Слоговые таблицы.материал по чтению (1 класс) по теме


Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным звуком:

  • о-кунь
  • а-ир
  • бо-ло-то
  • во-ло-кно

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Слоговые таблицы для учащихся 1 класса в период обучения чтению

НА НО НУ НЫ НИ
АН ОН УН ЫН ИН
ОН ОНА ОНО ОНИ
Анна Инна Нина

У Ин-ны Ни-на. У А-ни .

НА НО НУ НЫ НИ
АН ОН УН ЫН ИН
ОН ОНА ОНО ОНИ
Анна Инна Нина

У Ин-ны Ни-на. У А-ни .

СА СО СУ СЫ СИ
АС ОС УС ЫС ИС
ОСА ОСЫ ОСИ носи
Анна Инна Нина сани

Сос-на, на-сос, у-сы.

У сос-ны Ин-на.

СА СО СУ СЫ СИ
АС ОС УС ЫС ИС
ОСА ОСЫ ОСИ носи
Анна Инна Нина сани

Сос-на, на-сос, у-сы.

У сос-ны Ин-на.

КА КО КУ КЫ КИ
АК ОК УК ЫК ИК
кок кино кон кос сок
сын кан ник окно сук

Сок, сук, ко-ни, о-си-на, сос-на.

Ни-на у о-си-ны. Ин-на у сос-ны.

У Са-ни са-ни. На но-су у Са-ни оса.

У Са-ни и Ни-ны сок.

КА КО КУ КЫ КИ
АК ОК УК ЫК ИК
кок кино кон кос сок
сын кан ник окно сук

Сок, сук, ко-ни, о-си-на, сос-на.

Ни-на у о-си-ны. Ин-на у сос-ны.

У Са-ни са-ни. На но-су у Са-ни оса.

У Са-ни и Ни-ны сок.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
АТ ОТ УТ ЫТ ИТ
КОТ КОН ТУК ТОК КИТ
аист ТУТ НОС ОТО УТИ

А-ис-ты, ко-ты, о-ку-ни, кто, как.

У Са-ни ко-са. Ко-си, ко-са! У Ни-ны и Ин-ны – косы. Сок у Со-ни и Са-ни. У Ан-то-на но-ты.

У Та-ни кот. У ко-та у-сы.

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
АТ ОТ УТ ЫТ ИТ
КОТ КОН ТУК ТОК КИТ
аист ТУТ НОС ОТО УТИ

А-ис-ты, ко-ты, о-ку-ни, кто, как.

У Са-ни ко-са. Ко-си, ко-са! У Ни-ны и Ин-ны – косы. Сок у Со-ни и Са-ни. У Ан-то-на но-ты.

У Та-ни кот. У ко-та у-сы.

ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ ИЛ
лак лук утка стул стол

Кук-ла, стол, стул, а-ку-ла, ут-ка, ос-лик, прят-ки, ко-лос.

У ок-на сто-ит сто-лик. У Ал-лы са-лат. И у А-ли-ка са-лат. Он со-лит са-лат. У Ко-ли

ста-ка-ны. Он на-лил со-ку. У Та-ни и Ко-ли сок.

ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ ИЛ
лак лук утка стул стол

Кук-ла, стол, стул, а-ку-ла, ут-ка, ос-лик, прят-ки, ко-лос.

У ок-на сто-ит сто-лик. У Ал-лы са-лат. И у А-ли-ка са-лат. Он со-лит са-лат. У Ко-ли

ста-ка-ны. Он на-лил со-ку. У Та-ни и Ко-ли сок.

РА РО РУ РЫ РИ
АР ОР УР ЫР ИР
РОТ СОР РАК РОК РИС
ТУР ТИР РОС СЫР УРА

Рам-ка, ка-ре-та, ра-на, ран-ка, тро-нул,

у-ко-лол, ру-ка, ро-са, ур-на, ар-ка, рад.

Раздели написанное на слова так, чтобы получилось предложение.

