Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию грамматического строя речи старших дошкольников с НВОНР на логопедических занятиях

В данной работе рассмотрены проблемы своевременного формирования грамматического компонента языковой системы детей с НВОНР (не резко выраженным общим недоразвитием речи). Также представлена система упражнений по совершенствованию грамматического строя речи у дошкольников данной категории.

Логопедические занятия, которые включат в себя систему упражнений по совершенствованию грамматического строя речи оказываются эффективным средством усвоения грамматических средств языка.

НВОНР Нерезко выраженнное общее недоразвитие речи

Характеристика детей с «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НВОНР)»

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Особенности речевого развития детей с НВОНР.

Гайфуллина Айгуль Дамировна

[email protected]

МБОУ СОШ № г. Сургута

Учитель-логопед

Данная статья знакомит с особенностями речевого развития у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Адресована учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов, родителям.

Особенности речевого развития детей с НВОНР.

Уровень развития речи является одним из важнейших показателей общего (умственного) развития, как ребенка, так и взрослого. Благоприятными периодами речевого развития являются дошкольный и младший школьный возраст. Поэтому, программа начальной школы предусматривает специальную работу по обогащению словаря и развитию связной речи. В ходе этой работы происходит увеличение пассивного и активного словаря, овладение грамматическим строем речи, формирование навыков устной и разговорной речи (диалогической, монологической).

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научно-исследовательского института дефектологии (Л. С. Волкова, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева и др.) еще в 50-60-х годах. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской патологии: афазии, алалии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Одним из ведущих признаков – это позднее начало речи, первые слова появились к 3-4-м годам, а иногда и к 5-ти. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Также, следует отметить, что при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи, отмечается отставание экспрессивной.

Проблема развития связной речи у обучающихся начальных классов актуальна тем, что в ней отчетливо выступает связь речевого и умственного воспитания. Ф.А. Сохин точно отразил эту взаимосвязь в высказывании: «Ребенок учится мыслить, учась говорить, он также и совершенствует речь, учась мыслить». Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей учебно-познавательной сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, неустойчивый уровень запоминания. Все это в целом приводит к снижению уровня познавательной деятельности ребенка. Анализ детских высказываний подтверждает, что их речь чаще не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов. Так, например, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Причем, под этими понятиями подразумевают длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Бытовой словарь обучающихся с общим недоразвитием речи, в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. Это особенно заметно при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам. Рассказ-описание для учеников малодоступен, так как они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

В отличие от детей с задержкой речевого развития, у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в обычные сроки происходит развитие понимания обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности. Психическое развитие протекает более благополучно, чем речевое. Следует учесть, что по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей интеллектуальное развитие детей с НВОНР приближается к норме.

Основная задача логопедического воздействия детей с общим недоразвития речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Все это подготавливает необходимую основу для их успешного обучения в школе, а также предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении.

В процессе коррекционно-развивающих занятий необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, о наблюдениях из жизни. Занятия по развитию речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по игрушкам, предметам, картине, сериям картин, пересказы.

Речь у ребенка развивается, прежде всего,в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, с кем непосредственно он общается.

Нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми, имеющие ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, уроках, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

Таким образом, для коррекции общего недоразвития речи у детей необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

Литература:

  1. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. Книга I. – М., 1995.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2000.
  3. Волкова Л.С. Логопедия – М., 1989.
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии – М., 1973.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.
  6. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.: Издательский , 2007.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта.

Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных

и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Обращайтесь в центр Логопед Профи — наши специалисты продиагностирую и проведут работу с ребенком с ТМНР.

Консультация Что такое ОНР?консультация по логопедии

Что такое ОНР?

В настоящее время проблема общего недоразвития речи (ОНР) у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Многолетние практические наблюдения показывают, что увеличилось число детей со сложной структурой дефекта.

Чаще всего в структуре речевого дефекта наблюдается именно общее недоразвитие речи, поэтому возникает большое количество вопросов родителей, связанных с ОНР. В своей консультации я освещу следующие вопросы:

  • Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
  • Уровни общего недоразвития речи и их характеристика.
  • Причины общего недоразвития речи.
  • Последствия ОНР, прогнозы и обучение.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики), лексики, грамматики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а так же ринолалии, дизартрии (иногда).

