Актерскому мастерству можно обучиться даже онлайн, для этого необязательно посещать курсы в студиях или школах. С помощью видеоуроков и занятий на онлайн-платформах вы или ваш ребенок сможете научиться всем премудростям этого красивого искусства.
Если даже вы не планируете становиться профессиональным актером, курсы помогут вам стать более коммуникабельным, раскрепощенным, научат вас управлять эмоциями, правильно реагировать на различные ситуации.
Мы собрали для вас полный список онлайн-курсов по актерскому искусству. Большинство из них подходят как детям, так и взрослым. Среди них есть и платные, и бесплатные занятия.
Уроки легенд
Сайт: https://urokilegend.ru/ Стоимость: от 4 990 р. за курс, 15 000 р. — все курсы платформы на год. Первый урок бесплатно Промокод howtolearn_year дает скидку 1000 рублей на годовую подписку на все курсы!
На платформе доступно 3 курса от известных актеров и театральных режиссеров:
Актерское мастерство. Константин Райкин
- Узнаете, как формируется талант актёра, и как его развивать
- Научитесь разбирать роли и создавать образы героев
- Поймёте, как работать над эмоциями и чувствами
- Узнаете, как работать над телом, дыханием и речью
- Поймёте, как работать с режиссёром и партнёром по сцене и площадке
Программа курса
- Вводный урок
- Сценическое движение: работа над телом Какое значение язык тела имеет для игры • Как снимать зажимы и работать над пластичностью • Развитие чувства ритма и координации движений • Управление мимикой и жестами • Как работать с пространством: три круга внимания
- Актёрский талант Как раскрыть творческий потенциал • Какими качествами должен обладать актёр • Как развивать память и воображение • Как справляться с неудачами и творческими кризисами
- Сценическая речь: работа над голосом Как развивать дикцию и артикуляцию • Как работать над интонационной выразительностью • Как эмоции меняют окраску и высоту голоса • Как создать динамику речи
- Работать над текстом Знакомство с текстом • Как расставить смысловые ударения • Специфика чтения прозы и поэзии • Чтение текста: этапы анализа • Как определить главную тему и подтемы текста • Как правильно ставить перед собой цель и задачи перед чтение текста • Как выразительно читать текст, учитывая проведенный анализ
- Какой должна быть психологическая подготовка актера Как работать с эмоциями • Как осознать и найти в себе чувства и передать их правильно • Какими знаниями в психологии должен обладать актёр • Как развивать эмоциональный интеллект • Сопереживание: как понимать эмоции другого человека
- Чем отличается кино от театра Разница подходов в театре и кино • Особенности работы актёров и режиссёров в театре и кино • Различия работы над ролями и созданием образов героев в театре и кино • Как режиссёр выбирает актёров на роли • Как определить, стоит ли соглашаться на роль у определённого режиссёра • Как оценить спектакль и себя в нём • Какие спектакли и картины имеют успех у зрителей • Как может отличаться оценка спектакля актёром, зрителем и режиссёром
- Как режиссёр работает с актёрами Как режиссёр выстраивает работу над произведением • Как режиссёр ставит задачи перед актёром • Как реагировать на замечания режиссёра • Что такое режиссёрский театр • Советы по взаимодействию актёра и режиссёра в конфликтных ситуациях
- Как разбирать роль и создавать образы героев Как определить сверхзадачу персонажа • Как найти зерно роли • Как вживаться в роль • Как понять героя через его пластику и внешний вид • Как погружаться в эмоциональное состояние героя • Как проводить анализ действий героя: события и исходные события (на примере роли Ричарда III)
- Как работать с партнёром Частые ошибки в работе с партнёром • Как решать недопонимания с партнёрами • Как работать с партнёром, от которого нет отдачи • Как почувствовать партнёра • Что сделает каждую сцену искренней • Правила работы с партнёром (и партнёрами) на сцене
- Выступление на сцене Как справляться со страхом и волнением • Как может меняться спектакль от показа к показу • Как вовлечь зрителя в повествование • Как происходит общение со зрителем в театре
- Искусство театра Почему люди приходят в театр • В чем заключается предназначение режиссёра и актёра • Как изменился зритель за последние годы • Российский театр сегодня
- Заключение
Актерское мастерство. Максим Суханов
- Сможете взаимодействовать с разными режиссёрами и успешно проходить кастинг
- Узнаете, как определить свой типаж и выбирать подходящие роли
- Научитесь анализировать, продумывать характер персонажа
- Узнаете, как погружаться в эмоциональное состояние своего героя и играть так, чтобы тебе поверили
- Поймёте, как работать с партнёром на сцене
Программа курса
- Вступление
- В чем предназначение актёрской профессии Миссия актёра • Выбор профессии
- 5 советов начинающему актёру Зачем актёру нужны примеры для подражания • Как выбирать роли • Как воспитывать вкус • Как управлять своим эмоциональным состоянием
- Как надолго стать востребованным актёром Что читать и смотреть актёру • Главное качество актёра
- Как начать работу над ролью Как режиссёр влияет на формирование персонажа • Как управлять своим телом и мимикой • Как войти в сценический образ • Как выработать свой подход в репетициях
- Как погружаться в эмоциональное состояние героя Методы погружения в состояние героя • Имитация и импровизация
- Работа с партнёром: как взаимодействовать на сцене 3 правила работы с с партнёром
- Работа с режиссёром: как найти подходы друг к другу Почему актёру нельзя идти на компромиссы • 2 типа режиссёров • Как взаимодействовать с режиссёром
- Как прорабатывать характер героев: репетиция сцены из драмы Э.Ростана «Сирано Де Бержерак» Студенты разыгрывают фрагмент из классического произведения и получают комментарии от мастера
- Как говорить языком тела: репетиция сцены из комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф» Студенты разыгрывают фрагмент из классического произведения и получают комментарии от мастера
- Как выстроить динамику повествования: репетиция сцены из пьесы У. Шекспира «Укрощение строптивой» Студенты разыгрывают фрагмент из классического произведения и получают комментарии от мастера
- Как понимать свой характер и выбирать подходящие роли Как определить свою уникальность • 3 совета: как выбрать роль
- Как успешно проходить кастинги Чем отличается работа актёра в кино • Этапы кастинга • Как работать с режиссёром на кастинге
- Как подготовить монолог для кастинга Мастер разбирает подготовленный студентом монолог для проб и рассказывает о том, каким должен быть материал для кастинга
- Диалог для кастинга: как работать в тандеме Мастер и студенты читают и разбирают диалог для кастинга
- Роль исторической личности: как актёру найти подход к персонажу Алгоритм работы над ролью исторической личности • Работа над ролью Сталина
- Заключение
Актерское мастерство. Чулпан Хаматова
- Узнаете особенности и отличия работы актёра в театре и кино
- Поймёте, как разбирать роль и вживаться в образ
- Узнаете, как работать с пространством на сцене
- Узнаете, как работать с режиссёрами и партнёрами
- Поймёте, как поставить голос, работать над мимикой и жестами
- Узнаете, как преодолеть волнение перед выходом на сцену и удерживать внимание зрителей
- На конкретных примерах разберёте, как работать над ролью и создавать образы
Программа курса
- Введение
- Специфика актёрской профессии Как умение принимать критику помогает оттачивать мастерство • Что такое миссия актёра и в чём она состоит • Каким качествами нужно обладать, чтобы работать в индустрии театра и кино
- Как устроен театр, и как начинающему актёру попасть на сцену Как получить свою первую театральную роль • Как подготовиться к кастингу • Что такое театр как организм • Как строить взаимодействие с режиссёром • Как избегать конфликтов с режиссёром
- Этапы работы над ролью: разбор роли С чего начинается работа над ролью • Как помочь себе в запоминании текста • Внутренний разбор, работа с референсами • Определение задачи и сверхзадачи роли • Из чего формируется психофизика героя
- Этапы работы над ролью: язык и голос персонажа Как поставить голос и дыхание • Как найти тембр голоса своего персонажа • Как развивать дикцию и артикуляцию • Как работать над интонационной выразительностью • Как создавался образ Раисы Максимовны Горбачёвой
- Этапы работы над ролью: работа с телом, пластический рисунок образа, жесты Как снимать зажимы в теле и работать с психологическими блоками • Как увидеть своё тело в мизансцене • Как работать над жестикуляцией
- Этапы работы над ролью. Грим, реквизит, внешний облик актёра Внешний облик персонажа, грим и реквизит • Как чувствовать пространство и работать с ним: круги внимания • Как выстраивать работу с партнёром
- Как живёт спектакль и роль Жизненный цикл спектакля: подготовка к премьере • Как удерживать зрительское внимание во время спектакля • Как справляться с волнением и развивать стрессоустойчивость • Как оживить стареющий спектакль, если его не выводят из репертуара
- Как устроен процесс кинопроизводства, и как начинающему актёру в него попасть Почему в кино меньше свободы, чем в театре • Как начинающему актёру получить роль в кино или сериале • В чём особенности кастинга в кино • Как устроен процесс производства кино и сериалов • Как выбирать роли и определять качество сценария • Работа с кинорежиссером на площадке • Как решать проблемы взаимодействия с партнером • Как работать с партнерами-детьми на съемочной площадке
- Как работать над ролью в кино и сериале. Часть 1. Подготовка к роли: языковые характеристики персонажа Особенности и трудности работы над ролью в кино и сериале • Как подготовиться к работе над ролью • Как найти язык своего персонажа • Как создавалась речь Мамлакат в фильме «Лунный папа» и Зулейхи в сериале «Зулейха открывает глаза»
- Как работать над ролью в кино и сериале. Часть 2. Пространство, мимика, жесты и пластика Как работать с кругами внимания, мимикой и жестами в кино • Как готовиться к роли в историческом фильме • Как закрепить микрофон на теле
- Как работать над ролью в кино и сериале. Часть 3. Инструменты взаимодействия с режиссёром и импровизация в кино Импровизация в кино: в каких случаях она уместна • Как подготовиться к съемкам в сериале • Как создавался образ Елизаветы Глинки в фильме «Доктор Лиза»
- Экология актёрской профессии Что помогает восстановить энергию • Как научиться относиться к телу и голосу как к инструменту и беречь их • Как научиться не обращать внимание на критику и негативные оценки • Как справляться с эмоциональным выгоранием
- Как сохранить мастерство и расширить свой диапазон Какие навыки всегда должны совершенствоваться • Что такое реализация для актёра сегодня
- Заключение
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 333 Невского района Санкт-Петербурга Сборникигр и упражненийпо актёрскому мастерствуСоставитель: Алексей Константинович. Большаков,педагог дополнительного образования.