УАНТОНАТАКСА. УКАТИНИТКИ.

РА РО РУ РЫ РИ
АР ОР УР ЫР ИР
РОТ СОР РАК РОК РИС
ТУР ТИР РОС СЫР УРА

Рам-ка, ка-ре-та, ра-на, ран-ка, тро-нул,

у-ко-лол, ру-ка, ро-са, ур-на, ар-ка, рад.

Раздели написанное на слова так, чтобы получилось предложение.

УАНТОНАТАКСА. УКАТИНИТКИ.

ВА ВО ВУ ВЫ ВИ
АВ ОВ УВ ЫВ ИВ
ВЕ ЕВ РЕ ЛЕ НЕ
СЕ ТЕ ЕЛИ РЕКА ВОЕТ

Се-но, ве-ник, со-ва, кра-си-во, лу-на, лес.

Ви-сит, ви-но-ват, Ви-ка, вот, воск, винт.

И-ри-на и Во-ва рас-кра-си-ли кар-тин-ки.

Во-ва вы-рас-тил лук. А Ла-ри-са – са-лат.

У нас вы-рос-ла тык-ва!

ВА ВО ВУ ВЫ ВИ
АВ ОВ УВ ЫВ ИВ
ВЕ ЕВ РЕ ЛЕ НЕ
СЕ ТЕ ЕЛИ РЕКА ВОЕТ

Се-но, ве-ник, со-ва, кра-си-во, лу-на, лес.

Ви-сит, ви-но-ват, Ви-ка, вот, воск, винт.

И-ри-на и Во-ва рас-кра-си-ли кар-тин-ки.

Во-ва вы-рас-тил лук. А Ла-ри-са – са-лат.

У нас вы-рос-ла тык-ва!

ПА ПО ПУ ПЫ ПИ
АП ОП УП ЫП ИП
ПЕ ЕЛ ЕМ ТЫ МЫ
ВЫ ОН ВСЕ ЕМУ ТРИ

Па-па, пи-лот, плот, пи-ла, пли-та, пы-лит, пни.

У Ни-ны кук-ла Ли-ка. У па-пы пи-ла. Ан-на пе-ла. Ве-ра на-ри-со-ва-ла кук-лу. Па-вел на-ри-со-вал трак-тор. Па-па ку-пил Пе-те пе-нал.

ПА ПО ПУ ПЫ ПИ
АП ОП УП ЫП ИП
ПЕ ЕЛ ЕМ ТЫ МЫ
ВЫ ОН ВСЕ ЕМУ ТРИ

Па-па, пи-лот, плот, пи-ла, пли-та, пы-лит, пни.

У Ни-ны кук-ла Ли-ка. У па-пы пи-ла. Ан-на пе-ла. Ве-ра на-ри-со-ва-ла кук-лу. Па-вел на-ри-со-вал трак-тор. Па-па ку-пил Пе-те пе-нал.

МА МО МУ МЫ МИ
АМ ОМ УМ ЫМ ИМ
МЕ ЕМ РЕ ЛЕ НЕ
СЕ ТЕ МЕЛ МИР МАМА

Ма-ма, мы-ло, мы-ла, мо-ло-ко, мас-ло, ма-ли-на, му-ка, ма-ло, ми-мо, мак, Мак-сим, сум-ка, мет-ро, мор-ков-ка, мас-ка, мо-ло-ток, ко-мар, са-мо-кат, ми-ну-та, ме-талл,ма-те-рик мат-рос. Ми-ла, Ма-ри-на, Марс, Мур-ка, Мил-ка.

