых в рамках реализации Программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.

К концу обучения обучающийся должен знать:

-падежные формы имен существительных;

— падежные вопросы;

-лексическую сочетаемость слов (т е способность того или иного слова сочетаться с другим словом);

— новые слова и фразеологические обороты

К концу обучения обучающийся должен уметь:

практическим путём овладеть навыками использования падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе;

— дифференцировать родительный и винительный падеж в единственном числе;

— практическим путём овладеть навыками правильного употребления падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога;

— запомнить падежные вопросы и правильно ставить их к словам в предложениях;

— расширить свой словарный запас;

— познакомиться с классическими стихотворными текстами, что будут способствовать развитию их читательского вкуса;

— правильно самостоятельно писать под диктовку слова и предложения, тексты, безошибочно списывать;

— восстанавливать деформированные тексты;

— понимать логико-грамматические обороты речи;

— восстанавливать фразеологические обороты;

— исправлять ошибки в употреблении предлогов;

— сравнивать разные логико-грамматические обороты речи, связанные с падежными формами;

— вести поиск заданных падежных форм в тексте ;

— конструировать предложения или словосочетания по опорным картинкам и вопросам.

Допускается проведение нескольких занятий на одну тему, поэтому количество тем и количество занятий может не совпадать.

5.Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия на разных этапах обучения коррекционного курса.

Проведение коррекционно-педагогической работы обеспечивает облегчение и сокращение периода адаптации к началу школьного обучения учащихся 1 классов, способствует устранению коммуникативных трудностей и трудностей формирования чтения и письма у обучающегося 4 класса с ЗПР. Программа логопедического сопровождения способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

В результате освоения курса коррекционно-развивающей области на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные,

универсальные учебные действия.

Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения коррекционного курса «Коррекционного развивающих логопедических занятий»

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Предметные

результаты:

  1. формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
  2. обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
  3. развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;
  4. коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Требования к результатам освоения конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты

освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты

освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Планированные результаты по формированию УУД

КлассЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ на разных этапах обучения
4 классОценивать простые ситуации и однозначные поступки. Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как «хорошие» или «плохие».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия на разных этапах обучения
4 класс
  1. Уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  2. Выделять ориентиры действия в новом учебном материале.
  3. Уметь планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.
  4. Уметь прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
  5. Уметь вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
  6. Уметь соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном.
  7. Уметь вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  8. Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.
  9. Владеть способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, преодолевать препятствия.
  10. Уметь самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
КлассРЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия на разных этапах обучения
4
  1. Уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  2. Выделять ориентиры действия в новом учебном материале.
  3. Уметь планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.
  4. Уметь прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
  5. Уметь вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
  6. Уметь соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном.
  7. Уметь вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  8. Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.
  9. Владеть способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, преодолевать препятствия.
  10. Уметь самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
КлассПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия на разных этапах обучения
4
  1. Свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
  2. Понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации.
  3. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  4. Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  5. Выбирать основания и критерии для сравнения.
  6. Классифицировать объекты.
  7. Устанавливать причинно-следственные связи.
  8. Строить логические цепи рассуждений; выдвигать и обосновывать гипотезы.
  9. Формулировать проблемы.
  10. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
КлассКОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия на разных этапах обучения
4
  1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  2. Осуществлять поиск необходимой информации, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
  3. Структурировать знания.
  4. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  5. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
  6. Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
  7. Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.
  8. Осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
  9. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
  • Содержание коррекционного курса.

Коррекционный курс состоит из Ш разделов: I. Диагностический. II. Коррекция устной и письменной речи. Ш.Заключительный.

Основной целью логопедического воздействия является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи.

Учебный план коррекционно-педагогической работы

ЭтапТемыКоличество часов
I.«Диагностический»
Диагностика устной речи и письма в сентябре и в январе
II. Коррекционный
Модуль I. «Коррекция устной и письменной речи»20ч
III. Заключительный
III.Диагностика устной речи и письма
Итого за год:индивидуальные занятия + диагностика24ч

Расписание индивидуальных коррекционных занятий

с обучающейся 4В класса

Екатерины Ш.