Санкт-Петербург 2013
1. Актёрская разминка
Разминочные упражнения позволяют быстро создать творческую игровую атмосферу и незаметно, через игру ведут студийцев к раскрепощению, создают творческое рабочее самочувствие. За физическим телом в активных разминочных упражнениях активизируется и психика, а вместе с ней – вся «игровая природа».
– «Актёрские пятнашки».
Водящий выбирает одного из участников и, вытянув в его сторону руку, движется строго в этом направлении. Если вас хотят запятнать, вы либо уклоняетесь, либо называете имя любого другого участника, и тогда уже он становится водящим.
– «Пересядки».
По всему периметру класса ставятся стулья (и 2 стула, спинка к спинке, в центре) – на один меньше, чем число участников. Сидящие на стульях, безмолвно сговорившись, должны меняться местами, а водящий (оставшийся без стула), старается сесть на освободившийся стул.
– «Петухи».
Прихватив за носок одну ногу сзади и прыгая на второй ноге, участники подталкивают друг друга плечом, стараясь в свою очередь избежать падения и устоять на ноге.
– «Не дать шарику упасть».
Один или несколько воздушных шаров поддерживаются в воздухе сначала без помощи рук, затем только ногами, затем только головой – в течение нескольких минут.
– «Качели».
Разбившись на пары, участники берутся попарно за руки, а один в каждой паре становится на стул. Не отпуская рук и двигаясь плавно и равномерно, участники меняются в парах местами, после чего, не останавливаясь, продолжают движение – до команды педагога.
– «Сквозь игольное ушко».
Взявшись за руки, участники становятся в круг, предварительно надев на руку одному из них обруч. Обруч передают по кругу от одного участника к другому, не расцепляя рук, пока он не вернётся к исходной точке.
– «Вырвись из круга».
Участники делятся на две команды, одна из которых организует круг и берётся за руки, а другая становится внутрь спиной к кругу и по команде педагога старается вырваться из него, пролезая под руками, над руками и т.д.
– «Чай–чай выручай».
В зависимости от количества участников назначается один или несколько водящих, задача которых перезапятнать всех остальных участников. «Запятнанные» застывают на месте, широко расставив ноги и руки (или, наоборот, согнувшись в «козла»), надеясь, что «незапятнанные» распятнают их, сумев проползти между расставленных ног (или перепрыгнув через «козла»).
– «Пятнашки сетью».
Это упражнение можно делать только при наличии большого пространства и не с маленькими детьми (чтобы избежать травм). Двое водящих берутся за руки и, не отпуская рук, стараются запятнать остальных. «Запятнанные» присоединяются к «сети» и так же становятся водящими. Игра продолжается до тех пор, пока не будет запятнан последний участник.
– «Неконтактный бокс».
Сцепив руки за спиной ладонью за локоть и произвольно двигаясь по классу, участники выбирают попеременно себе партнёра и, найдя в нём «причину» своего нападения, наносят ему одной из воображаемых рук удар в выбранное место – в лицо, плечо, живот. Получивший воображаемый удар «отыгрывает» его и пытается противостоять нападению, пока данный «конфликт» не будет исчерпан. Тогда участники ищут себе новых партнёров. Игра проходит без слов. Не возбраняется подключение к чужому «конфликту» и голосо–звуковое «озвучивание» удара и отыгрыша (но не имитация звука удара). 2. Настройка (Смотреть и видеть)
Разогретый в «разминке» физический аппарат привёл в рабочее состояние и психику. Теперь можно перейти к упражнениям, требующим элементарного внимания, чувства партнёра, чувства пространства и времени, а значит, можно выполнять несложные действия и познакомиться с темпом и ритмом.
– «Обмен именами».
Произвольно перемещаясь по классу, участники выбирают себе партнёра и здороваются с ним рукопожатием, чётко называя своё имя (если есть другие участники с этим именем, то и фамилию). При этом они «меняются» именами. «Отдав» своё и «получив» новое имя, участники расходятся и ищут себе нового партнёра, чтобы снова «поменяться» только что обретёнными именами. Игра продолжается до тех пор, пока к участникам не возвращаются их собственные имена. Получивший, наконец, назад своё имя выходит за пределы игрового пространства и ожидает окончания игры.
– «Имя и жест»(возможен вариант –»Слово и жест»).
Участники становятся в круг лицом внутрь круга. Поочерёдно каждый из участников обходит всех стоящих в круге, связываясь взглядом с каждым, но остановившись лишь перед одним по своему выбору. Остановившись, нужно вступить с партнёром в контакт, назвав его по имени (или дав ему вымышленное сиюминутное имя; или произнеся очень короткую фразу, возникшую в результате контакта), сопроводив слова жестом, соответствующим возникшей ситуации, после чего продолжить обход, связываясь взглядом с оставшимися партнёрами. Завершив круг, первый участник становится на своё место, а следующий, воспроизведя действия первого (имя и жест; слова и жест), выбирает своего партнёра и также произносит имя (или фразу) и находит подходящий ситуации жест. И так – пока каждый участник не выберет себе партнёра и не произнесёт его имя (фразу), сопроводив слова жестом и воспроизведя действия всех предыдущих участников.
– «Детектив» (или «Убийца»).
Участники встают в круг и закрывают глаза. Педагог, дотронувшись до одного из них, назначает его «убийцей». После команды педагога все открывают глаза и начинают произвольно ходить по классу, внимательно заглядывая в глаза остальным участникам с целью выявить «убийцу». Назначенный педагогом «убийца» должен незаметно для остальных подмигивать встречным участникам правым глазом (с целью подмигнуть всем участникам, но не быть разоблачённым). Получивший этот сигнал должен пройти ещё несколько шагов и упасть, «отравленный» смертельным ядом. Задача участников – постараться понять, кто «убийца». «Вычислив» его, следует поднять руку и сказать: «Я знаю, кто убийца!» Если кто–нибудь поддержит обвинителя, и по команде педагога эти двое покажут именно на водящего («убийцу»), то игра окончена. Но если они покажут не на того или на разных участников, то «лжесвидетели» выбывают из игры, а игра продолжается либо до тех пор, пока «убийца» будет вычислен, либо до победы водящего («убийцы»).
– «Три позы».
Разбившись по трое, участники занимают всё пространство класса. Один из троих ложится, второй садится, оставшийся продолжает стоять. Упражнение выполняется в «тройках». По команде педагога (например, по хлопку) каждый участник «тройки» меняет позу: лежавший может сесть или встать, сидящий – лечь или встать, стоящий – лечь или сесть. Важно, чтобы после перемены в каждой тройке снова один – лежал, один – сидел, один – стоял.