МА МО МУ МЫ МИ
АМ ОМ УМ ЫМ ИМ
МЕ ЕМ РЕ ЛЕ НЕ
СЕ ТЕ МЕЛ МИР МАМА

Ма-ма, мы-ло, мы-ла, мо-ло-ко, мас-ло, ма-ли-на, му-ка, ма-ло, ми-мо, мак, Мак-сим, сум-ка, мет-ро, мор-ков-ка, мас-ка, мо-ло-ток, ко-мар, са-мо-кат, ми-ну-та, ме-талл,ма-те-рик мат-рос. Ми-ла, Ма-ри-на, Марс, Мур-ка, Мил-ка.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗИ
АЗ ОЗ УЗ ЫЗ ИЗ
ЗЕ ЕЗ ЗИН ЗЛЕ НЕ
ЗВУ ЗВО зима звон Зина

Ро-за, ко-за, за-мок, ва-за, зо-ла, та-зы, зал, во-зы, за-кон, зо-ло-то, мо-ро-зы, На-зар, му-зы-ка, звон,

узо-ры, са-зан, за-но-за, звук, зво-нок, за-кол-ка, знак, ку-зов, зонт, ку-зо-вок ку-ку-ру-за.

Тут ро-зы. Ни-на на-шла ро-зы.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗИ
АЗ ОЗ УЗ ЫЗ ИЗ
ЗЕ ЕЗ ЗИН ЗЛЕ НЕ
ЗВУ ЗВО зима звон Зина

Ро-за, ко-за, за-мок, ва-за, зо-ла, та-зы, зал, во-зы, за-кон, зо-ло-то, мо-ро-зы, На-зар, му-зы-ка, звон,

узо-ры, са-зан, за-но-за, звук, зво-нок, за-кол-ка, знак, ку-зов, зонт, ку-зо-вок ку-ку-ру-за.

Тут ро-зы. Ни-на на-шла ро-зы.

БА БО БУ БЫ БИ
АБ ОБ УБ ЫБ ИБ
БЕ ЕБ БИК БЛЕ БНЕ
БУК БОК КИБ ОБВ БРИ

Бак, ба-ба, ба-нан, бык, бу-сы, ба-тон, бок, бо-ты, ка-бан, бух, бу-тон, со-ба-ка, ба-нка, бо-ло-то, бул-ка, мас-ло, а-ку-ла, ту-луп, а-на-нас, кас-ка, мост, клу-бок, куст, бу-ты-лка пла-ток, бант, танк, кол-ба-са, ста-кан.

У ма-мы сум-ка. Там ба-тон. Там мас-ло.

Там кол-ба-са.

БА БО БУ БЫ БИ
АБ ОБ УБ ЫБ ИБ
БЕ ЕБ БИК БЛЕ БНЕ
БУК БОК КИБ ОБВ БРИ

Бак, ба-ба, ба-нан, бык, бу-сы, ба-тон, бок, бо-ты, ка-бан, бух, бу-тон, со-ба-ка, ба-нка, бо-ло-то, бул-ка, мас-ло, а-ку-ла, ту-луп, а-на-нас, кас-ка, мост, клу-бок, куст, бу-ты-лка пла-ток, бант, танк, кол-ба-са, ста-кан.

У ма-мы сум-ка. Там ба-тон. Там мас-ло.

Там кол-ба-са.

ДА ДО ДУ ДЫ ДИ
АД ОД УД ЫД ИД
ДЕ ЕД ДИН ДЛЕ ДНЕ
ДУП ДОК ДЕЛ ДРО ДРИ

Дом, ды-ни, Ли-да, дым, Ди-ма, дуб, во-да, сад Дон, Ди-а-на, ду-бок, о-дин, два, ды-мок, до-мик, по-ми-дор, са-дик, дро-ва, двор, по-су-да, ди-ван, сол-дат, по-ма-да, дос-ки, дуп-ло доктор, бо-ро-да, Ро-ди-на, сун-дук, трак-тор.

Мила и Нина.

Тут Ми-ла и Ни-на. У Ми-лы ма-ли-на. У Ни-ны ли-мо-ны. Ми-ла мы-ла ма-ли-ну. Ни-на мы-ла ли-мо-ны.