МБОУ Гимназия имени А. И. Яковлева

на 2019-2020 учебный год

СпециалистыПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
1.Учитель-логопед13.30-14.10
  1. Перспективное планирование с определением основных видов коррекционной деятельности обучающихся (групповые занятия).

Тематическое планирование, составленное с учетом проявления специфических ошибок на письме и с учетом образовательной программы по русскому языку для облегченного её усвоения.

Перспективный план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

*Допускается проведение нескольких занятий на одну тему, поэтому количество тем и количество занятий может не совпадать.

**Выбор темы занятий определяется наличием ошибок в письменных работах учащихся.

№п/пТемаСодержаниеКоличество часов
(*примерно)
II
.
Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи
Раздел I. Словоизменение имен существительных. Изменение по падежам 14ч
1.Диагностика письмаЗадания, направленные на правильное употребление падежных форм имен существительных с предлогами и без предлогов.
Различные виды заданий: восстановление деформированных предложений, конструирование предложений по опорным картинкам, чтение предложений с пиктограммами и другие – помогут ребенку освоить лексико-грамматический строй речи.
2.Изменение по падежам. Именительный падеж.
3.Родительный падеж
4.Дательный падеж
5.Винительный падеж
6.Творительный падеж
7.Предложный падеж
8.
9.
Родительный и винительный падеж
Обобщение. Падежи.

10.Множественное число имен существительных.
12.Проверяемый безударный гласный в корне слова. Способы проверки.
13.Безударный гласный в корне слова. Способы проверки.
14.Безударный гласный в корне слова. Способы проверки.
15.Безударный гласный в корне слова. Способы проверки.
16.ДиагностикаДиктант. Списывание.1
17.ДиагностикаУстная речь.1
Итого за год: коррекционных занятий24 часа

Ожидаемые результаты:

результаты усвоения программы логопедического сопровождения соответствуют части предметных результатов, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, дополнительно формируемых в рамках реализации Программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования, психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ

Планируемые результаты после прохождения программы:

К концу обучения обучающаяся должна знать:

— вопросы падежей;

— речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

-состав слова, название частей слова;

— правила правописания слов с изученными орфограммами;

К концу обучения обучающаяся должна уметь:

— правильно употреблять падежные формы имен существительных с предлогами и без предлогов;

— запомнить падежные вопросы, правильно ставить падежные вопросы к словам в предложениях;

— находить в тексте антонимы, синонимы и их дифференцировать;

— подбирать к слову синонимы и антонимы;

— правильно самостоятельно писать под диктовку слова и предложения, тексты, безошибочно списывать.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом.

Учебно-методический комплекс:

1.Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ.1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия.- Волгоград: Учитель, 2015.

2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.

3.Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. -М., 2014

4.Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М., 2016

5.Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов.- М., 2016.

  1. Кобзарева Л.Г, Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов.-Воронеж: Издательство «Учитель», 2003

7.Козырева Л.М. Тетрадь №5 для логопедических занятий. «Путешествие в страну падежей» .-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.-80с.

8.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2007.-С162-247.

9.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Материально-техническое
и информационноеобеспечение
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных материалов, а также:

  1. Материалы для диагностики речевых нарушений.
  2. Компьютерные коррекционные программы …
  3. Дидактические игры и пособия для развития и формирования фонематического слуха.
  4. Дидактические игры и пособия для развития фонемтического слуха и фонематического восприятия, коррекции письменной формы речи.
  5. Методическая справочная литература по логопедии и другие.

Электронные ресурсы

.

  1. Логопед https://logoped74.narod.ru/TZ.html
  2. Логопедический портал https://logopedy.ru/portal/logoped-naglyadnost/logoped-prezentacii.html
  3. Логопедия https://bravomusic.ru/maya/prezentaciyu-po-logopedii-7c.html
  4. Логопедия для всех https://www.logolife.ru/
  5. Учительский портал https://www.uchportal.ru/load/158
  6. Школьный логопед https://logoped18.ru/logopedist/prezentatsii-uchiteley-logopedov.php
  7. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
  • Журнал «Логопед» https://www.logoped-sfera.ru/
  1. Учебный https://www.logopedmaster.ru/
  2. Мерсибо

Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы

Выступление на ППк 28.01.2021

Тема: «Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы»

Учитель – логопед Тропина Л.Л.