– «Падение на доверие».
I Вариант
. Попарно встать в затылок друг к другу на расстояние вытянутой руки. Впереди стоящий, вытянув руки по швам, по команде стоящего сзади (например, по хлопку) падает назад, а задний ловит его, подставив руки в подмышки. Задача одного – довериться партнёру, задача второго – гарантировать безопасность другого.
II Вариант
. Группы из 5–6 человек становятся в кружок на колени, а ещё один участник, встав в центре и подогнув ступни, падает «столбиком» – куда поведёт, стоящие же в кружке ловят его, выставив ладони вперёд и возвращают его в вертикальное положение. Задача та же – научиться доверяться партнёру и уметь подстраховать товарища.
– «По хлопку».
Участники ходят по кругу, меняя по сигналу педагога (например, по хлопку) направление движения. Услышав другой сигнал (например, стук ногой), все переходят на гусиный шаг. По третьему сигналу (например, возгласу педагога «Хоп!») нужно перейти на приставные шаги боком и поменять направление движения.
– «На счёт».
По заранее оговорённому педагогом счёту (например, на счёт «17») под хлопки (их нужно считать каждому участнику про себя) требуется организовать заданную педагогом фигуру: рабочий полукруг (напротив стола педагога), просмотровый полукруг (двумя дугами от стола педагога), круг, треугольник или поменяться местами (со стульями или без) по цвету волос, по росту, по алфавиту – по первым буквам имени и т.д.
– «Змейка».
Выстроившись в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки, участники вслед за первым ( ведущим ) начинают движение. При этом второй участник повторяет с опозданием на шаг все движения первого, который, оправдывая свои действия любыми обстоятельствами, может приседать, прыгать, совершать разнообразные движения, за кем–то следить, что–то «воображаемое» поднимать, нюхать, разглядывать и т.д., но обязательно останавливаясь после каждого следующего движения. Третий повторяет действия ведущего с опозданием после второго и т.д. – пока педагог не поменяет ведущего, отправив его в конец «змейки», которая теперь продолжает двигаться за новым ведущим ( прежде стоящим вторым ). Каждый участник должен побыть хоть недолго ведущим.
– «На одну букву».
Сидя в полукруге за 1–2 минуты участники упражнения находят в классе максимальное количество предметов, начинающихся на заданную букву (например, на «К»), после чего поочерёдно называют их, избегая повторов.
– «Выбери партнёра».
Можно делать это упражнение, стоя в двух шеренгах (друг напротив друга), а можно сидя – например, в полукруге. Один или двое «водят», а остальные, «сговариваясь» только глазами – так, чтобы этого не поняли водящие, – готовятся составить пары (или поменяться местами). Через 15–20 сек. по команде педагога водящие отворачиваются, а сговорившиеся организуются в пары или меняются местами, водящие же, не поворачиваясь, пытаются отгадать, кто с кем оказался в паре (поменялся местами).
– «Вещи на столе».
На своём столе педагог раскладывает различные предметы – коробок спичек, блокнот футляр от очков, ручку, журнал, газету, книгу, расчёску и т.д. Студийцам даётся время всё это рассмотреть и запомнить расположение предметов. Затем все отворачиваются, а педагог меняет расположение одного–двух предметов, после чего повернувшиеся по команде педагога студийцы пытаются восстановить первоначальное расположение предметов.
Если после этой части тренинга (как и после любой другой) студийцы «подостыли», то целесообразно дать им ещё 1–2 разминочных упражнения – поднять общий тонус тренинга.
3. Освобождение мышц
В каждый конкретный момент сценического существования у актёра на сцене должны работать только необходимые для данного действия мышцы. Остальные мышцы не должны быть напряжены. Поэтому нужно научиться контролировать имеющиеся «зажимы» и избавляться от них.
– «Насос».
Упражнение делается в парах. Один в паре – сдувшаяся надувная «игрушка», другой – «насос». «Игрушка» ложится на пол и расслабляется. «Насос» сначала проверяет руки, ноги, голову «игрушки» на расслабление, после чего, наклоняясь головой и руками к полу, на выдохе резко издаёт звук «Т–с–с–с!», т.е. накачивает «игрушку». «Игрушка» отыгрывает действие партнёра – слегка надувается и застывает в новом положении (может надуться, например, только грудь). При следующем выдохе «насоса» «игрушка» напрягается ещё больше и так до тех пор, пока её не «надуют» до предела. Тогда – либо «игрушка» «лопается», либо «насос» вынимает воображаемую «пробку» из «игрушки», и она сдувается, вращаясь от воображаемой струи воздуха. Затем партнёры меняются местами.
– «Манекены и тряпичные куклы».
Участники разбиваются на группы по 5–8 человек. В каждой группе один ложится на пол и расслабляется. Проверив у лежащего отсутствие «зажимов», остальная часть группы делает из него «манекен», придав ему совместно любую позу, исходя из собственного воображения и игрового самочувствия. Важно, чтобы группа договаривалась без слов. Найдя «манекену» подходящую позу, группа переносит застывший в созданной позе «манекен» в другую часть класса, где его устанавливают на пол. После этого «манекен» расслабляется и ложится на пол «тряпичной куклой». Группа проверяет отсутствие «зажимов» у «куклы» и переносит расслабленную «куклу» обратно. Поочерёдно в роли «манекена» и «тряпичной куклы» должны побывать все участники группы.
– «Цепочка».
Участники становятся в широкий полукруг и с одного края на другой передают воображаемые тяжести – камни, арбузы, вёдра с водой и т.д., оправдывая свои действия вымышленными предлагаемыми обстоятельствами. Если первый участник зачерпывает в воображаемом пруду воду ведром, то последний или заливает пожар, или поливает огород, или обливается водой из ведра – в зависимости от того, как с воображаемым ведром обращались другие участники упражнения (их темпо–ритма, отношения к воде, «температуры воздуха», собственного состояния и т.д.). Первый участник цепочки становится в конец её и упражнение продолжается – теперь со следующего участника, передающего по цепочке свой воображаемый предмет.
– «Упор».
Участники становятся у свободной части стены, поставив ноги на ширине плеч, и упираются в неё, старясь по команде педагога «расширить» пространство класса. По следующей команде педагога напряжение сбрасывается, и участники, восстановив дыхание, выполняют ещё 5–7 подходов.
– «Расслабление на стуле».
Сев на стулья, участники устраиваются поудобнее и, начиная с головы, расслабляются. Сначала нужно убедиться, что расслаблена шея – для этого можно чуть–чуть шевельнуть головой, затем перейти к плечам, затем к рукам – от плеч к локтям и кистям (каждому пальчику в отдельности), туловищу, ногам, коленкам, ступням. Ничего страшного, если расслабившийся мягко свалится со стула на пол – если полностью расслабиться, то это безопасно.
– «Тесто и пекарь».
Разбившись на пары, участники договариваются – кто первым будет «тестом», а кто «пекарем». «Тесто» ложится на пол и расслабляется. «Пекарь», отпустив своё воображение, придаёт «тесту» любую позу, исходя из вымышленных предлагаемых обстоятельств, после чего даёт «тесту» несколько секунд ощутить позу и хлопает в ладоши – по этому сигналу «тесто» оживает и, исходя из собственного оправдания позы, включается в возможное действие в соответствии со своими предлагаемыми обстоятельствами. Доведя своё действие до логического завершения, «тесто» выключается из игры и меняется с «пекарем» ролями.
– «Марионетка».
Нужно встать в шахматном порядке, равномерно распределившись в пространстве класса, и, представив себе, что вы «кукла–марионетка» и к вам привязано множество ниточек, потянуться вверх, начиная от кончиков пальцев рук и макушки головы. Затем по команде педагога – по первому хлопку – отпускаются «ниточки», державшие до этого кисти рук, и они расслабляются; затем – по второму хлопку – расслабляются руки до локтей, по третьему – руки до плеч (плечи при этом остаются подняты), по четвёртому – опускаются плечи, по пятому – голова опускается на грудь (а шея расслабляется), по шестому – туловище расслабляется до поясницы, и по седьмому – нужно, расслабив мышцы ног и, соответственно, подогнув колени, мягко завалиться на пол, в последнюю очередь аккуратно положив на пол голову и полностью расслабиться.
– «Мышечный контролёр»
Лёжа на спине, расслабиться и «внутренним контролёром» проверять, начиная с головы и шеи до кончиков пальцев ног отсутствие «зажимов». Нужно проверить все группы мышц и снять всё мышечное напряжение.