ДА ДО ДУ ДЫ ДИ
АД ОД УД ЫД ИД
ДЕ ЕД ДИН ДЛЕ ДНЕ
ДУП ДОК ДЕЛ ДРО ДРИ

Дом, ды-ни, Ли-да, дым, Ди-ма, дуб, во-да, сад Дон, Ди-а-на, ду-бок, о-дин, два, ды-мок, до-мик, по-ми-дор, са-дик, дро-ва, двор, по-су-да, ди-ван, сол-дат, по-ма-да, дос-ки, дуп-ло доктор, бо-ро-да, Ро-ди-на, сун-дук, трак-тор.

Мила и Нина.

Тут Ми-ла и Ни-на. У Ми-лы ма-ли-на. У Ни-ны ли-мо-ны. Ми-ла мы-ла ма-ли-ну. Ни-на мы-ла ли-мо-ны.

ЯР ЯД ЯМ ЯК ЯЗ
ЯН ЯЛ ЯБ ЯВ ДЯ
НЯ РЯ МЯ БЯ ЛЯ
ЯП ПЯТ ЯБЛ СИЯ ЯБЛ

Я-ма, мо-я, Я-на, яс-ли, тво-я, Я-рик яб-ло-ки, Ра-я, ум-на-я, крас-на-я, ста-я, ро-зо-ва-я, ли-ни-я, доб-ра-я, Рос-си-я, Я-по-ни-я, но-ва-я, зна-ко-ма-я, труд-на-я, ста-ра-я, прос-та-я, рус-ска-я, гром-ка-я, род-на-я, Зо-я, зла-я

Ра-но ут-ром па-па ко-сит тра-ву. Ри-та кор-мит кур и у-ток.

Ма-ри-на кор-мит Бо-би-ка.

Ди-ма по-ит ко-ро-ву и ко-зу. По-том Ди-ма и Ри-та па-сут их.

ЯР ЯД ЯМ ЯК ЯЗ
ЯН ЯЛ ЯБ ЯВ ДЯ
НЯ РЯ МЯ БЯ ЛЯ
ЯП ПЯТ ЯБЛ СИЯ ЯБЛ

Я-ма, мо-я, Я-на, яс-ли, тво-я, Я-рик яб-ло-ки, Ра-я, ум-на-я, крас-на-я, ста-я, ро-зо-ва-я, ли-ни-я, доб-ра-я, Рос-си-я, Я-по-ни-я, но-ва-я, зна-ко-ма-я, труд-на-я, ста-ра-я, прос-та-я, рус-ска-я, гром-ка-я, род-на-я, Зо-я, зла-я.

Ра-но ут-ром па-па ко-сит тра-ву. Ри-та кор-мит кур и у-ток.

Ма-ри-на кор-мит Бо-би-ка.

Ди-ма по-ит ко-ро-ву и ко-зу. По-том Ди-ма и Ри-та па-сут их.

ГА ГО ГУ ГЫ ГИ
АГ ОГ УГ ЫГ ИГ
ГЕ ЕГ ГРО ГРИ СНЕГ
РУГ РОГ ГИД УГУ УГА

Но-га, гу-бы, го-ры, ро-га, гу-док, гу-си,Га-ля, гол, ги-ри, ва-гон, ра-ду-га, гла-за, гли-на, го-лу-би, гри-бы, иг-ла, са-по-ги, бу-ма-га, гро-за, Гу-ля,

по-го-да, друг, ги-та-ра, пи-ро-ги, гру-зо-вик, враг, у-ра-ган, ма-га-зин, гвоз-ди-ка, маг-нит, иг-ра.

Гри-бы.

Гу-ля, Ли-за и Ва-ня со-би-ра-ли гри-бы. У Гу-ли о-дин гриб. У Ли-зы два гри-ба. У Ва-ни мно-го гри-бов.