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития всегда находится в центре внимания логопеда.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

На данный момент в нашей школе обучается 46 учащихся с ОВЗ, из них у 40 учащихся диагностирована задержка психического развития.

Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром.

Задержка психического развития (ЗПР)

– это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера.

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие. ЗПР не передается по наследству

, но в некоторых случаях наблюдается
генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.
Ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи, хорошо воспринимает предлагаемую помощь и правильно оперирует теми понятиями, которые имеет. При правильном подходе в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Специфика логопедической работы

заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь

этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличение смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи

этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так, Е. В. Мальцева выделяет три группы детей

.

Первая группа

— дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа

— дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа

Третья группа

— дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развитие зрительного восприятия,

• анализа зрительной памяти;

• формирование пространственных представлений;

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

• формирование анализа структуры предложений;

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер. Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Приложение 1

1. Особенности познавательной деятельности
детей с ЗПР, в том числе речевой:

  • низкий уровень мотивации,
  • недостаточность организованности и целенаправленности
  • выраженная истощаемость
  • импульсивность и большое количество ошибок
  • возможны нарушение последовательности действий, затруднения в переключении с одного

приема работы на другой, недоразвитие самоконтроля и словесной регуляции действий

  • недостаточно развиты планирующая, фиксирующая и обобщающая функции речи

2.Личностные особенности детей с ЗПР:

  • неадекватная самооценка;
  • слабость познавательных интересов;
  • низкий уровень притязаний и мотивации

Приложение 2

Классификация К.С. Лебединской:

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети из неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
ЗПР церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Прогноз развития наименее благоприятный.

Приложение 3

Классификация Н.Я. Семаго, М.М. Семаго:

Задержка психического развития
Истинно задержанное развитие

(замедленный темп формирования различных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер, произвольности)

Парциальная несформированность высших психических функций

(неравномерность развития отдельных сторон психической деятельности)

Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
По всем показателям, в том числе и интеллектуальным, он демонстрирует абсолютно условно нормативное развитие, но как ребенка на 1–1,5 года младше.

Характерны яркие и живые реакции, преобладание эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

Развивающая работа должна соответствовать тому возрасту, который демонстрирует ребенок. Необходимо формирование произвольности, в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации.

Прогноз развития хороший, особенно в случае начала регулярного обучения по факту готовности ребенка (зрелости произвольной функции, эмоционально-личностной и когнитивной сфер), как правило, к 7,5-8,5 годам. Если особенности ребенка не учитываются, это может способствовать нарушениям поведения и школьной дезадаптации.

Характерен более высокий уровень когнитивного развития по сравнению с уровнем развития произвольности собственной деятельности, мотивационной и эмоциональной сфер.

В раннем возрасте отмечается много проблем со здоровьем — простудные заболевания, аллергические реакции, проблемы с кишечником, нарушения зрения, хронические соматические заболевания, общая ослабленность организма.

Родители рано начинают развивать когнитивную сферу ребенка.

Поведение характерно для ребенка более младшего возраста: заражаемость, трудность отсрочки своих желаний, большая зависимость, внушаемость, тревожность.

Характерна недостаточная зрелость произвольности собственной деятельности и эмоциональной сферы. Любит обучающие занятия, часто предпочитает их играм. Поведение, работоспособность и темп деятельности ребенка сильно зависят от физического самочувствия и эмоционального состояния. Общение со сверстниками часто затруднено в силу излишней эмоциональности.

Познавательная деятельность развивается опережающе.

В коррекционно-развивающей работе упор делается на развитие эмоциональной сферы и произвольной регуляции. Показана психотерапия детско-родительских отношений, которая должна быть направлена на формирование адекватных представлений взрослых о собственном ребенке и его возможностях.

Прогноз развития неоднозначен. Если родители понимают необходимость не торопиться с поступлением ребенка в школу, ребенка сопровождают специалисты и он «дозревает» в щадящей образовательной системе, прогноз достаточно благоприятен. В ситуации, когда ребенок все-таки начинает обучение не по возрасту и не по своим когнитивным возможностям, можно предполагать неблагоприятный прогноз.