– «Ревизия напряжений».
В парах – один расслабляется, второй проверяет наличие «зажимов», после чего ревизор и расслабляющийся меняются местами. 4. Экран внутреннего видения. Эмоциональная память. Внутренний текст.
Не увидев образов внутреннего видения, актёр не может на сцене органично, убедительно и продуктивно ни действовать, ни говорить текст, ни воспринимать действия и текст партнёров. На действие на сцене (как и в жизни) нас толкают, прежде всего, отклики наших органов чувств. Поэтому нам постоянно необходимо на сцене представлять нашим внутренним взором то, что произошло (или может произойти), то, о чём мечтает или сожалеет наш персонаж и т.д. Помочь же себе самим и возбудить видения, подключить нашу чувственную природу и подвести себя органично, естественно к целесообразному, продуктивному действию мы можем, прежде всего, при помощи внутреннего текста.
– «Кинолента прожитого дня».
Лёжа на спине (или сидя на стуле), раскинув свободно руки и ноги, не спеша, подробно каждый вспоминает свой вчерашний день – как проснулся, оделся (во что), умылся, где включил свет, как и что готовил на завтрак, что передавали по радио, как вышел из дома, по какой дороге пошёл, с кем встретился, какая была погода и т.д. – до того момента, когда лёг в постель и заснул.
– «Мысленные прогулки».
Давайте мысленно прогуляемся – пойдём, например, от Стрелки Васильевского острова через Дворцовый мост и свернём на Дворцовую набережную – к Эрмитажу. Затем повернём направо вдоль Зимней канавки, дойдём до Мойки, после чего, пройдя по ней до Певческого моста, выйдем на Дворцовую площадь, с неё через арку Главного штаба – на Невский проспект и повернём направо, чтобы полюбоваться шпилем Адмиралтейства. Не будем спешить – главное увидеть на «экране внутреннего видения» наибольшее количество подробностей.
– «Фильм в голове».
Таким же образом попробуем восстановить на экране внутреннего видения хорошо знакомый фильм (мультфильм).
– «Зима–лето».
Теперь вернёмся к нашей прогулке по Петербургу в жаркий летний день… А обратно пройдём этот же путь зимой, в метель – через сугробы. Теперь вспомним поездку в Сочи, Черногорию, Италию или Египет – не важно. Море, солнце, ветерок, прибой, кипарисы. Ваше расслабленное в шезлонге (или на песке) тело. Вы – в шортах, без футболки. Или в купальном костюме? Не обгорели?.. Теперь перенесёмся на берег Волги. Летний вечер. Веет прохладой. На изгибе реки – далёкий пароходик. Берег высокий. Видно далеко, как с третьего яруса в БДТ… Вернёмся в Петербург. Осенний день. Летний сад. Тучи. Пожелтевшие листья. Заколоченные на зиму скульптуры. Тишина. Мрачные полуголые деревья. Шуршание листьев. Редкие одинокие фигуры людей… Теперь мы в Якутии. Январское утро. Жуткий холод. Как вы одеты? Что у вас в руках – сумка? Рюкзак? А что вас сюда занесло? Решите – разбудите воображение.
– «Душ».
Представьте себе, что вы стоите под душем. Я включаю вам тёплую воду. Почувствуйте, как льётся вода, как летят брызги, как приятно массируется та часть тела, куда направлена вода. Сейчас она льётся на макушку, стекает по лицу. Вы уклоняетесь, чтобы не нахлебаться воды. Подставьте под струю воды плечи, спину, грудь, наберите воды в ладони. Помогите себе внутренним текстом. Можно говорить его негромко вслух – для себя. «Озвучивайте» то, что с вами происходит. Делаю воду погорячее. Что изменилось? Реагируйте на новую ситуацию. Найдите «кран» с холодной водой, сделайте температуру воды приятной… Перестарались! Холодно!.. Где кран горячей воды?.. Отрегулировали?.. Согрелись? Тогда выключайте воду. Можно вытереться.
– «Волшебный графин».
Перед вами воображаемый графин с водой и стакан. Наливаем почти полный стакан. Пробуем… Что это? Это же какао! Вспомните вкус, запах, вид, густоту. Отпейте немного. Ещё глоток – да ведь это уже квас, прямо из холодильника… Ещё глоток – горячий чёрный кофе… Ещё глоток – молоко… Ещё глоток – сильногазированная минеральная вода… Почувствовали разницу?
– «Лимон».
Представьте себе, что перед вами на блюдечке лежит лимон, а рядом – нож. Мысленно – возьмите нож и отрежьте кусочек лимона. Помогите себе видениями и внутренней речью: «Правой рукой беру нож, левой придерживаю лимон…жёлтая кожура шероховата…отрезаю макушку…течёт сок…приятный запах лимона» и т.д. Отрезав кусочек, посыпьте его сахарным песком, поднесите ко рту. Кладите в рот. Языком прижмите кружочек лимона к нёбу… Выделяется слюна? Всё правильно. Так и должно быть.
– «Вспомни вкус».
Допустим, вы сидите дома за столом. Перед вами – тарелка земляники с молоком. Возьмите ложечку и, наполнив её сахарным песком, посыпьте землянику. Зачерпните ягод, поднесите ко рту… Вспомните, какие они шершавые, как приятно разделяются зубами на части, как становится вкусно, когда сок ягод смешивается с сахаром и молоком… Теперь вспомните, сопровождая воспоминание внутренним текстом и видениями, вкус: а) сливочного мороженого; б) селёдки; в) квашеной капусты; г) горчицы; д) чёрного перца.
– «Стакан чая».
Возьмите рукой воображаемый стакан с горячим чаем. Вспомните: зрительно: внешний вид стакана, цвет чая, поднимающийся над стаканом пар; осязательно: гладкие грани стакана; температурно: жар стакана; мышечно: вес стакана, необходимые усилия пальцев и кисти, чтобы не уронить и не расплескать; обонятельно: запах чая; вкусово: терпкий, сладкий. Общее воспоминание складывается из частей, выпячивая то одну, то другую. Попробуем включать поочерёдно различные виды памяти. Итак: зрительный образ; осязательный; температурный; мышечно–двигательный; обонятельный; вкусовой; снова температурный и т.д.
– «Вспомни запах».
Вспомните запах моря ранним летним днём… Запах сена в поле… Дыма от костра зябкой ночью августа… Запах печёной картошки… Запах цветочного мёда…
– «Волшебный тазик».
Перед вами волшебный тазик. По вашему желанию он наполняется чем угодно. Итак, сейчас в нём – мёд. Густой, золотистый, прозрачный. Это липовый мёд. Окуните палец, пусть стекает. Попробуйте на вкус… Теперь в тазике бензин… Сметана… Одеколон… Клубничное варенье… Столярный клей… Йод… Молоко и т.д. Поиграйте с каждой жидкостью – понюхайте, окуните руку и т.д.
– «Физическое самочувствие».
Вспомните, как у вас болел зуб, и вы ходили к зубному врачу…Вспомните, как вы порезали палец ножом, как текла кровь, пощипывала рана, как вы обрабатывали рану и заклеивали пластырем… Как вам попала соринка в глаз, как вы его тёрли, как промывали водой из–под крана… Как вы простудились, и у вас была высокая температура… Как упали с велосипеда и расшибли коленку… Как летом было жарко и очень хотелось пить… Как обожглись, схватившись за горячую сковородку и совали руку под холодную воду… Как опаздывали в школу или на работу, запыхались и долго не могли успокоить дыхание… Каждое воспоминание сопровождайте внутренним текстом, старайтесь вспомнить как можно больше конкретных деталей. Помогайте себе «физикой» – позой, действием.
– «В движении».
Начинаем движение по кругу. Представьте себе, что идём мы по пустыне. Жарко. Солнце. Ноги утопают в горячем песке. Хочется пить. Дополняйте всё происходящее своими подробностями, наговаривая вполголоса свой внутренний текст, обостряйте предлагаемые обстоятельства. Ветер. Песок забивает нос, глаза, хлещет по лицу. Капля дождя. Усиливается ветер. Начинается дождь. Ливень. Становится холодно. Под ногами хлюпает вода. Тело от воды и холода каменеет, превращается в скалу. Вода, поднимаясь, скрывает скалу. Вода теплеет, размягчает скалу, превращая её в водоросли. Водоросли распускаются, колышутся течением, отрываются, плывут, опускаются на дно. И вот мы смотрим со дна на поверхность воды. По ней проплывает судно. Вода убывает, мелеет. Теперь вокруг нас грязь. Мы – котята. Нас вылизывает кошка. Теперь мы лежим на краю обрыва. Готовимся к прыжку, прыгаем, летим, ощущаем упругость воздуха. Выбираем полянку для приземления. Приземляемся. Ложимся в траву. Запах цветов. Солнце. Кузнечики стрекочут. Ночь. Звёзды.