ГА ГО ГУ ГЫ ГИ
АГ ОГ УГ ЫГ ИГ
ГЕ ЕГ ГРО ГРИ СНЕГ
РУГ РОГ ГИД УГУ УГА

Но-га, гу-бы, го-ры, ро-га, гу-док, гу-си,Га-ля, гол, ги-ри, ва-гон, ра-ду-га, гла-за, гли-на, го-лу-би, гри-бы, иг-ла, са-по-ги, бу-ма-га, гро-за, Гу-ля,

по-го-да, друг, ги-та-ра, пи-ро-ги, гру-зо-вик, враг, у-ра-ган, ма-га-зин, гвоз-ди-ка, маг-нит, иг-ра.

Гри-бы.

Гу-ля, Ли-за и Ва-ня со-би-ра-ли гри-бы. У Гу-ли о-дин гриб. У Ли-зы два гри-ба. У Ва-ни мно-го гри-бов.

а о у е и я
гв гва гво гви
гд гда где гди
гл гла гло глу гле гли гля
гн гна гно гну гне гни
гр гра гро гру гре гри гря

Гво-зди-ка, гне-здо, гля-нул, гря-нул, гри-бы, гру-зди, ко-гда, все-гда, пре-гра-да, ни-где́.

— Голуби, голуби,

раз, два, три!

Прилетели голуби-сизари́.

Сели наши голуби у дверей.

Кто накормит голубе́й-сизаре́й?

а о у е и я
гв гва гво гви
гд гда где гди
гл гла гло глу гле гли гля
гн гна гно гну гне гни
гр гра гро гру гре гри гря

Гво-зди-ка, гне-здо, гля-нул, гря-нул, гри-бы, гру-зди, ко-гда, все-гда, пре-гра-да, ни-где́.

— Голуби, голуби,

раз, два, три!

Прилетели голуби-сизари́.

Сели наши голуби у дверей.

Кто накормит голубе́й-сизаре́й?

ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ
АЧ ОЧ УЧ ЕЧ ИЧ
ЧКА ЧКО ЧКИ ЧЕР ЧТЕ
ЧТО СТАР УЧЕ УЧУ ЧАЛ

Мяч, доч-ка, ноч-ка, врач , боч-ка, точ-ка, реч-ка, свеч-ка, печ-ка, о-ве-чка, о-бру-чи, па-ло-чка, грач ка-че-ли, де-воч-ка, ве-точ-ка, ве-чер, ма-моч-ка, ба-боч-ка, бу-лоч-ка, бе-лоч-ка, у-доч-ка,ка-ба-чок вол-чо-нок, ту-ча, ча-сы, пер-чат-ки, оч-ки, да-ча.

Ни-на нян-чит сес-трич-ку О-леч-ку. О-на по-ка­чи-ва-ет О-леч-ки-ну ко-­ляс-ку, что-бы де-воч-ка не кри-ча-ла.

«Мо-лод-чи-на, Ни-ноч­-ка, — го-во-рит па-па.

ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ
АЧ ОЧ УЧ ЕЧ ИЧ
ЧКА ЧКО ЧКИ ЧЕР ЧТЕ
ЧТО СТАР УЧЕ УЧУ ЧАЛ

Мяч, доч-ка, ноч-ка, врач , боч-ка, точ-ка, реч-ка, свеч-ка, печ-ка, о-ве-чка, о-бру-чи, па-ло-чка, грач ка-че-ли, де-воч-ка, ве-точ-ка, ве-чер, ма-моч-ка, ба-боч-ка, бу-лоч-ка, бе-лоч-ка, у-доч-ка,ка-ба-чок вол-чо-нок, ту-ча, ча-сы, пер-чат-ки, оч-ки, да-ча.

Ни-на нян-чит сес-трич-ку О-леч-ку. О-на по-ка­чи-ва-ет О-леч-ки-ну ко-­ляс-ку, что-бы де-воч-ка не кри-ча-ла.

«Мо-лод-чи-на, Ни-ноч­-ка, — го-во-рит па-па.