Дети с ОНР очень разнородная группа. Это и практически безречевые дети с зачатками лепетных слов и дети с достаточно понятной фразовой речью с элементами фонетико- фонематического и лексико — грамматического недоразвития.

Поэтому выделяют уровни общего недоразвития речи. Без уточнения уровня заключения ОНР мало о чём говорит, не позволяет построить программу коррекции общего недоразвития речи.

Впервые теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи и характеристика уровней ОНР были сформулированы профессором Р. Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году.

Роза Евгеньевна Левина выделила три уровня ОНР. В современной логопедии существует четыре уровня.

Уровни общего недоразвития речи и их характеристика.

Первый уровень — самый низкий. На этом уровне речь либо отсутствует, либо ребёнком используется несколько лепетных слов или очень усечённых (до 1-2 слогов) слов. Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется одно деформированное слово. Так же это слово может иметь несколько значений. Например «ПИ» это и мышка, и птичка и хочу пить. Очень активно такие дети используют для общения жесты, мимику.

Огромна разница между объёмом активного и пассивного словаря. Это дети, о которые со слов родителей, всё понимают, но ничего не говорят. Однако при детальном обследовании выясняется, что пассивный словарь таких малышей гораздо ниже возрастной нормы.

Звуковая сторона речи резко нарушена (количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых). В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Грамматических форм нет вообще.

Очень желательно для детей с 1 уровнем речевого недоразвития начинать логопедические занятия не позднее или не позже 3-4 лет, тогда прогноз дальнейшего школьного обучения будет более благоприятным.

Второй уровень — у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов, объединённых по смыслу. Появляются полноценные слова, хотя часто очень искажённые. Звукопроизношение грубо нарушено. Из-за фонематического несовершенства в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные как на 1 уровне речевого недоразвития. Очень сильно нарушена слоговая структура слов. Наблюдается сокращение слогов, теряются согласные в слогах со стечением согласных.

Употребление грамматических форм носит случайный характер. Дети со 2 уровнем речевого развития практически не употребляют предлоги или заменяют на общий искажённый предлог «А туи» – «на стуле», «а кани – «в стакане». Очень ограничен словарный запас. Дети не могут назвать детёнышей животных, части целого (спинку и ножки стула), затрудняются в назывании цветов, простых форм.

Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития. « Косики си моть. Диютя. Бух водю.»=«Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду».

Третий уровень – характеризуется наличием фразовой речи и достаточно развёрнутой, с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т.п.).

Слоговая структура длинных многосложных слов обычно нарушена. Особенно ярко это проявляется во фразе. Дети пользуются всеми частями речи, но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным. Например, такие глаголы, как вяжет, вышивает ребёнок заменяет одним словом шьёт.

Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении (много креслов, окнов, грушный сок, лисиный хвост и т.п.). Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными (солнышко лучистая, 5 письмов,).

Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми (поднял с пола = поднял из пола, достал из-под стола = достал из стола и т.п.). Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространённые фразы.

В последние годы стали выделять и IV уровень общего недоразвития речи. Раньше подобное речевое нарушение называли не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). В последнее время чаще используют именно такую формулировку — IV уровень ОНР.

Для этого уровня так же характерны проблемы развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко. Такие дети могут произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.

Слоговая структура нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне фразы. Остаётся бедным и неточным словарь, продолжают встречаться грамматические ошибки устной речи.

В логопедической практике логопеда ДОУ редко, но встречаются дети 1 и 2 уровня ОНР, в большинстве своём это дети 3 и 4 уровней ОНР.

Причины общего недоразвития речи

Причины различны: экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

Последствия ОНР, прогнозы и обучение.

Общее недоразвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы. В школьном возрасте это приводит к нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии), а в более тяжёлых случаях делает усвоение программы вообще невозможным.

Дошкольникам с ОНР (I-III уровня) желательно посещать логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дети с IV уровнем речевого развития могут заниматься и на логопункте, но занятия с логопедом обязательны. Ученики с III и IV уровнем речевого развития могут обучаться в массовой школе, занимаясь на школьном .