– «Реагируем сходу».
В этом упражнении нужно реагировать сразу – сходу, импровизационно. Например, педагог говорит:
а) «морозно, дымно, жажда, шум самолёта, сытость, звук скрипки, мокрая одежда, яркий свет, грязно, дождь, темнота, запах духов, звон, колючий свитер, тесные ботинки»…
б) «ранняя весна, шесть утра. Август, два часа ночи. Октябрь, сумерки. Июль, полдень»…
в) «Вокзал, школьный коридор, отделение милиции, поликлиника, зубной кабинет, музей, банк, бар, вагон»…
С помощью дополнительных вопросов можно спровоцировать возникновение деталей. Какой вагон? Где вы – в купе или в тамбуре? Время года? Топят ли печь? Бельё разложено? Поезд идёт быстро или плетётся? За окнами что? Свет горит ярко или тускло?
– «Лабиринт».
Из стульев сооружают препятствия, создающие лабиринт с извилистой системой ходов. Студийцы выбирают и проходят каждый свой маршрут несколько раз с открытыми глазами, фиксируя все свои мышечно–двигательные усилия, запоминая повороты телом, мускулами, а не только зрением. Теперь проделаем каждый свой путь мысленно. Наконец, закрываем глаза и идём, выставив руки чуть вперёд. Натыкаетесь на стулья? Ничего страшного. Сориентировались, не открывая глаз, и двинулись дальше.
следующая страница >>
Udemy
Сайт: https://udemy.com Стоимость: от 999 р.
АКТЁРСКИЕ ЛАЙФХАКИ Актёрское и ораторское мастерство . Работа с камерой.
От режиссера, редактора телеканалов ТНТ , РЕН ТВ, актёра театров им. Моссовета и Современник, автора идеи сериала Blindspot (Warner Bros.Television), педагога и автора книги по актёрскому мастерству Федосова Романа.
Курс включает в себя книгу по акт.мастерству, а так же — как минимум одно бесплатное , индивидуальное он-лайн занятие, после прохождения курса.
Курс вас познакомит с артистическими приёмами и способами общения со зрителем: Как справляться с волнением? Как готовится к съёмке? Чем привлекать внимание зрителя и как им управлять? Поговорим о законах зрительского восприятия. А так же — как найти свою сценическую индивидуальность и разбудить энергетику. Какова роль атмосферы в творческом процессе и как её создавать. Что такое «сценическое пространство», как его заполнять и «обживать»? Как научиться слушать, слышать и чувствовать аудиторию?
Чему вы научитесь
- Основам актёрского мастерства.
- Работе на камеру.
- Быть свободным и «заразительным» в кадре.
- Тренировке профессионального актёрского внимания.
- Создавать творческую атмосферу.
- Чувствовать , слушать и слышать аудиторию.
- Заполнять и обживать сценическое пространство.
- Привлекать и удерживать внимание зрителя.
- Харизматичности и заразительности.
- Преодолевать и направлять волнение.
- Управлять своими эмоциями.
- Узнаете как найти сценическую индивидуальность.
- Узнаете что такое актёрский «посыл».
- Управлять актёрской энергетикой.
Актерская мастерская Олега Жирицкого
Сайт: https://actbox.ru/ Продолжительность: 3 недели Стоимость: от 1900 р.
Онлайн-курс актерского мастерства: базовый практический экспресс-курс актерского мастерства, креативности и техники речи.
Вы получаете теоретические материалы и практические задания на популярной платформе GetCourse. В каждом теоретическом уроке есть практические задания. Вы отправляете выполненные задания в специальный чат с куратором курса.
Содержание курса:
- Актерское мастерство: Инструмент
Инструментом в актерской профессии является сам исполнитель. Научитесь работать над собой, исследовать свои возможности и тренировать свое тело, мозг, мышление — для того чтобы добиваться лучших результатов.
- Актерское мастерство: Материал. Действие и внимание
Научитесь видеть материал актерского искусства в жизни и на сцене. Работа над ролью.
- Техника речи
Научитесь правильно дышать, владеть своими природными резонаторами. Научитесь артикуляционным разминкам и прокачаем дикцию.
- Режиссура. Сценическая задача и сверхзадача. Практическая психология
Научитесь выстраивать свое поведение на сцене и в жизни. Научитесь добиваться сценических задач.
- Креативность
Прокачаете воображение, фантазию и научимся входить в творческий поток. Научитесь видеть в привычных вещах и явлениях непривычное. Научитесь нестандартному подходу к задачам.
- Soft-skills
Вскоре без понимания этого термина будет невозможно устроиться ни на одну работу. Научитесь видеть гибкие навыки и использовать их.
Вы будете учиться:
- Выступать перед публикой и на камеру. Выстраивать свое поведение в монологе и диалоге.
- Видеть поведение других людей и выстраивать свое поведение. Улучшите навыки переговоров.
- Пользоваться своим телом и психикой. Координировать работу разных частей тела и сознания.
- Добиваться целей и сценических задач. Узнаете что такое сверхзадача и действие в актерском искусстве.
- Пользоваться своим голосом для публичных выступлений. Использовать диафрагму. Использовать артикуляционную гимнастику и дикционные упражнения.
- Управлять своей психофизикой. Запоминать тексты монологов. Входить в творческое состояние.
Как понять, есть ли у вас актерские способности
Выявить в себе артистические способности довольно просто. Достаточно понаблюдать за реакцией окружающих. Можно выделить несколько признаков, по которым легко определить, реально ли вам стать актером:
- Друзья любят ваши истории. Даже если то, что вы говорите, до крайности банально — вас всегда внимательно слушают. Умению держать внимание публики некоторые обучаются годами.
- Вам несложно завоевать доверие человека. Все дело в развитом обаянии и харизме — вы располагаете к себе людей с первых слов, поэтому часто слывете «любимчиком» у преподавателей в учебных заведениях и у начальства на работе.
- Вы умеете точно изобразить другого человека. Подмечать все тонкости манеры поведения людей и уметь их воспроизвести — способность, подвластная только настоящему актеру.
- У вас прекрасно получается читать монологи. Если воспроизведение отрывка из любого произведения вызывает у слушателей восторг, значит, артистичности вам не занимать.
- Если у вас получается красиво лгать, вы обладаете большим творческим потенциалом. Иногда это свидетельствует о чрезмерном доверии другого человека, но чаще причина кроется все же в слаженной мимике и уверенной интонации.
- Вы без проблем скрываете свои эмоции: смеетесь, когда грустно или вопреки отличному настроению, расстраиваетесь, когда кому-то плохо.
- Вы хорошо владеете своим телом. Двигаться в такт, уметь передавать движениями тела различные образы — актерское призвание. Можно попробовать себя в пантомиме, чтобы оценить собственный потенциал.
4brain
Сайт: https://4brain.ru Продолжительность: индивидуально Стоимость: бесплатно
Курс предназначен для начинающих актеров и всех, кто хочет пройти онлайн-уроки актерского мастерства. В уроках вы кратко познакомитесь с системами Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Немировича-Данченко.
Вы узнаете, какими качествами должен обладать актер и как их приобрести. Вы научитесь искусству сценической речи, понимать и воспроизводить эмоции. Также вы узнаете у ведущих школах и кружках по актерскому мастерству.
В этом же разделе вы найдете учебники, видеоуроки и фрагменты с настоящих курсов актерского мастерства.
Курс поможет вам управлять эмоциями, правильно вести себя на людях, выступать на публике, быть коммуникабельным и харизматичным.
Школа «Легкие люди»
Сайт: https://www.leludi.ru Продолжительность: 30 дней Стоимость: 990-4900 руб.
30-дневный актерский марафон работает в приложении Telegram или ВК, вы можете скачать его на свой телефон или установить на любой компьютер. Каждый день в 9:00 утра вы будете получать задание. Задание будет приходить, только если вы ответили на предыдущее сообщение.
Если вы выбрали тариф с ментором, к вам будет прикреплен один из преподавателей, который дает свои комментарии к вашей работе. Также предусмотрены автоответы, из которых вы узнаете много полезного о театральном деле и индустрии в целом.
Курс — прекрасная возможность начать знакомство с театром. За 30 дней вы получите огромное количество полезных ссылок, историй, ключевых имён. Всё, чтобы вы смогли лучше ориентироваться в актерской профессии.