АСЬ ОРЬ УНЬ НЬ ИТЬ
ЕЛЬ ОЛЬ СЬ ЛЬ МЬ
ВЬ РЬ ЗЬ ТЬ МЕЛЬ
КОНЬ СЕМЬ ПЯТЬ ВЯТЬ ЕМЬ

Соль, конь, коньки, мать, день, деньки, тень, пень, пеньки, лень, боль, больно, лось, гулять, пять, моль, ходить, десять, июнь, бегать, огонь

июль,спать, обувь, пальто, Мальвина, Ольга,

письмо, пельмени, альбом, польза, деньги, огоньки, пальма, пульт, альбатрос.

Мать ку-пи-ла соль. Конь ра-бо-тал весь день.

Лось сел на пень. Бу-ра-ти-но лю-бит гу-лять.

Ка-рась, линь, окунь – ры-бы.

АСЬ ОРЬ УНЬ НЬ ИТЬ
ЕЛЬ ОЛЬ СЬ ЛЬ МЬ
ВЬ РЬ ЗЬ ТЬ МЕЛЬ
КОНЬ СЕМЬ ПЯТЬ ВЯТЬ ЕМЬ

Соль, конь, коньки, мать, день, деньки, тень, пень, пеньки, лень, боль, больно, лось, гулять, пять, моль, ходить, десять, июнь, бегать, огонь

июль,спать, обувь, пальто, Мальвина, Ольга,

письмо, пельмени, альбом, польза, деньги, огоньки, пальма, пульт, альбатрос.

Мать ку-пи-ла соль. Конь ра-бо-тал весь день.

Лось сел на пень. Бу-ра-ти-но лю-бит гу-лять.

Ка-рась, линь, окунь – ры-бы.

ША ШО ШУ ШЕ ШИ
АШ ОШ УШ ЕШ ИШ
ЫШ ШЛИ ДЫШ ШКО ШАЛ
ШКА ШИШ ЛЫШ ЛАШ ШАР
ШКИ НАШ ШАМ ШИМ ШЛА

Ша-ры, шов, шу-ба, ше-я, на-ши, ши-пы, ша-лаш,

Лан-дыш, ма-лыш, миш-ка, на-шли, ва-ши, шум, шиш-ка, при-шли, иг-руш-ки, вы-шла, слу-ша-ли,

Пу-шок, На-та-ша, ма-туш-ка, ку-сок, мы-ша-та, ку-муш-ка, ка-ток, ка-ло-ша , ка-туш-ка, но-сок, по-ло-са, ку-куш-ка, ша-пка, шу-тка, шко-ла, мо-шка, пуш-ка, шпа-лы, мыш-ка, пыш-ка, суш-ка.

ША ШО ШУ ШЕ ШИ
АШ ОШ УШ ЕШ ИШ
ЫШ ШЛИ ДЫШ ШКО ШАЛ
ШКА ШИШ ЛЫШ ЛАШ ШАР
ШКИ НАШ ШАМ ШИМ ШЛА

Ша-ры, шов, шу-ба, ше-я, на-ши, ши-пы, ша-лаш,

Лан-дыш, ма-лыш, миш-ка, на-шли, ва-ши, шум, шиш-ка, при-шли, иг-руш-ки, вы-шла, слу-ша-ли,

Пу-шок, На-та-ша, ма-туш-ка, ку-сок, мы-ша-та, ку-муш-ка, ка-ток, ка-ло-ша , ка-туш-ка, но-сок, по-ло-са, ку-куш-ка, ша-пка, шу-тка, шко-ла, мо-шка, пуш-ка, шпа-лы, мыш-ка, пыш-ка, суш-ка.

Подарки малышам

Наш класс сделал подарки малышам из детсада. Мы работали со старшими ребятами. Делали игрушки.

Денис склеил домик. Саша построил ракету, а Тимур сделал лодку с парусом. У Маши вышла красивая куколка. Все славно поработали.