В данном случае нельзя говорить только о задержке развития. Развитие идет принципиально иным путем. Дети не догоняют в развитии своих сверстников. Иногда даже в ситуации массированного коррекционного воздействия с привлечением самых разнообразных специалистов, медикаментозной поддержки можно говорить лишь о некоторой компенсации в развитии высших психических функций. Прогноз в отношении таких детей сложен и учитывает много факторов: время начала коррекционной работы (не позже 5-7 лет), интеграция усилий многих специалистов (нейропсихолога, психиатра, логопеда, дефектолога, педиатра, психолога и др.), социальное окружение ребенка.

План логопедических занятий для ребенка с задержкой речевого развития

1) Развитие невербального диалога: — создавать доброжелательные условия эмоционального общения со значимым взрослым; — следовать за инициативой ребёнка, удерживая рамку совместного внимания на общей интересной теме — предмете; — учить взаимодействовать по очереди (игры по очереди): выкладывание листиков, машинок, чашек и т.д.; — привлекать внимание ребёнка к практической деятельности взрослых (ребёнку важно видеть последовательные действия взрослого, как образец: уборка комнат, полив цветов, мойка посуды, овощей и т.д.), привлекать к помощи; — формирование приемлемых способов социальных обращений, через образец взрослого; — развитие внутренней мотивации к речи и коммуникации. — формирование указательного жеста.

2) Развитие пространственных ориентировок: — ориентировка на собственном теле; — ориентировка в пространстве через движения (бег, ходьба, ползание, качание); — ориентировка на листе бумаги.

3) Развитие слухового сосредоточения и внимания. — формирование длительности слухового сосредоточения на объектах; — формирование слухового внимания на обращённую речь взрослого.

4) Развитие зрительного сосредоточения и внимания. — формирование длительности зрительного сосредоточения на объектах; — формирование перевода взгляда с предмета на взрослого и наоборот.

5) Развитие общей моторики (необходимо развивать и на последующих этапах работы, от простого к сложному) — формирование имитаций движений в пространстве с помощью игр, направленных на развитие моторных функций ребёнка, соответствующих лексическим темам. — формирование последовательных движений из 2, 3 серий.

6) Развитие мелкой моторики (необходимо развивать и на последующих этапах работы, начиная от простого к сложному). — открывание коробок, банок, откручивание крышек и т.д.; — разворачивание предметов из фольги, бумаги разной фактуры; — статичные изображения пальцами предметов, окружающего мира: фигуры из пальчиков: «флажок», «киска» и т.д.; — активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме, по типу: «сорока-белобока», «коза рогатая», «ладушки». — движения пальцев с предметами: палочками, карандашом, орехами, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками. — игры с мозаикой; — пальчиковые игры с пластилином; — игры с бумагой: рваная аппликация, складывания бумаги, скатывания бумаги в шарик; — действия с ножницами; — действия с толстыми нитками; — действия с крупой, семенами: пересыпания крупы, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности; — действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой, воронкой, разными ёмкостями; — действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка; — действия с мелкими предметами, игрушками; — действия с пуговицами: застегивание, расстёгивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге; — рисование на бумаге пальчиками; — показ сказок пальчиками.

7) Формирование элементарных графических навыков. Работа будет проводиться и на последующих этапах по принципу от простого к сложному, используя различные доступные для ребёнка техники нанесения изображения на бумагу. — учить оставлять след на бумаге, черкать в разных спонтанных направлениях; — учить ребёнка черкать в пределах места; — учить проводить отдельные линии по подражанию; — учить проводить замкнутую кривую линию по подражанию; — наполнять изображения конкретным смыслом. Например, круг – это и яблоко, и мяч и т.д., обозначая рисунки словами.

8) Формирование основных сенсорных эталонов. — знакомить с формами: а) объемные (куб, шар, кирпичик, призма, конус, цилиндр); б) плоские (круг, квадрат, треугольник, овал). — знакомить с величинами: а) большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже; б) сопоставлять по величине (матрёшки, кубики, колечки, мячики и т.д.). — знакомить с цветом: дети узнают и соотносят красный, желтым, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый цвета. — учить сравнивать множества: один много, один — два, один — два — три. — обобщать признаки предмета: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты». — формировать навыки конструктивного праксиса.