Все части основаны на исследованиях классиков театральной науки — Станиславского, Чехова, Гротовского, ЛеКока, Брехта и Демидова.
Московская школа кино
Сайт: https://moscowfilmschool.ru/ Адрес: Москва, Нижняя Сыромятническая 10, стр 2 Телефон: +7-495-640-80-14 E-mail: Продолжительность: 2 года Стоимость: 355 000 руб. в год, возможна оплата в рассрочку
На актерском курсе вы научитесь работать в кадре, взаимодействовать со съемочной группой, находить общий язык с партнерами и режиссером. Вас научат работать над ролью и над сценарием, уверенно чувствовать себя перед камерой. Вы в совершенстве освоите секреты мимической и телесной выразительности, научитесь правильно и красиво двигаться. Обучение проводится в удобном blended-формате, позволяющем совместить очные и дистанционные занятия.
Программа обучения:
Акт Плэйс (для детей)
Сайт: https://www.act-place.com Продолжительность: индивидуально Стоимость: 600-1000 руб.
Все занятия проходят в игровой форме, с максимальным привлечением внимания ребёнка. Благодаря чередованию активных и пассивных упражнений, дети не устают.
Ребёнок приобретает новые знания и умения, благодаря специальным театральным играм для развития внимания, фантазии и различных видов памяти, благодаря чему он лучше запоминает и быстрее концентрируется.
Речевые упражнения и игры, с элементами логопедической гимнастики улучшат артикуляцию и дикцию. Ребёнок узнает множество скороговорок и сможет без труда их произносить.
Если у вас скромный и застенчивый ребёнок, онлайн-занятия повысят его самооценку, разовьют чувство уверенности и способность выражать эмоции.
Благодаря видеоурокам, ребёнок узнает, какая разминка поможет настроиться ему в любой ситуации. Основы сценического движения, помогут избавиться от физических зажимов и сформируют правильную осанку.
Знакомство с разными видами театрального искусства и литературными направлениями, сформируют настоящую творческую интересную личность.
Для занятий есть формат видеопрограмм, индивидуальных уроков и в мини-группах.
Ведение творческого дневника
Развитие внимания начинается даже не на самих занятиях, а в повседневной жизни. Новичку предлагается наблюдать за людьми и ситуациями везде, где бы он ни находился, особое внимание обращать на интересных личностей, их поведение, ведь в будущем их можно будет использовать в качестве прототипов для ролей.
К этому же упражнению добавляется внимательное отношение к окружающим предметам. Ежедневно нужно записывать, какие изменения произошли, что было раньше не замечено, что конкретно поменялось.
HEDU
Сайт: https://irs.academy Продолжительность: 3 мес. Стоимость: от 2 700 руб.
Освойте актерское мастерство, чувствуйте себя увереннее и влияйте на людей, пройдя этот онлайн-курс. Снимите мышечные зажимы и научитесь выражать эмоции, познакомившись с актерским мастерством.
Познакомьтесь с театром и работой актеров глубже, освоив актерское мастерство. Научитесь работать со сценическим пространством и зрителем, пройдя онлайн-курс актерского мастерства.
Научитесь работать со своим телом и эмоциями с помощью актерских техник и установите контакт с собой.
Занятия проходят в формате вебинаров. Просмотр видеозаписей лекций доступен в личном кабинете. Каждый урок доступен один раз в неделю, с учётом того, что домашнее задание по предыдущему уроку выполнено.
Программа:
- техника голоса,
- артистичность,
- расслабление,
- работа с эмоциями,
- лицо и мимика,
- искусство перевоплощения,
- управление вниманием.
Тень
По дисциплине «Актерское мастерство» обучение всегда проходит комплексно, основные понятия переплетаются в одном упражнении, требуют от актера постоянной концентрации сил.
Интересно упражнение с тенью. Первый человек производит какие-то движения, оправдывая их целью (это может быть какое-либо беспредметное действие), а второй человек является его «тенью» — полностью повторяет каждое действие. Конечно, первый должен работать медленно, чтобы второй успевал повторять. Но в задачу второго участника входит очень внимательно следить за ведущим и стараться предугадывать его действия. К тому же ему тоже нужно понимать, какое именно действие производится, и оправдывать его, ведь цель человека и тени всегда совпадает.
Подобные упражнения, с помощью которых оттачивается актерское мастерство для начинающих, развивают чувство плеча – оно всегда напоминает актеру, что он работает не один, а зависит от всех, и все точно так же зависят от него.
Театр Insula
Сайт: https://insulatheater.ru Продолжительность: 1,5 мес. Стоимость: 0-40000 руб.
Два раза в неделю по два часа вы будете заниматься актерским искусством с профессиональными актерами и преподавателями. В конце обучения некоторые ученики смогут принять участие в общем спектакле о жизни в изоляции.
Первый блок — Слово как искусство:
- Что делает слово сильным.
- Наука речи.
- Выразительность и техники речи.
- Управление переживаниями в выступлении.
- Искусство быть собой.
Второй блок — Пишем свою историю:
- Принципы сторителлинга (по Эрику Трулсу).
- Уровни воздействия.
- Литературный текст, как основа истории.
- Признаки хорошего текста.
- Рассказываем замысел выпускной истории, разбираем фабульно, формулируем сильные вопросы.
Третий блок — Актерские техники:
- Релаксация как запуск процесса творчества. Учимся дышать. Слушаем себя. Впитываем атмосферу. Учимся использовать сенсорику для публичного выступления.
- Учим тело говорить. Снимаем стресс перед выступлением. Учимся чувствовать себя уверенно. Навыки общения с публикой.
- Эмоциональный тренажер. Характеризация других персонажей через артикуляционные и поведенческие особенности.
Четвертый блок — Метод Ли Страсберга:
- Что такое Метод Ли Страсберга и как его можно применять на сцене и в жизни.
- Основы расслабления. «Голливудский» набор упражнений для поиска правды внутри себя. Упражнение на расслабление.
- Упражнения на сенсорику: чашка, человек, детская комната, музыка в голове, персонаж наедине с собой.
- Расслабление плюс упражнения: Солнечный свет, замена на человека, потребность, замена события, картина.
Введение
Театральноепредставление — это всегда процесс взаимодействия партнеров.Причем партнером для артиста является не только другой артист, но ипублика, и даже неодушевленные предметы (реальные или воображаемые).Часто артист сам для себя является партнером: любой монолог, вкотором персонаж сомневается, мучается, задается неразрешимымивопросами, обращен внутрь себя.
Взаимодействие спартнером, общение с ним — альфа и омега сценического бытия. Насцене не бывает моментов, когда артист ни с кем не общается. Небывает таких моментов и в жизни.
Аркадий Николаевич вошел,поздравил нас с новым этапом и обратился к Веселовскому:
— С кем или с чем высейчас общаетесь? — спросил он его.
Веселовский был занят своимимыслями и потому не сразу понял, о чем его спрашивают.
— Я? Ни с кем и ни счем! — ответил он почти механически.
— Да вы «чудоприроды»! Вас надо отправить в кунсткамеру, если вы можетежить, ни с кем не общаясь! — шутил Аркадий Николаевич.
Веселовский стал извиняться иуверять, что никто на него не смотрел и никто к нему не обращался.Поэтому он ни с кем не мог общаться.
— А разве для этогонужно, чтоб на вас смотрели или чтоб с вами разговаривали? —недоумевал Аркадий Николаевич. — Закройте сейчас глаза,зажмите уши, молчите и следите, с кем и с чем вы будете мысленнообщаться. Уловите-ка хоть один момент, когда вы останетесь безобъекта общения!
Я тоже сделал себе проверку, тоесть закрыл глаза, зажал уши и стал следить за тем, что происходит вомне.
Мне представилась вчерашняявечеринка в театре, на которой выступал знаменитый струнный квартет,и я начал мысленно, шаг за шагом, вспоминать все, что там происходилосо мной. Вот я вошел в фойе, поздоровался, уселся и сталрассматривать готовящихся к игре музыкантов.
Скоро они заиграли, а я ихслушал. Но мне не удавалось как следует вникнуть, вслушаться,вчувствоваться в их исполнение.
Вот он, пустой момент безобщения! — решил я и поспешил сообщить об этом Торцову.
— Как?! —воскликнул он в изумлении. — Вы считаете восприятиепроизведения искусства пустым моментом, лишенным общения?
— Да. Потому что яслушал, но еще не слышал, вникал, но еще не вник. Поэтому я полагаю,что общение еще не начиналось, и момент был пуст, —настаивал я.