Мы принесли свои игрушки малышам. Они были рады.

Выучи пословицы о добре

Про доброе дело говори смело.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Подарки малышам

Наш класс сделал подарки малышам из детсада. Мы работали со старшими ребятами. Делали игрушки.

Денис склеил домик. Саша построил ракету, а Тимур сделал лодку с парусом. У Маши вышла красивая куколка. Все славно поработали.

Мы принесли свои игрушки малышам. Они были рады.

Выучи пословицы о добре

Про доброе дело говори смело.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ
АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ
ЧИЖ ЖУК ЖУР НОЖ ЖАЛ
ЖИТ ЖАС ОЖИ ЕЖЕ ЖЕТ
ЖКА ИЖИ УЖА ЖУЧ ЖКИ

Жук, жа-ло, ужи, жар, ко-жа, лы-жи, жа-ба, Жо-ра, но-жи, лу-жа, Жан-на, мор-жи, у-жин, но-жик, ко-жу-ра, жи-вот, лож-ка, а-ба-жур,

лу-жок, кружка, коржик, пожар, пирожок, жмурки, журнал, сторож, можно, дружба, сапожник, нужно, Дружок, художник, важно,

Рыжик, баклажан, жалко.

ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ
АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ
ЧИЖ ЖУК ЖУР НОЖ ЖАЛ
ЖИТ ЖАС ОЖИ ЕЖЕ ЖЕТ
ЖКА ИЖИ УЖА ЖУЧ ЖКИ

Жук, жа-ло, ужи, жар, ко-жа, лы-жи, жа-ба, Жо-ра, но-жи, лу-жа, Жан-на, мор-жи, у-жин, но-жик, ко-жу-ра, жи-вот, лож-ка, а-ба-жур,

лу-жок, кружка, коржик, пожар, пирожок, жмурки, журнал, сторож, можно, дружба, сапожник, нужно, Дружок, художник, важно,

Рыжик, баклажан, жалко.

СЁ РЁ НЁ ВЁ МЁ
ТЁ ЁЛ ДЁ ЁТ ЁС
ЁШЬ ЁЗ НЁК ТЁМ ЗЛЁ
ВЁЗ ВСЁ НЕЁ УТЁ МОЁ

Ё-жик, жу-ёт, нёс, ёл-ка, клю-ёт, вёз, мо-ё, по-ёт, вёл, тво-ё, да-ёт , и-дёт, Лё-ша, тё-тя, жи-вёт, Лё-ва тёр-ка , гры-зёт, Лё-ня, вёд-ра, ко-лё-са, Ар-тём, брё-вна, бе-рё-за, ко-тё-нок, А-лён-ка, де-нёк, о-вёс

те-лё-нок, пе-лён-ка, пе-нёк, ко-злё-нок, о-го-нёк,

же-ре-бё-нок, по-лёт, у-го-лёк.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как [ца])

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Буква Т задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Т, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Т, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Т по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Толе подарили барабан. Бьет Толя палочками по барабану, а барабан стучит: та-та-та!..

Здесь и далее при произнесении слов ТАПОЧКИ, ТЫКВА взрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук [т].

  • Как стучит барабан?
  • ТА — какой тут первый звук?
  • Кому подарили барабан?
  • Какой первый звук в слове ТОЛЯ?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Тыква Тапочки Тучи Тигр

Какой первый звук в слове ТАПОЧКИ? — ТЫКВА?

Когда мы произносим звук [т], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Т!

Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [т].

  1. Гласный или согласный звук [т]?
  2. Какие еще согласные звуки ты уже знаешь?
  3. С голосом или без голоса мы произносим звук [т]?

Запомни, пожалуйста: согласные звуки, которые мы произносим без голоса, называются глухими согласными. Звук [т] — глухой согласный.

Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь? ([х], [п]) Согласные звуки, которые мы произносим с голосом, — это звонкие согласные звуки. Какой звонкий согласный звук ты уже знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Т для дошкольников

Рассмотри букву Т. На что похожа эта буква? (На зонтик, грибок.) Сложи из ладоней букву Т. Напиши букву Т в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой… (тучи).

Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Называюсь… (тишина).

Быть должны всегда в порядке Твои школьные… (тетрадки).

Чтобы было где писать, В школе нам нужна… (тетрадь).

Be в начале слова, точка. Прочитаем… (веточка). Если се, то… (сеточка). Как из слова веточка Получилась сеточка?

Сказка про букву Т

Телезритель Тимка Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

— Тимка! — кричат ему утром тигрята. — Пойдем играть. — Отстаньте,— бурчит Тимка,— тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно — тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало темным-темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

— Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать? — Выкинуть,— мрачно сказал вошедший папа Тигр,— а тебя — выпороть.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Т

Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам — Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Поверчу волшебный круг — И меня услышит друг. (Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет — Семь плугов тащит. (Трактор)

Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор)

Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Нахмурится, насупится, В слезы ударится — Ничего не останется. (Туча)

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Над тобою, надо мною Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес — Прохудился и исчез. (Туча)

Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча)

Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Пословицы и поговорки на букву Т

Трус и таракана посчитает за великана. Трус своей тени боится. Труд кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит и одевает. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Кто не стыдится спрашивать, узнает многое, кто стыдится спрашивать, забудет то, что знал. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать. Где растяпа да тетеря — там не прибыль, а потеря. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет. Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Веселые стихи про букву Т для детей

Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятерку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать. (Я. Козловский)

Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил. — Я люблю,— сказал он строго, Чтоб полосок было много! (Г. Виеру)

— Что такое Телескоп? Тигр спросил, Наморщив лоб. — Телевизор? Что за слово? — Не слыхал тукан такого. (Г. Сатир)

Темноты боится Петя: Трусоват он, видно, дети! (Б. Тимофеев)

Тигр — свирепый зверь. Но все же Тихим тигр бывает тоже. Тигр бывает тих с тигрицей, Так как сам ее боится. (В. Лунин)

Тигренок Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не киска. (В. Маяковский)

Тучи встретились друг с другом, Собрались в один кружок И заплакали над лугом. То ли с радости? С испуга? Отчего? Узнать не мог. (Ф. Бобылев)

Слон Весит слон триста тонн: Тонна — ушко. Тонна — ножка, Вот так крошка! (Г. Цыферов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква Т

Изучаем букву Т.
Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Т, раскраски и стихи про букву Т.

Задания которые надо выполнить:
1)
Раскрасить букву Т, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
2)
Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Т.
3)
Найти и обвести все буквы Т.
4)
Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Т.
5)
Написать прописные буквы Т.
6)
Послушать стихи на букву Т и отгадать Загадку.

Буква Т

Буква Т

Буква Т

Буква Т
Стихи про букву Т
*** Молоток стучит: “Тук-тук! Букве Т я старый друг”.

*** На антенну Т похожа

И на зонт как будто тоже.

*** Тараторит Толик Тане, Что нашёл он буковку в стакане, Познакомлю с буквой Т друзей, Для меня буква т всех милей.

*** Три тритона азбуку учили, Тридцать три буквы они получили, Тыква, туфелька, тетрадь, Букву Т всем надо знать.

*** Топот лап заполнил лес: Таракан на Тыкву влез, Тигр Тыкву в зубы взял, По Тропинке пошагал, А за ними оленята И пятнистые Телята Птиц везут на голове, Трактор едет по Траве. И Трещит из Тучи гром: — Вон гнездо, и буква в нем!

*** Таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко.

Загадка про Букву Т

*** У Тамары тёрочка, Что у деток горочка. С терки сыр катался – Весь внутри остался. На бумажном же листе Терка стала буквой… (Т)

Смотрите также остальные Буквы .Задания по Алфавиту.

Задания по Алфавиту

www.razvitierebenka.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]