Прогнозы зависят от многих факторов: причин нарушения, уровня речевого развития, возраста ребёнка (чем раньше начать логопедические занятия, тем благоприятнее прогноз), сопутствующих проблем. При своевременно начатой логопедической работе общее недоразвитие речи во многих случаях можно устранить полностью.

Составила учитель – логопед Кейлер Т.А.

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 2 класса с нарушениями чтения и письма

Пояснительная записка

Характеристика программы

Данная рабочая программа логопедических занятий разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу 2011 года. Составлена в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методическим письмом«О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 2 класса с нарушениями звукопроизношения (1 час в неделю)

Пояснительная записка

Характеристика программы

Обучающиеся с нарушением звукопроизношения испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Опыт речевого общения у детей-логопатов оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон.

У обучающихся отмечаются: — нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы

-дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп, преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков), неправильно произносят до 5 звуков и более;

-недостаточная сформированность ( в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов;

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 2 класса с нарушениями звукопроизношения (2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Характеристика программы

Обучающиеся с нарушением звукопроизношения испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Опыт речевого общения у детей-логопатов оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон.

У обучающихся отмечаются: — нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы

-дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп, преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков), неправильно произносят до 5 звуков и более;

-недостаточная сформированность ( в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов;

-нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы; лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству);

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 3 класса с нарушениями чтения и письма

Пояснительная записка

Характеристика программы

Данная рабочая программа логопедических занятий разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу 2011 года. Составлена в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методическим письмом«О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФН (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя речи и связной речи) обнаруживается значительное отставание в их развитии. Кроме затруднений в формировании звуко-слоговой структуры слова, ошибок на уровне буквы, в письменных работах встречаются недочеты, связанные с недоразвитием словарного запаса. Обучающиеся чаще пользуются характеристиками по цвету, размеру. Беден и глагольный словарь. Сходные действия называют одним словом ( собака бегает, лошадь бегает), редко пользуются приставками для обозначения оттенков действия.

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 4 класса с нарушениями чтения и письма

Пояснительная записка

Характеристика программы

Данная рабочая программа логопедических занятий разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу 2011 года. Составлена в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методическим письмом«О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

Как показывает школьная практика, обучающиеся, имеющие ФН, сохраняют в самостоятельной речи лексические и грамматические ошибки. Это создает трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания и учебников общеобразовательной школы.

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 1 класса с НВОНР (2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Характеристика программы

Данная рабочая программа логопедических занятий разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу 2011 года. Составлена в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методическим письмом«О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

Полноценная речь ребенка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения. Тем не менее, проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.

Проблема нарушений грамматического строя, связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения.

Уровень речевого развития обучающихся 1А и 1 Б классов характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 1 класса с НВОНР (1 час в неделю)

Пояснительная записка

Характеристика программы

Данная рабочая программа логопедических занятий разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, вступившего в силу 2011 года. Составлена в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.

Полноценная речь ребенка, поступающего в школу, является непременным условием его успешного обучения. Тем не менее, проводимое обследование речи детей, поступающих в школу, выявляет большое количество первоклассников с речевыми затруднениями.

Проблема нарушений грамматического строя, связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения.

Уровень речевого развития обучающихся 1А и 1 Б классов характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Недостаточный уровень развития лексики проявляется при объяснении значений слов, в подборе синонимов, использовании фразеологических оборотов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, неумения уловить их стилистическую окраску.

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающиеся 1 класса с нарушением звукопроизношения (2 часа в неделю).

Пояснительная записка

Характеристика программы

Обучающиеся с нарушением звукопроизношения испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Опыт речевого общения у детей-логопатов оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон.

У обучающихся отмечаются: — нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы .

Рабочая программа по логопедической коррекции для обучающихся 1 класса с нарушениями звукопроизношения

Пояснительная записка

Характеристика программы

Обучающиеся с нарушением звукопроизношения испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Опыт речевого общения у детей-логопатов оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон.

У обучающихся отмечается:-нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы

-дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп, преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков), неправильно произносят до 5 звуков и более;

-недостаточная сформированность ( в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов;

-нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы; лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству);

Рабочая программа кружка «Юнпресс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юнпресс». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]