— Общение ивосприятие музыки не начиналось, потому что предыдущий процесс еще некончился и отвлекал внимание. Но лишь только он прекратился, выначали слушать музыку или интересоваться чем-нибудь другим. Поэтомуникакого перерыва в общении не было… [1]
Но если в жизни мывзаимодействуем с людьми совершенно естественно, часто непроизвольно,то в условиях сцены настоящее, полнокровное общение с партнеромдостигается с трудом. Так происходит не только от того, что актервынужден произносить чужие слова, жить чужой жизнью. Для того чтобыначался процесс взаимодействия с партнером на сцене, нужно на времярепетиции или спектакля остановить то внутреннее общение, котороесовершается непрерывно. Артист же, по словам Станиславского,«человек, которому присущи человеческие слабости. Приходя наподмостки, он естественно приносит с собой присущие ему жизненныепомыслы, личные чувства, размышления, рожденные реальнойдействительностью. Поэтому и в театре его житейская, обывательскаялиния не прекращается, а при первой возможности вкрапливается впереживания изображаемого лица. Артист отдает себя роли лишь в темоменты, когда она его захватывает. Тогда он сливается с образом итворчески перевоплощается. Но стоит ему отвлечься от роли, и снова онзахвачен собственной, человеческой линией жизни, которая уносит егоили за рампу, в зрительный зал, или далеко за пределы театра, и тамищет для себя объектов мысленного общения. В эти моменты рольпередается внешне, механически. От таких частых отвлечений линияжизни и общения поминутно прерывается, а опустевшее место заполняетсявставками из собственной жизни артиста, не имеющими отношения кизображаемому лицу» [1].
Действие на сценедолжно быть непрерывным, даже в те моменты, когда внешне ничего непроисходит. Надо понимать, что действие — это, в первуюочередь, воздействие на партнера и восприятие его контрдействия.Какой характер будет носить это взаимодействие, зависит от сюжетапьесы, ее интриги и событий. Главное, чтобы оно было взаимодействиемлюдей, живущих в данных сценических обстоятельствах. Только в этомслучае сценическое действо захватит и самих актеров, и людей, сидящихв зрительном зале. Но жить на сцене в предлагаемых обстоятельствах, ксожалению, часто оказывается для актеров непосильной задачей. Двесамые распространенные ошибки: играть самого себя (то есть, приноситьна сцену свои личные проблемы, убеждения, интересы, конфликты); иизображать персонаж при помощи актерских штампов. Тренинговыеупражнения и этюды, предложенные в этой книге, учат избегать этихопасных ошибок.
Как же «зажитьжизнью роли»? Как не выпустить из своей власти вниманиятысячной толпы, сидящей в зрительном зале? Как обеспечитьнепрерывность процесса общения с партнерами своими чувствами,мыслями, действиями, аналогичными чувствам, мыслям, действиямизображаемой ими роли? Что нужно делать для того, чтобы вовлечь всценическое общение зрителя, сделать его своим партнером, участникомдейства? Ответом на все эти вопросы явилась система Станиславского,на основе которой и создан настоящий тренинг.
A.Bender
Сайт: https://a-bender.ru Продолжительность: по запросу Стоимость: по запросу
Курсы актерского мастерства Анастасии Бендер онлайн для тех, кто хочет познакомиться с актерским мастерством или поступить в театральный вуз.
На курсе вы узнаете, как становятся актерами, нюансы профессии, в какой вуз лучше поступить. Вы познакомитесь с основами актерских школ и основными техниками.
Актерское искусство поможет вам уверенней чувствовать себя в обществе и в быту. А детям актерство помогает развить интеллект, воображение, эмоциональность, умение пользоваться и управлять чувствами.
Киношкола RemarkaFilm
Контент данного канала освещает деятельность одесской киношколы с одноименным названием. Он будет весьма познавательным и интересным для тех, кто задумывается о том, чтобы записаться на курс. Он знакомит с методами обучения, преподавательским составом, в который входят известные украинские актеры Сергей Деньга, Алексей Агопьян и заслуженная артистка Украины Наталья Бузько. А также предлагает онлайн-курс по обучению ораторскому искусству. Последнее является одной из основных дисциплин при обучении сценической речи.
Перейти на канал
School Inter (для детей)
Сайт: https://school-inter.net Продолжительность: по запросу Стоимость: 400 руб./занятие
На занятиях дети будут «воспитывать» свой речевой аппарат и делать свою речь не только грамотной, но и красивой. Для этого пригодится тренинг по сценической речи. Дети будут также заниматься актёрским тренингом для того, чтобы чтение и бытовая речь стали точными и выразительными.
Творческая смелость, развитое воображение, богатая фантазия и умение принимать нестандартные решения станут, надеюсь, хорошим дополнением к творческим результатам. А в качестве театральных работ ребята попробуют свои силы в разнообразных радиопостановках!
В качестве домашних заданий к занятиям дети будут учить стихотворения и небольшие тексты — тренировать свою память и учиться «переживать» различные эмоции.
Занятия проводятся группой по 3-5 человек 1 раз в неделю по скайпу.
Упражнения для начинающих
Перед теми, кто только собирается сделать первые шаги на пути к освоению сценической речи, стоят две приоритетные задачи:
- Укрепление и развитие речевого аппарата.
- Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.
Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи. Кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны.
Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь – это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи.
Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т. н. «ленивой» артикуляцией.
Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны.
Артикуляционная гимнастика на укрепление и развитие речевого аппарата
- Вытяните губы трубочкой как можно сильнее и медленно, с напряжением совершайте ими круговые движения в одну, затем в другую сторону.
- Вытяните губы трубочкой, потянитесь ими к носу, затем к подбородку, к правой щеке и к левой щеке. Тянитесь изо всех сил, не жалейте себя. В процессе упражнений мышцы лица должны уставать до боли.
- Представьте, что ваше лицо растягивают сначала по горизонтали в широкую улыбку, потом по вертикали в гримасу с открытым ртом и опущенной нижней челюстью.
- Высуньте язык изо рта и тянитесь им вперед, сколько сможете.
- Широко откройте рот, высуньте язык как можно дальше изо рта, перемещайте язык от одного угла губ к другому и обратно.
- По очереди сильно упирайтесь языком в правую и в левую щеку.
- Совершайте круговые движения языком по внешней поверхности зубов, под губами, в обе стороны.
Посмотрите видео “Как сценическая речь помогает в жизни”:
Sol-x
Сайт: https://sol-x.ru Продолжительность: индивидуально Стоимость: бесплатно
На платформе собраны видеоуроки по актерскому мастерству: упражнения по мимике, голосу, жестам, эмоциям.
«Актерское мастерство — упражнения» — это прекрасный видео урок, который научит вас вести себя естественно и правдиво на сцене. Согласитесь, что когда актер играет плохо — это сразу же бросается в глаза, а камера ловит даже самые незначительные погрешности. Представленные упражнения помогут новичкам быть сдержанными, входить в роль и не давать в себе сомневаться.
Онлайн обучение «Актерское мастерство для сцены – сценический бой», которое поможет вам наработать «специальное состояние», позволяющее более комфортно чувствовать себя на сцене, если вам необходимо будет сыграть сцену боя. Вы сможете ставить цели и быстрее достигать их, благодаря наработке состояния легкости и уверенности, научитесь контролировать свое состояние.
Видео «Тренинг по актерскому мастерству», в котором преподаватель Щукинского театрального училища, Родион Вьюшкин, с удовольствием поделится с вами своим опытом. Ежедневно каждый из нас играет множество ролей, стремясь при этом как можно более гармонично вписаться в социальное общество.
Институт современных технологий, управления и бизнеса
Сайт: https://istuib.ru Продолжительность: 1-3 мес. Стоимость: 18000 руб.
Люди, работающие актерами в театре или кино, чаще всего имеют диплом высшего учебного учреждения. Но освоить данную специальность можно, получив дополнительное образование в Институте современных технологий, управления и бизнеса. Обучение по специальности «Актер театра и кино» производится дистанционным образом. Вы сможете не посещать занятия и получать всю нужную информацию из учебников в большой электронной библиотеке Института.
Сроки обучения вы определите для себя сами, когда будете заключать договор, вы сможете затратить на получение образования от 1 до 3 месяцев. За это время вы будете усваивать нужную информацию, и заниматься написанием дипломной работы, размер которой — 20-30 страниц. Успешная сдача данной работы будет считаться прохождением итоговой аттестации, после которой вам будет выдан диплом государственного образца.