9) Развитие понимания речи. — накопление пассивного словаря (на протяжении всех этапов работы) — развитие понимания коммуникативных жестов и развитие способности к их самостоятельному использованию адекватно ситуации; — развитие понимания простых просьб в повелительном наклонении; — развитие понимания глагольных инструкций на различном материале; — воспитание навыка планирования и организации деятельности; — создание условий для самостоятельного выбора деятельности, предметов как основы для внутренней инициации деятельности.

10). Формирование навыков артикуляционной моторики. — формирование мимической и артикуляционной имитации; — формирование моторных артикуляционных программ; — развитие самоконтроля над отдельными артикуляционными движениями и их программой; — развитие внутренних ощущений в ротовой полости; — формировать связь артикуляционных движений с вызываемым у ребёнка звуком, звукокомплексом.

11) Формирование невербальных предпосылок развития слоговой структуры слов. — развитие ритмической способности ребёнка через ритмичные движения, с помощью игровых упражнение. — уточнение контура слов в определённой последовательности: СГСГ (вата, губы); СГС (дай, кот, тут); СГГС (пион, паук); СГССГ (сумка, тапки), СГСГСГ (панама, бумага, собака); СГСГС (петух, диван); — стимулировать ребёнка к произнесению хотя бы ударного слога, ритмического рисунка слова.

К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, рассматриваются формы логопедической работы, требования ФГОС ДОО к организации логопедических занятий с такими детьми, а также требования и структура к данным занятиям.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы логопедов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению [2, с. 62].

Воспитание и oбучение детей с (ЗПР), как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий. Учитель-логoпед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукoвого анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического стрoя речи, связной речи.

Несмотря на то, что проектирование и осуществление работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации комбинированного вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с нарушениями развития, однако, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

Логопедическая работа с детьми с (ЗПР) осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2–3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15–25 минут для детей от 5 до 6 лет.

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-педагогических технологий [1, с. 54].

При проектировании коррекционных занятий с детьми с (ЗПР) логопед должен учитывать важные особенности современного дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДОО, отличающиеся от традиционного обучения. Образовательные программы дошкольного разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Основные требования к разработке в ДОО логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения:

  • занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
  • занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;
  • занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;
  • на занятиях происходит тренировка правильной речи;
  • занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
  • на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные и аудио записи и др.;
  • занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания [4, с. 72].

Структура логопедического занятия в ДОО с детьми с ЗПР

Проектирование логопедического занятия в ДОО с детьми с задержкой психического развития исходит из его структуры:

1. Организационный момент. Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности; – развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики. Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребенок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

6. Развитие дыхания и голоса. Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, логопед не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми.

7. Объявление темы. Тему объявляет не логопед, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового.

8. Развитие фонематического слуха. Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с логопедами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия. Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии. Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания [2, с. 63].

Е. С. Теплякова отмечает, что при проектировании коррекционно-логопедического занятия, имеющего индивидуально-ориентированный характер, целесообразно предусмотреть следующее:

  • решение первичной задачи логопеда;
  • создание проблемной ситуации;
  • возникновение у ребенка состояния «хочу решить проблему»;
  • совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, появление дополнительной мотивации у ребенка;
  • активизацию субъектного опыта, его использование в процессе занятия (переход ребенка из позиции объекта в позицию субъекта, поощрение инициативы ребенка, поддержка его ответов на занятии);
  • управление самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, посоветоваться с родителями, со старшими братьями и сестрами);
  • совместное подведение итогов [5, с. 43].

Таким образом, проектирование логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в ДОУ осуществляется с учетом требований ФГОС ДОО, индивидуальных особенностей речевого недоразвития каждого ребенка, с четким представлением о целях (задачах), которые могут достигаться на нем, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации.

Литература:

  1. Костюк, А. В. Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения : метод. рекомендации / А. В. Костюк. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 88 с.
  2. Лысова, Т. С. Модель коррекционно-развивающего сопровождения дошкольника с задержкой психического развития / Т. С. Лысова // Преемственность в образовании. – 2013. – № 5 (11). – С. 62–65.
  3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под общ. редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.
  4. Теплякова, Е. С. Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях / Е. С. Теплякова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 43–48.

Воронина Т.В., учитель-логопед

  1. Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
  2. Рекомендации дефектолога для родителей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по профилактике нарушений игровой деятельности
  3. Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
  4. Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида
  5. Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с задержкой психического развития

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]