Курс по специальности «Актер театра и кино» включает в себя историю театра и кино, основы режиссуры, хореографии, культурологию, и конечно, актерское и ораторское мастерство, культуру речи, музыкальное и пластическое воспитание, изучение сценической речи, движения, а также основы вокала и правила нанесения грима в театре и кино.
«Моя мечта»
Сайт: https://music-mydream.com Продолжительность: 12-24 урока Стоимость: по запросу
Онлайн уроки актерского мастерства будут полезны для вокалистов, а также всех взрослых и детей, желающих свободно выступать на сцене или перед публикой.
Курс будет полезен в любой профессии, где требуется контактировать с клиентами, и для тех, кто хочет открыто и смело общаться, выразительно и образно подавать свою речь. Скромным и застенчивым детям также будут полезны уроки актерского мастерства, чтобы уметь проявлять себя в общении, стать более уверенными в себе, не стесняясь, перевоплощаться и свободно выражать себя.
Онлайн обучение сценическому мастерству проводится по Skype, вы можете заниматься регулярно по расписанию, либо по свободному графику, получив любое количество консультаций по предмету. Оплата соответственно производится ежемесячно или поурочно. Программы обучения могут быть адаптированы согласно вашим пожеланиям, целям и вашему уровню навыков.
В базовый курс входят следующие направления работы:
- Произносительная и структурная сторона речи и пения с текстом (гласные и согласные звуки речи, смысловые ударения и ударные слоги, виды предложений и т.д.). Работа над дикцией и артикуляцией.
- Дыхание как основа речи и пения. Виды дыхания. Выполнение дыхательных упражнения для развития навыка нижнереберного дыхания.
- Знакомство со средствами речевой выразительности (для вокалистов также со средствами музыкальной выразительности).
- Начальные практические упражнения для развития эмоционально-окрашенной и выразительной речи с применением средств для развития речевой выразительности (чтение стихов, прозы, разучивание диалогов). Воспитание навыка активной, естественной и поставленной речи.
Углубленный курс рекомендован для взрослых и детей от 14 лет.
- Базовый курс актерского мастерства
- Практические упражнения для развития эмоционально-окрашенной и выразительной речи с применением средств речевой выразительности (чтение стихотворений, прозы, озвучивание диалогов).
- Для вокалистов – работа над собственным и предложенным репертуаром (анализ тексти и исполняемых произведений)
- Обучение навыку исполнительского планирования и интерпретации в создании художественного образа.
Голосо-речевой тренинг
- Разминка: массаж, дыхание.
- Произношение согласных звуков
Л, Л’
Звуки переднеязычные сонорные щелевые
- Звук Л в сочетании с гласными и в словах
ЫЛ ЫЛЫ ЛЫ ЛЫЛЫЛЫ БЫЛ ПЫЛ ТЫЛ ОТДЕЛ
ЭЛ ЭЛЭ ЛЭ ЛЭЛЭЛЭ ВЫЛ МЫЛ ПИЛ ВИЛ
АЛ АЛА ЛА ЛАЛАЛА ОТГУЛ СТУЛ ДУЛ ГУЛ
ОЛ ОЛО ЛО ЛОЛОЛО СТВОЛ ПОСОЛ ПОДВАЛ ОПАЛ
УЛ УЛУ ЛУ ЛУЛУЛУ УПАЛ ТОЛ ФУТБОЛ ВОЛЕЙБОЛ
ИЛ ИЛИ ЛИ ЛИЛИЛИ БАЛ ВАЛ ДАЛ КОЛ ЛЫКО
Лыжи, полы, вилы, волы, валы, силы, лава, лай, лавка, лак, лапа, ладонь, лупа, лоб, лодка, локоть, лук, пилы, полый, талый, полка, палка, галка, колпак, клад, клок, клык, пекло, глава, гладкий, глухота, хлопоты, плыть, плот, углы, узлы, повидло, белый, колко, дятлы, башлык.
- Звук Л во фразах: Мыла пол и полки Лола. Клава ловко лук полола. Балалайкой побаловали. Павел играл в футбол. Пол подмел пол. Волк выл. У Аллы лайка. Полка упала. Все было белым-бело. Посол умело играл в футбол. Толпа пятилась. Теплое одеяло укрывало Аллу. Плыло белое облако. Елка, елка, елочка, колкая иголочка. Дятел сидел на елке и долбил щелки. Около кола колокола. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Вакула бабу обул, да и Вакулу баба обула. Что лживо, то и гнило. Ловит волк, довят и волка. На словах — что на гуслях, А на деле – что на балалайке. Маланья-болтунья молоко болтала – выбалтывала, да не выболтала. Свинья тупорыла, белорыла полдвора рылом изрыла. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя. Лапти из лыка. Шила, мыла, гладила, катала пряла да лощила – а все языком. Золото – не золото, не побывав под молотом. Балалайск полон металлолома. Село на прополке. Было дело под Полтавой. Плывет Володин флот.
М, М’, Н, Н’
«Бенефис»
Сайт: https://www.teatr-benefis.ru Продолжительность: 5 нед. Стоимость: 7500-15000 руб.
Прямые эфиры 2 раза в неделю
с сильнейшими преподавателями школы по актёрскому мастерству и сценической речи. Вместе с ними вы будете выполнять самые эффективные упражнения.
Преподаватель вам расскажет о правильной структуре выступления, сторителлинге, импровизации, спонтанности, красивой речи. И ответит на все ваши вопросы.
Домашние задания, которые необходимо будет снимать на камеру. Все задания будут проверяться преподавателями. Вы будете получать полную обратную связь.
Обучение выстроено в формате интересной игры.
Со своими командами, капитанами и победителями, которые получат ценные призы. Даже если вам не удалось присутствовать лично, то у вас всегда будет возможность пересмотреть материал.
Развиваем артистические способности
Для развития артистических навыков нужно одновременно прорабатывать несколько качеств: память, внимание, импровизацию, контроль над эмоциями, речь, пластику. Нужно избавиться от страхов и комплексов — не бояться камеры, публичных выступлений, общения с новыми людьми. Очень важна мобилизованность всего психофизического аппарата — вы должны быть готовы к любому виду деятельности буквально в каждый момент. Неважно, чем вы обеспокоены и что вас озадачивает, если вам нужно резко изменить эмоциональную составляющую — нужно уметь это делать в два счета.
Не стоит игнорировать биографии известных личностей, в особенности тех, которые мотивируют и вызывают восторг. Анализируйте их поведение, подмечайте то, что можно перенять и использовать в своем обучении. Еще больше фантазируйте и чаще включайте воображение. Зрители всегда признают тех, кто умеет дать искрометный ответ на непредвиденный вопрос.
Action
Сайт: https://actionshkola.timepad.ru Продолжительность: 3 мес. Стоимость: 41500-44500 руб.
Курс направлен на то, чтобы погрузить вас в трехмесячный творческий процесс. Помимо практических навыков актерского и ораторского мастерства, вы получите драгоценный опыт работы в команде и встретите новых друзей.
Цели курса:
- раскрепоститься и обрести внутреннюю свободу
- научиться общаться с новыми незнакомыми людьми
- развить воображение
- пробудить волевые качества
- повысить уровень самосознания
- разбудить жизненную энергию
- научиться выступать публично
- услышать свой свободный голос
- улучшить координацию тела
- изменить качество восприятия
- повысить коммуникабельность
- усилить концентрацию внимания
- обрести уверенность в себе.
«Шаман»
Сайт: https://www.slav-nayka.ru Продолжительность: 28 занятий Стоимость: 700$
Дистанционный курс по актерскому мастерству создан не актером, а ученым. Изучив науку о ролевом моделировании, вы без труда научитесь импровизировать, создавать и играть любые роли на сцене и в жизни.
Программа курса состоит из четырех блоков. Вы познакомитесь с подробной классификацией актерской профессии. Блоки включают знакомство с актерством, статусом, зрительским и актерским восприятием.
Вы узнаете многое о психике человека, и как это может быть связано с актерским мастерством. А также как вести себя в любых жизненных ситуациях.
Внимание
В любой сфере деятельности человек с рассеянным вниманием вряд ли сможет достигнуть успеха. Актерское мастерство для начинающих включает в себя много упражнений, направленных именно на развитие произвольного внимания. На этом в актерском мастерстве очень многое завязано, начиная с того, что на занятиях в первую очередь включается внимание, чтобы не было упущено ни одно слово преподавателя, и заканчивая тем, что на сцене актер должен действовать точно по линии роли, не отвлекаясь на посторонние шумы, но при этом держать на контроле партнера и его действия, чтобы не превратиться в механического исполнителя.
Для улучшения внимания актерское мастерство для начинающих упражнения предлагает достаточно простые.